Новости города БезФормата.Ru
Саранск
Главные новости
 
Задать вопрос?

ТАЙНА ЦАРСКИХ МОЩЕЙ В РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ

Михаил Назаров

Источник:  Издательство «Русская идея»

Царская Семья

Мощи святых всегда почитались в Православной Церкви как священные реликвии, связующие земную и небесную части единого церковного народа. С прославлением Царской Семьи неизбежно встает вопрос о ее мощах.

Отношение большинства православного народа к «екатеринбургским останкам» известно (основной причиной недоверия, конечно, было общее недоверие к действиям и словам властей – см.:  «Екатеринбургские останки» как зеркало русской смуты ). Целью этого «перезахоронения» было сокрытие правды о ритуальном убийстве и уничтожении тел. Даже лояльная ельцинским властям патриархия не нашла убедительных доказательств подлинности останков, но поскольку и стопроцентных доказательств обратного нет – вопрос следует считать окончательно нерешенным. (Не исключено, что хотя бы часть «екатеринбургских останков» может быть подлинной; для этого необходимо расследовать историю их возникновения и обретения на основе тех документов и сведений, которые остались секретными.)

В русском Зарубежье известны другие останки, которые эмиграция с полным правом связывала с Царственными Мучениками. Этой теме и посвящена наша статья, поскольку с зарубежными останками тоже связана тайна, еще не раскрытая. (Большинство из приводимых ниже сведений печатается впервые – по материалам готовящегося к изданию 2-го тома нашей книги «Миссия русской эмиграции».)

Как известно, белым следователем  Н.А. Соколовым   было собрано множество вещественных доказательств убийства Царской Семьи и ее слуг, в том числе небольшие частицы их тел: палец, осколки костей, куски кожи, сальные массы, вытопившиеся при сжигании. При отступлении белых все это было эвакуировано в Европу через Дальний Восток.

Крупные предметы (одежда, иконы, предметы домашнего обихода и т.п.) были отправлены поездом во Владивосток, но из 50 ящиков дошло лишь 29. Они были увезены в марте 1920 г. английским кораблем в Англию и переданы там Великой Княгине Ксении Александровне (сестре убитого Государя). Частицы мощей содержались отдельно в специальном сундучке. Их вывез вместе со следственным делом французский генерал Жанен (ранее выдавший красным адмирала Колчака) на французском судне, на нем же выехал следователь Соколов.

Материалы следственного дела и мощи генерал Жанен должен был передать дяде убитого Государя – Великому Князю Николаю Николаевичу (вероятно, как самому старшему по возрасту из Романовых и бывшему Верховному главнокомандующему Русской армии). Однако тот отказался принять их со странным объяснением, что «является частным лицом»... (Это, однако, не помешало ему позже выступать в роли «вождя эмиграции».) Тем более странно, что Николай Николаевич предложил Жанену передать реликвии не другим членам Династии (например, вдовствующей Императрице-Матери в Дании), а совершенно не монархическим кругам – М.Н. Гирсу, бывшему послу в Италии, ставшему в эмиграции председателем Совещания послов (объединившего в основном послов Временного правительства, то есть февралистов и масонов). Возможно, в этом сказались либеральные взгляды и связи самого Николая Николаевича, тоже поспособствовавшего отрешению Государя от престола...

Для перенятия от Жанена реликвий Гирс командировал капитана 1-го ранга Дмитриева. Позже тот вспоминал: «Насколько я помню, первое время они хранились в имении Гирса под городом Драгиньян [во Франции] в часовне и незадолго до своей смерти он передал их для хранения графу В.Н. Коковцеву, который положил их в  сейф   Русского для Внешней Торговли Банка... Перед своей смертью граф Коковцев передал все последнему оставшемуся Российскому Послу В.А. Маклакову. Где хранил сданные ему вещи Маклаков, я не знаю...» («Владимiрский Вестник». Сан-Пауло. 1959. № 80).

По другим данным, Гирс сразу передал реликвии особой коллегии. Так это или нет – для нашей статьи не столь важно. Важна дальнейшая судьба самих реликвий, оказавшихся в неправославных руках. После смерти Гирса (27.11.1932) этот вопрос особенно взволновал православную эмиграцию, ибо преемником Гирса на посту председателя Совещания послов стал Маклаков, человек вообще нецерковный и известный масон. При этом важно отметить общее состояние русской эмиграции в это время.

Во-первых, еще в 1926 г. от Русской Зарубежной Церкви откололись либерально-демократические круги: Американская митрополия и французские приходы, возглавлявшиеся митрополитом Евлогием. Откол произошел под явным влиянием масонства, и упомянутые хранители останков были в числе инициаторов откола (см. об этом в нашей книге «Миссия русской эмиграции», гл. 6-8).

Во-вторых, это была эпоха всемiрного экономического кризиса и начавшегося крушения «версальской» раскладки сил в Европе. Неспособные справиться с этим кризисом демократические правительства одно за другим уступали место авторитарным режимам фашистского типа. Образцом для них был итальянский фашизм, установивший новый строй – корпоративизм, бросивший вызов масонско-еврейскому засилью. Фашистские партии множились по всей Европе, и «мiровая закулиса» понимала, что справиться с этой опаснейшей для нее национальной альтернативой можно только путем новой всеевропейской войны. (Для этого еврейские банки Уолл-стрита и стали вскармливать Гитлера как агрессивного «полезного идиота» для развязывания войны и устранения всего европейского фашизма славянской кровью.)

Все это побуждало и русскую эмиграцию к сплочению и к избавлению от собственного масонского засилья (см. «Миссию русской эмиграции», гл. 10). Русская Зарубежная Церковь, чувствуя свою ответственность, с 1932-1933 годов начала предпринимать ряд важных организационно-политических шагов. В их числе отметим знаменитое Окружное послание против масонства (15/28.8.1932), подготовку церковного объединения всей православной эмиграции (оно состоялось в 1935 г.) и проведения II Всезарубежного церковного Собора (1938).

В ряду этих усилий Церковь стала добиваться и перенятия мощей Царственных мучеников в свое ведение для их отпевания и достойного упокоения в одном из храмов. В частности, известный историк русской армии А. Керсновский писал об этом (21.12.1932/3.1.1933) из Парижа первоиерарху Зарубежной Церкви митрополиту Антонию (Храповицкому):

«Психологически момент выбран нами удачно – как раз по опубликовании Окружного Послания [против масонства. – М.Н.]. Затрещит Треугольник! В дальнейшем, если это святое дело удастся, надо будет повести кампанию по освобождению РОВСа от масонов и по приведении его в законопослушность, – а во всяком случае к открытому исповедыванию «За Веру, Царя и Отечество»... Все это можно будет осуществить еще в наступающем 1933 году (обещающем политически быть особенно важным). Однако главное и предварительное условие – это первая победа над масонами в деле спасения Царского праха. Она создаст необходимую, единственно возможную обстановку для дальнейшей работы...».

Керсновский представлял себе уже и церемонию перенесения праха: «Вся эта торжественная обстановка – всенародное молебствие, воинские почести – психологически поразит эмигрантскую массу... Демагогия вождей и всякого рода непредрешенцев этим будет само собой ущерблена...».

Эта попытка обретения Церковью мощей Царственных Мучеников развивалась следующим образом. (Вся цитируемая переписка хранится в ГАРФ: ф. 6343, оп. 1, д. 289.)

2/15 декабря 1932 г. Архиерейский Синод Русской Православной Церкви за границей принимает решение обратиться с запросом к В.А. Маклакову – преемнику Гирса в должности председателя Совещания послов. 10/23 декабря 1932 г. Митрополит Антоний пишет Маклакову:

«В свое время русское общественное мнение за границей было сильно взволновано вопросом о судьбе священных для каждого из нас Останков Царственных Мучеников, вывезенных из Сибири и переданных ген. Жаненом покойному М.Н. Гирсу. В связи с кончиной его снова возникает тревога об их судьбе, причем раздаются голоса даже о том, что они хранятся не соответствующим для таких Священных Останков образом. Останки каждого православного христианина окружаются со стороны Церкви известным почтением и его тем более заслуживают, конечно, Останки Царственных Мучеников. Вот поэтому Архиерейский Синод долгом своим почитает просить Вас о сообщении ему, приняли ли Вы после кончины М.Н. Гирса эти останки, а также, где и как они хранятся?..».

Ответ Маклакова (6.1.33) был уклончив: «...Считаю долгом Вас уведомить, что после кончины М.Н. Гирса мне стал известен порядок хранения, который был установлен для перевезенных из Сибири и по указанию Великого Князя Николая Николаевича переданных М.Н. Гирсу генералом Жаненом документов и различного рода предметов, относящихся до следственного производства об убиении Царской Семьи. В виду их исключительного характера все они были переданы на хранение особой коллегии в условиях, совершенно исключающих возможность утраты их вследствие чьей-либо смерти. В виду сказанного, Ваше Высокопреосвященство изволите усмотреть, что на Ваш вопрос «принял ли я после кончины М.Н. Гирса эти останки», я должен ответить, что М.Н. Гирс лично их хранителем не был и потому после его кончины я от него принимать их не мог. Смерть М.Н. Гирса в хранении их ничего не изменила; установленный порядок и способ хранения был рассчитан на время не одной человеческой жизни, а на все время, пока в хранении их за границей продолжается печальная необходимость».

При этом Маклаков не ответил на вопрос, как хранятся сами останки, отнеся их в категорию «различного рода предметов».

Далее Синод вновь запрашивает Маклакова, каким образом можно войти в переписку с упомянутой им «коллегией» хранителей (запись в журнале Синода от 20.1./2.2.33).

Ответ Маклакова (15.2.33): «Имена этих хранителей будут оставаться для всех в тайне. Эти имена, равно как и способ хранения, кроме самих хранителей, были известны только М.Н. Гирсу, а после его кончины мне». Маклаков может лишь предложить свое посредничество в переписке с ними.

29.2/11.3.33 Синод обращается через Маклакова уже к самим «хранителям» с теми же вопросами, ибо останки следует предать христианскому погребению с отпеванием в русской церкви. Ответ хранителей (14.5.33), переданный через Маклакова, категоричен:

«Никаких священных останков, принадлежащих Царственным Мученикам, в числе вещественных доказательств вовсе не имеется [выделено хранителями. – М.Н.] Давая полный перечень вещественных доказательств, приобщенных к следственному производству, – а других предметов мы на хранение не принимали, – г. Соколов указывает лишь следующие предметы, которые являются частью человеческого тела вообще, но без всякого утверждения, что они принадлежали телу кого-либо из членов Царской Семьи:

1) № 62 Две фаланги женского пальца.
2) № Несколько кусков человеческой кожи.
3) № 64 Кости, частью полуобгорелые, принадлежащие млекопитающему, и рядом с этим скелет собачки Джимми (№ 63).
4) № 65 Несколько комков земли, пропитанных жиром или салом.

Все остальные предметы, свыше 400 номеров, представляют собою части одежды и обуви, образа, книги, фотографии, картины и проч., частью вырытые из глубины шахты, или найденные в лесу, где совершено было сожжение тел замученной и убитой Царской Семьи, частью собранные в комнатах Ипатьевского дома.
Таким образом отпадает само предположение Ваше, что среди вещественных доказательств, хранимых нами, имеются священные останки Царственных Мучеников, могущие быть преданы земле с совершением отпевания...».

Возможно, будучи людьми нецерковными, хранители не понимали, что священными останками является даже малейшая частица тела мученика; но скорее всего они сознательно не хотели давать правой эмиграции эти мощи, чтобы не способствовать ее укреплению в том смысле, как на это надеялся Керсновский.

Например, хранители весьма надуманно объясняют всю свою секретность тем, что «ежели правительство СССР будет иметь сведения, кто и где хранит следственное делопроизводство, оно всегда сможет через своего представителя в той стране, где хранятся эти документы, предъявить официальное требование соответствующему правительству о выдаче ему следственного делопроизводства по делу, совершенному советскими служащими на советской территории...». – Разумеется, никаких правовых оснований на это у советского правительства не было, да и следователь Соколов не был советским служащим.

В новом письме (17/30.6.33) Синода хранителям митрополит Антоний констатировал: «По существу дела на Вашем хранении находятся и Останки Царской Семьи, хотя и скудные, перечисленные в Вашем письме»; теперь «факты убийства Царской Семьи и некоторых приближенных доказываются с несомненностью... Почему, признавая вещи принадлежащими Мученикам, делать исключение для обнаруженных обломков костей?.. Пусть малы эти 42 осколка костей, но они заслуживают с нашей стороны одинаково благоговейного отношения, как если бы сохранились целые тела мучеников. Так воспринимается это и русскими людьми...». Митрополит Антоний напомнил в этой связи выводы Соколова, признавшего подлинность найденных останков.

Тут же митрополит Антоний вновь затронул вопрос о неподобающем хранении останков Царской Семьи лицами, «принадлежащими к конституционно-демократической партии», и предложил привлечь к этому одного из представителей Династии. Так «можно хотя бы успокоить тех преданных Царственным Мученикам людей, которым представляется, что Их Останки пленены не только людьми, равнодушными к памяти Страдальцев, но даже, может быть, и вредящими».

Между тем, волнение правой эмиграции росло. С тем же предложением к Маклакову обратилось Правление Общества Памяти Государя Императора Николая II, подчеркнув, что родственники из членов Династии имеют более всего прав на решение судьбы останков. Стали множиться коллективные письма от групп православных прихожан из разных стран...

Хранители ответили Синоду через Маклакова лишь через два с половиной месяца (10.9.33) все в том же духе: «Прежде всего мы не можем не выразить нашего недоумения – на каком основании Архиерейский Синод определенно отрицательно решает вопрос об участии в составе нашей коллегии члена Царской Семьи, тогда как состав коллегии никому не известен»... Если бы член Династии и был включен в коллегию, он был бы обязан «никому об этом не говорить», иначе «он рискует очутиться ответчиком по предъявленному к нему советской властью иску...».

Тем не менее Синод решил привлечь к делу членов Династии Романовых, начав с Великого Князя Кирилла Владимiровича.

Тут необходимо напомнить, что в 1929 г. (после смерти Вел. Кн. Николая Николаевича) митрополит Антоний в целях сплочения эмиграции решил открыто поддержать Кирилла Владимiровича (провозгласившего себя в 1924 г. «Императором Кириллом I») и призвал всех объединиться вокруг него как «старшего по первородству». (Митрополит, к сожалению, не знал, что Кирилл был лишен прав престолонаследия Государем Николаем II из-за кровосмесительного брака, запрещенного Церковью и законами Российской империи, за что Кирилл потом и отомстил Царю в дни Февральской революции, предав его еще до его отречения и выпустив призыв к войскам переходить на сторону новой власти; см. документы в нашей  книге «Кто наследник Российского Престола?».

Во всяком случае, вмешательство Кирилла в дело перенятия Церковью Царских мощей могло стать важным, как это полагал в уже цитированном письме Керсновский: «Все зависит от Государя. Захочет он предпринять первый шаг – и через год вокруг него объединится эмиграция. Только, ради Бога, пусть не колеблется, пусть не слушает маловерных скептиков... Чувствую, что все эти «Астреи» и «Гермесы» не так уж страшны, как это рисуется запуганному воображению. С Божьей помощью мы их сокрушим, если только серьезно захотим сокрушить».

Но «Государь Кирилл I» заколебался. В архиве Синода имеется письмо (8.1.1933) его секретаря Г.К. Графа, который передает мнение «Государя»: «Перевезти их [останки] в Югославию и хранить в Русской церкви Его Величество находит весьма опасным, ибо есть основания предполагать, что со стороны большевиков могут быть попытки их уничтожить. Хранить же их действительно надежно в церкви будет слишком трудно, раз в нее все могут входить. Думать о торжественном перевозе останков при теперешней конъюнктуре не приходится...».

Странное мнение, если к тому же учесть, что в 1924 г. тот же «Император Кирилл I» требовал от Гирса передачи этих останков, которые «принадлежат всему всему Русскому Народу и не могут быть присвоены и скрыты частными лицами под каким бы то ни было предлогом!..».

После этого Синод 20.1./2.2.1933 обратился к сестрам Государя Николая II – Великим Княгиням Ксении Александровне и Ольге Александровне с запросом, что они думают о необходимости «предания Останков христианскому погребению с совершением над ними отпевания, которого доныне были лишены Царственные Мученики». Ксения Александровна ответила (12/25.2.1933), что она и сестра не уверены окончательно в том, что это настоящие останки Царской Семьи: «В глубине души у нас теплится еще луч надежды, что мой дорогой Брат и Его семья живы. Как же я могу, ... не будучи уверенной, – уверять других?». Таким образом, и сестры Государя отказались поддержать усилия Синода.

При этом надо учесть, что сомнения в подлинности этих останков сеялись кем-то и намеренно вместе с сомнениями в достоверности всего следствия Соколова. (Поскольку он попытался продолжить следствие и в эмиграции, его внезапная смерть в 1924 г. тоже вряд ли была случайной...)

После всего этого Синод признал дальнейшую переписку с хранителями безполезной. Было принято решение совершить заочное отпевание Царской Семьи.

В архиве Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей за дальнейшие годы нет данных о том, что положение в этом вопросе с обретением мощей Царственных Мучеников как-то изменилось...

+ + +

Что же затем произошло с мощами?

По сообщению Н. Былова в журнале «Владимiрский Вестник» (1959, № 80), из сейфа указанного банка они были перевезены Маклаковым в какой-то другой банк. «Во время оккупации Парижа немецкие власти вскрыли сейф этого неизвестного нам банка и увезли ящики. Это было 18 февраля 1943 года. Будто бы немцы вначале соглашались не вскрывать сейф, но потом все-таки вскрыли и увезли ящики в Германию. В Париже в то время ходили слухи, что ящики эти погибли при бомбардировке Берлина, где они находились на одном из вокзалов».

В этой же публикации упоминается (со ссылкой на Великого Князя Андрея Владимiровича и генерала Позднышева) последний состав «коллегии» хранителей в 1943 г.: В.А. Маклаков, А.А. Гулевич, В.В. Свечин и К.К. Миллер. Конечно, главной фигурой в коллегии был именно Маклаков. Во время немецкой оккупации он несколько месяцев просидел в тюрьме как масон, так что конфискация немцами содержимого его сейфа вполне вероятна. А 12 февраля 1945 г. он вместе с группой масонов-совпатриотов нанес визит советскому послу в Париже и заявил: «Мы прекратили борьбу, ... крушения советской власти мы уже не хотим». Так что, если бы немцы не конфисковали ящики и сундучок с мощами, то не исключено, что они тогда могли быть Маклаковым «возвращены на родину»...

Но действительно ли эти частицы мощей Царской Семьи были увезены немцами? Действительно ли они погибли при бомбардировке? Не могли ли они быть захвачены в Германии советскими органами и увезены в СССР?.. Ведь первый экземпляр следственного дела Соколова, как говорят, изъятый немцами из одного из банков в Париже, оказался позже именно в СССР в качестве трофея. Не был ли это тот же самый банк?..

К сожалению, в данное время уточнить все это по архивам КГБ невозможно, ибо органы туда пускают лишь «своих» исследователей-мародеров (вроде Э. Радзинского и Л. Млечина), которые не напишут ничего лишнего, что может пригодиться православным патриотам и повредить славным чекистским предшественникам. Надеемся все же, что рано или поздно найдутся люди, способные пролить свет на эту тайну. В каком бы направлении ни велись поиски мощей Царской Семьи – любой негативный результат (в виде отпадения ложной версии) имел бы значение.

Почему же в последние [1990-е] годы, в связи с захоронением «екатеринбургских останков» в С.-Петербурге, многие в России и Зарубежье стали утверждать, что хранившиеся во Франции останки были замурованы в брюссельском Храме-Памятнике? Кое-кто даже пытался добиться от Зарубежной Церкви доступа к этим останкам «для сравнения». Думается, все эти попытки напрасны, и брюссельский Храм надо оставить в покое.

Видимо, произошла путаница, которую можно объяснить следующим образом, основываясь на информации, любезно предоставленной нам графиней М.Н. Апраксиной (ее отец Н.М. Котляревский был инициатором и затем председателем Комитета по сооружению Храма-Памятника, заложенного в начале 1936 г. и освященного в 1950 г.).

Дело в том, что в брюссельском Храме были замурованы другие реликвии: вывезенные из Сибири самим Соколовым две баночки с землей, пропитанной человеческими сальными массами. Они были переданы им на временное хранение князю А.А. Ширинскому-Шихматову, затем его сыном Кириллом были вручены в 1940 г. в Париже митрополиту Серафиму (Лукьянову) и от него попали в Брюссель. Сначала они хранились в другом брюссельском храме, лишь в 1943 г. их привез в Храм-Памятник протоиерей Иоанн Григор-Клочко. Все это подтверждается публикуемыми здесь распиской и фотографиями из архива М.Н. Апраксиной.

Эти реликвии были помещены в особый ларец, который и был замурован в стену Храма-Памятника. Но в приходском архиве нет никаких данных о том, что там были замурованы и более крупные частицы мощей, хранившиеся масонской «коллегией». Если бы их когда-либо передали в Брюссель – столь важное событие осталось бы в памяти людей, причастных к сооружению Храма и к приходской жизни.

Тем не менее этот Храм-Памятник уникален по собранию других реликвий, связанных с Царской Семьей. В их числе Библия, подаренная Императрицей Наследнику Цесаревичу, Крест с найденными в екатеринбургской шахте нательными иконками и кольцами, икона св. Иоанна Крестителя, находившаяся в Царской Семьей в Ипатьевском доме, погон Государя и его шинель. Все это было передано в Храм покойной Великой Княгиней Ксенией Александровной.

Этот уникальный Храм, сооруженный в память Царственных Мучеников, считается «лампадой» Русского Зарубежья всем святым мученикам Русской Церкви ХХ века.

М. Назаров 2000 г.

Напечатано в двух вариантах (здесь совмещены):
«Имперский Вестник». 2001. № 53. Янв.
«Православная беседа». 2001. № 2.

ПС 2008.   Следует также отметить, что обнаружение следователем Соколовым вытопленного человеческого жира на месте уничтожения тел Царской Семьи свидетельствует об их сжигании при большой температуре. Тогда как на «екатеринбургских останках» отсутствуют следы огня – следовательно, они не могут быть царскими. Почитание их верующими как «царских мощей» также за эти годы не установилось.

       

Расписка митрополита Серафима (Лукьянова) в получении реликвий от князя А.А. Ширинского-Шихматова 8/21.1.1940 г.

       

Ларец с землей, пропитанной частицами мощей Царственных Мучеников. Позже он был замурован в стенах Храма-Памятника.

       

После панихиды 4/17 июля 1943 г. Слева направо: Э.Н. Фричеро, прот. Иоанн Григор-Клочко, В. Котляревский, М. Котляревский, кн. П.Б. Щербатов, кн. М.А. Черкасский, В. Кусонский, граф П.Н. Апраксин, А. Слободской, А.В. Гладков, Н.А. Всеволожский.

       

Михаил Назаров

Источник:  Издательство «Русская идея»

14  июля  2017  г.

8 июля 2017 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на телеканале «Россия-24» по субботам и воскресеньям,
14.07.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
На кануне дня памяти Ефесских отроков, предлагаем вашему вниманию видеолекцию на тему О семи ефесских отроках.
16.08.2017 Ведомости Краснослободской Епархии

16.08.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
Вежливые люди - Ведомости Краснослободской ЕпархииО том, какой бывала святая учтивость, — в новом материале «Фомы» из серии публикаций  Как жили святые .
16.08.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
SSC 0006 - Ведомости Краснослободской ЕпархииСейчас многие российские семьи предпочитают рожать одного-двух детей, мотивируя ограничение социально-экономическими аспектами.
16.08.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
Паломники Ардатовской епархии приняли участие в Крестном ходе в день памяти Преподобного Филарета Ичалковского - Ардатовская ЕпархияЕжегодно в день  памяти преподобного Филарета, Ичалковского чудотворца от храма Михаила Архангела в Ичалках к месту духовного подвига преподобного совершается Крестный ход.
16.08.2017 Ардатовская Епархия
В Атюрьевском районе Мордовии освятили водный источник - Gazeta13.RuПо благословению епископа Краснослободского и Темниковского Климента в селе Печипалонга Атюрьевского района был освящен источник.
16.08.2017 Gazeta13.Ru
Правовые основы противодействия экстремистской деятельности, ответственность за осуществление экстремистской деятельности определены Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
16.08.2017 Ковылкинский район
DSC02784 - Ведомости Краснослободской ЕпархииПо благословению Преосвященного Климена, Епископа Краснослободского и Темниковского священнослужители окормляют отдаленные приходы Епархии.
15.08.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
Приступая к работе, у меня возникло много сомнений и вопросов, как будет правильнее осветить эту тему.
15.08.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
Гемма из Констанцы. Происходит из румынского города Констанца, где была найдена вместе с несколькими десятками других античных гемм 1-3 вв. РХ. Обнаженная фигура Христа, распятого на Т-кресте. Руки распростерты, положение кистей указывает на то, что они могут быть привязаны к кресту, также как на гемме из Газы, хотя это и не очевидно. С каждой стороны от распятия по шесть маленьких задрапированных в паллиумы фигур, изображающих 12 апостолов (?).Обращает на себя внимание, что ноги Христа находятся на том же уровне, что ноги апостолов. Сверху греческая надпись ΙΧΘΥΣ. Датировка на сайте Британского музея 3-4 вв. РХ, хотя есть аргументы пользу более ранней даты 2-3 вв. Местонахождение - Британский музей. - Ведомости Краснослободской ЕпархииНи для кого не секрет, что, во-первых, крест был мистическим символом множества народов задолго до появления христианства.
15.08.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
P1090608 - Ведомости Краснослободской Епархии14 (1) августа Православная Церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
15.08.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
Юная паства Кечушевского прихода активно проводит время летних каникул - Ардатовская ЕпархияМолодые прихожане Космодамианской церкви с.Кечушева посетили музей им.С.Д Эрьзи в селе Баево.
15.08.2017 Ардатовская Епархия
Поисковики из Лямбирской школы помогли расчистить площадку под строительство храма и нашли экспонаты для музея - Вестник Мордовии    В с.Саловка Лямбирского района Мордовии представители поисково-патриотической дружины "Казачок" МОУ "Лямбирская СОШ N2" помогли провести расчистку территории под строительство храма,
15.08.2017 Вестник Мордовии
DSC02650 - Ведомости Краснослободской ЕпархииЦерковь освящает землю, испрашивая ей у Бога благословение плодородия, освящает хлеб, служащий нам пищей, и воду, утоляющую нашу жажду.
14.08.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
1 Ширина 1024 Высота 768 - Ведомости Краснослободской ЕпархииКаждый год настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского, что в селе Лесное Ардашево, отец Владимир Ванин,
14.08.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
Календарь Успенского поста 2017 - Ведомости Краснослободской ЕпархииИзвестно, что Дева Мария всю земную жизнь соблюдала строгую умеренность в еде, а за три дня своего Успения перестала вкушать пищу и лишь пила воду.
14.08.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
20170810 100847 - Ведомости Краснослободской Епархии10 августа один из православных праздников - Смоленской Иконы Божьей Матери и памяти Новомучеников и Исповедников Мордовских святых.
14.08.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
В результате пожара на улице Сущинского в Саранске никто не пострадал - MordovMedia.RuСегодня 10:10 Вечером 16 августа очевидцы могли видеть языки пламени, которые вырывались с балкона многоэтажного дома № 7А по улице Сущинского.
17.08.2017 MordovMedia.Ru
В Мордовии вынесен приговор в отношении 29-летней жительницы Чамзинского района, обвиняемой в совершении умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, с применением предмета,
16.08.2017 МВД Республики Мордовия
KUZMIN_ALEKSANDR_BORISOVICh_20.09.1951.j - МВД Республики МордовияОП №9 ММО МВД России «Ковылкинский» устанавливается местонахождение без вести пропавшего Кузьмина Александра Борисовича, 1951 года рождения, жителя с. Кочетовка Инсарского района.
17.08.2017 МВД Республики Мордовия
Многоэтажка в Саранске загорелась из-за курильщика  - Столица С
Многоэтажка в Саранске загорелась из-за курильщика 
© МЧС РМ © МЧС РМ © МЧС РМ © МЧС РМ 12 человек, среди которых был один ребенок, эвакуировали вечером 16 августа из девятиэтажки № 7А на ул.
Столица С
Хроника ДТП: 7 — 13 августа - Столица С
Хроника ДТП: 7 — 13 августа
С 7 по 13 августа в Мордовии зарегистрированы 19 ДТП с одним погибшим и 31 раненым.
Столица С
Без вести пропал 66-летний житель Мордовии  - Столица С
Без вести пропал 66-летний житель Мордовии 
© МВД по РМ Мордовская полиция не без оснований тревожится за судьбу 66-летнего жителя инсарского села Кочетовка Александра Кузьмина.
Столица С
На кануне дня памяти Ефесских отроков, предлагаем вашему вниманию видеолекцию на тему О семи ефесских отроках.
16.08.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
Вежливые люди - Ведомости Краснослободской ЕпархииО том, какой бывала святая учтивость, — в новом материале «Фомы» из серии публикаций  Как жили святые .
16.08.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
Гемма из Констанцы. Происходит из румынского города Констанца, где была найдена вместе с несколькими десятками других античных гемм 1-3 вв. РХ. Обнаженная фигура Христа, распятого на Т-кресте. Руки распростерты, положение кистей указывает на то, что они могут быть привязаны к кресту, также как на гемме из Газы, хотя это и не очевидно. С каждой стороны от распятия по шесть маленьких задрапированных в паллиумы фигур, изображающих 12 апостолов (?).Обращает на себя внимание, что ноги Христа находятся на том же уровне, что ноги апостолов. Сверху греческая надпись ΙΧΘΥΣ. Датировка на сайте Британского музея 3-4 вв. РХ, хотя есть аргументы пользу более ранней даты 2-3 вв. Местонахождение - Британский музей. - Ведомости Краснослободской ЕпархииНи для кого не секрет, что, во-первых, крест был мистическим символом множества народов задолго до появления христианства.
15.08.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
В Атюрьевском районе Мордовии освятили водный источник - Gazeta13.Ru
В Атюрьевском районе Мордовии освятили водный источник
По благословению епископа Краснослободского и Темниковского Климента в селе Печипалонга Атюрьевского района был освящен источник.
Gazeta13.Ru
Годовщина канонизации  великого флотоводца - Газета Мордовия
Годовщина канонизации великого флотоводца
Прошли мероприятия, приуроченные к 200-летию со дня кончины святого Феодора Ушакова 5 августа временно исполняющий обязанности Главы Мордовии Владимир Волков принял участие в мероприятиях,
Газета Мордовия
В республике прошли торжества  в честь святого Феодора Ушакова - Вечерний Саранск
В республике прошли торжества в честь святого Феодора Ушакова
  Более 5 тысяч человек приняли участие в прошедших торжествах, посвященных годовщине канонизации и приуроченных к 200-летию со дня кончины русского флотоводца, святого праведного воина Феодора Ушакова.
Вечерний Саранск
«Аритмия» Хлебникова стала жемчужиной «Евразии» - Столица СДостоинства и недостатки международного кинфорума глазами журналиста «Столицы С» Недавно в Астане прошел XIII Международный кинофестиваль «Евразия».
17.08.2017 Столица С
В Саранске состоится фотовыставка знаменитого путешественника - Столица С© Столица С Фотовыставка «Как прекрасен тот мир!» откроется 22 августа в музее им.
17.08.2017 Столица С
В районах Мордовии пройдет акция «Ночь кино» - 113Rus.RuМуниципальные районы Мордовии 27 августа во второй раз примут участие во всероссийской акции «Ночь кино».
17.08.2017 113Rus.Ru
«У меня не было романа с Юрием Гагариным» - Столица С
«У меня не было романа с Юрием Гагариным»
Фото: Елена Кпылова Вдова первого Президента России Наина Ельцина — ​о себе и своей «Личной жизни» В Москве вышла книга жены Бориса Ельцина «Личная жизнь».
Столица С
«Валериан и город тысячи планет» — ​«Аватар» а’ля Бессон под соусом «Пятого элемента» - Столица С
«Валериан и город тысячи планет» — ​«Аватар» а’ля Бессон под соусом «Пятого элемента»
Николай Кандышев kandyshev@stolica-s.su Кадр: фильм «Валериан и город тысячи планет» Еще рано говорить о том, что мы увидели очередной кассовый провал этого года.
Столица С
В Саранске состоится персональная выставка Виктора Сафонкина  - Столица С
В Саранске состоится персональная выставка Виктора Сафонкина 
Это стало известно, во время очередного неофициального визита знаменитого живописца в родную столицу Мордовии.
Столица С
2eLWRZkH7Nc - МЧС  С XVII Всемирных игр полицейских и пожарных в США вернулась с четырьмя медалями сотрудница МЧС из Мордовии Людмила Кирдяшова.
16.08.2017 МЧС
Автомобилисты Мордовии стали меньше жаловаться на камеры - MordovMedia.RuСегодня 11:30 С начала 2017 года в Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД РМ обратилось свыше 5,5 тысяч граждан по вопросам, находящимся в компетенции Центра.
17.08.2017 MordovMedia.Ru
"Мордовия Арену" нанесут на почтовую марку - Gazeta13.RuС 23 августа в России выходят в обращение 4 новые почтовые марки, посвященные предстоящему чемпионату мира по футболу 2018 года.
17.08.2017 Gazeta13.Ru
«Лучшим вратарем «Мордовии» последних лет я бы назвал Антона Коченкова» - Столица С
«Лучшим вратарем «Мордовии» последних лет я бы назвал Антона Коченкова»
© Столица С | Юлия Честнова Голкипер футбольной примы республики Роман Калюжный — «Столице С» Вратарь Роман Калюжный выступает за футбольную «Мордовию» уже семь лет.
Столица С
Один из сильнейших барьеристов мира Сергей Шубенков: «Вы не представляете, как я болел за Широбокова!» - Столица С
Один из сильнейших барьеристов мира Сергей Шубенков: «Вы не представляете, как я болел за Широбокова!»
Вице-чемпиона мира в беге на 110 метров с барьерами Сергей Шубенков высоко оценил выступление в Лондоне 18-летнего представителя Мордовии Сергея Широбокова,
Столица С
Бывшая представительница Мордовии возвращается в большой спорт - Столица С
Бывшая представительница Мордовии возвращается в большой спорт
Одна из лучших подопечных республиканской ШВСМ (КШОР РМ) Екатерина Завьялова, завоевавшая на Олимпиаде-2012 бронзовую награду в беге на 800 метров, возвращается на беговую дорожку.
Столица С
В Мордовии экс-сотрудник ОВД ответит за съёмки детского порно - MordovMedia.RuСегодня 15:49 Бывший работник органов внутренних дел предстанет перед судом по обвинению в преступлениях, совершённых в отношении малолетней девочки.
17.08.2017 MordovMedia.Ru
Приговором Ковылкинского районного суда бывшая глава Примокшанского сельского поселения Ковылкинского района Голова Л.А.
17.08.2017 Прокуратура
Сотрудниками уголовного розыска ОП№11 ММО МВД РФ «Краснослободский» по подозрению в хищении телят задержан 37-летний житель села Ельники.
17.08.2017 МВД Республики Мордовия
В результате пожара на улице Сущинского в Саранске никто не пострадал - MordovMedia.RuСегодня 10:10 Вечером 16 августа очевидцы могли видеть языки пламени, которые вырывались с балкона многоэтажного дома № 7А по улице Сущинского.
17.08.2017 MordovMedia.Ru
В ближайшие дни инспекторы ГИБДД Мордовии выйдут на рейд "Безопасный регион" - Вестник Мордовии    С 18 по 20 августа в Саранске и районах Мордовии пройдет оперативно – профилактическое мероприятие "Безопасный регион", сообщили "Вестнику Мордовии" в Отделении пропаганды БДД УГИБДД МВД по РМ.
17.08.2017 Вестник Мордовии