Византийский клуб в МГУ

17 марта в зале музея Мордовского госуниверситета (2-й корпус МГУ) прошла первая лекция информационно-образовательного цикла «Православие: известное и неизвестное», организованного Отделом молодежного служения Саранской и Мордовской епархии и кафедрой философии для гуманитарных дисциплин МГУ.

Цель этого проекта – рассказать учащейся молодежи о том, что Православие, вопреки сложившемуся в обществе мнению, это вовсе не примитивное архаичное вероучение, а гармонично выстроенная многообразная система познания мира в целом. Изучение и понимание Православия, как мировоззрения и образа жизни, может помочь молодым людям расставить правильные акценты в понимании окружающих их событий, обрести нравственный стержень, без которого человек не может стать полноценной личностью. Как сказал во вступительном слове протоиерей Александр Пелин: «Назрела необходимость поговорить о проблемах, связанных с Православием, узнать – что это такое, рассказать о православном наследии, из которого все мы вышли. Хочется, чтобы все мы, находящиеся здесь, образовали некий Византийский клуб, на заседаниях которого мы могли бы говорить о культуре, искусстве и высокой философско-богословской традиции, сосредоточенных в глубинах нашего менталитета».

Цикл «Православие: известное и неизвестное» будет состоять из пять лекций на разнообразные темы, так или иначе связанные с православным вероучением, рассказывающие о результатах научных исследований, подтверждающих истинность библейской картины сотворения и развития мира. Читать эти лекции будут преподаватели Саранского Духовного училища и московского Свято-Тихоновского университета, признанные специалисты в данных вопросах теологии: протоиерей Александр Пелин, протоиерей Виктор Зимин, протоиерей Алексий Пенькевич, игумен Спиридон (Баландин), игумен Силуан (Туманов), кандидат наук Никита Гайдуков.

Первая лекция, прочитанная 17 марта игуменом Спиридоном (проректором Саранского Духовного училища по информатизации) собравшая студентов Института национальной культуры и Историко-социологического института Мордовского университета, была посвящена теме «Философско-богословские искания I-III веков по Р.Х. Гностические учения, каббала и христианство». Кроме студентов МГУ на лекции присутствовали учащиеся Духовного училища.

В первой, обзорной части лекции отец Спиридон рассказал о том, что представляла собой древняя Палестина с точки зрения распространенных на ее территории религиозных учений; в первую очередь, разумеется, - иудаизма, о чем подробно рассказано в Ветхом Завете. Причем, ко времени явления Спасителя, это был уже эллинизированный иудаизм, испытавший на себе влияние неопифагорейцев, иранского зороастризма (согласно которому всё сущее – результат противоборства двух равновеликих богов – доброго и злого) и, как это ни странно звучит, буддизма. Зародившееся две тысячи лет назад юное христианство первоначально шло бок о бок с ветхозаветным иудаизмом, разрыв между ними произошел в 70-х годах I века от Рождества Христова, когда был разрушен Иерусалимский Храм, и окончательно оформился в 130 году, когда в египетском городе Александрия римской армией было подавлено восстание иудеев, которое не было поддержано христианами.

  Гностицизм как религиозная система зародился именно в Александрии, которая тогда была интеллектуальным центром древнего мира. У его истоков стояли эллины, знакомые с иудаизмом и воспринявшие христианство. Гностики приняли светлого доброго Христа, отвергнув ветхозаветного законного жестокого Бога.

В итоге получилось вероучение, в котором где-то далеко есть добрый бог, посланником которого является Христос. Кроме них существует и злой бог-демиург, сотворивший этот мир. Таким образом, по мнению гностиков, мир изначально крив, и исправить его невозможно. Единственное спасение – бежать из этого мира, вырвавшись из телесной оболочки, которая, как и весь остальной материальный мир, является созданием злого демиурга. Гностики создали теорию, согласно которой пробудившиеся сознание просветленного человека уносится далеко-далеко, к светлому богу, а сознание, которое не смогло освободиться, после смерти своего тела переселяется в другое тело, тем самым обрекая себя на бесконечные мучения.

Описав религиозную пестроту античного мира, отец Спиридон перешел к рассказу об учении Каббалы, которое еще называют учением Меркавы (в переводе с иврита – колесница). В его основе лежит видение, описанное в 1-й главе Книги пророка Иезекииля, когда ветхозаветному пророку было явлен некий тетраморф – небесное существо с четырьмя ликами, влекущее колесницу, на которой восседает Некто, которого пророк не смог определить. Что примечательно, последователи учения Каббалы считают, что толковать эту главу Книги Иезекииля могут только мужчины старше 30 лет. Каббала – это вообще чисто мужское учение для мужчин, которые называют себя «йордаи Меркава» – наездники божественной колесницы. Это неоспоримое превалирование мужского начала отличает каббалистов от гностиков, которые допускают женщин даже к совершению богослужения, считая, что в структуре мира есть и женские частицы. Кстати, православный богослов Макарий Египетский считал, что тетраморф, описанный Иезекиилем, это человеческая душа, которая ждет своего повелителя.

Тема философско-богословских исканий оказалась довольно сложной для студентов-гуманитариев, поэтому лектору было задано всего несколько вопросов из зала. Первый из них касался герметической традиции гностицизма. Отец игумен объяснил, что, согласно учению гностиков, во время вселенской катастрофы искры божества разлетелись по миру, и некоторые из них попали в людей. По герметической традиции, эти частицы божественного вещества могут внезапно инициироваться, и тогда бог начинает искать себя.

Второй вопрос: как относится Русская Православная Церковь к недавнему заявлению Римского Папы Бенедикта XVI о том, что католическая церковь снимает с еврейского народа вину за распятие Христа? Чтобы ответить на этот вопрос, отец Спиридон сперва объяснил, в чем вообще евреи обвиняли Иисуса. В иудаизме мессия – это тот, кто спасет мир, изгнав из него всё зло, и сделает это реально, прямо сейчас, при жизни совершив то, что, по верованию христиан, должно произойти лишь после второго пришествия Спасителя. Таким образом, Иисус, пришедший из Назарета, в глазах иудеев был лжемессией и самозванцем, хотя и обладающим некими чудотворными способностями. «Что же касается заявления Папы Римского, - сказал отец Спиридон, - то простить грех убийства может только Бог, а католический понтифик таковым не является».

После окончания лекции слова попросил протоиерей Виктор Зимин, который вкратце рассказал студентам о том, чем гностицизм и каббализм отличаются от Православия. Прежде всего – взглядом на то, как складываются отношения между Богом и человеком. Православный человек, обращаясь с молитвой к Господу, может только надеяться на Его милость, надеяться, что он будет услышан Всевышним и тот подаст ему просимое. Гностики и каббалисты, напротив, считают, что человек, достигший определенного уровня просветления, способен неким магическим образом влиять на решения Бога. Кроме того, в Православии во время личной молитвы считается ересью вызывать какой-либо визуальный образ перед мысленным взором. Каббалисты же в молитве требуют визуализации, вызывая видение огненного круга, внутри которого горят четыре буквы, составляющие имя Бога – Яхве, и лишь после этого можно начинать молитву или медитацию.

Также отец Виктор уточнил, что он сам и отец Спиридон, являясь православными священнослужителями, могут говорить о каббализме и гностицизме, объясняя их сущность, но никоим образом не собираются пропагандировать эти религиозно-философские учения, считающиеся еретическими. Отец Александр Пелин добавил к этому, что теология – наука о Боге, и лекция, прочитанная отцом Спиридоном, целиком укладывается в рамки этой науки. «В настоящее время идет борьба за души молодежи, и очень важно, кто в этой борьбе победит. Вы должны иметь представление о законах, по которым развивается этот мир. От этого зависит, сможете ли вы совершить тот или иной значимый поступок, когда это потребуется. Пока еще вы во многом зависите от ваших родителей, которые содержат вас, оплачивают вашу учебу в университете. Но рано или поздно вы сами будете за себя отвечать, и очень важно, чтобы вы руководствовались при этом теми знаниями, которые вы обретете».

В завершение первого заседания «Византийского клуба» заведующий кафедрой философии для гуманитарных специальностей МГУ, доктор философских наук, профессор Евгений Владимирович Мочалов поблагодарил всех за участие, вручил отцу Спиридону благодарственную грамоту за прочитанную лекцию, и объявил, что следующая лекция состоится через две недели, 31 марта, в 15 часов.
 

Михаил ИШЕНИН


 
По теме
В библиотеку СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия переданы книги - УФСИН В следственном изоляторе № 1 УФСИН России по Республике Мордовия в рамках работы межрелигиозной группы прошла встреча сотрудников учреждения с председателем отдела по тюремному служению Саранской и Мордовской епархии про
УФСИН
В Мордовии прошла спецоперация «Анаконда» - ИА Медиа Ток Фото: Пресс-служба МВД по Республике Мордовия 28 марта. /MEDIA-TALK/.Ее цель - предотвращение и пресечение транспортировки наркотиков, оружия, других предметов или веществ, запрещенных к гражданскому обороту.
ИА Медиа Ток
Гепатит С - вирусное заболевание, которое может протекать в острой и хронической форме, притом частота хронизации этой инфекции очень высока: до 85% случаев.
Роспотребнадзор