Александр Цой — о глубоком смысле своей роли и лучших кинозлодеях в истории
Фильм «Легенда о Коловрате» уверенно набирает популярность в российских кинотеатрах, однако мнения зрителей о новой ленте режиссера Джаника Файзиева разделились. Одни называют картину великолепной историей с поучительным посылом для детей, а другие недовольны слабым сценарием и чрезмерным пафосом. Почему фильм представляет интерес и для школьников, и для взрослых? Есть ли привлекательные качества у хана Батыя? Какой момент в картине самый драматичный? Об этом и многом другом актер Александр Цой рассказал Николаю Кандышеву.
«С»: В чем, по вашему мнению, идея фильма?
— Это повествование о силе духа, присущей каждому народу. Батый чувствует свою мощь, Коловрат тоже начинает верить в силу своего духа. Когда они сталкиваются, то понимают, что оба обладают мощью, хотя принадлежат к разным народам. Мне кажется, у нас получилась интересная человеческая история. Все герои подвержены понятным каждому зрителю порывам и страстям.
«С»: Трудно ли привыкнуть к съемкам на фоне зеленого экрана, ведь почти все планы нарисованы?
— В театре я привык работать в абсолютно условной атмосфере. На съемках у нас было нечто похожее, только без зрительного зала. В первые дни действительно оказалось непросто действовать в огромном хромакейном павильоне, потому что взгляду совсем не на чем остановиться. На натуре автоматически цепляешься за живую природу и все, что есть вокруг. Здесь же все зеленое. Однако у актеров дискомфорт быстро проходит. Мне приходилось взаимодействовать только с партнерами, но они были прекрасные артисты, поэтому трудностей я не испытывал. Плюс режиссер направлял. Кроме того, потрясающие костюмы и грим помогали забыть об отсутствии настоящих ландшафтов.
«С»: Ваши партнеры активно участвуют в баталиях, а у вас было желание показать свою удаль?
— Честно говоря, я немного завидовал коллегам, занятым в боевых сценах. Мне тоже хотелось показать, на что я способен. Но у меня были такие красивые халаты, такой шикарный грим, такая прическа, такие украшения, что просто не мог махать мечом! Оставалось лишь наблюдать за постановкой боев и тренировками ребят. Я успокаивал себя тем, что зато управляю ордой. (Смеется — «С»)
«С»: Ваш персонаж — злодей?
— Разумеется, героем в фильме является Коловрат, а Батый — антагонист. Но для меня как исполнителя он не мог быть отрицательным персонажем, потому что невероятно нравился! Я старался отбросить груз ответственности, что играю хана Батыя. Меня привозили на съемки заранее, каждый раз уходило полтора-два часа на грим и костюм. На площадку приходил не выспавшийся Саша Цой, но затем превращался в кого-то другого, и это был не я. Я не зацикливался на хане, а пытался играть человеческие отношения, соответствовать жанру и показать целую историю за короткое время. Описания обстоятельств для создания образа я получал из сценария и из доступного материала в Интернете. Замечательная атмосфера на площадке помогла изобразить властность и холодную, опасную грацию героя. Я понимал, что все вокруг работает на меня. Можно было не играть власть и злость, а понимать, что уже обладаешь могуществом и приводишь в ужас одним взглядом. Кажется, это получилось. Когда я посмотрел картину, то остался доволен своей работой, хотя такое редко случается.
«С»: Можно ли разграничить понятия героя и антагониста? Для кого-то Наполеон — выдающийся полководец, а для других — узурпатор. То же самое касается вашего персонажа.
— Вы абсолютно правы! В этом и состоит прелесть нашего мира. Мы не однозначны, не однобоки. Мне нравится идея, что в нас есть все самое низкое и в то же время все самое чистое и высокое.
«С»: Есть ли в фильме крен в сторону чьего-либо национального превосходства?
— Нет, мне кажется, создателям удалось выдержать тонкую грань, показать историю о достойных воинах и с той, и с другой стороны.
«С»: У вас есть в фильме любимый момент?
— Мне нравится финальная сцена смерти Коловрата. Я понимал, что она чрезвычайно важна. От того, как будет мною сыграна, зависит очень многое. Надеюсь, мне удалось соответствовать замыслу создателей картины.
«С»: Почему среди русских князей не нашлось личности типа Батыя, который мог бы объединить Русь?
— Думаю, сложилась такая политическая ситуация на тот момент — княжества были разобщены. Кто-то из князей теоретически мог обладать талантами и способностями сопоставимыми с масштабами Батыя. Но в любом случае ему не хватало человеческих и материальных ресурсов, чтобы бросить серьезный вызов хану.
«С»: Чему фильм может научить школьников?
— Во-первых, фильм о любви, о вере в себя и о силе человеческого духа. Согласитесь, тут есть с чем отождествиться. Картина дарит эмоции и возможность пережить красивую эпическую историю. А для чего еще мы ходим в кино? За возможностью прожить другие жизни. Во-вторых, если школьник после просмотра зайдет в Интернет, чтобы найти еще некоторые факты из нашей истории, прочтет еще кое-что, то одну из задач создатели фильма можно считать выполнили. А у взрослого зрителя есть отличная возможность пережить прекрасную историю любви.
«С»: Отрицательных персонажей играть интереснее, чем положительных?
— Интересно играть и тех, и других. Главное, найти, в чем отрицательный герой хороший, а положительный — плохой.
«С»: Недавно путем опроса на сайте Ranker.com определен лучший кинозлодей в истории — Джокер в исполнении Хита Леджера. У вас есть свои предпочтения?
— Безусловно, Леджеру удалось создать кинозлодея, которого будут помнить еще очень долгое время! Мне нравится актриса Кэти Бэйтс и ее героиня в фильме «Мизери». Также Тайлер Дерден в исполнении Брэда Питта в «Бойцовском клубе». Еще я поклонник Аль Пачино и, конечно же, его Майкл Корлеоне прекрасен!