«Лодка» уроженца Саранска Богдана Тюрина «доплыла» до Каннского кинофестиваля
Короткометражная лента «Лодка» уроженца Саранска Богдана Тюрина включена в программу «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, который пройдет 18–19 мая. Первая продюсерская работа студента ВГИКа в игровом кино сразу сделала серьезную заявку на признание. О съемках фильма и своей семье молодой кинематографист рассказал Татьяне Михайловой.
«С»: Как ваша картина попала на Каннский кинофестиваль?
— Мне сказал об этом режиссер и сценарист фильма Валерий Гакен. Сначала мы приняли это за шутку, но когда получили по почте официальные приглашения в Канны, поняли, что все очень даже взаправду! Фильм прошел отбор во внеконкурсную программу короткометражных лент. Нас заметили, сообщили новость, теперь нужно ехать на Лазурный берег и постараться всех очаровать! Возможно, найти новый международный проект, который позволит пройти уже в конкурсную номинацию фестиваля. А на сегодняшний день само попадание фильма в программу — это огромный успех для нашей команды! Критерий отбора в Каннах всегда разный, имеет место формула «нравится — не нравится».
«С»: Где и как снимали картину?
— В марте прошлого года в селе Дуляпино Ивановской области, откуда родом режиссер. Для нас это был огромный опыт: замахнулись на серьезное художественное произведение. Не стоит забывать, что студенческое кино нужно снимать на собственные деньги. Мы с режиссером и оператором сделали серьезные вложения. Сюжет абстрагирован от пространства и времени, за основу взят архетип, фильм сделан на нестандартных монтажных решениях. Все действие происходит на натуре, а это всегда сложнее, чем в декорациях. Процесс съемок завораживающий и ответственный одновременно. У нас он был даже экстремальный, ведь работали на природе, где могло произойти все что угодно. Погода словно играла с нами: по утрам было –25, а днем столбик термометра поднимался выше ноля. За ночь дорога покрывалась толстым льдом, по утрам его разрыхлял для нас бульдозер, иначе проехать невозможно. А днем дорога таяла, и вся съемочная группа промокала… Хорошо, что рядом всегда были родители Валерия Гакена. Без них ничего бы не получилось. Хочу сказать спасибо нашей замечательной команде и особенно Валерию Гакену. Думаю, в будущем он еще не раз о себе заявит.
«С»: В каких еще конкурсах участвовали ваши ленты?
— «Лодка» — это моя первая продюсерская работа в игровом кино. Но она уже побывала на нескольких европейских фестивалях, в том числе боролась за главный приз на PrenioArteLlaguna в Венеции. Здесь целиком и полностью заслуга Валерия Гакена, потому что его оригинальный сценарий изначально имел огромный потенциал. Нам удалось воплотить его в жизнь и стать понятными для европейского зрителя. Это радует, но впереди еще много работы.
«С»: Когда впервые осознали свое призвание? Кто на вас повлиял?
— Огромную роль в моем воспитании сыграла бабушка Валентина Калиновна. Она ушла из жизни в прошлом году… С раннего детства занималась со мной словесностью, риторикой. Прочла мне массу книг. Филолог по образованию, она знала четыре языка. Привила мне любовь к литературе, классической музыке, красивым фильмам. Как талантливый педагог дала мне классическое гуманитарное образование… Также у меня был пример успешного человека в профессии — мама Оксана Матвеева много лет занимается продюсированием и режиссурой. Она мне говорила главное: «Работать нужно много, долго и терпеливо, только тогда все получится». Во ВГИК я поступил сразу после школы, в 17 лет. На режиссерском факультете учатся студенты разных возрастов, в нашей мастерской разброс от 19 до 35 лет. Всегда есть ребята старше и мудрее, знаний у которых намного больше. Сейчас мне приходится многое наверстывать, чтобы их догнать.
«С»: Какие отечественные фильмы последних лет стали для вас открытием?
— Еще со школы моим кумиром является Андрей Звягинцев. Его фильм «Нелюбовь» — это пример сложного, структурированного высказывания от человека с богатейшим жизненным опытом. И как следствие, прекрасная режиссура.
«С»: В чем, по вашему мнению, секрет успеха фильма «Движение вверх»?
— Это грамотно сделанный коммерческий и продюсерский проект высокого уровня. Безусловное достижение нашего кинематографа! Сыграло роль все: прекрасный актерский состав со множеством новых лиц, отличная режиссура и хороший сценарий. Неделю назад министр культуры Владимир Мединский читал во ВГИКе лекции под названием «Движение вверх» российского кино». Он подвел итоги последней пятилетки, огласив топ‑10 самых кассовых фильмов. «Движение вверх» — рекордсмен в списке.
«С»: Чем сейчас занимается ваша мама?
— У нее несколько больших проектов, которые осуществляет ее собственная продакшн-компания «Квадратный телевизор».
«С»: Мечтаете ли о славе Стивена Спилберга?
— У каждого свой путь. Надеюсь, что добьюсь успеха, но с кем-то сравнивать не хочу. Пусть он будет самобытным!