Новости города БезФормата.Ru
Саранск
Главные новости
 
Задать вопрос?

СВЯТАЯ БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ

 

СВЯТАЯ БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ

Архимандрит Андрей (Конанос)

Тема Святой литургии очень важна. Та молитва на Святой литургии, в которой говорится, что никто из связанных плотскими желаниями и наслаждениями недостоин приступить и служить Святую литургию [1] , относится и к тем, кто собирается говорить о Святой литургии. Но кто же тогда достоин говорить о Святой литургии – этом таинстве, в которое даже Ангелы желают вникнуть и взирают на него со страхом и ужасом? Мы точно недостойны говорить об этом, тем паче что и переживаем это не так, как следовало бы. Пусть мы и клирики, как, в данном случае, я.

Помню признание одного служителя алтаря, когда я еще был малым ребенком. Он доверительно сказал мне тогда:

– Деточка моя, когда я однажды поехал на  Святую Гору Афон   и исповедался у одного иеромонаха, то он спросил меня: «Отче, а сколько лет ты служишь?» – «Тридцать», – ответил я. «А сколько раз на литургиях, которые ты служил, ты ощущал таинство, душа твоя входила в святилище Божие, ты что-нибудь понимал в мире сверхъестественного, ощущал что-нибудь удивительное и таинственное?» Я ответил: «Отче, очень редко. Служил сотни раз, но таинства каждый раз не ощущал, это нелегко».

Да, это нелегко. Это зависит и от нас, нашей подготовленности, но и от Бога тоже, чтобы Он приблизился к нам и счел нас достойными этого проявления Своей любви.

Один протестантский пастор как-то встретил православного священника и сказал ему:

– Мы, протестанты, занимаемся благотворительностью, строим дома для престарелых, социальные заведения, залы, больницы, организуем концерты поп- и рок-музыки и привлекаем молодых, проводим экскурсии, мы очень активны. А вы, православные клирики и Православная Церковь, что делаете вы?

А священник, вместо того чтобы перечислять ему разные виды пастырской работы, сказал лишь одну короткую фразу:

– Мы, православные, служим Святую литургию.

Мы делаем это и наполняем рай людьми, душами, которые спасаются. Мы утешаем людей, сводим Бога на землю и возводим людей на небеса. Это наш вклад, это то бесконечно важное, что Церковь дает миру. Самое важное. Это источник, из которого проистекают и остальные дела Церкви.

Всё начинается с того момента, когда мы слышим, что бьют в колокол. С него начинается  Святая литургия , всякое богослужение вообще. Мы слышим, что звонит колокол.

У нас на приходе есть один человек, который испытывает огромную радость, когда у него появляется возможность позвонить в колокол. У колокола этого есть механизм, воспроизводящий разные мелодии: благовест, праздничную, святогорскую. И он предвкушает это с великой радостью, как маленький ребенок, и говорит:

– Отче, сегодня я запущу радостный благовест, чтобы люди услышали и пришли в церковь.

Этот момент поистине великолепен. Надо, однако, заметить, что когда-то колоколов не было. В Церкви в первые годы ее существования люди просто звали друг друга. А потом, когда возросло число христиан, появились клепала. Позднее в некоторых местах использовали трубы – например, в монастыре, основанном святым Пахомием Великим, – в них трубили, чтобы напоминать христианам о трубах Апокалипсиса. В нем говорится, что Второе Пришествие будет происходить так: затрубят трубы, и все люди воскреснут, чтобы предстать на Суд.

В  эпоху святого Константина Великого   в ходу были железные клепала, по которым ударяли молотком. Колокола впервые появились на Западе, а в Константинополь попали в 865 году, намного позже постройки Святой Софии. Тогда один венецианский вельможа подарил 12 колоколов храму Святой Софии. Они называются кампанами [2] , потому что происходят из Кампании, области в Италии.

Летописцы говорят, что когда в Византии в первый раз зазвонили колокола, люди стали выбегать из своих домов с радостными восклицаниями. Мы сейчас привыкли слышать колокола, и они уже не кажутся нам такими сладкозвучными, как тогда. Но давайте представим себе, что мы никогда не слышали звона колоколов и вдруг неожиданно слышим его. Люди выбегали тогда на дороги, думая, что это Ангелы сошли на землю и смешались с ними. И христиане шли на богослужение, преисполненные воодушевления.

Так, звоня в колокола, Церковь зовет нас прийти помолиться. И мы просыпаемся, но только нам хочется поспать еще немного, и в итоге мы опаздываем. Нам не хочется идти, и мы всё оттягиваем: «Посплю еще чуть-чуть, ничего, приду немного позже!» – такие мы нерадивые и, к сожалению, ленивые, и нам не хватает ревности. Ради чего-нибудь другого нам ой как хочется встать: по утрам на улицах можно увидеть многих спешащих к морю, чтобы искупаться, а здесь кто-то таскает ведра с водой, чтобы помыть свою машину в воскресенье утром, там женщины развешивают на веревках одеяла, чтобы проветрить их, потому что всю неделю работают и многого не успевают сделать. Это происходит чуть позже, часам к 9 утра. Кто-то направляется к киоску за газетой, здесь явно готовят еду, там слышен телевизор: люди смотрят спортивные новости и не идут в церковь.

Это явление очень печально. Оно печально потому, что у людей не стало влечения к Святой литургии. В это же время мы страстно желаем очень многого, так что ни при чем тут ранний час, в который служится Святая литургия. А как же люди встают в 6 утра, чтобы искупаться в море, пока на пляже нет столпотворения и кругом тишина? Или чтобы побыть с близкими людьми, или поехать куда-нибудь на спортивное мероприятие? Когда любишь что-нибудь, ты готов делать это в какой угодно час.

Я заметил, что, читая о миссионерах и людях, живущих в других странах, стыжусь, сравнивая себя с ними. Эти люди могут целыми днями идти пешком, чтобы попасть на Святую литургию. Они по два дня идут пешком, и малые дети тоже, чтобы принять участие в Святой литургии. Пусть они и не понимают всего, зато всё чувствуют душой на начальном этапе своей веры.

Как-то я читал дневник одного епископа (речь идет о Греции), он пишет: «В воскресенье, 30 марта 1941 года, ранним утром я отправился в первый батальон, где служил и проповедовал. Причастилось около 500 мужчин, руку у меня свело, и мне было ужасно больно от непрерывного преподания Святого Причастия. В другой раз я вынужден был служить на коленях, в палатке, потому что на улице дождь шел не переставая. Солдаты следили за Святой литургией под дождем и в конце причастились Пречистых Таин».

Святой Косма Этолийский

Какое трогательное зрелище! Среди диких гор, под проливным дождем, солдаты молятся, чтобы соединиться со Христом Спасителем. Эти люди будут судить нас за нашу леность и нерадение. Даже  святой Косма Этолийский   говорит, что деньги, которые человек зарабатывает в воскресенье, когда работает, не имея на то серьезных причин, не благословляются Богом. Другое дело, если кому-то приходится работать, потому что долг его к этому обязывает. А если ты можешь закончить работу и позже, но всё равно не идешь в церковь, то это очень серьезно и несправедливо по отношению к нашей душе. И этим мы уязвляем Бога.

Один святой духовник минувшего века, отец Венедикт Петракис из Агринио, как-то шел служить Святую литургию в воскресенье. У храма стоял человек, продававший фрукты и овощи. Когда шла литургия, он всё также стоял на улице. Отец Венедикт сказал ему:

– Деточка моя, зайти внутрь, чтобы принять участие в Святой литургии, а потом продашь свою продукцию!

Тот, однако, дерзко ответил ему:

– Отче, занимайся своим делом, а я буду заниматься своим! Я в твои дела не лезу, и ты в мои не лезь!

Святой сказал ему:

– Хорошо, дитя мое, но только увидишь, что не успеет закончиться Святая литургия, как твои фрукты и овощи сгниют.

Чтобы заставить этого человека задуматься, Бог попустил, чтобы, когда закончилась Святая литургия, всё, что у него было на столе, оказалось полным червей. А также чтобы показать ему, что Он не одобряет подобной дерзости.

Кто не ходит в церковь по какой-нибудь серьезной причине, тот хотя бы должен испытывать скорбь из-за этого, а не оправдываться и говорить: «Я хорошо сделал, что не пошел. У меня есть на то причина и оправдание». Не оправдывай себя, предоставь Богу тебя оправдывать, а сам не оправдывайся.

Но вот мы с вами, однако, просыпаемся рано, поэтому и находимся здесь. Идем на Святую литургию, делаем этот шаг в сторону Церкви и приближаемся к храму Божию, а когда заходим внутрь, то давайте будем ощущать – еще прежде, чем войти – ту честь, какую оказывает нам Бог. Некоторые люди уже одним тем, как они заходят в храм, показывают свое благоговение и сродство – хорошее или плохое – со средой. То есть надо ощущать, что это дом твоего Отца. Хотя есть и такое сродство, которое таит в себе немалую долю наглости, дерзости и нечестия.

Перед тем как войти в храм, давайте подумаем, что вхождение в храм – это честь для нас

Перед тем как войти в храм, давайте подумаем, что вхождение в храм – это честь для нас. Мы ведь могли бы туда и не войти. Когда? Если бы жили в первые годы после основания Церкви, когда христиан не крестили маленькими, как сейчас, а в зрелом возрасте. Тогда были оглашенные, проходившие строгую катехизацию, и только если их душа была готова, они крестились и могли участвовать в Святой литургии.

В первые века существовало несколько категорий христиан. Плачущие – это те, кто стоял у входа в храм. Они совершили какие-то грехи и плакали о них, говоря входившим: «Помолись обо мне, ибо я согрешил. Помолись, чтобы ко мне пришло покаяние, чтобы мне простилось!» – и не заходили на Святую литургию.

Были также и обуреваемые [3] , тоже стоявшие на улице, их хлестали дожди, не щадили мороз, жара, снег. Они жаждали зайти на Святую литургию, но не имели на это права по причине своего духовного несовершенства. Были еще слушающие, которые только слушали. Как и одержимые нечистыми духами, то есть страдавшие от злых духов, они тоже не заходили на Святую литургию.

А сейчас в храм заходят все, как будто он – их собственное пространство, одетые как хотят, сидят как хотят и где хотят, ведут себя как хотят, и если кто-нибудь захочет поправить их, они этого не понимают. А что ты скажешь человеку, который не чувствует, что внешний вид у него вызывающий, поведение неприличное, а способ, каким он крестится, и жесты возмутительны? Он этого не понимает – потому что это вопрос его духовной культуры. О, сколько всего видят клирики, сколько видят и верующие, которые хотят сосредоточиться, но не могут!

Когда мы окажемся в вечности, в вечной жизни, то поймем, как сильно помогла нашей душе Святая литургия и какую огромную пользу мы получили от нее. Сейчас мы этого наверняка не понимаем, потому что привыкли к ней. Но когда проходим через трудные моменты, как некоторые дети, которые уезжают учиться на чужбину, а там нет храма поблизости. И хоть дома они и не особо ходили в церковь, то там ее им не хватает, и они говорят:

– Я уже три месяца не был в церкви! У нас нет рядом храма, до него два часа ехать на автомобиле. А когда мне ездить в другой город?

Когда мы попадаем в больницу и полежим там с месяц, нам начинает не хватать Святой литургии, и мы тогда видим, какой дар у нас был, а мы его не ценили. Ну а сейчас, поскольку она у нас есть, давайте будем считать, что мы имеем эту честь от Бога.

Войдя в церковь с этим сознанием чести, которую оказывает нам Бог, зажжем свечку. Свеча напоминает о древних факелах, горевших в катакомбах. Когда христиане прятались в катакомбах, в первые годы, в коридорах стояли такие большие пылающие светильники, которые указывали путь к месту, где шло собрание христиан. Найти место, где шло собрание христиан, нельзя было так просто. Его нельзя было так легко найти, чтобы язычники их не поймали, и вот они шли по этим светильникам, этим факелам, и доходили до собрания.

Старец Паисий Святогорец

А сейчас у нас с вами есть свечи. На меня произвело сильное впечатление, что пишет  старец Паисий : «Богу мы отдаем свечу – последнее, что у нас есть, и Бог принимает это как жертву». Почему же последнее? Потому что свеча сделана из восковых сот, на которых пчелы откладывают мед. Мы забираем себе полезное – мед, а воск, бесполезный и несъедобный, отдаем Богу в качестве жертвы. И Бог это принимает. Мы считаем, что это дар, и Он радуется этой жертве.

Также и ладан делают из смолы, стекающей по дереву, т.е. это нечто бесполезное, а мы отдаем это Богу в жертву любви и благоговения.

Свеча горит и напоминает нам о свете, сияющем во мраке нашей эпохи, о свете, который мы должны иметь в себе, передавать его другим и хранить. Она символизирует также светлые помыслы, которые должны у нас быть, чистые мысли, чистый ум и прозрачность, которые должны нас отличать, и чтобы мы говорили: «Как тает свеча, так да растают и мои пороки, мои страсти. И как церковный служка внезапно хватает их, так и меня схватит Бог, и моя земная жизнь внезапно потухнет в какой-нибудь из дней».

Некоторые люди возвращаются, чтобы посмотреть, горит ли еще свеча, которую они поставили, или ее уже потушили. Это не имеет значения: мы сделали то, что нужно, зажгли ее, принесли пред Бога. Вопрос не в этом, а в том, чтобы эта свеча горела во мне, чтобы она была постоянно возжженной и после Святой литургии, всю мою жизнь. Сколько бы ни простояла зажженная тобой свеча, но если в тебе не горит свеча веры и благоговения к Богу, всё остальное превращается в пустое, формальное действие. Зажигая свечу, нам хорошо будет вознести молитву.

Естественно, не нужно ставить много свечей: дело не в количестве, а в вере и нашем сердечном соучастии. Кто-нибудь ставит одну свечу за живых и одну за усопших (на Кипре и, очевидно, в Греции не принято ставить нечетное количество свечей за живых и четное за усопших). Эти две свечи могут тронуть Божие сердце. А кто-то ставит больше – и Бог снова трогается. Но кто-то ставит много свечей, однако ничего не добивается. У каждого свой подход в соответствии с его побуждениями. Будем говорить при этом: «Господи Иисусе Христе, помилуй раба Твоего (такого-то)», если у нас есть больные родственники, или: «Упокой души усопших раб Твоих (таких-то)», если кто-нибудь недавно отошел из мира сего.

Святой Серафим Саровский

Хорошо так же, войдя в храм и поставив свечку, найти для себя место на время Святой литургии и сосредоточенно там помолиться. Это плохая привычка, когда кто-нибудь разговаривает во время Святой литургии, это очень серьезный грех, если кто-нибудь так делает. «Придя на Святую литургию, – говорит  святой Серафим Саровский , – всё время, пока ты в храме, непрестанно произноси про себя Иисусову молитву». Ничего больше. Или какую-нибудь другую молитву. «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», – я вхожу сейчас в храм, и всё внешнее перестает для меня существовать: работа, разговоры, еще что-нибудь. Всё это мы скажем, когда выйдем, в другое время.

Старец Иаков , которого я видел в 1970 году на Эвбее, повел меня в алтарь – я был тогда еще маленьким, – и сказал:

– Дитя мое, посмотри, как я терзаюсь во время Святой литургии, как демоны стараются отвлечь меня, чтобы я не сосредоточился. Вьют веревки, которые я один вижу, чтобы заставить меня споткнуться, чтобы я не внимал и не молился сосредоточенно. Но иногда, когда меня выводит это зрелище, я молю святого Давида, и он входит в Святую литургию, и я его вижу, он сидит рядом со мной. И тогда я отступаю от святого престола и отхожу в сторону, а люди не понимают, почему я отошел в сторону. Но как же мне, дитя мое, служить, когда рядом со мной святой Давид и я его вижу?

Это произвело на меня тогда сильное впечатление, и я это до сих пор помню.

Также  святой Николай (Планас)   на Святой литургии часто понимал, кто из христиан присутствует, а кто отсутствует. Может, телом все и были в храме, но душа их носилась где-нибудь. Святой Николай видел это. Люди в храме видели стулья, утварь, иконостас, алтарь, а он видел еще и душу каждого человека, каждого молящегося, видел Ангелов, видел и бесов, видел Самого Господа.

Однажды он совершал каждение (вы, конечно, слышали об этом известном случае из его жития) и покадил одну госпожу, а рядом было пустое место, он покадил и его. А дальше сидела одна госпожа, которую он вообще не покадил и пошел дальше. Когда закончилась Святая литургия, эта госпожа, расстроенная, подошла к нему и сказала:

– Отче, ты обошел меня самым вопиющим образом: всех покадил, а меня нет! И не только, но еще и покадил место, которое было пустым. Почему ты сделал это?

Он ей сказал:

– Поверь мне, дитя мое, я не видел тебя на Святой литургии. Ты была в храме?

– Ну как же не была, отче! Вот, я же о Святой литургии тебе говорю.

– Я скажу тебе кое-что. А ум твой не был тогда с козами?

Мы говорим об Афинах старых времен, святой Николай (Планас) служил в Плаке (древнейший район Афин), и у людей тогда были свои стада, поля, откуда они добывали для себя молоко, мясо и т.п. И она думала о своем стаде: как она туда пойдет, что сделает и т.д.

Мы, люди, прячемся от других, но от Бога спрятаться не можем даже на Святой литургии

Она сказала:

– Ну да, в то время, когда ты проходил, я немного подумала об этом.

– Когда ты думала о нем, я не видел, чтобы ты была здесь, – сказал святой.

– Хорошо, ну а почему же ты покадил пустое место рядом со мной?

– Рядом с тобой место госпожи такой-то, твоей знакомой, которая сейчас больна и лежит в постели, но думает о нас, служащих, и говорит в уме: «Если бы и я могла сейчас быть на Святой литургии, как же хорошо было бы!» Я видел ее, как будто она присутствует в храме.

Прозорливость святого производит сильное впечатление, но Бог видит больше, Он видит всё, каждый эпизод нашей жизни. Сколько же мы еще будем спрашивать себя: «А что обо мне видит Бог?» Что видит? Мы, люди, прячемся от других, но от Бога спрятаться не можем даже на Святой литургии.

И на Святой литургии давайте сосредоточивать свой взгляд, снова говорит святой Серафим Саровский, на какой-нибудь иконе, или лампаде, или на священнике – не с целью сосредоточиться на священнике, а чтобы от него наша мысль переходила к священным помыслам и переживаниям в нашей душе.

(Продолжение следует)

 

Архимандрит Андрей (Конанос)
Перевела с болгарского  Станка Косова

 

Православен Свят

31  июля  2017  г.

1 - Ведомости Краснослободской Епархии  День памяти великомученика Пантелеимона отмечают  все, кому знакомо хотя бы имя этого святого.
11.08.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
НЕБЕСНЫЙ ЯКОРЬ - Ведомости Краснослободской Епархии  НЕБЕСНЫЙ ЯКОРЬ Архимандрит Андрей (Конанос) Мы живем в эпоху великой неразберихи, смуты и хаоса.
07.08.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
Епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин сослужил Управляющему делами Московской Патриархии, Митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Варсонофию в с.Малиновка Саратовской митрополии - Ардатовская Епархия6 августа 2017 года, в Неделю 9-ю по Пятидесятнице, день памяти мучеников благоверных князей Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида, Управляющий делами Московской Патриархии,
06.08.2017 Ардатовская Епархия
УГОЛЕК, К КОТОРОМУ НЕПОЛЕЗНО ПРИКАСАТЬСЯ - Ведомости Краснослободской Епархии  УГОЛЕК, К КОТОРОМУ НЕПОЛЕЗНО ПРИКАСАТЬСЯ Архимандрит Андрей (Конанос)      Окончание И, коль скоро мы заговорили о священниках на Святой литургии, то давайте быть очень внимательными,
02.08.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
31 июля митрополит Саранский и Мордовский Зиновий совершил Божественную литургию в Свято-Феодоровском кафедральном соборе.
01.08.2017 Саранская епархия
Осенний утренник, посвящённый Рождеству Пресвятой Богородицы прошел в детском саду «Малыш» с.Большого Игнатова - Ардатовская ЕпархияОсенины -день народного календаря восточных славян, приходящийся на 21 сентября, и посвящённый Рождеству Пресвятой Богородицы.
22.09.2017 Ардатовская Епархия
20 сентября в 2 часа 30 минут отошел ко Господу настоятель храма Успения Божией Матери села Носакино Торбеевского района митрофорный протоиерей ВАЛЕНТИН Волянский .
22.09.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
«Мы должны пройти жизненный путь, как воины Христовы!» - Столица СВячеслав Новиков novikov@stolica-s.su Настоятель Покровской церкви села Такушево протоиерей Александр Кузяев — о защите Отечества, дорогих машинах и крестовой масти Модно говорить о богатых попах на «мерседесах».
22.09.2017 Столица С
В Мордовии появится Рождество-Богородичный храм - Info-rm.ComВ Лямбирском районе Мордовии построят новый храм. Он будет называться в честь Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и расположится в селе Болотниково.
22.09.2017 Info-rm.Com
В Мордовии появится Рождество-Богородичный храм - 113Rus.RuВ Лямбирском районе Мордовии построят новый храм. Он будет называться в честь Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и расположится в селе Болотниково.
22.09.2017 113Rus.Ru
фото - MordovMedia.RuСегодня 09:59 Праздник Рождества пресвятой Богородицы, 21 сентября, стал престольным для прихода в селе Болотниково Лямбирского района.
22.09.2017 MordovMedia.Ru
Праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии стал престольным для прихода в селе Болотниково Лямбирского района.
22.09.2017 Саранская епархия
21 сентября 2017 года, в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, митрополит Саранский и Мордовский Зиновий совершил Божественную литургию в Свято-Феодоровском кафедральном соборе.
22.09.2017 Саранская епархия
Старейшее здание на территории городского округа Саранск, архитектурный памятник середины XVII века – Иоанно-Богословский храм на ул.
21.09.2017 Газета Мордовия
IMG 20170905 100037 - Ведомости Краснослободской ЕпархииПо благословении Преосвященнейшего Климента, епископа Краснослободского и Темниковского в храме святителя Николая Чудотворца села Ст.
21.09.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
С праздником, возлюбленные братья и сестры! Недавно закончился церковный год и начался новый.
21.09.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
Ритуальный приговор - Вечерний СаранскВ минувший понедельник в Пролетарском суде Саранска завершился процесс по громкому делу об убийстве менеджера ритуального агентства «Обелиск», 44-летнего Виталия Каткова.
22.09.2017 Вечерний Саранск
Убитые высотой - Вечерний СаранскНа минувшей неделе в Саранске сразу два человека погибли после падения с верхних этажей жилых домов.
22.09.2017 Вечерний Саранск
Взрывная волна - Вечерний СаранскВ минувший понедельник на Саранск обрушилась самая настоящая взрывная волна телефонного терроризма.
22.09.2017 Вечерний Саранск
В Самаре арестован социолог из Саранска Николай Явкин - Столица С
В Самаре арестован социолог из Саранска Николай Явкин
© parkgagarina.info Пресс-служба губернатора Самарской области Николая Меркушкина опровергла слухи о его скорой отставке, сообщив, что руководитель региона продолжает работу.
Столица С
Травма в «Умисити» - Столица С
Травма в «Умисити»
depositphotos.com 4-летний мальчик сломал плечо, находясь под присмотром педагогов.
Столица С
«Мы должны пройти жизненный путь, как воины Христовы!» - Столица СВячеслав Новиков novikov@stolica-s.su Настоятель Покровской церкви села Такушево протоиерей Александр Кузяев — о защите Отечества, дорогих машинах и крестовой масти Модно говорить о богатых попах на «мерседесах».
22.09.2017 Столица С
IMG 20170905 100037 - Ведомости Краснослободской ЕпархииПо благословении Преосвященнейшего Климента, епископа Краснослободского и Темниковского в храме святителя Николая Чудотворца села Ст.
21.09.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
В Саранске хотят спасти Иоанно-Богословский храм  - Столица ССтарейший в республике Иоанно-Богословский храм на ул. Демократической в Саранске нуждается в срочной реконструкции, однако, по словам настоятеля протоиерея Алексея Селезнева,
21.09.2017 Столица С
В Саранск привезут святыню с частицей Креста Господня - Столица С
В Саранск привезут святыню с частицей Креста Господня
По многочисленным просьбам прихожан 26 сентября в 16.00. в саранский Иоанно-Богословский собор повторно доставят величайшую святыню христианского мира — распятие с частицей Креста Господня, того самого,
Столица С
В Саранск прибудет легендарная святыня - распятие с частицей Креста Господня - Gazeta13.Ru
В Саранск прибудет легендарная святыня - распятие с частицей Креста Господня
26 сентября в Саранск по благословению митрополита Саранского и Мордовского Зиновия прибудет величайшая православная святыня – распятие с частицей Креста Господня.
Gazeta13.Ru
Иоанно-Богословский храм в Саранске нуждается в помощи
Старейшее здание на территории городского округа Саранск, архитектурный памятник середины XVII века – Иоанно-Богословский храм на ул.
Газета Мордовия
Конек-Горбунок  из Страны Восходящего Солнца - Вечерний СаранскМузыкальный театр открыл новый сезон премьерой балета Родиона Щедрина «Конек-Горбунок».
22.09.2017 Вечерний Саранск
«Народная песня – это память…» - Министерство культуры20 сентября в Саранском доме-интернате для престарелых и инвалидов сотрудники отдела литературы по искусству провели музыкальный час «Народная песня – это память…», посвященный 60-летию Татьяны Петровой.
22.09.2017 Министерство культуры
Муниципальное  бюджетное  учреждение культуры «Городской детский Центр театра и кино «Крошка» приглашает на открытие  театрального сезона - Администрация г. Саранск        30 сентября  в 12.00  состоится  премьера кукольного  спектакля «Мишкины шишки».
22.09.2017 Администрация г. Саранск
«Через обнажение тела мы в каком-то смысле видим обнажение души» - Столица С
«Через обнажение тела мы в каком-то смысле видим обнажение души»
Кадр: фильм «Гоголь. Начало» Автор фильма «Гоголь. Начало» Егор Баранов — о нестареющей классической литературе,
Столица С
Жители Саранска увидят «Реальность и видения»!  - Столица С
Жители Саранска увидят «Реальность и видения»! 
22 сентября в музее мордовской народной культуры откроется выставка архитектурной графики «Реальность и видения».
Столица С
В Саранске откроется выставка «Мордовия: вчера, сегодня, завтра» - Столица С
В Саранске откроется выставка «Мордовия: вчера, сегодня, завтра»
© Столица С | Жанна Ларцева 21 сентября отмечается День Республики Мордовия.
Столица С
ЗА ТРИ ТУРА ДО ЭКВАТОРА - Вечерний СаранскДважды победив в течение одной недели, «Мордовия» упрочила свое лидерство в турнире группы «Урал-Приволжье» второго дивизиона (ПФЛ).
22.09.2017 Вечерний Саранск
IMG_0997 - МЧС22 сентября 2017 года в столице Мордовии состоялись республиканские соревнования по пожарному биатлону.
22.09.2017 МЧС
«Мордовия» - ХК «Тамбов» 4:3 Б (1:1; 0:1; 2:1 – 0:0 - 1:0). Взяли реванш - Хоккейный клуб Мордовия21 сентября. Саранск. «Ледовый Дворец»                           ФОТО:  ВИДЕО:      Состав «Мордовии»:
22.09.2017 Хоккейный клуб Мордовия
«КРОСС НАЦИИ» СОБРАЛ 4500 УЧАСТНИКОВ - Вечерний Саранск
«КРОСС НАЦИИ» СОБРАЛ 4500 УЧАСТНИКОВ
16 сентября в Мордовии наряду с другими регионами страны состоялся Всероссийский день бега «Кросс нации - 2017».
Вечерний Саранск
Дошел  до смерти - Вечерний Саранск
Дошел до смерти
Трагическая новость пришла в минувшие выходные из Москвы. 15 сентября пьяный мужчина зарезал молодого российского легкоатлета Николая Иванова.
Вечерний Саранск
Хоккеисты «Мордовии» уступили «волкам»  - Столица С
Хоккеисты «Мордовии» уступили «волкам» 
© Столица С | Юлия Честнова © Столица С | Юлия Честнова © Столица С | Юлия Честнова © Столица С | Юлия Честнова © Столица С | Юлия Честнова © Столица С | Юлия Честнова © Столица С | Юлия Честнова © Столица С | Юлия Честн
Столица С
Проект Республики Мордовия стал победителем III Градостроительного конкурса Минстроя России - E-mordovia.RuМинистерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства России подвело итоги III Градостроительного конкурса.
22.09.2017 E-mordovia.Ru
IMG_0997 - МЧС22 сентября 2017 года в столице Мордовии состоялись республиканские соревнования по пожарному биатлону.
22.09.2017 МЧС
В Саранске на 23 сентября объявлено оперативное предупреждение - Администрация г. СаранскПо уточненным данным Мордовского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Верхне - Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу о
22.09.2017 Администрация г. Саранск
В Мордовии неизвестный сбил женщину, идущую по дороге - 113Rus.RuВ столице Мордовии неустановленный водитель на неустановленном автомобиле сбил женщину 1987 г.р., которая шла по проезжей части в попутном направлении.
22.09.2017 113Rus.Ru
В Большеигнатовском районе в результате оперативных мероприятий сотрудниками уголовного розыска выявлены и раскрыты два факта кражи дизельного топлива со служебных комбайнов сельскохозяйственного предприятия.
22.09.2017 МВД Республики Мордовия