Автовладельцы города железнодорожников учатся жить в новых условиях. Теперь и у них автомобили, нарушившие правила стоянки и остановки, увозят эвакуаторами. Началу работы спецмашин предшествовала кампания по массированной установке запрещающих знаков и соответствующих табличек. По отдаленности штрафстоянки — 40 километров — Рузаевка опередила Саранск, а по оплате услуг эвакуации — даже Москву — более 5 тысяч рублей! О ситуации, складывающейся вокруг организации дорожного движения в Рузаевке, — ДЕНИС ТЮРКИН.
Театр абсурда. Иначе никак не назвать ту картину, что разворачивается перед человеком, стоящим у привокзальной площади в Рузаевке. Он видит знак «Остановка запрещена» и аж четыре (!) таблички, три из которых определяют зону действия знака, а одна «грозит» эвакуацией. Если интересующийся человек пройдет дальше, то у забора, ограждающего железнодорожные пути, заметит знаки, запрещающие только стоянку. Но абсурд больше не в том, что «наворочено» на столбах, не в этой «картинной галерее», требующей десятиминутного созерцания для полного понимания ситуации. Абсурд — сразу за первым «запретным» столбом. Там добрая сотня машин, владельцы которых вряд ли не знают о запретах. Как это часто бывает, видимость законности часто торжествует над самой законностью…
В Рузаевке автолюбители теперь только об этом и говорят. Еще осенью городской совет депутатов принял постановление об организации дорожного движения. Цель благая — навести порядок в парковочном плане. Как прыщики на лице ребенка, достигшего соответствующего возраста, на улицах города стали появляться запрещающие стоянку и остановку дорожные знаки, а вместе с ними — информационные таблички «Работает эвакуатор». Возникли спорные моменты, так как не везде была необходимость вот так прямо вводить запреты. Коммунальщики под градом жалоб некоторые знаки убрали либо завесили… Одновременно с этим администрация заключила с частной компанией договор, согласно которому перемещением транспортных средств на специализированную стоянку (так на официальном языке называется эвакуация) будет заниматься эта самая компания.
Одним из первых мест в городе, где дорожники и эвакуаторщики начали наводить порядок, стала площадь у двух расположенных по соседству вокзалов — железнодорожного и автомобильного. Если раньше практически всю ее территорию можно было использовать для стоянки транспорта, то сейчас разрешена только остановка — и то на малой части. Особенность этого места в том, что автомобили там оставляют на несколько дней. И не столько жители близлежащих домов, сколько сотрудники РЖД — например, машинисты, работающие вахтой.
«Как-то на несколько дней я уехал в Рязанскую область, — рассказывает один из таких работников железнодорожного транспорта, пообщавшийся с корр.«С» на условиях анонимности. — Вдруг звонок от друзей: «Твою машину увозит эвакуатор!» Ну, думаю, что сделаешь, мигом не вернешься же… Пока возвращался в Мордовию, все гадал, из-за какого нарушения к моему автомобилю применили такую меру. Под знак вроде не ставил, ведь знал о новых табличках… В итоге в ГАИ мне сказали, что я как бы оставил машину на проезжей части. Ну, хорошо, пусть так, пусть нарушил… Но каково же было мое удивление, когда узнал, что машину увезли в Лямбирь! Когда увидел, в каких условиях хранится собственность, чуть не прослезился… В итоге эта история обошлась мне почти в 7 тысяч рублей. 5 с лишним заплатил за услуги эвакуатора и стоянки, еще больше тысячи — штраф…»
Корр.«С» не без труда разыскал ту самую стоянку в Лямбире. Круглосуточная, огорожена синим высоким заборчиком, за которым сложно что-то разглядеть. По периметру есть система видеонаблюдения. Ни дронов, летающих над маленькой территорией, ни роботов-убийц — ничего сверхъестественного, что не позволило бы огородить аналогичную площадку в самой Рузаевке, там нет.
Другие рузаевские автовладельцы, с которыми удалось побеседовать, были возмущены не только тем, что эвакуаторы забирают технику аж за 40 км от города железнодорожников. Люди недовольны сокращением парковочного пространства при и без того проблемной ситуации в этой сфере. «Почему, запретив, власти не предложили альтернативы? — задаются вопросом они. — Где новые парковки?» Некоторые видят в начавшейся активной работе эвакуаторов чуть ли не сговор. Мол, одним из владельцев такой техники является сотрудник рузаевского отдела ГИБДД. Но эта информация похожа на бред любителей теорий заговора…
Любопытным получился диалог корр. «С» с руководителем муниципального учреждения Рузаевки «Коммунальник» Владимиром Фроловым. Именно «Коммунальник» — фактический исполнитель решений администрации по городской инфраструктуре. «Мы вообще хотим закрыть площадь для стоянки транспорта…» — заявил в начале беседы господин Фролов. «Так парковка на площади уже запрещена, там же знак висит!» — недоумевал я. «Знак пока не действует, — огорошил коммунальщик. — Ну, висит, но не действует (видимо, это какая-то особая, рузаевская, форма осознания закона — «С»). Поэтому там пока никто и никого не эвакуирует (??? — «С»). Знак начнет действовать, когда вступит в силу постановление об организации дорожного движения. Ситуация до того накалена, что пришлось принимать экстренные меры! Мы, как предприятие, ответственное за содержание города, не можем там проводить работы из-за скопления транспорта. Люди безалаберно ведут себя, оставляя на много дней машины. Уходят домой, хотя у них есть гаражи. А что, плохо разве? Там освещение, будто на охраняемой стоянке. Есть ли рядом альтернативная парковка? В городе нет достаточного количества мест… Город стеснен в условиях, а машин много… Скоро на некоторых улицах повесим таблички по временному действию запрещающих остановку и стоянку знаков. Как в Саранске. Это нужно в том числе для удобной уборки улиц от снега».
«Мы прекрасно понимаем недовольство людей, вызванное нововведением в виде эвакуаторов и сокращением парковочного пространства у вокзалов, — признался начальник ОГИБДД по Рузаевскому району Виталий Пискаев. — Но без эвакуации дельно бороться с нарушителями часто не представляется возможным. Так что законопослушным людям бояться нечего. По вокзалам скажу следующее. Решение принимала администрация, поэтому все вопросы к ней. ГИБДД уже не обладает функцией согласования установки знаков. Насколько знаю, администрация пытается сделать площадь, так сказать, цивилизованной. Ранее там оставляли автомобили на длительный срок. Коммунальная техника банально не могла убрать территорию. Да что там коммунальщики! Припаркованные машины мешали даже рейсовым автобусам подъехать к автовокзалу. Проблему с эвакуацией в Лямбирь признаю, это действительно далеко… Автолюбители уже жаловались и нам, и в прокуратуру… Но в Рузаевке пока банально нет специализированной площадки. Та, что находится недалеко от отдела полиции, служит другим целям: там хранится, в частности, арестованный транспорт либо проходящий в качестве вещдока по уголовному делу. Сейчас рассматривается вопрос организации штрафстоянки в Рузаевке. Надеюсь, он будет решен положительно в ближайшее время…»
Когда именно в Рузаевке появится своя стоянка, корр.«С» узнать не удалось. За комментариями я обратился к начальнику организационно-технического отдела администрации Рузаевки Елене Шепелевой. Но чиновница посоветовала пообщаться насчет эвакуаторов и стоянки с сотрудниками учреждения «Коммунальник». Там, в свою очередь, заявили, что это не их прерогатива… Тему строительства штрафстоянок в районах Мордовии муссируют последние лет десять. Неоднократно высокие начальники из МВД пеняли региональному Управлению ГИБДД на их отсутствие. И всякий раз в республике отвечали: да-да, готовим, вот уже скоро… Видимо, процесс пошел только сейчас, хотя всяческие законы, постановления и подзаконные акты стабильно принимались едва ли не раз в год. Ох уже эта бюрократическая машина… Вот и сейчас на согласовании в Правительстве РМ находится некий проект по конкурсному отбору организаций, которые станут обустраивать и обслуживать в республике подобные стоянки. «Столица С» с помощью Госкомитета РМ по транспорту планирует рассказать об этом в ближайших номерах…