Вот и подходит к концу юбилейный, 80-ый сезон Государственного музыкального театра РМ им. И.М. Яушева. В этом году его стены десятки раз дрожали от оваций зрителей. "Декабрьские дивертисменты" привели в Саранск скрипача Сергея Крылова, пианиста Владимира Овчинникова, "королей оперы" - солистов фонда "Таланты мира"; в мае у нас выступил симфонический оркестр Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева; на протяжении всего года радовали театралов выступления коллектива театра. Две громких премьеры - опера "Евгений Онегин" и балет "Щелкунчик" - стали отличными подарками зрителям в юбилейном сезоне.
ТЕАТР ЯУШЕВА: СОДЕРЖАНИЕ НЕ УСТУПИТ ФОРМЕ
Премьера "Щелкунчика" состоялась в Государственном музыкальном театре РМ в конце апреля, однако, ориентируясь на восторженную реакцию зрителей, руководство театра включило балет в репертуар на май, да и в будущем "Щелкунчик" со сцены не сойдёт.
"Традиционно в русском балетном театре "Щелкунчик" воспринимался как оптимистическая детская сказка, а философский подтекст был скрыт под пышностью и красотой сценического оформления, волшебства в сюжете. Именно поэтому балетмейстеры всего мира постоянно обращаются к этому балету Чайковского, находя в нём всё новые и новые аспекты и в сюжете, и в музыкальной драматургии. Поистине неисчерпаемы глубинные слои музыки Петра Ильича Чайковского.
Переосмыслив классический сюжет балета, я добавил в него личностное отношение, немного смещая акценты и интерпретируя по-своему всем известную рождественскую историю", - поясняет хореограф-постановщик, автор либретто к балету Алексей Батраков. Акцент был сделан на максимальное количество сложных танцевальных элементов, главной целью было дать проявить себя каждому из танцоров труппы. С этой задачей постановщики справились. Обе пары солистов (Дмитрий Звонов и Наталия Царёва, а также Алексей Чумаков и Юлия Стуконога) встречаются зрителями с неизменным восторгом, не меньшего одобрения заслуживают и остальные артисты балета.
"Приятно наблюдать, как от спектакля к спектаклю растёт профессионализм труппы", - поделилась мнением частая зрительница Государственного музыкального театра РМ Наталья. - "Приезжие артисты всегда хвалят наш новый, прекрасный театр, величественное и удобное здание, в которое не стыдно пригласить звёзд мирового уровня. Однако театр Яушева - это не просто красивый фасад: труппа и оркестр вполне соответствуют высоким требованиям, содержание не уступает форме!"
"СЕЗОН ПОД ЗНАКОМ ЧАЙКОВСКОГО"
"Этот сезон прошёл буквально "под знаком Чайковского", - поделилась мнением учитель музыки Елена. - "Обе премьеры - "Евгений Онегин" и "Щелкунчик" - "Лебединое озеро", которое в репертуаре уже несколько лет, но с каждым годом привносится что-то новое…просто подарок для поклонников музыки Петра Ильича, вроде меня! Особенно приятно видеть отличную от классической интерпретацию привычной истории, как это было в "Щелкунчике".
Зрителей тронуло и удивило прежде всего то, что в представленном их вниманию спектакле традиционный, сказочный хэппи-энд заменён на не менее позитивный, но более реалистичный финал. Хороводы игрушек и горы сладостей видятся Мари в сонном оцепенении, полубреду. Героиня замерзает на улице в новогоднюю ночь, но от смерти её спасает неизвестный мальчик. Предпочтя реальную жизнь сказке, Мари спасается от смерти и получает надежду на будущее счастье.
Впрочем, от такой интерпретации любимого всеми сюжета нисколько не страдает зрелищность спектакля, атмосфера которого до предела насыщена новогодним волшебством. Сказочный принц - Щелкунчик - дважды побеждает трёхглавую мышиную королеву, кружатся в танце снежинки и леденцы, причудливые, экзотические куклы…Выше всяких похвал костюмы артистов и декорации, как всегда на высоте оркестр Государственного музыкального театра под управлением Сергея Кисса. Словом, "Щелкунчик" - отличный финальный аккорд яркого, запоминающегося, юбилейного сезона!
Лилия ОРЛОВА
25.05.2016 №21