День открытых дверей в банке! Звучит маняще, не правда ли? 14 октября в Саранске впервые подобное мероприятие провели в Нацбанке по РМ. Денис Тюркин отправился смотреть не деньги (потому как какой смысл только смотреть?), а транспорт для их перевозки — инкассаторские автомобили, принадлежащие Мордовскому управлению инкассации Росинкас.
На фото — основная техника, используемая мордовским Управлением Росинкас. Слева направо: УАЗ, «газель» и «Фиат-Дукато». Первый — наиболее проходимый засчет полного привода и «понижаек», но менее маневренный и самый медленный из-за слабого мотора. «Газель» может увезти до 1 000 кг груза, она пошустрее, но в городе при включенном кондиционере быстрее перегревается, и это проблема, знакомая каждому водителю маршрутки. Только в случае с броневиком ее не решишь подкладыванием под капот пустой баклажки или банальной остановкой мотора: по инструкции нельзя глушить двигатель во время остановок и ожидания. Техника ГАЗ — самая распространенная в инкассаторском деле. В Мордовском управлении еще служат полноприводные «Соболи». «Фиат» пришел в инкассацию сравнительно недавно и нравится водителям за удобство посадки, ездовой комфорт и экономичный дизельный мотор. Наверное, его главный минус — низкий дорожный просвет. Все они подготовлены на нижегородском предприятии БМД-моторс в городе Дзержинске. Рецепт таков: берется серийная машина, стандартные стекла меняются на бронированные, с бойницами, усиляется подвеска, закрываются броней все уязвимые элементы. В некоторые двери могут быть внедрены бойницы скрытого типа, невидимые снаружи. В подкапотное пространство ставится система пожаротушения с управлением в салоне, а в салон — видеокамеры и тревожная кнопка, которую инкассаторы нажимают в случае нападения. Кстати, никаких спецсигналов на этих машинах нет, их убрали законодательно еще в 90-е. Даже у почтового транспорта есть бело-лунные маяки (их включают в случае нападения), а вот у инкассаторов — ничего. Обслуживается вся техника в обычных автосервисах в Саранске. Всего в Мордовском управлении инкассации Росинкас служат 28 спецавтомобилей.© Столица С | Денис Тюркин Этот КамАЗ 2-го класса защиты (обратите внимание на стальной лист, закрывающий бензобак) может взять на борт до 9 тонн груза. И это могут быть не только деньги, но и, что случается чаще, крупногабаритные ценности, в частности, музейные экспонаты. Внутри фургон совершенно обычен на вид, вроде изотермы, в которой возят все подряд. Выезжает он нечасто, совершая перевозки в Самару, Ульяновск, Санкт-Петербург… Самый большой инкассаторский броневик похож на одинокого слона в саванне: вроде бы страшен, но если нападут стаей… Поэтому в каждом выезде его должны (по инструкции) сопровождать пять (!) спецавтомобилей и до 11 человек с автоматическим оружием. А еще с ним выезжает… точной такой же КамАЗ, но пустой, чтобы в случае поломки основного оперативно его заменить.© Столица С | Денис Тюркин Изнутри дверь любого броневика выглядит примерно так: малая площадь остекления, бойница и мощная задвижка, не позволяющая открыть дверь с улицы. На водительской двери еще есть специальное переговорное устройство с внешним миром, так как водителю инкассаторского авто запрещено покидать свое рабочее место. «Даже в том случае, если машину остановили сотрудники полиции, — рассказывает Александр Королев. — Водитель показывает все документы через стекло, а если остаются вопросы, инкассаторская машина может проследовать только до стационарного поста или отдела полиции. Что происходит в случае ДТП? Все тоже самое: инкассаторы не покидают салон машины. О произошедшем сообщается дежурному в Управление, и на место происшествия приезжает другой экипаж, куда, собственно, перегружаются все ценности. Только после этого водитель-участник ДТП может участвовать в каких-то процессуальных действиях».У «газели» в салоне есть дополнительная «капсула», поэтому здесь две двери и скрытые бойницы.© Столица С | Денис Тюркин Обогрев нижней части лобового стекла в УАЗе — самостоятельно «творчество» водителей, позволяющее решить проблему обмерзания и стекла, и дворников.© Столица С | Денис Тюркин
Росинкас — структура, выполняющая поручения Центрального банка РФ, но с 2018 года, возможно, отправляющаяся в самостоятельное плавание в качестве отдельной организации (видимо, будет проведено акционирование). Сотрудники Росинкас занимаются перевозкой наличных денег и прочих ценностей на основании договоров, заключенных с разными организациями — будь то банками, другими компаниями или же учреждениями культуры (например, музеями). В Мордовии республиканское Управление Росинкаса является самым крупным игроком на этом рынке. Полноценная инкассация (но гораздо более мелкая по масштабам) еще есть только у одного банка.