Великий актер и режиссер Джон Малкович — «Столице С»
В Казахстане завершился международный кинофестиваль «Евразия», на котором показали 296 картин, включая ряд мировых, международных и азиатских премьер. Открытие форума посетили обладатели «Оскара» Николас Кейдж и Эдриан Броуди, а дважды номинант этой премии Джон Малкович побывал на закрытии. Голливудские мастодонты провели серию мастер-классов и пресс-конференции. «Столица С» не осталась в стороне от «Евразии» и делегировала туда Николая Кандышева.
Нашему корреспонденту удалось встретиться с Джоном Малковичем, который давно дружит с российским кинематографом. В сентябре состоится премьера фильма-альманаха «Про любовь. Только для взрослых», где он сыграл одну из ролей. Как добиться успеха в жизни? Что ожидает человечество в будущем? Известный актер, сценарист и режиссер поделился своим мнением по самым глобальным вопросам и рассказал о работе в кино.
«С»: Ваши впечатления от кинофестиваля?
— Я уже посещал «Евразию». Но чтобы оценить, как меняется фестиваль, нужно приезжать сюда каждый год. Такой возможности нет, так как у меня очень мало свободного времени. Рабочий график очень насыщенный. Но думаю, что «Евразия» стала событием мирового масштаба…
«С»: Джон, миллионы зрителей помнят вашу роль в легендарном фильме «Тень вампира». Почему вы решили участвовать в этом проекте?
— Мы снимали этот фильм в конце 1990-х… Меня привлекли люди, которые собирались его делать. Продюсером стал Николас Кейдж, а режиссером — Эдмунд Элиас Меридж, который произвел хорошее впечатление короткометражным фильм Spring Reign. Да и сценарий показался интересным. Также я узнал, что там будут принимать участие один из моих лучших друзей Уильям Дефо и хорошая знакомая Ингеборга Дапкунайте. Съемки проходили в Люксембурге и заняли достаточно короткий период. На мой взгляд, даже слишком короткий. Мне пришлось многое переписать в сценарии, так как там присутствовали сюжетные пробелы и неточности. Для этого я прочитал несколько книг американских авторов по вампирской тематике. Среди них попался очень интересный сборник историй — «Вампиры в Европе. Родственники вампиров» Монтегю Саммерса. На съемочной площадке возникали разногласия по поводу основной концепции. Кейдж и Элиас считали, что фильм должен основываться на характере главного героя, как, например, это делают режиссеры Вернер Херцог и Клаус Кински. Так и произошло. Уильям Дефо оказался… настоящим вампиром. Честно говоря, я бы сделал фильм немного по-другому, пере-
снял пару сцен. Но тем не менее считаю,
что это хорошая работа.
«С»: Кому принадлежит идея вашего фильма «Танцующая наверху»?
— На самом деле мне никто ничего не советовал. Планируя съемки, я выбрал практически полностью испаноговорящий актерский состав, в том числе Хавьера Бардема. Сама идея возникла после прочтения одноименной книги Николаса Шекспира. В фильме показано много политических движений, которых сейчас уже не существует. В том числе революционной направленности. Многие из этих деятелей считают, что лучший способ изменить жизнь — убивать людей. На мой взгляд, это опасные, идиотские идеи, которые меня по-настоящему тревожат. Если люди с такими взглядами придут к власти, то убедить меня встать на их сторону они не смогут.
«С»: Еще одна культовая лента с вашим участием — «Быть Стэнли Кубриком»…
— К сожалению, лично с великим режиссером не общался, но познакомился с его женой. Это история основана на реальных фактах. Был такой агент, который ездил по миру и представлялся Стэнли Кубриком. И все ему верили…
«С»: Вы приняли участие в картине «100 лет» режиссера Роберта Родригеса, которую весь мир увидит через… 100 лет. Там рассматриваются несколько вариантов будущего человечества — от полной катастрофы до «технологического рая». Так что же нас ждет?
— Я изучал этот вопрос. Прочитал много книг социологов, философов, ученых и сделал вывод: предсказать будущее невозможно! Конечно, каждое поколение надеется, что жизнь будет улучшаться. Но я не решусь делать какие-то прогнозы…
«С»: Расскажите о вашем участии в российской ленте «Про любовь. Только для взрослых», которая выйдет на экраны в сентябре…
— Мне очень понравился первый фильм Анны Меликян «Про любовь». Потом мы встретились в Москве и обсудили мое возможное участие в его продолжении. Сначала планировалось, что я сыграю актера, изображающего Ленина. Но в итоге исполнил роль этакого гуру, который знает все о любви. Моим партнером стала Ингеборга Дапкунайте.
«С»: Какой системы вы придерживаетесь, работая в театре и кино — Константина Станиславского или Михаила Чехова?
— У меня своя система. Я начинал в одном чикагском театре и с годами выработал собственный стиль работы над ролью. Дело в том, что мир кино и театра не сильно связаны. Их в лучшем случае можно назвать далекими кузенами. Театр — это живая вещь, кино — нет… То же самое в музыке. Можно посетить концерт, а можно послушать запись. И там, и там звучат скрипка и виолончель. Но концерт или театральная постановка — это то, что на самом деле живет и дышит, они эфемерны. Кино не настолько живое, хотя и органичное. Я научился жить между этими видами искусств. Самое главное — научиться работать с людьми, использовать их талант для постановок.
«С»: Как начинающему актеру добиться успеха?
— Понимаете, мир очень сильно изменился. Поэтому я не знаю, как в этом новом мире давать советы. Просто я начинал в стране, где сложилась уникальная ситуация — американская киноиндустрия концентрирована в одном конкретном месте. Мне было легче… А вообще скажу так: пробуйте! Относитесь к делу, которым занимаетесь, максимально серьезно! Улучшайте ваши навыки и делайте это постоянно! Потому что придет к вам успех или нет — не так важно. Главное, быть честным по отношению к самому себе и открытым для любого опыта. Это поможет набрать необходимый запас знаний. Я лично занимаюсь самыми разнообразными вещами.
«С»: Как вы относитесь к съемкам в экстремальных условиях?
— Нормально. Я их не боюсь. Мой друг Майкл Фитцджеральд получил право на экранизацию одного южноамериканского романа. Съемки должны пройти где-то в Центральной Азии — в Казахстане или Кыргызстане. Так что, вполне возможно, я окажусь в очень экстремальных условиях.
«С»: В детстве вы мечтали стать полицейским?
— Нет! Да и в реальной жизни с ними не контактировал, так как не нарушал закон… По-моему, американские полицейские делают все, что могут и в целом справляются со своей работой. Однажды для своей пьесы я нанимал настоящего детектива. После этой роли он стал достаточно известным и… перестал быть полицейским.
«С»: Вас можно увидеть в музыкальном клипе знаменитого рэп-исполнителя Эминема на песню Phenomenal. Планируете ли участие в подобных проектах?
— Пока не знаю. Может быть, в будущем подвернется какой-нибудь похожий интересный проект.
«С»: Часто ли вы используете грим в работе над ролью?
— Все зависит от ситуации. Грим позволяет лучше погрузиться в роль. У меня был интересный проект с фотографом Сандро Миллером. С помощью грима я изображал разных знаменитостей — Мэрилин Монро, Бетт Дэвис, Сальвадора Дали, Игоря Стравинского, Поля Готье… Также мы делали галерею персонажей фильмов Дэвида Линча. Кстати, я предстал в образе самого режиссера и главного героя его знаменитого «Человека-слона». Грим — бесценное средство. Когда появятся роботы, которые будут изображать любую личность, то профессия актера сама собой отпадет. Но пока это не так.