12 декабря 2017 года в Российской Академии Образования состоялась Международная научно-практическая конференция «Трудоустройство инвалидов: вызовы времени». Цель конференции: выявление лучших международных и региональных практик трудоустройства инвалидов, конструктивный диалог между представителями государственной власти, бизнесом, общественными организациями, научным и профессиональным сообществом по вопросам организации и сопровождения трудоустройства инвалидов в РФ. Разработка предложений в план межведомственного взаимодействия по вопросам трудоустройства инвалидов.
В работе данной конференции приняла участие заведующая кафедрой специальной педагогики и медицинских основ дефектологии Мордовского педагогического государственного институт имени М. Е. Евсевьева, доктор педагогических наук – Наталья Владимировна Рябова . Основные направления работы конференции можно представить следующим образом: «Существующая практика трудоустройства инвалидов», «Правовое регулирование трудоустройства и сопровождения инвалидов», «Общественные, гражданские волонтерские движения и их достижения и перспективы в решении проблем трудоустройства и сопровождения инвалидов», «Научно-методическое обеспечение процесса подготовки инвалидов к трудоустройству и специалистов, готовящих их к трудоустройству», «Технические средства для обучения и труда инвалидов различных категорий», «Меры государственного стимулирования и поддержки бизнес структур, трудоустраивающих инвалидов», «Социальное и психологическое сопровождение трудоустроенных инвалидов», «Список профессий: настоящее и будущее», «Трудовая миграция и билингвизм».
Наталья Владимировна выступила с докладом на тему «Содействие профессиональному развитию и трудоустройству инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и пути решения»в работе дискуссионной площадки «Практика трудоустройства инвалидов: достижения и пер спективы». Наталья Владимировна представила доклад, где охарактеризовала проблемы, которые решает Мордовский педагогический государственный институт имени М. Е. Евсевьева в процессе работы по трудоустройству выпускников обозначенной категории: во-первых, это проблемы содействия профессиональному развитию студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; во-вторых, содействие трудоустройству выпускников вуза, имеющих инвалидность и ограниченные возможности здоровья.
Основные мероприятия деятельности вуза по решению обозначенной проблемы был раскрыты в соответствии с четырьмя этапами работы:
– профориентационная работа на довузовском этапе;
– профориентационная работа с абитуриентами;
– содействие профессиональному становлению обучающихся с ОВЗ и инвалидностью на этапе обучения;
– работа со студентами выпускных курсов.
Например, было отмечено, что профориентационная деятельность МГПИ с абитуриентами, имеющими инвалидность и ОВЗ, включает в себя диагностику, консультирование, информирование, которые проводятся преподавателями факультета психологии и дефектологии.
Профориентационная работа с абитуриентами на этапе поступления в институт реализуется с учетом следующих задач:
– осуществление профессионального консультирования подростков с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на момент подачи документов;
– осуществление профессионального отбора подростков с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на один или другой профиль;
– составление прогноза обучения;
– содействие профессиональному выбору, проведение профподбора;
– составление индивидуального образовательного и профессионального маршрута;
– проведение комплекса мероприятий по повышению общеобразовательного уровня абитуриента с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, адаптации его к процессу профессионального обучения, организация подготовительные курсы
Содействие профессиональному становлению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на этапе обучения в вузе осуществляется с учетом следующих основных направлений: социальное сопровождение, психолого-педагогическое сопровождение.
Последний этап работы осуществляется в соответствии с программой содействия трудоустройству и постдипломного сопровождения выпускников с ОВЗ и инвалидностью, а именно:
– обеспечение функционирования информационной системы для студентов, выпускников о ситуации на рынке труда;
– совершенствование системы работы с социальными партнерами вуза;
– создание эффективной системы трехстороннего взаимодействия: (работодатель – вуз – обучающийся), что обеспечивает адресное сопровождение построения карьеры;
– организация социально-психологической поддержки выпускников;
– организация на базе существующей системы дополнительного образования в вузе переподготовки обучающихся и выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ по новым профессиям, расширяющим их профессиональные возможности и повышающим конкурентоспособность на рынке труда;
– мониторинг карьерных достижений и движения на рынке труда выпускников с ОВЗ и инвалидностью и др.
В работе конференции активное участие приняли представители федеральных и региональных органов государственной власти, среднего и высшего образования, некоммерческих организаций, фондов, общественных организаций, бизнеса, исследователей в области изучения и помощи в профессиональной ориентации и трудоустройстве лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.