ПРОПОВЕДЬ НА ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ

ПРОПОВЕДЬ НА ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ 



Преображение – это явление славы Божества – славы Сына Божия и Святой Троицы – в человеческой природе Христа. На горе Фавор Сын Божий показал Своим апостолам Свою Божественную славу настолько, насколько они могли вынести. В этот праздник Церковь на литургии читает слова апостола Петра, одного из трех свидетелей Преображения: «более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание» (2Пет.  1:10). Его устами Церковь напоминает нам о нашем звании и призвании, потому что в Своем Преображении Господь показал смысл жизни христианина, который состоит в преображении наших душ. Именно для этого Господь призвал нас в Свою Церковь – чтобы преобразить нас Собою, Своими заповедями и Своей благодатью. И только тот, кто стремится к этому призванию – к преображению во Христе, – достоин звания христианина, которое является самым высоким званием в мире. 
Когда мы произносим Символ веры, мы исповедуем свою веру в истину: в Троицу, в Церковь и в вечную жизнь. Но это еще не есть вера в полном смысле слова. Вера состоит из исповедания истины и стремления жить в истине. Поэтому апостол Павел сказал: «Вера…есть осуществление ожидаемого» (Евр. 11:1), т.е. вера – это деятельность. Что же мы должны осуществлять? Что мы должны ожидать? – Мы должны осуществлять преображение своей души, а это и есть созидать Царство Божие в своей душе. 
Есть два преображения: нравственное и духовное. Нравственное преображение – это преображение души добродетелями Христа и прежде всего кротостью и смирением. Когда христианин научается этим добродетелям, в его душе проявляется образ кроткого и смиренного сердцем Христа. Духовное преображение – это преображение Божественной благодатью. Насколько христианин уподобляется Христу в кротости и смирении, настолько он получает от Него благодать и соединяется со Ним, ибо Бог призирает на смиренного (см.: Ис. 66:2) и «смиренным дает благодать» (Иак. 4:6). 
На утрене всенощного бдения, во время полиелея поется величание праздника в чередовании со избранными стихами из Псалтири (вместе они составляют избранный псалом). Это самое торжественное прославление празднуемого события. В стихах избранного псалма раскрывается его смысл. В первом стихе после величания Христа в честь Его Преображения говорится о Его величии: «Велик Господь и достохвален весьма во граде Бога нашего, на святой горе Его», т.е. в Церкви (Пс. 47:2), а во втором стихе говорится: «принимает кротких Господь, смиренных же возносит» (см.: Пс. 146:2). В этот самый торжественный момент праздника Церковь возвещает о кротости и смирении, потому что Христос преобразился для того, чтобы всех нас сделать соучастниками Его преображения. Он преобразился для того, чтобы показать ученикам Свое Божество, славу Своего воскресения, славу Своего Второго пришествия и славу праведников в Боге. Его Лицо «просияло…как солнце» (Мф. 17:2) потому, что когда Он придет «во славе Отца Своего» (Мф. 16:27), «праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф. 13:43). Но для того чтобы стать соучастником Его Божественной славы, христиане должны научиться кротости и смирению. 
Во время Преображения Отец Небесный сказал: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф.17:5, Мк. 9:7; Лк. 9:35). Слушайте – значит учитесь, а Иисус Христос сказал: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем…» (Мф. 11:29). Христианин, освященный добродетелями Христа, становится соучастником Его Преображения, и ему уже здесь, на земле, открывается «свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2Пет. 1:11). Только кроткие и смиренные достигают преображения, или обожения, в этой жизни и сподобятся Божественной славы в вечности. На вечерне в стихире праздника говорится, что Господь преобразился, «показывая, что высотою добродетелей блистающие и Божественной славы удостоятся» (4-я стихира на «Господи, воззвах»). 
В Преображении Господь явил нам славу Небесного Царства для того, чтобы мы стремились к нему, а путь к нему, как сказано в службе праздника, состоит в кротости и смирении. Будем же просить нашего Господа и Учителя: «Иисусе Христе, просвети наш ум светом кротости и смирения, а сердце – светом Твоей Божественной благодати». Будем усиленно стремиться к нравственному и духовному преображению своей души, ибо «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12).

 
По теме
Митрополит Зиновий принял участие в региональной сессии «Навигация детства в год семьи в России...» - Саранская епархия 28 марта 2024 года митрополит Саранский и Мордовский Зиновий вместе с клириками епархии принял участие в региональной стратегической сессии «Навигация детства в год семьи в России: приоритеты, направления и технологии деятельности».
Саранская епархия
В библиотеке Саранской Духовной Семинарии состоялась встреча семинаристов с продюсером «Военной приёмки» - Саранская епархия 25 марта в библиотеке Саранской Духовной Семинарии состоялась встреча с генеральным продюсером телекомпании «Квадратный Телевизор» и программы «Военная приёмка» на телеканале «Звезда» Оксаной Матвеевой.
Саранская епархия
В Мордовии подвели итоги специальных рейдовых мероприятий на транспорте - Вечерний Саранск Сотрудниками УФСБ России по Республике Мордовия во взаимодействии с региональными МВД и Росгвардией с 11 по 19 марта проводился внеочередной этап совместной спецоперации «Анаконда»,
Вечерний Саранск
Гепатит С - вирусное заболевание, которое может протекать в острой и хронической форме, притом частота хронизации этой инфекции очень высока: до 85% случаев.
Роспотребнадзор