«ВОЗВРАТИСЬ К ГОСПОЖЕ СВОЕЙ, И ПОКОРИСЬ ЕЙ»

Георге Таттареску. Агарь и ангел
«ВОЗВРАТИСЬ К ГОСПОЖЕ СВОЕЙ, И ПОКОРИСЬ ЕЙ»
Фото: www.pravoslavie.ru

«ВОЗВРАТИСЬ К ГОСПОЖЕ СВОЕЙ, И ПОКОРИСЬ ЕЙ» Семейная жизнь ветхозаветных патриархов. Беседа 9-я

Протоиерей Олег Стеняев

Итак, Бог сказал Аврааму: ... потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата: Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев, Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов, Аморреев, Хананеев, Гергесеев и Иевусеев   (Быт. 15, 18 – 21).

Георге Таттареску. Агарь и ангел        

Если река Египетская указывает на нашу прежнюю греховную жизнь, то река Евфрат указывает на вхождение в Небесный Ханаан –  Царство Божие . Народы, земли которых должно наследовать, чаще отождествляются с семью смертными грехами, ибо на момент вхождения в Святую Землю их и было ровно  семь народов   (Втор. 7, 1).

Иоанн Кассиан пишет: «Это те семь народов, земли которых Господь обещал дать (т. е. «дать» победить – О.С.) вышедшим из Египта (т. е. оставившим прежний греховный образ жизни – О.С.) сынам Израилевым (т. е. в нашем случае чадам Авраама по вере во Христа – О.С.). Все это, по апостолу (1 Кор. 10, 11), было образом для нас, и мы должны принимать написанное об этом для нашего (т. е. христианского – О.С.) назидания... А что говорится, что они многочисленнее, то это потому, что пороков больше, нежели добродетелей. И потому, хотя в каталоге перечисляются семь народов, в поражении их они представляются без обозначения числа» [1] .

И далее мы читаем:  Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка Египтянка, именем Агарь. И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары. И взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, и дала ее Авраму, мужу своему, в жену. Он вошел к Агари, и она зачала. Увидев же, что зачала, она стала презирать госпожу свою   (Быт. 16, 1–4).

Иметь ребенка, наследника, любой ценой – означало иметь основание жизни ( буквально: фундамент под ногами [2] ), так как не имеющие детей считались в то время заживо умирающими (ср. Быт. 30, 1).

Слова:  Аврам послушался слов Сары   – свидетельствуют о том, что Аврам понимал особый духовный статус своей жены и не пренебрегал ее советами. Он как бы прислушался к содержательному смыслу ее слов, распознав в них голос Всевышнего. Иначе излишне уточнение:  послушался слов , которое можно понимать как «расслышал их подлинный смысл». Иначе было бы написано: «послушался Сары»; но мы прочитали:  послушался слов .

В данном отрывке еще более непонятно выражение:  взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою . Что значит «взяла»? Возможно, имеется в виду, что она убедила словами Агарь в правильности такого решения (стать наложницей Аврама).

Уточнение:  по истечении десяти лет   – позже в еврейском народе стало юридическим прецедентом искать развода с женою, если по прошествии десяти лет совместной жизни она так и не понесла плода от мужа.

Слова:  вошел к Агари, и она зачала   – исключают прочтение: «входил»; то есть зачатие произошло от первого соития, и эта история не имела продолжения при жизни Сары...

Святые отцы Церкви всегда находили оправдания для таких действий Авраама, рассматривая их с разных позиций [3] .

Апостол Павел предлагает аллегорическое истолкование на данный отрывок.  В этом есть иносказание   (т. е. необходимо духовное истолкование – О.С.).  Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму   (т. е. еврейскому народу – О.С.),  потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам   (т. е. христианам – О.С.).  Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа. Мы, братия, дети обетования по Исааку   (Гал. 4, 24–28).

Блаженный Августин   писал: «Павел явно показывает, что здесь обеих [женщин – Агарь и Сарру] надо воспринимать аллегорически. Ведь кто-то захочет увидеть и в сыновьях Хеттуры (Быт. 25, 1–6) некий образ грядущего, полагая, будто запись о том, что такие люди делали определенные вещи, сделана не просто так, а по наущению Духа Святого; и выяснится, возможно, что такая аллегория означает ереси и схизмы (т. е. сыновья, которых Авраам прогнал от себя – О.С.). А сыновья свободной, т.е. Церкви, рождены не по плоти, а духовно по обетованию» [4] .

То есть Сара неплодная в данном случае символизирует собою «не рождающую во спасение языческую церковь» [5] . То есть все те многочисленные народы, которые не могли родиться свыше от Духа Святаго, так как пребывали во тьме язычества.

Следовательно, рождающая Агарь символизирует собою синагогу, где познания о Боге получались из Писания (потому и «рождающая»);

Дети Хеттуры (третей жены Авраама), которых он (Авраам) прогнал от шатров Исаака (символизирующего собою детей обетования, то есть Церковь), – прообразы всех еретиков и раскольников.

«И все-таки неплодная (т. е. Сара-Церковь – О.С.) превзошла ее (т. е. Агарь-синагогу – О.С.) многочадием (т. е. множеством уверовавших – О.С.). Первая (т. е. синагога – О.С.) обнимала собою только один народ (еврейский – О.С.), а чада Церкви наполнили Грецию и варварские страны, землю, море и всю вселенную» [6] , – учит Златоуст.

И далее мы читаем:  И сказала Сара Авраму: в обиде моей ты виновен; я отдала служанку мою в недро твое; а она, увидев, что зачала, стала презирать меня; Господь пусть будет судьею между мною и между тобою. Аврам сказал Саре: вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно. И Сара стала притеснять ее, и она убежала от нее   (Быт. 16, 5–6).

Теперь от аллегорического прочтения текста мы вернемся к его простому смыслу.

Агарь не вынесла жестокого отношения к ней со стороны Сары и обращается в бегство в сторону Египта (что мы и увидим далее). И действительно, нельзя такое притеснение беременной женщины не назвать жестоким.

Когда в Святой Земле мне пришлось беседовать в книжном магазине с одним еврейским раввином, то он спросил меня:

– А вы знаете, за что Бог наказывает нас арабским терроризмом? – Я сказал, что не знаю. И он объяснил:

– Когда Агарь была беременна, то Сара угнетала и притесняла ее. А разве можно так поступать с беременной женщиной? За это Бог и наказывает нас в ее потомках – арабах [7] !

       

Далее мы читаем:  И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру. И сказал ей: Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей. Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей   (Быт. 16, 7–9).

В данном отрывке поражает множественное повторение:  нашел ее Ангел Господень... Ангел Господень сказал ей... сказал ей Ангел Господень   – словно речь идет о множестве ангелов. И древние экзегеты так и понимали этот текст, уточняя, что ангелы так стремительно исполняют волю Божию, что для каждого поручения Господня, для каждого Его слова посылается новый ангел.

В шатрах пророка Авраама явление ангелов воспринималось как рядовое событие

С другой стороны, поражает реакция Агарь на явление ангела (или ангелов): она ведет себя странно спокойно, в то время как мужи веры впадали в трепет от подобных явлений (Нав. 5, 14; Суд. 13, 20; Отк. 22, 10). Это можно объяснить только тем, что в шатрах пророка Авраама явление ангелов воспринималось как рядовое событие.

Древнехристианские экзегеты обращали внимание на то, что встреча с Ангелом, происходит у источника воды ( нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне ) [8] . В аллегорическом (духовном) прочтении, найти человека «у источника воды» означает застать человека за чтением Священного Писания или рассуждающим над Словом Божиим, древним символом которого и является вода (Пс. 147, 7; Зах. 14, 8; Ин. 7, 38).

Обращаясь к Агарь со словами:  Агарь, служанка Сарина , ангел подтверждает ее статус. Она действительно беглая служанка своей госпожи!

Слова-вопрошания:  откуда ты пришла и куда идешь   ― осуждение Агарь, которая ушла из дома пророка Божия ( откуда ты пришла ) и теперь, возможно, собралась вернуться в Египет ( и куда идешь ). – Вопрос риторический, так как выше ангел назвал ее по имени, то есть имел полное представление о том, кто она, откуда и куда собралась [9] .

Как бы раскаявшись, Агарь сознается:  Я бегу от лица Сары, госпожи моей...

Каждый год летом я участвую в крестном ходу из Витебска в Смоленск на праздник Одигитрии. Как проповедник этого крестного хода, я провожу на стоянках беседы для паломников. И однажды, после беседы о конфликте между Сарой и Агарь, ко мне подошла молодая монахиня и сказала:

– Я уже собралась покинуть свой монастырь из-за суровой матушки-игуменьи... Но эта беседа-урок поменяла мое решение, и я решила вернуться и покориться матушке. – Я спросил ее, какой текст произвел на нее особое впечатление? И она ответила:

–  Откуда ты пришла и куда идешь!

Ангельский призыв:  возвратись к госпоже своей и покорись ей   – в самом широком смысле призывает отступников вернуться в Святую Церковь и покориться Ей как Госпоже нашей.  Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать   [друг друга],  и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного   (Евр. 10, 25); и еще:  Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное   (Евр.10, 35–36).

Святитель Иоанн Златоуст   наставляет: «Нам известно, что спасение является уделом только Единой Церкви и что никто вне Соборной Церкви и веры не может иметь участие во Христе или спастись… ересям мы не допускаем иметь надежду на спасение, но ставим их совершенно вне этой надежды, так как они не имеют и малейшего общения со Христом» [10] .

А то, что Церковь точно Госпожа и Царица, в Писании сказано:  Вся слава дщери Царя внутри; одежда ее шита золотом; в испещренной одежде ведется она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги ее, приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя   (Пс. 44, 14–16); и еще:  Есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа   (т. е. разных религий и сект – О.С.),  но единственная – она, голубица моя, чистая моя   (т. е. Святая Соборная и Апостольская Церковь – О.С.);  единственная она у матери своей   (т. е. в Церкви Небесного Иерусалима [11]   – О.С.),  отличенная у родительницы своей   (т. е. Церкви Торжествующей – О.С.).  Увидели ее девицы   (т. е. народы – О.С.),  и – превознесли ее, царицы и наложницы, и – восхвалили ее. Кто эта, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами?   (Песн. 6, 8–10).

Святитель Киприан Карфагенский так истолковал эти слова: «Эту единую Церковь обозначает и Дух Святой в Песни Песней, говоря от лица Господня:  Единственная – она, голубица моя, чистая моя; единственная она у матери своей, отличенная у родительницы своей . Можно ли думать тому, кто не придерживается этого единства Церкви, что он хранит веру? Можно ли надеяться тому, кто противится и поступает наперекор Церкви, что он находится в Церкви, когда блаженный апостол Павел, рассуждая о том же предмете и показывая таинство единства, говорит: Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог (Еф. 4, 4–6)?» [12] .

Будущее есть только у тех, которые не отделяются от народа Божия

И далее мы читаем:  И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества   (Быт. 16, 10). – То есть будущее есть только у тех, которые не отделяются от народа Божия и стремятся сохранять единство с ним. Тогда ветхозаветная церковь Бога состояла только из одного семейства Аврама, и принадлежность к нему могла давать надежду на спасение, осуществленное значительно позже, в Пришествии Христа Спасителя, когда, сойдя во ад, Он извел из него ветхозаветных праведников [13]   (1 Пет. 3, 19).

И далее:  И еще сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое; он будет   [между]  людьми , [как]  дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих. И нарекла   [Агарь]  Господа, Который говорил к ней , [сим]  именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня. Посему источник   [тот]  называется: Беэр-лахай-рои. Он находится между Кадесом и между Баредом   (Быт. 16, 11–14).

Имя «Измаил» (Йишмаэль) означает: «услышит Бог». Возможно, это указание на то, что, свернув с правильного пути в начале своей жизни (Быт. 21, 9), он потом, по молитвам отца (Авраама), переживет подлинное раскаяние.

Слова:  он будет   [между]  людьми , [как]  дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него   – являются общей характеристикой его потомкам (арабам).

Следовательно, уточнение:  жить будет он пред лицем всех братьев своих   – указание на то, что арабам и евреям придется соседствовать друг с другом.

Агарь дает колодцу имя: Ты Бог видящий меня

Итак, Агарь дает колодцу имя:  Ты Бог видящий меня   (Беэр-лахай-рои)! И это глубоко символично... Действительно, Господь сочувствует каждому страдающему человеку и видит его ( Бог, видящий меня ), особенно находящемуся в подобных трудных обстоятельствах, в которых оказалась Агарь.

Уточнение, что этот колодезь находился  между Кадесом и между Баредом , указывает на Божественную милость, которая всегда является призывом к святости («кодеш»), и Божественным гневом, ибо слово «баред» означает «молния».

То есть Агарь, убежавшая из общины Аврама, находилась между возможным Божественным гневом (если она вернется в Египет) и Божественным благословением (если раскается и вернется к шатрам пророка Божия).

И далее мы читаем:  Агарь родила Аврааму   (т. е. по возвращении к нему – О.С.)  сына; и   нарек [Аврам]  имя сыну своему, рожденному от Агари: Измаил. Аврам был восьмидесяти шести лет, когда Агарь родила Авраму Измаила   (Быт. 16, 15–16).

Уточнение:  и нарек   [Аврам]  имя сыну своему, рожденному от Агари   – указывает на то, что Аврам открыто признал свое отцовство [14] .

 

Протоиерей Олег Стеняев

 
По теме
 В  Мордовии православные христиане начали готовиться к празднованию Пасхи.
 В  Мордовии православные христиане начали готовиться к празднованию Пасхи.
Газета Мордовия
JPG Файл - ОМВД Республики Мордовия ММО МВД России «Темниковский» устанавливается местонахождение Киселева Эдуарда Алексеевича, 1970 года рождения, который с 1 марта текущего года не выходит на связь с родственниками.
ОМВД Республики Мордовия
В Мордовии отметили День кукольника Артисты Театра кукол Мордовии отметили свой профессиональный праздник – Международный день кукольника.
Газета Мордовия