2016 год был объявлен Владимиром Путиным Годом кино и стал самым лучшим по всем показателям для отечественного кино за весь постсоветский период.
Об этом 16 января сообщил министр культуры Владимир Мединский. «Штаб Года кино, созданный Минкультуры России и Фондом кино, провел сотни акций по популяризации и продвижению наших фильмов: от «именных» самолетов, поездов РЖД и метро до запуска бесплатной «Ночи кино», полюбившейся сотням тысяч кинолюбителей, — сказал министр. — Нам говорили, что удержать планку не удастся. Нам не просто удалось — мы в 2017-м качественно обновили все рекорды Года кино: и по зрителям, и по сборам, и по международным призам. Итоги-2017 — 55 млн зрителей отечественного кино, 13 млрд руб. сборов, оба показателя — в два (!) раза выше по сравнению с 2012 годом. ВВП в отрасли, по сути, удвоился за каких-то пять лет». Так же Владимир Мединский сообщил, что картина «Движение вверх», как он и прогнозировал, стала самым кассовым российским фильмом после 1991 года. Прежний рекорд был установлен «Последним богатырем» буквально пару месяцев назад. «Я считаю, вообще это в некотором роде самый удачный, даже образцовый отечественный кинопродукт, — прокомментировал министр культуры. — Он закольцовывает многолетние творческие искания нашего кинематографа: возвращается к якобы утраченным ценностям и смыслам великой школы советского кино и воспроизводит их в современном формате. Показательна фигура главного киногероя. Это ведь не тренер, не персонально кто-то из баскетболистов и тем более не руководящие работники. Нет, главный герой фильма — команда. Сборная СССР. Коллектив. Единое целое, состоящее из ярких личностей и одухотворенное общей идеей, сплоченное общим трудом. Авторы фильма нарочито, подчеркнуто сделали ставку на команду. Но и личностями не пожертвовали: каждый персонаж имеет свое лицо, характер, свою мотивацию. И, таким образом, кино все равно про людей — про их успех, который получается в результате общего труда. Мои родители, люди немолодые, в кои веки взяли внуков, и пошли сами в кинотеатр. На «Движение вверх». Сказали, что плакали и аплодировали вместе со всем залом, как когда-то в молодости. Потому что в этой картине очевиден социальный запрос на гордость за свою страну, своих предков и своих современников. И, соответственно, Минкультуры в своей политике поощряет проекты этой тематики. Но — не в ущерб другим жанрам, которые в полной мере разделяют нынешний успех». По словам Мединского, российский зритель уже ждет нашего кино — честного и неравнодушного, о себе и о своей стране, о своих проблемах, своих задачах и своих победах. «Это и есть наш главный козырь в конкуренции с приключениями чужих глянцевых красавчиков в вымышленных марвеловских и паучьих мирах, — уверен он. — Потому что мы любим наше кино и умеем его делать талантливо».
Картина «Движение вверх» рассказывается о событиях вокруг легендарного баскетбольного матча между сборной Советского Союза и США в финале Олимпиады 1972 года в Мюнхене. Владимир Кондрашин был тренером баскетбольного клуба «Спартак» и сборной Советского Союза, а Александр Белов сделал решающий бросок в матче за 3 секунды до конца основного времени. Перед выходом ленты вдовы легендарных баскетболистов подали в суд на ее создателей. «Я после прочтения этого сценария два месяца вообще не спала, у меня волосы поседели, честное слово, – рассказала тогда СМИ Евгения Кондрашина. – Это такая чушь. Единственное, что там совпадает с реальностью – победа в Мюнхене. Все остальное – не то». «Сейчас идет такая массированная реклама этого фильма, — добавила вдова Александра Белова Александра Овчинникова. — Вчера только по «России 24» видела, говорили, какой хороший фильм, как Губерниев плачет, все плачут. Мы тоже плачем. Но не потому, что фильм такой добрый, а потому, что через нас просто переступили и пошли дальше».