Без малого полтора года понадобилось следователям МВД, чтобы довести до суда дело о непростой дорожной аварии, которая случилась в центре столицы региона летом-2016. Две машины-участницы, два водителя… Но жертвами столкновения стали случайные люди — пешеходы. У одной женщины в результате наезда оторвало часть ноги, в результате чего потерпевшая скончалась; у второй — множественные переломы ног, и она до сих пор передвигается только в кресле-каталке… О том, почему показания главного свидетеля в этом процессе больше похожи на речь обвиняемого — в материале Дениса Тюркина.
2016-й
Следствие не горело желанием раскрывать подробности дела. Через СМИ только однажды просило помощи очевидцев. А почему так долго все тянулось, не говорило. Сам инцидент произошел еще 23 августа 2016 года примерно в 15.50 на перекрестке саранских улиц Титова и Коммунистической. Я оказался там случайно еще до приезда медиков. Толпа народа окружила двух женщин в возрасте, лежащих на ступенях лестницы, ведущей от проезжей части к тротуару. Картина жуткая: у одной пострадавшей отсутствует часть ноги, все залито кровью… Прямо перед пострадавшими стоит серебристый «Мицубиси-Лансер» с оторванным передним бампером. Сзади от него, наискосок — универсал «Форд-Фокус» без видимых повреждений. Движение с прилегающих улиц было фактически заблокировано, так как машины перегородили несколько полос.
Наверху, у магазина, ходит и причитает девушка. Понимаю, что она имеет какое-то отношение к произошедшему, спрашиваю ее об этом. Коротко отвечает, что ехала пассажиркой в «Лансере» (муж за рулем), на перекрестке их подрезали, произошло касательное столкновение с «Фордом», ну а дальше… «Как страшно, как страшно…» — повторяет девушка и уходит.
На следующий день ГИБДД распространяет выдержки из сводки ДТП. «…водитель 1979 г.р. управляя автомашиной «Форд-Фокус», не учел безопасный боковой интервал до движущегося в попутном направлении т/с, и совершил столкновение с автомашиной «Мицубиси-Лансер» под управлением водителя 1994 г.р., не имеющего права управления т/с, — говорится в сообщении. — После столкновения автомашину «Мицубиси-Лансер» отбросило на пешеходов – женщин 1960 г.р. и 1942 г.р., которые переходили проезжую часть дороги на разрешающий (зеленый) сигнал светофора».
2018-й
Артур Николаев отвечает за смертельное ДТП
Но в итоге, когда дело добралось до суда, в качестве подсудимого предстал не водитель «Форда» Сергей Леонов, а Артур Николаев, управлявший «Мицубиси». У последнего — важно — в водительском удостоверении не было открытой категории B, позволяющей рулить легковыми автомобилями. Его просто не должно было быть на дороге в тот день. Физически. Каковы результаты экспертиз? Почему обвиняемым стал именно Николаев? Позиция следствия «С» неизвестна.
Косвенно о ней можно узнать только на судебных заседаниях. Первое в Ленинском райсуде состоялось 22 января. Из окна зала суда были хорошо видны улица Титова и злополучный перекресток. «Столько адвокатов на одном процессе!» — удивляется представитель гособвинения Дмитрий Авдеенко. Защитник подсудимого, адвокат свидетеля, представители двух потерпевших… Едва ли не половина присутствующих — представители одной профессии.
23-летний подсудимый Артур Николаев родился в Чебоксарах, там и зарегистрирован, хотя проживает в Саранске. Образование средне-специальное, женат, детей нет. Работает представителем поставщика в ООО «Евро-дизайн Поволжье». Обвиняется по части 3 статьи 264 УК РФ «Нарушение ПДД, повлекшее по неосторожности смерть человека и причинение тяжко вреда здоровью». Вину полностью не признает.
Днем 23 августа он вместе с супругой ехал на личном «Мицубиси-Лансере» по улице Титова со стороны Республиканской. Далее — краткая выжимка слов прокурора. На перекрестке с Коммунистической Николаев увидел впереди «Форд-Фокус» с госномером «К 185 НО 13RUS», который перестраивался на крайнюю левую полосу, не создавая опасности пешеходам. Николаев мер не предпринял, проявил преступную легкомысленность и создал
аварийную обстановку. К тому же он не имел должных навыков управления (помним про отсутствие соответствующей категории), в итоге применил неоправданный маневр отворота в сторону тротуара и продолжил движение, не снижая скорость. А должен был просто тормозить. Но сделал это лишь перед самым столкновением с «Фордом», когда было поздно. Случилось незначительное касание с другим авто, после чего «Мицубиси» наехал на пешеходов Тюрину и Шарганову. Первая затем скончалась. У неё оторвало стопу, вдобавок — множественные переломы обеих ног. У Шаргановой — тоже множественные переломы ног, в том числе открытые.
«Как я узнал о ДТП? От мамы, она мне сама позвонила! — рассказал суду сын погибшей Тюриной, Александр. — В тот день она отправилась на какие-то процедуры в платную клинику. Переходила дорогу на зелёный по зебре, и вдруг получила удар в спину уже на ступеньках. Сразу же позвонила мне, сказала, где все случилось. Я приехал уже в клинику. Спросил у врачей, что со стопой. Я не увидел стопу. «Нет стопы… Отрубило…» — сказали мне. Мама умерла в реанимации. Теперь насчет следствия. Единственное мне непонятно, почему один создал аварийную ситуацию, а другой не смог предотвратить, и его стали обвинять… Но я простой человек… Следствию виднее. Николаев в нашу семью не приходил. Леонов хотел чем-то помогать, когда мама в больнице лежала, но после смерти никто не обращался. Какое наказание буду требовать для подсудимого? Сажать никого не хочу, но, коль случилась такая ситуация, моральный ущерб надо возмещать. Сколько? С адвокатом пока не советовался».
Сергей Леонов проходит по делу как свидетель
Затем очередь давать показания дошла до 38-летнего водителя «Форда» Сергея Леонова, который на этом процессе выступает в роли свидетеля. Допрашивали его почти 1,5 часа! «Я ехал по Титова со стороны Республиканской, метров за 50 от перекрестка снизил скорость, чтобы объехать яму и перестроиться со средней полосы на левую, — пояснил суду мужчина. — Я знал, что там яма, потому что часто там езжу. Посмотрел по зеркалам метров за 30 до ямы, включил поворотник. Скорость была километров 25 в час. Тут услышал свист тормозов и в зеркало увидел «Мицубиси». По сути, ударчик у нас легкий был, по касательной. Он задел чуточку, часть «моего» левого переднего крыла. Со мной ехал знакомый Юрий Фомин. Он все видел, не спал. Считаю, что такие последствия (наезд на пешеходов — «С») наступили из-за действий Николаева. Зачем он стал перестраиваться левее ещё до столкновения, я не знаю. Как водитель со стажем 17 лет считаю, что в этой ситуации нужно было просто тормозить, никуда не поворачивая».
Показания Леонова вызвали массу вопросов у присутствовавших. По просьбе судьи он даже нарисовал схему ДТП. Свидетель путался в том, где находилась та самая яма, которая вынудила его перестроиться. В конце концов, он даже сделал такое заявление: яму объехал без выезда на левую полосу, а уже потом, на перекрестке, выехал на левую полосу. Зачем? Потому что «повернул руль налево». Адвокат Николаева задала очень важный вопрос Леонову: «А перед ямкой не было ли сплошной полосы?» (ведь перед перекрёстком всегда между полосами сплошные) Не смог вспомнить Леонов… Зато почему-то сказал, что ПДД запрещают перестраиваться на перекрестке. «Не считаете, что спровоцировали ДТП?» — задала еще один вопрос адвокат подсудимого. «Нет. И чувства вины нет. Создал ли я препятствие для Николаева? Нет!», — отрезал Леонов.
Адвокат подсудимого напоминает свидетелю о его показаниях, данных еще в 2016 году. Тогда Леонов говорил о другом, факты с его слов разнятся… Суд принял решение огласить эти показания. Коротко, вот они. Возвращался с работы домой на улицу Победы (на суде сказал, что ехал на работу в магазин «Господин музыкант» на перекрестке Ленина — Полежаева). Проезжая часть была без дефектов. Указатель поворота не включал, никаких манёвров делать не собирался. Неожиданно увидел на своей полосе яму, убрал ногу с педали газа, сбросив скорость до 40 км/ч. Машину на яме неожиданно отбросило влево, на полосу, где ехал «Мицубиси». Тут и случилось столкновение. Сотруднику полиции на месте происшествия сказал, что собирался повернуть налево (логично, если ехал домой на Победы). Почему? В данной ситуации оказался впервые, волновался. И про яму ничего полицейскому не сказал. Почему? Не знает.
Спустя несколько месяцев следователи его вновь допросили, и он поменял показания. Стал утверждать, что хорошо знал о той яме, потому все-таки стал перестраиваться. А первые показания дал, так как «неправильно воспринял реальность». Следователь спросил, зачем нужно было выезжать на крайнюю левую полосу, если, как показывает схема осмотра места происшествия, люк располагался именно на левой полосе, а на полосе движения «Форда» никаких помех не было? Леонов отказался отвечать на этот и другие последующие вопросы, сославшись на 51-ю статью Конституции («Никто не обязан свидетельствовать против себя самого…»).
Кстати, у следователей есть видео момента ДТП с камер наблюдения. Возможно, оно будет продемонстрировано суду. Следующее заседание состоится 31 января…