«У нас не стоит задача сделать жизнь лучше, потому что государство — ​не слуга народа, а его господин»

Фото: stolica-s.su
Николай Кандышев

kandyshev@stolica-s.su

Режиссер фильма «Горько!» Андрей Першин (Жора Крыжовников) — ​о ситуации с «Гоголь-центром», цензуре, капитализме и своем новом проекте «Звоните Ди Каприо!»

Российская общественность до сих пор переваривает шокирующую новость об обыске в московском театре «Гоголь-центр» и квартире его художественного руководителя Кирилла Серебренникова. Как выяснилось, известный режиссер проходит свидетелем по делу о хищениях государственных средств. В поддержку Серебренникова высказались десятки отечественных деятелей кино, театра и телевидения. Их возмутили грубые действия правоохранительных органов. Почему в нашей стране еще живы полицейско-карательные порядки? Что важнее: ​коллективное порука или самоуважение? Что нужно сделать, чтобы российское кино могло составить конкуренцию Голливуду? Эти и другие актуальные вопросы Николай Кандышев задал Андрею Першину (Жоре Крыжовникову) — одному из самых самобытных режиссеров России, автору народной и одновременно антинародной комедии «Горько!».

«С»: Недавно в журнале Forbes была опубликована двадцатка самых успешных режиссеров России. Вы заняли 6-е место. Не могли бы прокомментировать свое появление в этом рейтинге?

— Все очень просто. Как и любой рейтинг, ​он абсолютно бессмысленный. Не дает ничего, кроме некоего информационного шума в прессе. Моя работа и гонорары останутся прежними… Кстати, информация о кассовых сборах того или иного фильма находится в свободном доступе. Ее можно посмотреть на специализированных сайтах вроде «Бюллетени кинопрокатчика». Не нужны никакие рейтинги для того, чтобы понять: Федор Бондарчук, снимая эпические полотна, заработал больше… Подобные вещи интересны, прежде всего, обывателю, который не знаком с нашей индустрией изнутри.

«С»: В России выгодно снимать кино?

— В целом, нет… У нас уничтожена индустрия как таковая. Это связано, конечно, и с проблемами, заложенными еще в советские времена. Тогда была важна идеологическая составляющая кино, а не то, сколько оно принесет доходов. Ставилась задача ​сделать фильм в соответствии с морально-этическими нормами, правилами и идеологическими положениями, установленными властью. А фестивальные работы оставались на втором плане. Но зарубежный кинематографический смотр позволял режиссеру выехать из страны, оказаться за «железным занавесом». Подобный дуализм — быть «правильными» или фестивальными — остался до сих пор. Конечно, есть значительная часть проектов, в которых режиссер старается выразить свое «я». Коммерческая же индустрия невелика. Поэтому так называемый рейтинг успешных режиссеров относителен. К примеру, туда вошел мой коллега, который в последнее время снимает только убыточные фильмы. Он туда попал по валу, по совокупности. Его картины в целом собирают какую-то сумму, но по отдельности проваливаются в прокате. Наша киноиндустрия разительно отличается в худшую сторону от телевизионного производства. Там не будут снимать проект, который не интересен зрителю. В кино, как мы видим, это вполне возможно. Впрочем, и то, и другое может быть искусством. Хотя мне комфортнее работать в кинематографе. На мой взгляд, большая проблема в том, что создатели фильмов игнорируют желания зрителей в угоду своим амбициям. В итоге получаем засилье второсортного протухшего продукта. В России всего несколько человек занимаются производством качественного киноматериала. Впрочем, на телевидении тоже редко появляются интересные проекты. В качестве положительных примеров могу назвать сериалы «Оттепель», «Тихий Дон»…

«С»: Но как добиться того, чтобы наше кино было интересно за границей?

— Для начала нужно добиться успеха у отечественных зрителей. Тимур Бекмамбетов об этом тоже говорит…

«С»: Кстати, недавно были три яркие попытки приблизиться к голливудскому уровню: «Притяжение» Федора Бондарчука, «Защитники» Сарика Андреасяна и «Время первых» Киселева…

— Что касается последней картины, то, на мой взгляд, это глубоко национальный продукт. И выйти с ним куда-то за границу… Да, авторы «Притяжения» и «Защитников» надеялись заинтересовать кого-то на Западе. И получилось. Но если на первый план выходит задача сделать работу интересной для иностранцев, то шансов на успех становится значительно меньше. Надо трудиться честно. Чтобы процесс был интересен тебе самому, а не какому-то дяде. Попытка предугадать чью-то реакцию приведет к тому, что продукт станет штампованным, вторичным. Киноиндустрия построена на инновационном принципе. Каждый фильм должен чем-то удивлять — ​сюжетным поворотом, актерской игрой, неожиданно поданным жанром… спецэффектами, в конце концов. Но если просто собрать туда все интересное, что было раньше, то никакого «вау!» не произойдет. «Притяжение» рассказывает об инопланетянах, которые попадают в современную Россию. Кино на такую тему и подобным образом воплощенную раньше не делали. Шикарный проект! «Защитники» посвящены отечественным супергероям, там все построено на уже испробованных штампах, но за меньшую цену. Это не относится к кино вообще.

«С»: Андрей, что для вас важнее: ​коммерческий успех картины или ее художественная ценность?

— Думаю, здесь важен баланс. Если все устроит в плане творческого процесса, но на фильм не придут зрители, мне будет неприятно. Кино — ​это коммуникация, инструмент общения автора с аудиторией. Маркер окупаемости хорошо показывает, произошло оно или нет. Ты должен сделать так, чтобы твои художественные изыскания окупились и появилась возможность снять следующий фильм. Если постановщик бомбанул ленту с большим бюджетом и заработал мало, то значит, такие деньги, скорее всего, больше не получит. Это первое. А второе… Как говорит Мартин Скорсезе в своем документальном фильме: «В Голливуде режиссер постоянно был контрабандистом. Под личиной коммерческого кино постоянно скрывалось что-то художественное». Большие режиссерские имена всегда находили в рамках коммерческого кино возможность для авторского высказывания, поиска новых смыслов. Тем самым режиссер создавал диссонанс между сказкой внешнего благополучия и реальной драмой.

«С»: Вы сказали, что в Советском Союзе снимали кино идеологическое и фестивальное…

— Нет, конечно, коммерческое кино тогда тоже было, но не на первом плане. Советская власть ставила задачу ​просвещать, пропагандировать, учить и воспитывать. И с помощью киноискусства в том числе. Понятно, что всегда есть исключения. Были режиссеры бесконечно далекие от того же Леонида Гайдая, снимавшего, кстати, по-настоящему американское кино. Были те, кто делал более тревожные и волнующие фильмы. Например, Георгий Данелия. По форме у него комедия, а по сути — ​драма.

«С»: Существует ли сейчас идеологическое влияние со стороны власти на киноиндустрию?

— Нет. Есть спекуляция малоодаренных людей на желании власти управлять этим процессом. Я сижу в экспертном совете «Фонда кино». Половину проектов, которые мы рассматриваем, можно назвать спекуляцией на патриотизме. Эти кинодеятели пытаются увести у государства деньги на фильмы о богатырях, военных, истории Руси… Ими движет одно желание — ​урвать кусок! Это, безусловно, проблема. Цензуры же у нас нет, а есть самоцензура. Существуют люди, опасающиеся что-то рассказывать. Паранойя некая, конечно, присутствует. Алексей Учитель снял фильм «Матильда» о Николае II. И все сразу на него набросились. Мол, покусился на святую фигуру, рассказал что-то порочащее… Император не жил с балериной… и все в таком духе…

«С»: В искусстве нет запретных тем?

— По моим ощущениям такой проблемы нет. Человек может снять все, что захочет. Проблема лишь в деньгах. Андрей Звягинцев их находит. На Каннском кинофестивале свою работу «Теснота» показал Кантемир Балагов, ​ученик Александра Сокурова. Минкульт отказал в финансировании этого фильма, но он все равно нашел средства… Есть цензура денег, цензура рынка. Мы живем в капитализме.

«С»: А как вы оцениваете ситуацию с Кириллом Серебренниковым? Это была попытка властных структур влиять на искусство?

— Произошедшее с Серебренниковым — ​это, безусловно, политическое давление, связанное с его позицией, заявлениями и творчеством. Наши кликуствующие патриоты могут нападать на кого угодно! Но к цензуре это отношения не имеет. Все фильмы и спектакли Кирилла Семеновича доступны для просмотра.

«С»: Вы сказали, что хотели бы снять социальную драму. Не думали взять за основу какое-нибудь классическое произведение русской литературы, как вы сделали это в ленте «Самый лучший день», являющейся вольной экранизацией пьесы Островского «Старый друг лучше новых двух»?

— Сейчас для меня главное — ​снимать фильмы, которые будут максимально интересны и мне, и зрителю. Именно об экранизации речи не идет. Хотя у Островского есть пьесы, которые мне хотелось воплотить на экране. Он наш Шекспир. Пусть и уступает английскому классику в некой остроте, но не проигрывает в плане раскрытия особенностей человеческой психологии. В плане анализа и рассказа о русском человеке, его страхах, бедах и безумии ​Островский — номер один в нашей литературе!

«С»: То есть его произведения до сих пор актуальны?

— Да. Ничего не изменилось. Это, конечно, не очень здорово.

«С»: А произведение Евгения Замятина «Мы»?

— Честно говоря, нет. Мне Островский ближе. Его при жизни часто обвиняли в очернении действительности. На что Александр Николаевич отвечал: «Пусть глядит народ на себя и радуется. Исправители найдутся и без нас». Парадоксальная любовь к этим чудаковатым и порой страшным людям и стране, как бы пафосно это ни звучало, у него, безусловно, проскальзывает. Островский — ​очень сердечный, эмоциональный драматург. Он любит людей.

«С»: А как быть с глобальным разделением страны на Рублевку и Хацапетовку, которое показано вами в «Горько!» и «Самом лучшем дне»?

— Такое разделение, конечно, есть. С одной стороны, избежать его невозможно. Даже большевики не смогли построить утопию, при которой все были бы равны. Кто-то всегда оказывался «ровнее». С другой стороны, градус разделения совершенно фантастический! Мне кажется, есть опасность в том, что у этих страт и слоев нет объединяющей национальной идеи, о которой многие говорят. Мы разбросаны географически и социально. Может быть, эта идея в счастье, семье, труде, самосовершенствовании? У нас же все упирается в патриотизм, под которым подразумевается не любовь к стране, а лояльность к власть имущим и преданность институтам власти. У нас не стоит задача сделать жизнь лучше, потому что государство — ​не слуга народа, а его господин. Страшно, когда коллектив важнее индивидуальности, когда прерогатива карать сильнее и важнее прав и свобод человека. Проблема в том, что люди не умеют брать на себя ответственность за свою жизнь. Многие винят в своих бедах Обаму, Госдеп, проворовавшегося депутата и т. д. Необходимо понимать, что твоя жизнь, образование твоих детей, внешний вид жены зависят в первую очередь от тебя, а уже потом от правил игры. Для меня это все очень пугающе. Как и то, что произошло с Кириллом Серебренниковым, когда его артистов и работников согнали в театр, как в «Норд-Ост» и держали несколько часов. И все это из-за отсутствия чеков и подтверждающих документов о фестивале «Платформа», за который должны отвечать генеральный директор, бухгалтер… Почему в таком случае сразу не отправить к «Гоголь-центру» бронетранспортер и не расстрелять из танкового пулемета афишу?! Также можно с помощью группы «Вымпел» перекрыть все входы, а снайперу «снять» артиста Горчилина! И все было бы гораздо эффектнее! Демонстрация властью своей силы здесь первична: «Мы же ОМОН, мы везде так делаем!» Вот это презрение к человеку и личности происходит из-за отсутствия элементарного самоуважения. Ведь когда ты уважаешь себя, то и будешь относиться к окружающим так же. Отсутствие уважения к себе, на мой взгляд, главная проблема России! Если ты будешь уважать себя, то не будешь мусорить и испражняться в подъезде! Слишком долго мы жили сначала в Российской империи, а потом в Советском Союзе под гнетом уничижительного отношения. Коллектив сказал — масса, толпа решает… Ты станешь уважаемым человеком, когда будешь послушным и т. д. Это, конечно, постепенно уходит, но рудименты еще сохраняются.

«С»: То есть все можно изменить, если начать с себя? А государству что тогда делать?

— Государство должно служить человеку… Возьмем Москву. Здесь начали ремонтировать центральную часть. Теперь невозможно пройти и проехать, повсюду грязь и азиатская речь. Вместо перспективы — ​сетка, которой обтянуты здания. С одной стороны, это для людей, но не для человека. У меня не будет другого лета 2017 года. У меня будет только лето сегодняшнее, в котором все перекопано. Из этой же категории программа «Реновация», которую воплощает мэр Москвы Сергей Собянин. Цели вроде бы благие — ​горожан хотят переселить из ветхих домов, а то, что они уйдут из привычных мест, где жили поколениями, никого не волнует. Как сказал один из заместителей Собянина: «Мы заигрались в демократию, голосовать надо за принятые решения».

«С»: Это все равно, что фраза Бориса Грызлова: «Парламент — ​не место для…

— …дискуссий». Деятели с подобными травмированными советскими мозгами управляют страной. Для них совершенно естественно не интересоваться нуждами других людей. Поэтому мы можем однажды прийти туда, куда нас активно зовут, и ужаснуться.

«С»: Хотелось бы возвратиться к Замятину. В «Мы» есть фраза: «Если лишить человека свободы, то не будет преступлений…»

— Естественно, это вопрос выбора. Если большинство хочет, чтобы за них все решали, кормили с ложечки, то ​пожалуйста! Я в данном случае тоже никого заставлять не буду. Если люди почувствуют ответственность, то качество жизни начнет улучшаться, если этого не будет, то все так и останется. Контролируя любой процесс системой наказаний, наблюдений и надзора, хорошей жизни не создать.

«С»: Известный журналист Станислав Кучер высказал идею о том, что у нас есть поколение «ВКонтакте» и поколение с советским отпечатком. Между ними условный слой 40-летних, которые не грезят о славном прошлом СССР, но и не имеют жажды свободы, характерной для молодежи. Задача этой «середины», по его мнению, в объединении этих двух разобщенных групп. Нужно ли это делать?

— Чтобы стать нацией? Не важно, кто станет этим «клеем». Можно быть бунтарем и в 70 лет и ультраконсерватором в 20. Это не вопрос возраста или технологий. Здесь важнее отношение к себе. Следует понять, чего мы хотим. Мы все понимаем, что нужны изменения. Просто консерваторы хотят сохранить, что есть, а люди прогрессивных взглядов выступают за постоянное развитие. Невозможно улучшить что-то раз и навсегда. Но сейчас, на мой взгляд, происходит стагнация, которая грозит смертью. У меня нет безусловного оптимизма. У нас есть шансы снимать кино лучше и жить лучше и надо за них бороться в своем личном ежедневном бою.

«С»: Какое кино вам понравилось в последнее время?

— Сложно сказать… Работа Анны Пармас «Экспонат». Клип, казалось бы, но на самом деле —маленькое кино. Поневоле начинаешь завидовать ее умению так лихо снимать. Очень интересно работают Илья Найшуллер и Роман Каримов. Если же говорить по гамбургскому счету… Конечно, больше всего впечатлен и сражен тем, что делают американцы на телевидении. Например, сериалами «Никербокер» Стивена Содерберга, «Карточный домик»…

«С»: Вы имеете отношение к успешному телепроекту «Кухня»…

— Я присоединился к нему в качестве режиссера во время третьего сезона. Тогда «Кухня» уже шла плавно по своим рельсам, и главным было ее не испортить. В целом справился, рейтинги не упали, а даже за счет общего интереса несколько подросли. Когда успешный проект живет по накатанной, важно просто ничего не поломать. К сожалению, принять комплимент по поводу качества данного продукта не могу.

«С»: Вас не смутило то, что он стал полнометражным фильмом?

— Считаю это вполне оправданным. Жаль только, что вторая часть собрала в прокате меньше, чем первая…

«С»: Расскажите о своем новом проекте «Звоните ДиКаприо!»

— Это история о двух братьях-артистах. Один — ​звезда сериала, другой работает ведущим на кабельном телевидении. Постепенно они меняются местами. Первый катится в безвестность и нищету, а второй добивается успеха. Подробнее рассказать, к сожалению, не могу! (Смеется — ​«С») Название такое, потому что Леонардо ДиКаприо — ​любимый актер одного из героев.

Андрей Першин приоткрыл Николаю Кандышеву лишь часть кинокухни

«С»: Как вы отнеслись к тому, что ДиКаприо получил долгожданний «Оскар» за роль в фильме «Выживший»?

— Он заслужил эту награду. Но к самому фильму отношусь не очень хорошо. Да и для ДиКаприо это не самая лучшая роль. В «Джанго» он сыграл более интересно и парадоксально, создав образ умного и демонизирующего злодея. Главным смыслом «Выжившего» стала борьба с внешними обстоятельствами — ​холодом, природой, медведем… Кроме физической усталости, артисту здесь практически нечего играть…

«С»: Вы смотрели фаворитов прошедшего «Оскара» «Ла-Ла-Лэнд» и «Лунный свет»?

— Только первый фильм. Очень люблю американские мюзиклы. Но лично для меня «Ла-Ла-Лэнд»… Даже не лайт, а сахарозаменитель. Там много отсылок. В том числе к моему любимому режиссеру Басби Беркли.

«С»: Музыка играет важную роль в ваших фильмах. В одной из заключительных сцен картины «Горько!» герои обнимаются под песню «Натали». Они преодолели раздоры и чувствуют единение. Почему именно такая музыка помогает этим людям, а не государственный гимн?

— Григорий Лепс достучался до меня, хотя я и не являюсь большим любителем таких песен… Но, когда услышал «Самый лучший день», идея фильма пришла сама собой. Это произведение — ​мощнейший лирический боевик. На гимне, мне кажется, тоже можно объединиться, и часто такое происходит. К сожалению, там есть отголоски сталинского прошлого. Музыку сочинил композитор, который написал «Вставай, страна огромная». Гимн — ​это представление о стране, по-хорошему пафосное… «Натали» же — вещь сугубо личная, и если она объединяет людей и подводит к прощению, то, скорее, благодаря парадоксу. Боюсь, если в этот момент зазвучал бы гимн, то прощения они бы не попросили!

 
По теме
«Бюджет российского кино меньше бюджета среднего американского блокбастера» - Столица С 8 июля на экраны выходит фильм Карена Шахназарова «Анна Каренина». Телевизионная версия картины вызвала неоднозначные отзывы со стороны зрителей из-за вольной интерпретации знаменитого романа,
26.06.2017
 
В ИК-14 УФСИН России по Республике Мордовия состоялся памятный концерт, посвященный творчеству В.С. Высоцкого - УФСИН В исправительной колонии № 14 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия состоялся памятный концерт, посвященный творчеству поэта, актера и всенародного любимца В.С.
19.07.2018
 
В сентябре зрители увидят балет "Семь красавиц" - Министерство культуры 11 июля состоялась сдача хореографического материала к новому балетному спектаклю К. Караева «Семь красавиц», премьерой которого коллектив Государственного музыкального театра им.
18.07.2018
«Певец новой жизни»: к 120-летию И. П. Кривошеева - Министерство культуры Илья Петрович Кривошеев (печатался под псевдонимом Илька Морыця) (1898–1967) – эрзянский поэт, педагог, член Союза писателей СССР (1934), заслуженный учитель школы МАССР (1958), один из зачинателей мордовской советской литературы.
18.07.2018
Администрация муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области 26 августа 2018 г. в с. Новая Малыкла  проводит V–й открытый (I областной) фестиваль культур народов Поволжья   «Малыклинский каравай».
18.07.2018
 
Романовы – ясный путь  к святости - Министерство культуры 2018 год – год столетия трагической гибели царской семьи: Императора Николая Александровича, Императрицы Александры Феодоровны, Царевича Алексия Николаевича, Княжен Ольги Николаевны, Татианы Николаевны,
17.07.2018
Кривошеев И П.jpg - Министерство культуры 19 июля 2018 г. исполняется 120 лет со дня рождения основоположника эрзянской поэзии, члена Союза писателей СССР (1934), заслуженного учителя школы Мордовской АССР Ильи Петровича Кривошеева.
17.07.2018
 
В Мордовии вспомнят Степана Эрьзу - Gazeta13.Ru 28 июля в селе Баево Ардатовского района будет показан спектакль, посвященный жизненному и творческому пути известного мордовского художника и мастера скульптуры из дерева Степана Эрьзи.
17.07.2018
«Лето с Ингмаром Бергманом»: заседание киноклуба «Кинескоп» - Министерство культуры 13 июля отдел литературы по искусству ГБУК «Национальная библиотека им. А. С. Пушкина РМ» совместно с киноклубом «Кинескоп» провели заседание, посвященное 100-летию со дня рождения шведского режиссера театра и кино,
17.07.2018
Конкурс актерской песни «Шар голубой» - Министерство культуры С 10 по 12 августа в городе Нолинске Кировской области пройдет IV Всероссийский фестиваль-конкурс актерской песни «Шар голубой» имени Бориса Чиркова.
17.07.2018
 
ГБУК «Национальная библиотека им. А. С. Пушкина РМ» приглашает на книжные выставки, посвященные 125-летию В. В. Маяковского - Министерство культуры   ... «Владимир Маяковский и музыка»: к 125-летию поэта   Владимир Маяковский очень любил музыку, но часто писал в дневниках, что разбирается в ней поверхностно.
17.07.2018
Водитель Кочкуров обжаловал решение суда отправить его на 3 года в колонию-поселение за ДТП с двумя погибшими  - Столица С Лямбирский районный суд вынес свой вердикт по делу о крупной автомобильной катастрофе, произошедшей еще 15 февраля в 5.00 недалеко от села Пензятка.
19.07.2018 Столица С
После обеда из такой курица можно "закудахтать" в больницу. Фото: Россельхознадзор - Столица С После обеда из такой курица можно «закудахтать» в больницу. Фото: Россельхознадзор 500 рублей в доход государства заплатит великодушный и пронырливый торгаш,
19.07.2018 Столица С
© Столица С Житель Саранска ответил за пропаганду в Интернете идей гитлеровского режима и террористов «Россияне — это не люди, недочеловеки, которые не должны жить!», «Есть такая профессия — детей убивать»,
18.07.2018 Столица С
В деле видного чиновника без женщины не обошлось.
17.07.2018 Столица С
В сентябре зрители увидят балет "Семь красавиц" - Министерство культуры 11 июля состоялась сдача хореографического материала к новому балетному спектаклю К. Караева «Семь красавиц», премьерой которого коллектив Государственного музыкального театра им.
18.07.2018 Министерство культуры
Жители Мордовии могут присоединиться к акции памяти Героев Курской битвы - Вестник Мордовии     Жители Мордовии могут стать участниками интернет-акции "Вспомним героев Курской битвы", которую к годовщине величайшего сражения проводит Московский Музей Победы в рамках федерального проекта "Территория Победы".
19.07.2018 Вестник Мордовии
«Певец новой жизни»: к 120-летию И. П. Кривошеева - Министерство культуры Илья Петрович Кривошеев (печатался под псевдонимом Илька Морыця) (1898–1967) – эрзянский поэт, педагог, член Союза писателей СССР (1934), заслуженный учитель школы МАССР (1958), один из зачинателей мордовской советской литературы.
18.07.2018 Министерство культуры
28 июля в селе Баево Ардатовского района будет показан спектакль, посвященный жизненному и творческому пути известного мордовского художника и мастера скульптуры из дерева Степана Эрьзи.
17.07.2018 Gazeta13.Ru
Безбарьерная среда создана на ж/д вокзалах Саранска и Рузаевки для всех категорий маломобильных граждан - Вестник Мордовии     На вокзалах Саранска и Рузаевки после модернизации, проведенной в рамках подготовки к ЧМ-2018, для всех 4 групп маломобильных пассажиров обеспечена безбарьерная среда.
19.07.2018 Вестник Мордовии
Элнур Керимов из Мордовии завоевал вторую медаль чемпионата России по легкой атлетике - Вестник Мордовии     Спортсмен из Мордовии Элнур Керимов завоевал "серебро" чемпионата России по лёгкой атлетике среди лиц с нарушением зрения, сообщают в Министерстве спорта и физической культуры РМ.
19.07.2018 Вестник Мордовии
За последние несколько лет Александр Димидико сменил несколько клубов, успев поиграть в премьер-лиге Фото: Юлия Честнова (Столица С) Стартовый тур первенства ФНЛ, игры которого состоялись накануне, 17 июля,
18.07.2018 Столица С
Сотрудники ОСН «Гепард» УФСИН России по Республике Мордовия приняли участие в юнармейской военно-спортивной игре «Зарница Поволжья» - УФСИН Сотрудники отдела специального назначения «Гепард» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия Андрей Журавлев и Валерий Юртайкин выступили в качестве инструкторов по огневой и физической по
19.07.2018 УФСИН
В Мордовии клещи покусали 102 ребенка - 113Rus.Ru В Мордовии по состоянию на 17 июля с начала эпидемиологического мониторинга за инфекциями, передающимися клещами, в медицинские организации республики обратилось 267 человек, в том числе 102 ребенка.
19.07.2018 113Rus.Ru
После обеда из такой курица можно «закудахтать» в больницу. Фото: Россельхознадзор 500 рублей в доход государства заплатит великодушный и пронырливый торгаш,
19.07.2018 Столица С
  18 июля 2018 года в городе Пензе в рамках реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» проведены очередные публичные обсуждения результатов правоприменительной практики,
19.07.2018 Россельхознадзор