«Никогда не собиралась переезжать в Соединенные Штаты!»

Фото: stolica-s.su
© Юлия Честнова Известная актриса Ольга Кабо — ​о провинциальных зрителях, поиске себя и своем творчестве

В Саранске 25 сентября показали спектакль «Мастер и Маргарита», где главную роль исполнила известная актриса театра и кино Ольга Кабо. Публика аплодировала стоя, несколько раз артистов вызывали на бис. По словам зрителей, Кабо играла просто великолепно, переживая на сцене отчаяние, боль, любовь и счастье. Она охотно согласилась пообщаться с журналистами «С». Рассказала о своей любви к русской литературе, детских увлечениях и поделилась воспоминаниями о Викторе Авилове, с которым когда-то играла в «Мастере и Маргарите». «Когда этот актер выходил в финальной сцене, у меня возникало ощущение полета, что бывает очень редко. Словно я прорвалась в какую-то другую сферу и стала недосягаемой», — ​поделилась Кабо с Татьяной Новиковой.

«С»: Ольга Игоревна, в чем для вас прелесть провинциальных городов?

— В зрителях, которые долго готовятся к походу в театр, потому что для них это действительно событие. Особенно, если приезжают известные актеры. В больших городах публика достаточно избалованная и холодная, потому что там звезда звездой погоняет. А в маленьких городах от зрительного зала идет тепло. Люди не просто так приходят на спектакль, для них это — ​событие в жизни, о котором еще долго будут вспоминать. Как-то с Валерием Александровичем Бариновым были в Арзамасе‑16. У нас был предпремьерный показ литературного спектакля «Ты не становишься воспоминанием», с которым потом объездили всю Россию. Дело было холодной зимой. Помню, как женщины в гардеробе переобувались в туфли. Это было очень трогательно.

«С»: Что почувствовали, когда в первый раз прочитали «Мастера и Маргариту»?

— Когда училась в школе, роман считался запрещенным. По нашему классу гуляла самиздатовская книга с мелким тектстом. Есть такое выражение: «Зачитать до дыр», так вот это как раз про роман Булгакова, который, по-видимому, читали не только дети, но и родители. На некоторых страницах было невозможно разобрать текст. Родители старались рано уложить меня спать, потому что я читала с фонариком под одеялом. Это был завораживающий момент. Наверное, тогда я еще многого не понимала, мне это казалось какой-то фантасмагорией. В каждом возрасте мы по-разному воспринимаем классику. Чем старше становишься, тем ты ближе к автору.

«С»: Какие книги сейчас храните под подушкой?

— Когда погружена в какой-то проект, к сожалению, ничего не могу читать. Потому что должна быть сосредоточена на том, что делаю. Если беру в руки книгу Пушкина, то для меня существует только он. Недавно в очередной раз перечитала «Евгения Онегина». Нашла много интересного — ​то, о чем раньше даже не думала. Много читаю Цветаеву, особенно фрагменты поэмы «Мой Пушкин». Обожаю Ахматову. Из современных авторов люблю Дмитрия Быкова. Бывает, что, просыпаясь утром, открываю какую-то страницу книги Омара Хайяма и читаю. Для меня это стимул на весь день.

Фото: Столица С

«С»: В раннем возрасте вы даже представить себе не могли, что пройдет время и зрители увидят вас в образе Маргариты.

— Тогда не собиралась быть артисткой и даже не фантазировала в этом направлении.

«С»: Как зарубежные зрители воспринимают спектакль «Мастер и Маргарита»?

— На меня произвели впечатление первые гастроли в Израиле. Особенно запомнилось выступление в Иерусалиме, где происходили описанные в романе события. Помните слова: «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Пропал Иершелаим. Как будто бы не существовал вовсе». Было ужасно страшно, доходило до мурашек, потому что ты находишься в особеннном городе из булгаковского романа. Мы с Виктором Васильевичем Авиловым были первыми исполнителями ролей Маргариты и Воланда. Он тогда сильно болел. Никто не знал, что это за заболевание, его лечили от язвы желудка. Во время постановки из-за плохого самочувствия ушел со сцены. И мы, артисты, понимая его состояние, пытались заполнить паузу, чтобы довести до конца спектакль. Он справился со своей болью и вернулся… Зал аплодировал стоя. И у меня возникло ощущение полета, что бывает редко. Словно я прорвалась в какую-то другую сферу и стала недосягаемой. Уникальность его Воланда была в том, что, выйдя на сцену, он еще не успевал сказать слова, а зал уже цепенел. Видите, какую Виктор Васильевич имел власть над зрителями! В жизни он был добрым и заботливым человеком. До конца его дней называла Виктора Васильевича на вы. Было ощущение, что он живет не здесь, не с нами… Помню, что должна была сниматься в картине «Узник замка Иф», где он исполнял главную роль, но меня не отпустили в театре. Хотя была утверждена на роль Мерседес. В итоге ее сыграла Анна Самохина…

«С»: Зрители привыкли видеть вас на экране сильной женщиной. Что для вас значит это словосочетание?

— В XXI «женском» веке мы все очень сильные и самодостаточные, сами себя сделали. Не нуждаемся в том, чтобы нас поддерживали. Сами готовы оказать помощь и подставить плечо мужчине. Это данность нашего столетия. И мы сами взяли на себя такую ответственность. Хочешь все везти на себе — ​пожалуйста! Понимаю, что можно и не быть такой ответственной, но точно знаю, что сделаю так, как нужно. И если совершу ошибку, то будет не с кого спрашивать и некого винить. Потому что все мои просчеты принадлежат мне.

Фото: Столица С

«С»: А когда женщина имеет право быть слабой?

— С самой собой, когда никто не видит. У меня не хватает времени на общение с собой. Утром отвожу ребенка в школу, он пошел в подготовительный класс. О какой тут можно говорить слабости? Нужно проснуться, причем не физически, а морально. Ребенок пока не понимает, что такое усталость. Хочет, чтобы мама полноценно отдавала ему время, которое проводит дома. Потом у меня начинаются репетиции, занятия, личные дела. Засыпаю не сразу, а после того, как уложу сына. Есть еще огромное количество дел. Готовлюсь к новому литературному проекту «И мой Пушкин». Премьера состоится 28 октября в концертном зале имени Чайковского. Это будет мой сольный творческий вечер, приуроченный к 220-летию со дня рождения великого поэта. Каждый день заканчивается тем, что я, как ученица, учу стихи. Все как в школьные времена, когда на ночь под подушку кладешь текст, веря, что утром он уложится в твоем восприятии и ты все будешь знать наизусть. У меня интересная жизнь. Сама себе нахожу работу, которая увлекает. Сейчас в Театре Моссовета ничего нового нет и с антрепризами у меня тоже пока пауза. В такие перерывы пытаюсь создать что-то свое, интересное. Так родился совместный проект с Ниной Шацкой, посвященный Анне Ахматовой «Память о солнце», литературные постановки «Я искала тебя» о Марине Цветаевой и «Ты не становишься воспоминанием», подготовленная вместе с Валерием Бариновым. Литература и поэзия — ​это большая часть моей жизни, откуда я черпаю и вдохновение, и отдохновение. Получаю огромное удовольствие, когда произношу потрясающе красивый русский текст. И понимаю, что все слова «вкусные»… Для меня это — ​не просто выучить стихотворение. Когда читаешь его про себя — ​это одно восприятие, когда вслух для зрителей — уже другой уровень прочтения. Все свои спектакли делаю в содружестве с замечательным режиссером Юлией Георгиевной Жженовой, которая также является моим педагогом по сценической речи. Это дочь актера Георгия Жженова, которая впитала слово с первых дней жизни со своим гениальным отцом. Для нее поэзия — ​мироздание, в котором она живет. И когда мне хорошо или плохо, знаю, к какому автору обратиться и где найти ответы на свои вопросы.

«С»: Первый раз мы беседовали с вами на вечере Николая Караченцова, где вы исполнили песню «Я не солгу». А в какие жизненные моменты, на ваш взгляд, человек имеет право солгать?

— Ведь если ты начинаешь перед самим собой юлить и оправдывать то, в чем действительно виновен, то в этом случае личность нивелируется… А песню «Я не солгу» мне подарила замечательный автор Елена Суржикова. Мы до сих пор с ней дружим, она очень талантливый человек. Николай Петрович Караченцов — ​часть моей юности, первых шагов в кино. Общаемся с ним и его супругой Людмилой Андреевной. Вела мероприятие, посвященное его 70-летнему юбилею в театре Ленком.

Фото: Столица С

«С»: В прессе сообщали, что вы работали в США, но не захотели там остаться…

— Не понимаю, откуда журналисты берут сведения, которые ко мне не имеют никакого отношения. Действительно, я работала в американских проектах, но они снимались в России. Я два месяца учила английский язык в нью-йоркском колледже. Для меня это был интересный опыт, потому что американская техника игры отличается от той, которая заложена в системе Станиславского. Западные актеры очень техничны и «нажимают другие кнопочки», чтобы что-то сыграть. Это не хорошо и не плохо. У меня был большой опыт работы с американскими коллегами. Они очень доброжелательные. Мы все пропускаем через себя, а они четко понимают, что иногда камеры не видят глубоких чувств и эмоций. Может, это больше чувствует зритель в театре, потому что там другая энергетика. Мы получаем сторицей благодарность за свой труд, когда реагируют зрители: аплодируют, дарят цветы… А в кино каждый хорошо сыгранный кадр сопровождается аплодисментами всей съемочной группы. Это очень приятно. Но я никогда не собиралась переезжать в Соединенные Штаты. Мне нравилось быть приглашенной звездой. Потому что знаю ситуацию по опыту моих коллег, которые туда уезжали. Они стояли в очереди как иностранные актеры и чаще всего ограничивались работой в картинах, где играли русских людей. К тому же я тогда была весьма востребована в России, много снималась, работала в театре. Это был «золотой век Ольги Кабо». Упивалась своей востребованностью, творчеством, ролями. И не хотелось ничего менять.

«С»: Большой популярностью пользовался фильм «Крестоносец», где вы сыграли главную роль.

— В то время я стала членом Ассоциации каскадеров. Сейчас уже нет такой тяги к экстриму. Я взрослый человек, воспитываю двоих детей, а это большая ответственность. Для меня важно не поражать зрителей, а быть здоровой и молодой мамой. Сын еще маленький, но у него столько увлечений! Любит рисовать, петь, танцевать, занимается конным спортом, плаванием, карате. Пытаюсь его загрузить по максимуму, чтобы не было свободного времени. Так в свое время сделали мои мудрые родители. Когда была в школе, занималась в огромном количестве секций, кружков и студий. Тогда не знала, кем хочу быть. Мама с папой считали, что таким образом я выберу тот оттенок из предоставленной мне палитры, который будет интересен. И оказались абсолютно правы. Занимаясь гимнастикой, музыкой, современными бальными танцами и космонавтикой, я выбрала театр. Поняла, что меня больше всего влечет туда. А с 1983 года в мою жизнь пришло кино. Своим детям даю полную свободу выбора, пытаюсь наблюдать за ними. Дочь Танечка сильно любила танцевать. Я подумала: «Вот то, что будет дарить ей вдохновение всю жизнь!» Но сейчас понимаю, что она себя еще не нашла. Дочь оканчивает балетмейстерский факультет ГИТИСа. Будет ли она работать по этой профессии, не знаю, но она очень способный человечек. Таня говорит, что пока не знает, чем будет заниматься. Судьба каждого человека — ​это поиск самого себя. И везет тому, кто находит свой путь и уже на нем развивается и совершенствуется. А некоторые люди до последнего не обретают своего дела. Пусть дети выбирают свою дорогу, я их всегда поддержу, но ни в коем случае не буду ни на чем настаивать… В юношеском возрасте для нас не существует каких-то преград, препятствий и слова «нет». Я человек спортивный, мне нравилось познавать, учиться. Каждый трюк был тщательно подготовлен, отрепетирован, а я тренировалась месяцами, прежде чем научилась держаться в седле и обращаться с холодным оружием. Это труд и время. Тогда было много фильмов, где применяла свои умения. В том числе исторических. А сейчас их снимают за полкопейки. К тому же все сюжеты банальные, особенно в сериалах, они не требуют от актера каких-то знаний и умений. К сожалению, все слишком мирно, ровно и скучно.

«С»: Один из известных российских актеров сказал, что даже если бы голодал, не стал бы сниматься в бездарных фильмах…

— Думаю, что он просто никогда не голодал. Нельзя судить артистов, которые снимаются в плохих фильмах. В большинстве случаев они могут только играть. У них есть профессия, которой они дорожат. И если нет работы, то артисты снимаются где угодно. Ведь семьи надо кормить. Несчастен человек, который делает то, что не хочет, но есть вещи, которые, к сожалению, непреодолимы. Я тоже часто отказываюсь от ролей, но не знаю, как бы поступила, если бы была на грани бедности, а мои дети голодали. Конечно, делала бы все, что предлагают, и не отказывалась… Когда читаешь сценарий какого-то современного сериала, становится очень грустно. То же самое испытываешь, когда смотришь теленовеллы, где актеры с ужасным говором играют графа и графиню… А меня в свое время учили литературному московскому произношению. К сожалению, кинооткровений сейчас мало.

 
По теме
Осенние мастер-классы - Министерство культуры Осень – живописное, выразительное, наполненное разными красками время года, которое давало вдохновение многим художникам и поэтам.
19.10.2018
 
 
 
«КУЛЬТУРА & Формула успеха» - Вечерний Саранск Вчера в республиканском Доме печати прошла пресс-конференция «КУЛЬТУРА & Формула успеха».
19.10.2018
 
Следственной частью Следственного управления МВД по Республике Мордовия завершено производство предварительного следствия по уголовному делу по обвинению троих граждан Республики Таджикистан в совершении преступлений,
19.10.2018 МВД Республики Мордовия
Сотрудники «Железобетона» считают, что в деле обрушения лестничных маршей нет их вины В Ленинском суде стартовал громкий процесс по делу об обрушении лестничных маршей в ноябре прошлого года в строящемся многоэтажном
18.10.2018 Вечерний Саранск
Волна смертельных аварий на минувшей неделе захлестнула дороги Мордовии. С 9 по 14 октября произошло 21 ДТП, в которых погибли 9 человек и еще 37 получили травмы.
18.10.2018 Вечерний Саранск
Вчера в республиканском Доме печати прошла пресс-конференция «КУЛЬТУРА & Формула успеха».
19.10.2018 Вечерний Саранск
ВСЕ РЕШИТСЯ В ПОСЛЕДНЕМ ТУРЕ?! - Вечерний Саранск В чемпионы метят пять команд из восьми   Очередной тур республиканского футбольного чемпионата не внес ясности в турнирную таблицу, а только еще больше все запутал.
19.10.2018 Вечерний Саранск
Давно Саранск так не радовался простой ничьей. Любая серия рано или поздно подходит к концу,
18.10.2018 Газета Мордовия
© ГУ МЧС по РМ Начальник Управления автомобильных дорог — о ситуации с обрушившимся мостом Восстановление обрушившегося моста через реку Ахматовку в Дубенском районе может стоить 40 миллионов рублей.
17.10.2018 Столица С
Прокуратурой Краснослободского района проведена проверка исполнения законодательства о легализации доходов, добытых преступных путем, в ходе которой установлено, что ИП К. осуществляет деятельность по скупке,
19.10.2018 Прокуратура
Следственной частью Следственного управления МВД по Республике Мордовия завершено производство предварительного следствия по уголовному делу по обвинению троих граждан Республики Таджикистан в совершении преступлений,
19.10.2018 МВД Республики Мордовия
  Специалистами отдела государственного ветеринарного надзора по Пензенской области Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области за 9 месяцев текущего года проведено 1106 проверок,
19.10.2018 Россельхознадзор
В Саранске будет приостановлена работа бани №4. Не так давно муниципальное предприятие «Городские бани» получило от ОАО «СаранскТеплоТранс» письмо о том, что с 1 января следующего года цена за подачу пара в баню №4,
18.10.2018 Gazeta13.Ru