senichev@stolica-s.su
Дорогие товарищи! Над нами натурально издеваются. И Первый канал, и Второй, он же Россия‑1. В сговоре они делают это или каждый на свой страх и риск — вопрос отдельный. Но и тот, и другой превратили празднование 100-летия Великой Октябрьской революции в откровенный фарс. Нет бы предложить обществу сколько-то серьезный разговор о том, является ли эта дата осмысленным праздником, или революция уже не имеет шансов на место в истории страны и мира — дудки. Вместо этого нам недвусмысленно и глумливо дадено понять, что Великая Оранжевая, простите, Октябрьская — а) так и не осмыслена, б) так и не оценена и, в) если все еще и интересна, то исключительно как повод для конструирования тележвачки, причем сугубо конспирологического характера.
Первый предложил зрителям 8-серийный байопик «Троцкий» от Александра Котта (автора «Брестской крепости», «Елок», «Обратной стороны Луны» и т. п.) с Хабенским в роли титульного персонажа. Отметим, что Константину Юрьевичу уже доводилось играть Льва Давыдовича — в сериале «Есенин». Но там Троцкого было маловато, и был он какой-то млявый, а тут как всю жизнь к этой роли шел. И он тебе безусловный маньяк, и вот только что не гестаповец и зачем-то даже гиперсексуал. А Ленин в исполнении Стычкина вообще упырь какой-то… Нет, вообще — симпатишно и небесталанно, но революцию как юбиляршу жаль… Лучше других отозвался о сериале Гришковец, сравнивший его с «Властелином колец»: «Троцкий на своем фантастическом паровозе — чем не предводитель эльфов, которые просто одеты не в светлые доспехи, а в черные кожаные шлемы и во все кожаное?.. А чем отличаются видения Троцкого от видений несчастного хоббита Фродо?»
Собственно, а почему бы и нет? По крайней мере, зрелищней, чем у конкурентов. У тех минисериал «Демон революции» еще смешней получился. Получилась полудетективная история про мелкий гешефт с жутко большими последствиями. Сюжет: кайзеровская Германия объявляет грант на проведение в России досрочной революции. И куча народу тут же ломится к расчетливым пруссакам со своими дерзкими проектами. И первый среди них — делец от международной социал-демократии Александр Парвус (впервые этого персонажа на экран вытащили — и сразу на два канала) в исполнении Бондарчука. К слову: сыгравший его в «Троцком» Пореченков чисто физиономически на Парвуса похож больше. И вообще как-то поубедительней. А у Бондарчука он какой-то юродивый вышел. А сладко грассирующий Евгений Миронов в роли Ленина и вообще. Смотрели? Тогда скажите: этот мелочный, капризный истероид и есть та самая «мыслящая гильотина»? Потешный и в своем гневе, и в своих проявлениях страсти, а кроме прочего непростительно болтливый по делу и без господинчик — и есть одна из, вне всяких сомнений, величайших личностей XX века? А по мне уважаемый Евгений Витальевич сработал образ вождя мирового пролетариата как-то нарочито ли, нечаянно ли, а уничижительно. Как нечто среднее между блестяще сыгранными им когда-то Иудушкой Головлевым и повзрослевшим да погрязшем в быте князем Мышкиным. Вот он тарелки демонстративно моет, чтоб на Николашку не быть похожим, вот над женщинами своими издевается, вот тещу покойную минимум по разу в серии недобрым словом поминает. Такого Ленина точно давно пора вон из мавзолея выносить…
А еще этот Ильич обожает Вагнера. Наслаждается им в опере, по граммофону слушает, сам на каждом шагу напевает, обзывает «нечеловеческой музыкой» (и неважно, что реальный Ленин говорил это о бетховенской Аппассионате — кто же нынче Горького-то читал!). Отчего сразу вспоминается, что больше него «нечеловеческую» музыку Вагнера любил всего один на земле человек. И звали его Адольф Гитлер. Случайная аллюзия или авторы сериала меня на нее сознательно вывели?
Плюс милое дело: возрастное ограничение «Демона революции» — 12 лет. То есть рекомендуется к просмотру, начиная со среднего школьного возраста. То есть таким вот должны усвоить и запомнить дедушку Ленина подрастающие россияне. А еще они должны уразуметь, что более других за круто развернувшуюся тогда судьбу России и всего мира ответственны три тетки — исторически достоверные Надежда Крупская с Инессой Арманд и собирательная Софья Руднева — это же они решали, прислушиваться Володе (для первых двух Ленин просто Володя) к коварному Парвусу или повременить. Но без женщин в кадре нельзя, без женщин «Улицы разбитых фонарей» получились бы…
А еще все персонажи в этом сериале какие-то… ну как бы это поточней — отрицательные, если выразиться в духе правильной учительницы литературы. Или просто жалкие ничтожные люди, как сказал бы небезызвестный Паниковский. Уважение вызывают всего двое. Кто? Совершенно верно — чекисты. То есть не чекисты, конечно, а, скорей, наоборот, их классовые антиподы-предшественники, но по сути все равно чекисты — сотрудники царского КГБ. В «Демоне революции» их двое. Выдуманный сценаристами ротмистр Мезенцев — единственный во всей России человек, попытавшийся противостоять приезду Ленина с бандой из Швейцарии. И реально существовавший полковник Туркестанов, которого сыграл Балуев, как бы перекочевавший сюда из хотиненковской же «Гибели империи», и которого сценаристы зачем-то убили на двадцать лет раньше. Настоящий князь Туркестанов не был зарезан в 17-м уркой с алым бантом в петлице, а как и многие приличные люди сгинул в злосчастном 37-м. Но от ножа урки и вправду трогательней…
Вообще, к Котту с Хотиненко претензий особых нет — они сняли ровно то, что им и заказали. А заказали им, судя по всему, кино не про события столетней давности, а про иносказательное сегодня. Про примитивные рецепты «цветных революций» — про внешние разведки, внешние силы через агентов влияния и прямых платных агентов — про всех этих интеллигентов, студентов и прочих, давайте уж не будем миндальничать, ведь авторы вот только не прямым текстом это слово нам в уста вкладывают — про жидов Парвуса и Бронштейна. Которых в кадре — хоть того, хоть другого — прямым же текстом спрашивают: вот скажи, а за что ты так Родину-то не любишь? То есть правильные сериалы сняты и показаны, воспитательные, вроде как и к дате, а по факту — в продолжение недавних «Спящих» — про неугомонную вражью насквозь либерасню. Впрочем, у обоих есть один неоспоримый плюс — после «Матильды» это безусловные шедевры…
Вы только не сердитесь, что я хаю и хаю. По большому счету, все, что я должен бы был сегодня сделать — это попытаться пересказать вам содержание статьи «Кризис лицемерия», которой разродился давеча небезызвестный помощник Президента Владислав Сурков. Потому как не уверен, что за просмотром сериалов большинство о ее появлении хотя бы слышало. Но это было бы примерно, как пытаться пересказать песню или прокомментировать картину. Ну помните, наверное, был у Шифрина шикарный номер — о «Марии Магдалине» он рассказывал голосом не то искусствоведа, не то экскурсовода. А этот монолог господина Суркова даже цитировать как-то неловко — начнешь, да весь текст сюда и загонишь — настолько все злободневно и в яблочко. И языком завидно хорошим, мозги включающим. Поэтому могу лишь настоятельно рекомендовать: найдите и прочтите. Обращаюсь, разумеется, не к своим извечным сетевым оппонентам, но к людям мыслящим. Как, собственно, и всегда.
Статья презанятная. Герой не моего романа Сурков взял да и сформулировал все, что уже давно вертится на языке, но никак не оформится в собственный монолог и только прорывается время от времени отдельными, порой совершенно неуместными пассажами — о том, о другом, о третьем. А ему удалось о совокупности этих ощущений — емко и внятно. А главное — о ее причине: кризис лицемерия. Идеальное определение отношений «общество — государство», в которых мы существуем уже некоторое обозримое время. Максим Шевченко, например, утверждает, что автор статьи бичует «язык, на котором держалось до сих пор западное общество — язык лицемерия», а сегодня, дескать, сложилась ситуация, при которой этот язык больше не работает. И развивает мысль: «мультикультурность, толерантность, общественный договор, демократия, плюрализм, многопартийность — сейчас уже все понимают, что ничего этого нет» (я бы, кстати, крепко расширил этот список, а вы?). И вдруг грозит, что своей статьей «Сурков предвещает новое глобальное фашистское корпоративное государство, где люди из граждан превращаются в подданных и следуют за новыми вождями». В общем, почитайте одного и послушайте другого — там есть о чем задуматься…
Ну и из простого, не нуждающегося в переводе с эзопова на общечеловеческий.
Председатель Союза театральных деятелей А. А. Калягин собрал срочное заседание секретариата, на котором в непривычной для себя манере открыто назвал аресты по делу «Седьмой студии» попыткой намеренного очернения российских деятелей культуры. «Развернута кампания по дискредитации культурной сферы, — сказал он в своей пламенной речи, — тщательно продуманная, и которая ведется по нескольким направлениям… Дело «Седьмой студии» — это только одна ее часть. Параллельно громким репортажам из зала суда, множеству статей с кричащими заголовками, в информационном поле появляется исследование «Трансперенси интернешнел» о конфликте интересов в театрах. И снова руководители театров представлены мошенниками, которые подписывают сами себе гонорары, и которые готовы любыми способами урвать себе «кусок пожирнее». А до этого хитро, с едкими комментариями были проанализированы доходы руководителей московских театров, чтобы продемонстрировать, как хорошо живут театральные деятели, не в пример всем остальным… Для кого ведется эта кампания? Для народа? Для политических элит? И почему именно сейчас накануне выборов в стране? Нас хотят выкинуть за обочину общественной жизни страны? Кто-то старательно пытается изолировать деятелей культуры и лишить Президента их поддержки… Это откровенная, публичная демонстрация неуважения к личности, демонстрация силы, уничижительного отношения к человеку. Не к преступнику!..»
И мне почему-то вспомнилось, как год назад Константин Райкин на точно таком же заседании пытался поднять те же, по сути, вопросы, и как та же самая аудитория его вот только что не зашикала. А тут нате — очнулись: за обочину нас, бедных, выкидывают! от Президента отстраняют, нечестивцы такие!.. И Калягин, естественно, тут же предложил «создать специальную рабочую группу или экспертно-аналитический Центр СТД, который бы занимался всеми этими вопросами, и на ближайшем заседании Совета при Президенте РФ по культуре и искусству выступить с предложением» и бла-бла-бла… И в ответ на эту ни с того, ни с сего суету Сан Саныча Басманный суд Москвы уже на следующий день арестовал квартиру, машину и деньги Серебренникова. Получите, что называется, и распишитесь…
И все это на фоне новостей о полковнике Захарченко. Сообщается, что в ходе расследования у него и членов его семьи были обнаружены и арестованы уже более 374 миллионов рублей, более 140 миллионов долларов и более 2 миллионов евро. Он прятал их в рабочем кабинете и в машине, а также в двух квартирах, используемых как денежное хранилище, и продолжает утверждать, «что все средства и активы были накоплены им с заработной платы». Но следствие не сдается: помимо злоупотребления должностными полномочиями и воспрепятствования правосудию Захарченко инкриминируют целых три эпизода получения взятки в особо крупном размере. По этому делу уже объявлены в розыск женатый на сестре Захарченко полковник ФСБ Дмитрий Сенин и бывший начальник подмосковного главка Росгвардии генерал Алексей Лаушкин… Заостряю: три эпизода инкриминируют. Прикиньте: всего три взятки — ценой в указанное выше количество рублей долларов и евро… Странно даже, что за Захарченко, в отличие от Серебренникова, не идут просить и ручаться его коллеги.
И что это все, если не натуральный кризис лицемерия?