«Жена у меня нормальная: хватает ума не ездить со мной зимой»

«Жена у меня нормальная: хватает ума не ездить со мной зимой»
«Жена у меня нормальная: хватает ума не ездить со мной зимой»
«Жена у меня нормальная: хватает ума не ездить со мной зимой»
«Жена у меня нормальная: хватает ума не ездить со мной зимой»
«Жена у меня нормальная: хватает ума не ездить со мной зимой»
«Жена у меня нормальная: хватает ума не ездить со мной зимой»
Фото: stolica-s.su

В Саранске нашелся единственный в регионе всепогодный мотоциклист на «Урале» с коляской

«Мероприятие одно недавно в Тольятти было. Ездил туда. Конечно, на мотоцикле. Минус 27 было, ну и что? Бушлат надел, кирзовые сапоги с теплыми вставками. Не замерз!» 27-летний саранский бизнесмен Арсений Еркин суров и мощен, как и мотоцикл «Урал», который чуть младше своего хозяина. Он говорит, что способен купить автомобиль иностранного производства, но больше ценит мототехнику, поэтому и ездит только на ней. Причем круглогодично. О зимней езде, дичайше доработанном моторе «Урала», стереотипах о ненадежности русской техники, криворуких колхозниках и знакомстве с православным батюшкой-байкером Арсений рассказал Денису Тюркину.

110 км/ч на «Урале» зимой

Выезжая за ворота личного автомотосервиса для фотосессии, Арсений при любом удобном случае выставляет мотоцикл боком. Особых усилий для этого прикладывать не надо: единственное ведущее колесо буксует едва ли не на малом газу. Но при этом сам байкер считает управляемость нормальной. «Просто надо в голове держать тот факт, что у тебя условно плохая резина, — ​поясняет одетый весь «в кожу», несмотря на морозную погоду, мото­владелец. — ​Для «Уралов» не делают зимней резины. Да и летней тоже. Есть универсальная «Урал-шина». Она стоит на двух колесах: на переднем и том, что у коляски. «Шипастая» шина на ведущем неродная, это кроссовая модель. Настоящих шипов у заводских шин не бывает. Так-то их шипуют, но в кустарных условиях. Да и не знаю, нужны ли они вообще, шипы эти. Я четвертый год катаюсь, и ничего. Какая безопасная скорость? В городе на пять километров меньше скорости потока, чтоб успеть оттормозиться. Сейчас ведь почти все машины с АБС, другой вспомогательной электроникой. А у меня только ноги и ничего больше. Да еще коляска-то без тормоза, поэтому может и занести… На трассе могу держать скорость в 110 км/ч. Конечно, для обычного «Урала» это не рабочий режим, но у меня-то дико доработанный! При этом хороший, качественный, ресурсный мотоцикл».

© Столица С | Юлия Честнова © Столица С | Юлия Честнова

По документам мотоцикл Арсения называется «Урал» ИМЗ‑8.103–10. Модель выпускалась с 1987-го по 1994 год. Рама родная, 1994 года, а вот двигатель «Днепр‑10–36» на десять лет моложе. С завода он должен развивать мощность 36 л. с., но Арсений поднял ее до 55. «Как я уже говорил, он глубокой доработки, но при этом имеются ресурсы для дальнейшего улучшения, — ​поясняет байкер. — ​Что сделано? Стоит распредвал от эскортной версии мотоцикла «Днепр» (модель выпускалась в советское время ограниченным тиражом для сопровождения кортежей первых лиц — ​«С»), доработана вся система ГРМ — ​стоят облегченные толкатели, увеличены впускные клапаны, распилен впускной канал, увеличен диффузор карбюратора, что дает большую наполняемость камеры сгорания на высоких оборотах. Многие детали от старой советской техники. Некоторые изготовлены специально по нашему заказу. Штанги толкателей переделаны из оригинальных, они укорочены и перепрессованы. На заводе пришлось готовить спецоснастку, ведь штанги неразборные. Некоторые детали — ​как клапанные направляющие — ​от иномарок (БМВ и «Фольксваген»). Все расчеты проводил и готовил чертежи мой друг Валера Егоров. И все получилось! Три года эксплуатации не выявили никаких проблем. Двигатель «Урала» не приспособлен для работы на высоких оборотах, ведь он был сделан для того, чтобы человек смог нагрузить в коляску вес еще таких же мотоциклов и спокойно поехать. У него военные корни, он сделан для тяжелой работы. То есть задачи скоростной езды не ставились! Но после доработки никаких сложностей не появилось. Это как раз и говорит о правильности всех наших операций. За три года ни давление масла не упало, ни компрессия».

Люлька «Урала» неродная, она не от этого мотоцикла. Арсений взял ее у друга — ​покататься. Вет­ровик от милицейского «Урала». Установлена еще защита рук, датчик давления масла. В остальном внешне почти ничем не отличается от оригинального.

Бушлат и ватники

«Выходит, что зимой в Мордовии я один на мотоцикле езжу, потому что никого больше не встречал никогда, — ​рассказывает саранский байкер. — ​В России нас полно. Например, недавно ездил в Тольятти на «Сноу-Догс» (ежегодный международный зимний слет любителей мототехники, проводимый с 2004 года — ​«С»), так туда довольно много мужиков на байках подтянулось. Причем отдельные уникумы 2 500 км в одну сторону отмахали. Ездят все на отечественной технике, лишь двоих я видел на «иностранцах»: одного на чоппере-«японце», другого — на спорт-туристе (тоже «японце»). Естественно, оба с колясками. Не, не потому что зимой на одиночках невозможно. Я-то до этого три года именно на одиночке откатал. Просто в коляску можно груз какой-никакой положить, запчасти там… Я, например, именно поэтому в Тольятти так отправился. Путь неблизкий, мало ли что… Но за время владения с этим «Уралом» только раз поломка случилась. Из-за сторублевого зажигания. Нового. Прямо перед выездом поменяли его, типа перестраховались. Получилось наоборот. А ведь хотел я на старом ехать! Что ношу, чтобы не замерзнуть? Милицейские краги. Ну те, что мотоциклисты-милиционеры в советское время использовали. Кожаные штаны (под ними еще и обычные) и косуху. Правда, молния на косухе у меня навернулась, поэтому вынужден ездить в обычном бушлате. Термобелье? Нет, флисовую рубашку только. Когда в Тольятти ездил при минус 27, еще ватные штаны надевал, на ноги — ​кирзовые армейские сапоги со специальной фольгированной вставкой из охотничьего магазина. Надо, конечно, мотоэкипировку нормальную купить, зимнюю. Но она денег солидных стоит, а я пока все в детище вкладываю — ​в сервис, поэтому на себе экономлю».

Арсений вместе с товарищами ремонтирует авто- и мототехнику, а еще собирает кастомы. Это такие эксклюзивные и редкие мотоциклы, сделанные, как правило, из деталей серийной техники, но с применением оригинальных. Также ребята восстанавливают старые мотоциклы. «Однажды с товарищем нашли у одного дедка хорошо сохранившийся мотоцикл ИЖ 1968 года, за бесценок продавался, — ​рассказывает байкер. — ​Дедок в первую очередь спросил: «Сынки, вам он зачем?» Поясняем, что подремонтируем, приведем в оригинальный вид и по выходным будем с пафосом тихонечко на нем кататься. Чтоб потомкам его показывать, ведь это ж история наша. Дед сразу успокоился и согласился продать. «Мне ведь деньги не нужны, — ​пояснил дед. — ​Хочу просто отдать его в хорошие руки, чтоб он дальше жил и ездил. Сыну мотоциклы неинтересны, внукам — ​тоже. До вас приходили одни ребята. Спросил их, зачем берут. «Документы, — ​говорят, — ​твои не нужны, хотим просто на этом мопеде по деревне кататься». Отказал им, само собой, послал в зад. Приходили другие, начинающие мотоциклисты. Тоже послал их: убьют технику и все. Третьи захотели из ИЖа сделать непонятно что: здесь отрезать, там приварить. Кастом какой-то хотели сделать… А вам продам. Вы, вижу, ребята нормальные…» Короче, мы заветам того деда не изменили. Подлатали ИЖа, подкрасили, теперь он нас радует».

Мечты

Сейчас в сервисе у бизнесмена ремонтируется мотоцикл, принадлежащий… православному священнику-байкеру. Батюшка служит в одном из населенных пунктов Мордовии, а заодно интересуется двухколесной тематикой. У Арсения есть еще один личный мотоцикл — ​«Хонда-Шадоу 750», на котором он ездит летом и возит супругу. «Жена у меня нормальная: хватает ума не ездить со мной зимой», — ​смеется бизнесмен и говорит, что «Урал» с коляской в теплое время редко берет. По габаритам выходит то же, что и машина. А мотоцикл без коляски намного мобильнее. У Арсения есть и машина, «классика» «жигули». Но он уже года три-четыре на ней не ездит.

«Я понял, что мы все и есть азиаты. Те же повадки, склад мыслей…»

Саранский бизнесмен совершил путешествие на мотоцикле по Монголии.

«Если продам «Урал» и «Хонду», смогу себе позволить купить неплохой автомобиль-иномарку, — ​признается Арсений. — ​Но не мое это. Мне больше на двух колесах нравится. Помню, как будучи шкетом, то есть в детстве еще, мечтал о своем мотоцикле. У деда в Красно­слободске был «Иж-Планета‑3», вот я любил вокруг ходить! Росточка-то не хватало на него залазить! Когда подрос, конечно, стал немножко кататься. Мечту стать мотовладельцем исполнил только после службы в армии, когда купил по цене металлолома ИЖ «Юпитер» без документов. Успешно откатал на нем лето и зиму. Потом пришло осознание того, что нужно иметь технику легальную, с документами, а не кататься по гаражам, полям и проселочным дорогам. Так и стал владельцем нынешнего «Урала». Нашел его в Семилее. Приглянулся тем, что был наиболее приближен к стоку, то есть оригинальному виду. Я сторонник именно такого подхода. Пришлось, правда, сорвать с него какие-то нелепые пластиковые щитки, светодиодные ленточки… Рассуждал так: откатаю сезон, а потом зимой буду перебирать, ремонтировать. Проехал около 15 тысяч км — ​застучал коленвал. Я откатал еще 5. Только после этого занялся ремонтом… Кстати, потом купил круизер «Хонда-Стид 400». После «Урала» это как велосипед. Вскоре отдал другу. Сейчас еще у меня есть «Хонда-Шадоу 750». Дичайшая вещь, чоппер. Я люблю такую технику. Но делать чоппер из «Урала» не стал. Рука не поднялась пилить и колхозить. Пусть будет таким, какой есть. В России остался только один мотоциклетный завод — ​Ирбитский, который как раз и производит «Уралы». Я хочу такой новый, хотя могу собрать сам, и он будет не хуже. Почему хочу новый отечественный? Из чувства патриотизма. В России в последнее время так повелось, что люди покупают иномарки. Понятно, что они где-то качественнее, комфортнее и выбор больше. Ведь «Урал» остался таким, каким был 30 лет назад — ​суровой топорной техникой. И немодной. Сложился стереотип, что отечественные мотоциклы (как и автомобили) ненадежны. Шутка одно время ходила. « — ​Поедем на «Урале» на дальняк? — ​А если сломаемся? — ​Что значит «если»?!» А я считаю, что и российская техника надежна. Мой пример показателен. Просто ее собирать и обслуживать (свое­временно!) нужно прямыми руками. И она будет ездить долго и надежно. А то ведь у нас в стране большинство владельцев даже мануал ни разу не открывали! Ездят до тех пор, пока что-нибудь не сломается. Да вы посмотрите в документацию! Там все написано насчет того, как «Урал» правильно обслуживать и эксплуатировать. Что и с какой периодичностью менять. То же самое скажу и об автомобилях. А колхозники (называю так не только сельчан, но и любых, кто не умеет обращаться с техникой) давно скурили мануал, порвали его на самокрутки».

Русский «Урал» в мире Многие из вас наверняка видели знаменитое фото семьи американских селебрити Анджелины Джоли и Бреда Питта с их многочисленными детишками, где папа Питт в темных очках и шляпе с гордым видом восседает на… личном русском мотоцикле «Урал», а мама Джоли с белокурой дочкой уселась в коляску. Для многих россиян стала откровением такая популярность отечественной мототехники за границей. Там ее любят за аутентичность, простоту и, как ни странно это звучит, харизму.

Дилеры Ирбитского завода, производящего те самые «Уралы», есть в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Китае, Японии, на Филиппинах, ЮАР, в ряде стран ЕС… О том, как они себя чувствуют в каждой конкретной стране, говорят их сайты. Лучшие — ​в США и Японии. Самые слабые — ​видно, что и обновляются редко, и наполнение не очень, и дизайн хромает — ​европейский и китайский. Благодаря Интернету можно увидеть, какие спецификации бывают в той или иной стране. Например, в Новой Зеландии, где люди уважают путешествия (помните статью в «Столице С» о супружеской чете из той страны, которые проездом на пикапе с автодомом оказались в Саранске?), есть версия «Кросс TWD». Коляска у такого мотоцикла вообще не похожа на традиционную, она открытого типа, куда можно положить много скарба. Милая деталь: на ящичке для инструментов ярко-алый знак, который издалека можно принять за советские серп и молот. Но вместо молота — ​лопата… В начале 2000-х на американском телеканале «Дискавери» в цикле передач Ultimate biker challenge был выпуск об «Уралах». Корреспондент приезжал в Ирбит и ездил по русским дорогам на русском мотоцикле. Приведем его впечатления, ведь они во многом отвечают на вопрос, почему иностранцы покупают «Уралы»: «Здесь просто отвратительно: противно, грязно, холодно, сыро (в дни съемок, не прекращаясь, лил дождь — ​«С»), но эта штука поднимает настроение! Ведь она ездит криво, косо — ​почти вверх тормашками, но только не так, как вам хотелось бы. … К этому нужно было приноровиться, после чего я начал наслаждаться происходящим. … Ничто не могло его остановить. Я наворачивал круги, коляска тряслась, грязь летела в разные стороны… Я получал редкое удовольствие посреди поля в далекой глуши. … Эта штуковина просто неубиваема!»
 
По теме
В Саранске начинают чинить дороги после зимы На неделе в Доме Республики обсудили предстоящий дорожный ремонт в Саранске.
26 марта сотрудники Госавтоинспекции совместно с представителями АНО «Центр поддержки и защиты детства», руководителем которой является секретарь Общественного совета при МВД по Республике Мордовия Ольга Веретенникова,
По информации городской Администрации, при строительстве моста-путепровода Светотехстрой-Химмаш в Саранске с 07:00 1 апреля до 23:00 31 мая этого года будет временно ограничено движение и исключена стоянка транспортных с
Во время несения службы по Ленинскому району го Саранск инспекторы ДПС ОСБ ДПС Госавтоинспекции МВД по Республике Мордовия заметили пожилого мужчину, который упал на тротуаре и не мог самостоятельно подняться.
На территории республики за 2 месяца текущего года число ДТП с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет снизилось на 73 %, в них получили различные травмы 4 ребенка,
В Саранске начинают чинить дороги после зимы На неделе в Доме Республики обсудили предстоящий дорожный ремонт в Саранске.
Газета Мордовия
Госавтоинспекция Мордовии выявила более 70 нарушений в ходе мероприятия "Перевозчик" - Вестник Мордовии Более 300 транспортных средств и водителей, осуществляющих перевозку пассажиров, проверили сотрудники Госавтоинспекции Мордовии в ходе оперативно-профилактического мероприятия «Перевозчик»,
Вестник Мордовии
27 марта сотрудники Госавтоинспекции МВД по Республике Мордовия провели оперативно-профилактическое мероприятие «Чистый номер».
ОМВД Республики Мордовия
Экспертное злоключение - Столица С Перед Пролетарским райсудом предстал 35-летний сотрудник Республиканского бюро судебно-медицинской экспертизы Евгений Талышкин.
Столица С
Виновник гибели сына министра ЖКХ Мордовии Логинов получил 7 лет колонии - Столица С На этой машине ехал Антон Голянин. Фото: Столица С Крайне небольшой срок — ровно 5 месяцев — понадобилось правоохранительным и судебным системам республики, чтобы наказать виновника «пьяного» ДТП,
Столица С
В Мордовии отметили День кукольника Артисты Театра кукол Мордовии отметили свой профессиональный праздник – Международный день кукольника.
Газета Мордовия