В считанные дни разлетелись билеты на премьеру спектакля «Маленький П» в Маленьком Художественном Альтернативном Театрике (МХАТик), которая состоялась 26-27 января. Чтобы удовлетворить повышенный интерес публики к постановке по мотивам сказки Антуана де Сент-Экзюпери, труппа дала очередное представление 9 февраля. Спектакль примечателен тем, что в нем играют первые выпускники детской театральной студии «Синяя птица» Сергея Сеничева, ему же принадлежит идея постановки. Николай Кандышев собственными глазами увидел, как «Маленький П» приручил саранского зрителя.
Режиссером выступил артист МХАТика Александр Тарасов, который сыграл одну из двух главных ролей – Летчика, чей комбинезон напоминает о Карлсоне. И он же на протяжении почти всего действия исполняет обязанности рассказчика-автора. Так что юные выпускники оказались на сцене под хорошим присмотром. «Когда на репетициях мы обсуждали персонажей, то было сложно передать детям замысел того, что они должны играть в тот или иной момент, – признался после премьеры постановщик. – Но все-таки они справились…»
Оказавшись в пустыне на грани гибели от жажды и невыносимой жары, Летчик цепляется за жизнь и предается воспоминаниям. Возможно, его прототипом стал сам писатель. В конце декабря 1935 года Антуан де Сент-Экзюпери и его механик Прево потерпели аварию в Ливийской пустыне. Остались без глотка воды и шансов на спасение. К счастью 1 января 1936 года на них набрели бедуины. Вероятно, уже тогда писатель сочинял в уме свой шедевр…
«Нарисуй мне барашка!» — вдруг разрывает неспешный ритм действия явившийся из ниоткуда Маленький П, прима постановки — саранский школьник Андрей Чекашкин. В белом парике, голубом шарфе, кремовой пижаме и очках в стиле Гарри Поттера он напоминает мираж. Спустя некоторое время Летчик выполнил просьбу своего гостя. Его вдохновил юный собеседник, который, словно пришелец Доктор Кто, из одноименного культового британского научно-фантастического сериала, обрушивается своей непосредственностью и нонконформизмом на все пороки человечества. Но как всякий перфекционист Принц требует абсолютного сходства между замыслом и результатом. В итоге немало копий и кистей будут сломаны, прежде чем итог удовлетворит обоих. Летчик борется и за себя, и за свои детские воспоминания, а самое главное за мечту – стать тем, кто смотрит за горизонт… Путешествия по небесным телам осуществляются с помощью круга в центре сцены. Луна трансформируется в астероид. А в кульминационный момент круг начинает вращаться сродни колесу жизни. Подхватив это движение, лопасти сломанного самолета Летчика тоже сдвигаются с мертвой точки, поломка устранена. Но станет ли это началом нового витка в жизни главного героя? Создатели спектакля не спешат давать ответ, а предлагают лишь пищу для размышлений, постепенно выводя на сцену других персонажей.
Дмитрий Гордеев и Максим Голубев сыграли по две роли — нагрузка серьезная. Первый — Короля и Пьяницу, другой — Честолюбца и Фонарщика. Образ Честолюбца преподнесен довольно актуально для нашего нарцистичного общества, зацикленном на потреблении. Герой глубоко поражен гордыней. Но зрители увидели не всех персонажей сказки Экзюпери. «У нас ограниченный актерский состав — всего восемь человек, – говорит Александр Тарасов. — Это одна из самых первых выпускных групп студии «Синяя птица». А потом некоторые роли были очень маленькими, поэтому решили от них отказаться». Зато Делового Человека сыграли сразу две артистки — Милослава Бородина и Дарья Гнилова. Они разделили между собой корысть и алчность. Это не единственный эксперимент, роль Пьяницы расширена за счет цитирования строк поэмы Венечки Ерофеева. Летчик и Принц хором разрывают напряжение криком: «Москва-Петушки».
Спектакль оставил на периферии социальный подтекст первоисточника, сосредоточившись на рассказе о губительности для души одиночества и предательства идеалов. Встретившись с мальчиком, Летчик словно проделывает работу над ошибками. По мнению Андрея Чекашкина, принц является альтер-эго пилота. «Я частичка его души, – пояснил юный артист. — А Роза — его возлюбленная, представленная в виде цветка. В одном стихотворении сказано: «Первый раз любят. Второй раз ищут похожих». Думаю, первая любовь – Роза, а Лис — уже похожая».
Постановка в полной мере держится на плечах выпускников студии «Синяя птица». Они не просто произносят заученные реплики, а старательно передают свой взгляд на мир взрослых, наиболее важные эпизоды проживают. Их труд тут же вознаграждается аплодисментами…
Летчик спасен и может жить дальше. Маленький принц докопался до его самых скрытых воспоминаний и чувств… Миссия заканчивается. Наступает момент прощания. В финале звучит песня «Нежность»: «Так же пусто было на Земле. И когда летал Экзюпери». «Вымысел — это правда, запрятанная в ложь, и правда вымысла достаточна проста: магия существует», — говорил Стивен Кинг в приветственном посвящении романа «Оно». Поэтому нужно довериться не разуму, а сердцу ибо «только оно зорко», чтобы разглядеть глубину и замысел представленного действа. Тогда «Нежность» утолит его душу, словно вода заблудшего путника в пустыне.
Досье «С» «Маленький принц», впервые опубликованный в 1943 году, переведен на 180 языков. По сказке сняты 9 анимационных и полнометражных картин, поставлены 7 балетных и театральных спектаклей. Ею вдохновлялись российские музыканты Елена Камбурова, «Машина времени», Милен Фармер и ЛСП. Английская группа «Depeche Mode» в клипе на песню «Enjoy the Silence» сделали несколько отсылок к аллегорической сказке.