Вот так номер!

«777», «001», «ЕКХ», «АМР»... Для них эти и другие номера, почитаемые отдельными автомобилистами, являются всего лишь буквенно-цифровыми комбинациями. Не более. Все потому, что ежедневно штамповщики регистрационных знаков почти собственными руками «выдавливают» тысячами все эти тройки, семерки, единицы. Для чего массово производят номера «о000оо 000RUS»? Сколько лет табличка должна сохранять товарный вид? ДЕНИС ТЮРКИН и АРТЕМ АРТАМОНОВ (фото) увидели процесс производства от алюминиевой пластины до привычного всем номера.

В России «царствует» система госзаказа. Все организации, финансируемые из бюджета — федерального, регионального, муниципального ли, — через сайт госзакупок должны поделиться своим желанием приобрести какой-то товар или получить услугу. Нужны Госавтоинспекции госзнаки на транспортные средства? Пожалуйста, проводите конкурс. Какое предприятие соблюдет условия конкурса и — главное — предложит меньшую цену, то и молодец. Последние два года номера в регион-13 поставляет компания «РотаК» из подмосковного городка Волоколамска, население которого сопоставимо с численностью жителей Ковылкина. В России, к слову, четыре крупных игрока на рынке производства номеров. «РотаК» — одно из них. На этом предприятии делали правительственные номера, которые шли на автомобили крупных федеральных чиновников.

Штрипс и триколор

Примерно полтора часа езды от Москвы в сторону Риги по автомагистрали хорошего качества, и мы в старинном подмосковном городке Волоколамске. Купчишки и прочий старинный люд в XI—XII веках из реки Ламы суденышки свои посуху волочили. От того и Волоколамск. Тихие улочки, приятные добротные двухэтажные дома из красного кирпича и добрая тень прошлого в виде старинной архитектуры — хорош Волоколамск! И гостеприимен. Даже свой институт гостеприимства есть, ей-богу, не врем! Не Ковылкино...

Въезжаем в промышленную зону. Высокие заборы, колючая проволока... Оно! Отсюда точно ни один знак не вынесешь. Предприятие занимает довольно обширную территорию, но основное производство расположено в двухэтажном здании. Наверху — администрация, столовая и раздевалки для персонала. 90 % площадей первого этажа занимает главная линия, состоящая из четырех узлов и напоминающая конвейер. Экскурсию по предприятию нам проводит его сотрудник Владимир Машаров.

Итак, производство номеров начинается со штрипс. Так называют длиннющие алюминиевые полосы шириной в будущую табличку, намотанные в большие бобины. Поставляют изделия с двух заводов — из Красноярского края и Самарской области. Штрипс крепят к специальному станку и постепенно разматывают, выпрямляя пластину металлическими роликами.

Далее пластина приходит в узел ламинирования. Роль ламината исполняет произведенная в Германии на американском предприятии «» светоотражающая самоклеящаяся белая пленка с заранее нанесенным российским триколором и надписью RUS. Если взглянуть на пленку под определенным углом, то также можно заметить эту надпись, только светлую и более мелкую. К слову, «РотаК» штампует и номера для соседей-белорусов, так вот у них роль защиты от подделок выполняет прозрачная пленка, усеянная совсем уж мельчайшими буквами BY.

Тут же, рядышком, застыл «конвейер», производящий номера для мотоциклов и прицепов. Их делают в несколько раз меньше, поэтому во время нашего визита линия «отдыхала». Интересно, что станки сами следят за размерами будущих регистрационных знаков, с помощью датчиков ориентируясь по меткам, нанесенным на пленку. По этим же меткам длинная пластина рубится пневматическим «топором» на части. Тут же проделывается отверстие под будущий крепеж. Не сверлится, а прорубается. На обратную сторону таблички ставится клеймо предприятия. Будет возможность, посмотрите у своего авто, что там — «на обратной стороне Луны». Если шестерня с елью (символ «РотаК») — значит, номер изготовлен в Волоколамске. Все эти операции проходят, по сути, без участия человека. Пара работников лишь крепит штрипс и визуально контролирует процесс. За смену одна линия выдает 10 тысяч заготовок под номера. Часть заготовок у «РотаК» покупают региональные мелкие предприятия, которые уже на месте, после победы в конкурсе ГАИ, штампуют номера.

Символы

Продолжим о производстве. Далее заготовки переносят в цех штамповки. Это небольшая комната с четырьмя станками, тремя из которых управляют женщины. Здесь на табличках появляются буквы. Сначала оператор из особого чемоданчика достает набор необходимых символов, отлитых из алюминия. К примеру, во время нашего визита штамповались таблички с кодом 31 (Белгородская область) и серией «НХН». Таков был заказ из местной Госавтоинспекции. Символы, как пластинки из детского алфавита, в нужной последовательности складываются в другой металлический чемоданчик, похожий на вафельницу. Специальное название — клапрама. Сверху кладут табличку. «Вафельницу» толкают под пресс, удар... Вот на табличке и появились цифры с буквами. Вообще, процесс дольше описывать. В реальности сложно даже уследить за движениями рук операторов. Бывают ли ошибки, ведь только цифры приходится менять после двух ударов пресса? Редко. Но если все же случаются и на свет появляется номер с невообразимой комбинацией или дубликат уже сделанного, его уничтожают, предварительно сделав запись в специальной книге. Номерной шредер действует так же, как и бумажный. Бросил в него табличку, и от нее остаются небольшие куски, которые затем сдаются на переплавку. Интересно, что количество этих кусков — пять — регламентировано ГОСТом. Наконец, финальный процесс производства — нанесение на номер черной пленки, делающей заметными все цифры и буквы. Да-да, символы и края номера не красят. Заготовки прокатывают на термотрансферной машине под самоклеящейся пленкой, что покрыта специальной влагостойкой краской. Производят пленку и наносят на нее краску также на предприятии, но в другом цехе. Интересный момент. Прежде чем использовать в процессе новый рулон пленки, первые ее несколько десятков сантиметров раскатывают, чтобы «приработать», на болванке — тоже металлической табличке, но с уникальной комбинацией символов: «о000оо 000RUS». Так на свет появляется несуществующий в гаишной природе регистрационный знак. Жизнь его, правда, недолга и заканчивается все в том же уничтожителе. Некоторые мордовские автолюбители помнят, как у них стали «белеть» номера — это стиралась краска на пленке. Кто-то подкрашивал символы маркером, кто-то просто терпел ругань инспекторов за нечитаемые номера... Ту партию госзнаков поставила в регион другая компания. Как говорят специалисты, очевидно, она была бракованной — в производстве нарушили технологию. По ГОСТу таблички должны оставаться читаемыми не менее трех лет. Такова и гарантия производителя.

К слову, все оборудование, на котором производят госзнаки, — российское, более того — собственного производства компании, чего нет у других игроков рынка. На территории предприятия есть мини-завод, где это оборудование и делают.

А как у нас?

В Саранске тоже есть свое небольшое производство номеров. Правда, маленькое, как свечной заводик в мечтах персонажа «Двенадцати стульев» отца Федора. И делают на саранском предприятии только дубликаты госзнаков.

Оборудование — клапраму, пресс и термотрансферную машину — поставила все та же волоколамская компания. Основное отличие от «большого» производства — пластиковое клише (те самые буквы и цифры из «детского алфавита») вместо алюминиевого. Объем небольшой — около сотни комплектов в месяц (со слов сотрудника компании), поэтому производство обходится всего одним оператором. Стоит услуга 2 тысячи рублей. Сделать дубликаты можно лишь в том случае, если у вас на руках два номера, или один в случае с прицепом или мотоциклом. Для этого можно и не обращаться в ГАИ, а прийти сразу к саранским специалистам. При утере или хищении табличек этот вариант невозможен. По действующему законодательству, требуется перерегистрация транспортного средства с выдачей новых госзнаков.

ЦИФРЫ

520 х 112 мм — таков размер обычного автомобильного номера.
620 граммов (приблизительно) весит один номер.

Кстати

Депутат Госдумы Вячеслав Лысаков, озаботившийся ростом краж автономеров, захлестнувших Москву и Санкт-Петербург, внес на рассмотрение коллег законопроект. Лысаков предлагает сделать хищение номеров уголовно наказуемым деянием и дополнить УК РФ статьей «Неправомерное завладение государственным регистрационным знаком транспортного средства». Предполагаемое наказание — штраф до 200 тысяч рублей либо лишение свободы до года. Инициативу депутата поддержал Верховный суд РФ. Законопроект пока не рассматривался. Сейчас в стране это деяние не наказуемо.

За красоту платить готовы

На предприятии нам подарили сувенир: табличку с символами «о000оо 113RUS». Мы решили поинтересоваться у наших подписчиков «ВКонтакте», какую сумму они готовы заплатить за такой номер, продавайся он в России легально. Вот как распределились ответы (проголосовало 507 человек):
От 1 до 5 тысяч рублей — 57,6 %
Больше 20 тысяч, готов торговаться — 18,1 %
От 5 до 10 тысяч — 12,8 %
От 15 до 20 тысяч — 6,9 %
От 10 до 15 тысяч — 4,5 %

 
По теме
В Саранске начинают чинить дороги после зимы На неделе в Доме Республики обсудили предстоящий дорожный ремонт в Саранске.
26 марта сотрудники Госавтоинспекции совместно с представителями АНО «Центр поддержки и защиты детства», руководителем которой является секретарь Общественного совета при МВД по Республике Мордовия Ольга Веретенникова,
По информации городской Администрации, при строительстве моста-путепровода Светотехстрой-Химмаш в Саранске с 07:00 1 апреля до 23:00 31 мая этого года будет временно ограничено движение и исключена стоянка транспортных с
Во время несения службы по Ленинскому району го Саранск инспекторы ДПС ОСБ ДПС Госавтоинспекции МВД по Республике Мордовия заметили пожилого мужчину, который упал на тротуаре и не мог самостоятельно подняться.
В Саранске начинают чинить дороги после зимы На неделе в Доме Республики обсудили предстоящий дорожный ремонт в Саранске.
Газета Мордовия
Госавтоинспекция Мордовии выявила более 70 нарушений в ходе мероприятия "Перевозчик" - Вестник Мордовии Более 300 транспортных средств и водителей, осуществляющих перевозку пассажиров, проверили сотрудники Госавтоинспекции Мордовии в ходе оперативно-профилактического мероприятия «Перевозчик»,
Вестник Мордовии
27 марта сотрудники Госавтоинспекции МВД по Республике Мордовия провели оперативно-профилактическое мероприятие «Чистый номер».
ОМВД Республики Мордовия
JPG Файл - ОМВД Республики Мордовия ММО МВД России «Темниковский» устанавливается местонахождение Киселева Эдуарда Алексеевича, 1970 года рождения, который с 1 марта текущего года не выходит на связь с родственниками.
ОМВД Республики Мордовия
В Мордовии отметили День кукольника Артисты Театра кукол Мордовии отметили свой профессиональный праздник – Международный день кукольника.
Газета Мордовия