ПЯТОК 3-Й СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Фото: www.pravoslavie.ru

ПЯТОК 3-Й СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА О грехах и покаянии  

А если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем,
Иисуса Христа, праведника;
Он есть умилостивление за грехи наши.

1 Ин. 2, 1–2

Исповедь у иеромонаха Арсения (Писарева). 2007 г. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru Грех есть преступление Закона Божия, неисполнение святых повелений Божиих. «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1 Ин. 3, 4).

Человек может согрешать различным образом:  делом, словом, помышлением, ведением, неведением, волею и неволею.

Мы грешим « делом» , когда это дело противно заповеди Божией. Если человек предается объядению, пьянству, лакомствам, то грешит против заповеди Божией: « не сотвори себе кумира и всякого подобия» . Воровство, грабежи, убийства и другие подобные поступки – грехи делом.

Грех « словом» , когда слово это противно воле Божией. Например, праздные разговоры, слова, песни – грехи словом. Господь Иисус Христос воспрещает эти грехи, говоря: « за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда»   (Мф. 12, 36). Если поносим словами ближнего нашего, упрекаем его, браним или за глаза говорим о нем неправду, жалуемся на него несправедливо, клевещем из ненависти, то грешим против заповеди Божией: « не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна» . Эти грехи словом бывают зловреднее многих грехов делом и могут стоять наряду с человекоубийством.

Мы грешим « помышлением» , если имеем какие-либо желания противные любви к ближнему, когда поступаем против заповеди Божией: « не желай ничего, что принадлежит ближнему твоему» . Грехи помышлением столь же тяжки, как и грехи делом и словом, и строго воспрещаются Священным Писанием.

Грехи « ведением»   – те, которые мы делаем, зная, что они запрещены законом Божиим, делаем их по страстям нашим – по гордости, злобе, лености и тому подобное – и оправдываем себя ложными доводами. Поступающие таким образом достойны того же приговора, который произнес господин на лукавого и ленивого раба своего: « лукавый раб и ленивый! Ты знал, что Я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал… негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов»   (Мф. 25, 26–30).

Грехи « неведением»   происходят от немощи естества человеческого. Весьма трудно усмотреть за собой эти грехи и предохраниться от них. « Грехопадения кто разумеет?»   (Пс. 18, 13), – говорит пророк Давид, то есть кто может усмотреть погрешности свои, неведение свое. Впрочем, так как это тоже грехи, то и соблюстись от них возможно; а потому он и присовокупляет молитву: « от тайных моих очисти меня» , то есть от грехов, по немощи и неведению сделанных мною, которые мне или неизвестны, или которых не помню, или которых даже не считаю за грехи.

Грешить « волею»   – значит грешить заведомо, с намерением и от злобы. Апостол Павел говорит так об этих грехах: « если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи» . Отступившим от Христа и волей восстающим против Него, невозможно получить прощение; как изъясняет это тот же Апостол, говоря: « невозможно, однажды просвященных и вкусивших дара небесного, и сделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием; когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр. 6, 4–6). Но что невозможно человекам, то возможно Богу: особенная милость Господня может коснуться сердца грешника и возвратить его на путь истины.

«Невольный грех»   – тот, которого человек не предвидит, творит его вопреки воле и желанию.

Из великого множества грехов самые главные, тяжкие грехи именуются « смертными» ; ибо для грешника нераскаянного, упорно пребывающего в них, настает после смерти телесной, смерть душевная, а вместе с ней вечное отлучение от Бога, погибель и мучения нескончаемые.

Смертных грехов семь: гордость, сребролюбие, блуд, зависть, чревоугодие, леность и гнев.

От этих грехов, как от семи матерей, рождаются все прочие грехи. Если искоренить эти семь грехов, семь этих матерей, то все детища их, все прочие грехи уничтожатся.

По книге «Семь смертных грехов»

Об отпущении грехов

Один воин спросил авву Миоса: принимает ли Бог раскаяние? Старец ответил ему: «Скажи мне, возлюбленный, если у тебя разорвется плащ, то выбросишь ли его, воин»? – Воин говорит ему: Нет! Но я зашью его и опять буду употреблять его. «Если ты так щадишь свою одежду, сказал ему старец, то тем более Бог не пощадит ли Свое творение»?
Познай, что ты согрешил и загладишь грехи свои.

Преподобный Нил Синайский

Святый Бог, Единый, Безгрешный, Единородного Сына Своего не пощадил ради тебя; а ты, несчастный грешник (не кающийся), не милуешь самого себя!

Преподобный Ефрем Сирин

Сокрушение и исповедь чрез разрешение производят сочетание Божеской и человеческой стихий в покаянии, из коих выходит новая тварь, как в начале из купели крещения. Сего и да сподобит Господь Многомилостивый всех нас, да изыдите из врачебницы покаяния все во всем исцеленными и совершенно обновленными, во всех чувствах и расположенных сердца вашего; чтоб отселе любить то, к чему прежде холодны были, и ненавидеть то, к чему прежде пристращены были; чтобы любить вместо гнева кротость, вместо гордости смирение, вместо пьянства трезвость, вместо блуда целомудрие, вместо зависти доброжелательство, вместо сластолюбия воздержание, вместо лености трудолюбие, вместо рассеянности степенность, вместо бранчивости миролюбие, вместо пересуд и клевет доброречие и блюдение чести ближнего; словом, вместо всякого порока и страсти – противоположную добродетель и благорасположение.

Святитель Феофан Затворник

Не столько раздражают Бога содеянные нами грехи, сколько наше нежелание перемениться.

Святитель Иоанн Златоуст

Кто, в надежде на покаяние, поползнется вторично согрешить тот же грех, в котором принес покаяние, тот лукаво поступает с Богом.

Преподобный Исаак Сирин

Грехов, содеянных прежде, не укрепляй в душе твоей размышлением о них, чтобы они не возобновились в тебе. Будь уверен, что они прощены тебе с того времени, как ты предал себя Богу и покаянию. В том не сомневайся.

Преподобный Антоний Великий

Самый верный знак, по которому всякий кающийся грешник может узнавать, действительно ли его грехи прощены от Бога, есть тот, когда мы чувствуем такую ненависть и отвращение от всех грехов, что лучше согласимся умереть, нежели произвольно согрешить перед Господом.

Святитель Василий Великий

О покаянии

Сегодня, возлюбленные братия, вы пойдете каяться. Хочу по долгу пастыря внушить вам, что требуется от того, кто приступает к исповеди, чтобы исповедь его была истинная, Богоугодная и душеспасительная. Именно от кающегося требуется сокрушение о грехах своих, намерение исправить свою жизнь, вера во Христа и надежда на Его милосердие.

Исповедь. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru

Итак, прежде всего требуется сокрушение о грехах своих. Но этого-то весьма часто мы, духовники, и не видим у своих духовных детей.

Весьма многие приходят на дух с совершенным равнодушием, и если бы у них не спросить ничего, то они или ничего бы не сказали, или сказали только вообще, что-де грешен, отец духовный, во всех грехах. И если бы еще это сказали с сердечным сознанием своей вины! Нет, то и горе, что без сознания грехов своих, а так, чтобы скорее кончить с исповедью. Возлюбленные, не будем дело крайнего милосердия Божия к нам, грешным, обращать в повод ко гневу Божию. Что мы за бесчувственные такие! Нам ли не о чем поскорбеть на исповеди! Мало ли у нас грехов! Если бы мы и всю жизнь свою стали плакать о грехах своих, и тогда бы не сделали ничего лишнего, а только должное. Ах! Если бы кто из нас сказал, что он не имеет греха, то он обманывал бы себя самого и в том человеке напрасно кто стал бы искать истины.

Вы не видите грехов своих? Молитесь Богу, чтобы Он дал вам видеть их; разве напрасно вы часто за священником говорили в церкви: Господи! Даруй ми зрети моя прегрешения! Постараемся же хоть теперь общими силами увидеть свои грехи, чтобы после, на исповеди, с сердечным сокрушением признаться в них. И вот первый весьма важный грех наш – тот, что мы, будучи великими грешниками, не чувствуем, что мы грешники, заслуживающие не милости, а наказания Божия! Осудим же себя прежде всего в этой бесчувственности и скажем Господу от всей души: вот я Господи и Владыко живота моего, грешник бесчувственный, величайший я грешник, а грехов своих не чувствую – должно быть, потому, что грехи мои умножились паче числа песка морского, и я весь – во грехах, как больной оспой – в оспе. Каюсь Тебе, Господу Богу моему, от всего сердца в моей бесчувственности и молю Тебя: Сам даруй мне чувствовать всем сердцем, как я много прогневлял и прогневляю Тебя. О, эта мнимая, фарисейская праведность наша, сколько она погубила и погубляет людей! И на зло нам она поражает наше сердце именно во время говения, во время самого таинства покаяния и пред таинством святого причащения.

Но посмотрим дальше – какими грехами согрешали Богу мы больше всего? А вот, если мы люди маловерные, живем на земле не для Бога и спасения души своей, а для земли и всего принятого на земле – словом живем для плоти, для ее удовольствий, а не для бессмертной души своей, не для ее будущей жизни – разве это не великий грех? Что, забыли мы разве страдания за нас Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Его пречистую кровь, за нас пролитую на кресте, Его славное Воскресение? Разве не для нас, то есть чтобы нас возвести на Небо, удаленных грехом от Неба, было Его сошествие на землю, Его Божественное учение, Его чудеса, Его пророчества, например о будущем страшном суде, о воскресении мертвых в последний день мира, о блаженстве праведных, и вечных муках грешных? Наконец, Его страдания, Его воскресение из мертвых и вознесение на Небо? Итак, если верно, что мы должны жить здесь для будущего века, то разве не грех не жить для той жизни, а всеми мыслями и всем сердцем жить на земле и для земли? А сколько греха бывает от того, что мы хотим жить только на земле хорошо, и не веруем от всего сердца в будущую блаженную жизнь! Сколько бывает от этого ненависти, злобы, сребролюбия, зависти, скупости, обмана! Отсюда все пороки, все плотские похоти, все страсти души. Вот и в этом покаемся, то есть покаемся, что мы маловеры, если не неверы, и что для Бога и для спасения души своей или не живем здесь, или весьма мало живем; также, что мало в сердцах наших надежды, если только не вовсе ее нет, на будущую жизнь. Еще мы страдаем самым великим грехом неблагодарности к Богу, нелюбви к Нему за Его бесчисленные, неизреченные милости. Это, я думаю, всякий хоть по временам сознает за собой. Вот все вы, кто движется на своих ногах, все здоровы телом и душой, почтенны разумом от Бога Творца, свободны волей, а чем вы были еще так недавно? Ничем; а вот Господь вас всех привел от небытия в бытие, и с того времени все вам дарствовая: подарил вам душу с ее способностями, дал вам и постоянно дает пищу для питания вашего тела, одежды для его одеяния, дал вам уголок на земле Своей и кров в жилище ваше; питает вас бесценной, животворящей пищей тела и крови Своей, усложняет и упокоевает ею; веселит вас слышанием слова Его, прощает вам без числа грехи ваши, постоянно хранит вашу жизнь, как мать – жизнь младенца; царство Свое будущее дарует нам и мало ли чего не делает из любви Своей к нам, грешным и неблагодарным? Перечислить невозможно. И что же? Как мы отвечаем на любовь Его к нам, – любовь, которой нет числа и меры? Одними беззакониями, одним злонравием, одной неблагодарностью. Итак, со слезами покаемся в своей неблагодарности пред Богом, в своей нелюбви к Нему, а также со слезами испросим у Него дара любви. О! Благослови душе моя Господа и не забывай всех воздаяний Его (Пс. 102, 1)!

От кающегося требуется еще намерение исправить свою жизнь – и на это обратите внимание. Идучи на исповедь, говорите себе: «После исповеди я постараюсь всеми силами исправиться от тех грехов, в которых теперь хочу каяться. Не буду больше обманывать себя, не буду лгать Богу, не буду больше оскорблять таинство покаяния. Помоги, Господи, укрепи душевные силы мои, Господи!» Что за польза от такого покаяния, после которого опять без зазрения совести предаются тем же грехам, в коих покаялись? На таких людях исполняется пословица: Пес возвращается на свою блевотину, и свинья, омывшись, – в лужу свою (ср.: 2 Пет. 2, 22).

Наконец, еще требуется от кающегося вера во Христа и надежда на Его милосердие. Всякий, приступающий к исповеди должен веровать, что во время таинства Сам Христос не видимо стоит и принимает его исповедание, что один только Христос может оставлять грехи, так как Он своими страданиями, честной Своей кровью и Своей смертью исходатайствовал Себе право у Отца Небесного прощать нам все беззакония, не оскорбляя Божественного правосудия, и что Он по милосердию Своему всегда готов простить нам всякие грехи, только бы мы с сердечным сокрушением признались в них, только бы было в нас намерение впредь жить лучше, только бы вера в Него была в нашем сердце! Вера твоя спасе тя: иди в мире (Мк. 5, 34). Так Он внутренне говорит всякому после разрешения от священника, кто кается как должно.

Будем же каяться все чистосердечно; позаботимся все об исправлении жизни; принесем Богу плоды покаяния. Аминь.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

 
По теме
Бичевание Христа. Венеция. XIII в. - Ведомости Краснослободской Епархии СРЕДА 6-Й СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА О незлобии   Кто незлобив, тот совершен и богоподобен.
29.03.2018
1 Фабрика форматов1 - Ведомости Краснослободской Епархии Вечером в среду пятой недели Великого Поста для прихожан Успенского храма кафедрального города Темникова был прочитан полностью Великий Канон Святого Андрея Критского.
27.03.2018
 
  ПОМЫСЛЫ Протоиерей Андрей Ткачев Они легче пуха и незаметнее слабого ветерка.
22.03.2018
1 Фабрика форматов1 - Ведомости Краснослободской Епархии Для прихожан Успенского храма кафедарльного города Темникова после воскресного вечернего богослужения на четвертой седмице Великого Поста состоялось таинство соборования.
20.03.2018
«ДА ИСПРАВИТСЯ МОЛИТВА МОЯ» - Ведомости Краснослободской Епархии   «ДА ИСПРАВИТСЯ МОЛИТВА МОЯ» Священник Димитрий Выдумкин Давид же пребывал в пустыне в неприступных местах и потом на горе в пустыне Зиф.
16.03.2018
 
1 IMG 20180308 180251 - Ведомости Краснослободской Епархии По благословению Преосвященнейшего Климента, епископа Краснослободского и Темниковского.
09.03.2018
1 20180304 101942 Pano - Ведомости Краснослободской Епархии На второй неделе Великого Поста по традиции в храме Тихвинской иконы Божией Матери села Каргашино Зубово-Полянского благочиния иерей Николай Ошкин после литургии святителя Василия Великого совершил Таинство Соборования.
06.03.2018
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в итоговом пленарном заседании VIII Общецерковного съезда по социальному служению «Координация социального служения в епархии» - Ардатовская Епархия 19 октября 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в итоговом пленарном заседании VIII Общецерковного съезда по социальному служению «Координация социального служения в епархии».
19.10.2018
 
Открытые  уроки ОПК  в 4 и 7 классе МОУ «СОШ №13» г.Саранска - Ардатовская Епархия Настоятеля храма в честь Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского архиерейского подворья Ардатовской епархии г.Саранска иерея Олега Климкина провел открытые  уроки ОПК  в 4 и 7 классе МОУ «СОШ №13» г.Саранска.
19.10.2018
День призывника в Дубенском районе - Ардатовская Епархия 9 октября 2018 года в Дубёнской СОШ прошел День призывника. С напутственным словом к призывникам обратился благочинный Дубенского района протоиерей Андрей Зубанов.
19.10.2018
Мир «кокса» - Столица С Группа залетных «гастролеров» пыталась сбыть в Мордовии 1 кг кокаина и отправилась на зону Зубово-Полянский райсуд вынес решение по делу о сбыте 1 килограмма кокаина, предназначенного для осужденных.
20.10.2018 Столица С
В Саранске дружба народов нерушима даже после ударов кулаками. Фото: ESP - Столица С В Саранске дружба народов нерушима даже после ударов кулаками. Фото: ESP Арестован 44-летний гражданин Украины, который покалечил 63-летнего жителя Саранска.
20.10.2018 Столица С
Сотрудники «Железобетона» считают, что в деле обрушения лестничных маршей нет их вины В Ленинском суде стартовал громкий процесс по делу об обрушении лестничных маршей в ноябре прошлого года в строящемся многоэтажном
18.10.2018 Вечерний Саранск
Открытые  уроки ОПК  в 4 и 7 классе МОУ «СОШ №13» г.Саранска - Ардатовская Епархия Настоятеля храма в честь Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского архиерейского подворья Ардатовской епархии г.Саранска иерея Олега Климкина провел открытые  уроки ОПК  в 4 и 7 классе МОУ «СОШ №13» г.Саранска.
19.10.2018 Ардатовская Епархия
Фото: Артем Артамонов / Столица С Фото: Артем Артамонов / Столица С Фото: Артем Артамонов / Столица С Фото: Артем Артамонов / Столица С Фото: Артем Артамонов / Столица С Фото: Артем Артамонов / Столица С Фото:
14.10.2018 Столица С
Саранчанам пока рано переобуваться в зимнее. Фото: Юлия Честнова (Столица С) 14 октября верующие отметили Покров Пресвятой Богородицы.
15.10.2018 Столица С
Вчера в республиканском Доме печати прошла пресс-конференция «КУЛЬТУРА & Формула успеха».
19.10.2018 Вечерний Саранск
"Мордовия" взяла очередные победные очки. Фото: Столица С - Столица С Саранские хоккеисты с сухим счетом расправились с соперником из Барнаула «Мордовия» взяла очередные победные очки.
19.10.2018 Столица С
В чемпионы метят пять команд из восьми   Очередной тур республиканского футбольного чемпионата не внес ясности в турнирную таблицу, а только еще больше все запутал.
19.10.2018 Вечерний Саранск
Роман Акбашев (7) — лучший игрок сентября в ФНЛ. Фото: Юлия Честнова / Столица С Футбольная национальная лига (ФНЛ) подвела итоги сентября, назвав лучшим игроком месяца полузащитника «Авангарда» Романа Акбашева.
19.10.2018 Столица С
Психологи психологической лаборатории исправительной колонии № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия в целях реализации планов групповых просветительских и психопрофилактических мероприятий с сотрудниками провели тренинг «Психологическая готовность сотрудников УИС к действиям в экстремальной ситуации». - УФСИН Психологи психологической лаборатории исправительной колонии № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия в целях реализации планов групповых просветительских и психопрофилактических  мер
19.10.2018 УФСИН
Следственной частью Следственного управления МВД по Республике Мордовия завершено производство предварительного следствия по уголовному делу по обвинению троих граждан Республики Таджикистан в совершении преступлений,
19.10.2018 МВД Республики Мордовия
  Специалистами отдела государственного ветеринарного надзора по Пензенской области Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области за 9 месяцев текущего года проведено 1106 проверок,
19.10.2018 Россельхознадзор
В Саранске будет приостановлена работа бани №4. Не так давно муниципальное предприятие «Городские бани» получило от ОАО «СаранскТеплоТранс» письмо о том, что с 1 января следующего года цена за подачу пара в баню №4,
18.10.2018 Gazeta13.Ru