Художественный руководитель Ярославского драмтеатра Евгений Марчелли — «Столице С»
Впервые! С 10 по 12 июня в Саранске пройдут гастроли Ярославского драматического театра имени Волкова. На сцене музыкального театра зрители увидят четыре лучших спектакля прославленной труппы: «Зеленая зона», «Москва — Петушки», «Две смешные истории о любви» и «Иван Царевич». Художественным руководителем театра является лауреат премии «Золотая маска» Евгений Марчелли. В мире искусства этого режиссера называют «возмутителем спокойствия», «художником, ломающим стереотипы» и даже «сексуальным провокатором». О спектаклях, которые увидит саранская публика, и своих театральных предпочтениях он рассказал Татьяне Михайловой.
«С»: Евгений Жезефович, ваш театр давно и успешно гастролирует по стране и миру. В Мордовию вы приезжаете впервые…
— Да. Помимо Саранска, будем гастролировать в Пензе. Мы не знаем ваших зрителей и театр. Всегда сложно впервые выступать на незнакомой площадке, в других технических условиях… Так что волнуемся и переживаем! Мы покажем спектакль «Зеленая зона» по пьесе Михаила Зуева. Он рассказывает о жизни в советских бараках. Очень светлая мажорная история. Также ваша публика увидит постановку «Москва — Петушки» по известной поэме Венедикта Ерофеева. Это попытка разговора на достаточно щекотливую тему… Спектакль «Две смешные истории о любви» создан на основе чеховских рассказов «Медведь» и «Предложение». Качественная работа, которая долго держится в нашем репертуаре. Ярославские зрители ее давно полюбили.
«С»: Буквально на днях ваш театр вернулся с фестиваля «Золотая маска», который прошел в Омске. Судя по отзывам, чеховский спектакль «Чайка. Эскиз» прошел с большим успехом! Ваша «Чайка» весьма оригинальна — это хищная злобная птица, любыми путями стремящаяся попасть в «манящий мир искусства»…
— Да. Именно такие мысли нас посещали во время работы над спектаклем. Такие нины заречные — весьма распространенное явление. Мне кажется, сегодня у нас достаточно инфантильная молодежь. Не вполне серьезная и яростная. Но следующее поколение — более рациональное, жесткое и меркантильное. Более расчетливое.
«С»: Как режиссер вы сформировались на стыке двух эпох: советской и российской. Что помогло в 1991 году создать в городе Советске уникальный театр?
— Глупость, смелость, отчаянность, бесшабашность! Абсолютное неумение просчитать завтрашний день… Менялось время и с ним надо было как-то взаимодействовать. Противостоять или поддержать. Радоваться или грустить. Это было любопытное и непростое время. Жизнь не текла плавно… Постоянно возникали какие-
то острые ситуации. Это невольно способствовало становлению меня как художника. Возможно, поэтому и состоялась история моего собственного театра.
«С»: Вы являетесь одним из режиссеров телесериала «Татьянин день».
— Да. Также я снял сериал «Любовь как любовь». Хотел понять, что представляет собой кинематографический процесс. Но интерес оказался временный, и я вернулся в театр.
«С»: В 2005 году вы получили звание «Лучший режиссер театральной провинции». Сегодня существует понятие «театральная провинция»?
— И да, и нет. Она вероятна и в Москве. Можно пойти в театр возле Красной площади и оказаться в такой провинции, что диву даешься! И, напротив, увидеть настоящее, мощное, содержательное искусство в регионе. Для искусства провинция — это не географическое понятие. Скорее, эстетическая категория.
«С»: Какая из многочисленных наград для вас самая значимая?
— Знаете, отношусь к наградам в нашей сфере с большим чувством юмора. Ведь театральное искусство — это не спорт, где есть очевидный победитель. Это «вкусовая» территория. Определяющую роль играют совершенно другие факторы. И доля случайности!
«С»: Вас как режиссера в первую очередь интересуют не какие-то актуальные современные темы, а человеческие отношения и, прежде всего, между мужчиной и женщиной. Почему?
— Такая позиция сформировалась постепенно… Мне интересны литература, кино, живопись, музыка, когда они говорят о чем-то тонком, внутреннем, сложном и простом. О вечном. То есть вопросы власти и политики мне безразличны! Театр должен размышлять о смысле бытия, о человеке, пытаться объяснить это удивительное понятие — жизнь!
«С»: Почему в вашей режиссерской концепции некоторые блюстители нравственности усматривают порнографию и грязь?
— Не знаю. Возможно, для собственного пиара… Иногда в театре какие-то вещи подаются в совершенно юмористической форме… И чтобы стать популярными, некоторые начинают долбить известный театр! (Смеется — «С»)
«С»: Должна быть цензура в театре?
— Нет. Она присутствует внутри самого художника, внутри каждого коллектива… Это всегда личная внутренняя категория. Она не может быть внешней. И вряд ли кто-то имеет право участвовать в степени откровенности того или иного разговора и определять его границы. Это прерогатива художника. Да, спектакль может кому-то не понравиться. Люди, представители каких-то организаций могут возмутиться, сказать, что больше никогда не придут в этот театр. Могут написать возмутительное письмо в органы власти, чтобы художника задавили, застрелили, убрали… Но именно власть принимает решение о приглашении того или иного режиссера. А дальше ему предоставляется право строить театр и ставить спектакли как он может.
«С»: Не утихают споры о фильме Алексея Учителя «Матильда», рассказывающем о взаимоотношениях балерины Матильды Кшесинской с будущим императором Николаем II. Вы согласны с мнением режиссера Владимира Меньшова о том, что эта шумиха — хорошо спланированная рекламная кампания?
— Замечательно, что возникают споры. Алексей Учитель заслужил право называться очень серьезным режиссером. Нужно однозначно понимать: художник имеет право на свое субъективное высказывание. И это право я как художник пытаюсь отстаивать.
Кстати Директор Ярославского драматического театра Юрий Итин был задержан правоохранителями в ночь на 24 мая в Москве. Его подозревают в хищении бюджетных средств. Ранее Итин возглавлял некоммерческую организацию «7 студия». Как сообщили агентству ТАСС в пресс-службе ярославского театра, эта ситуация не отразится на гастрольном графике.