ПАСТЫРСТВО И ДУХОВНИЧЕСТВО

ПАСТЫРСТВО И ДУХОВНИЧЕСТВО
ПАСТЫРСТВО И ДУХОВНИЧЕСТВО
ПАСТЫРСТВО И ДУХОВНИЧЕСТВО
ПАСТЫРСТВО И ДУХОВНИЧЕСТВО
ПАСТЫРСТВО И ДУХОВНИЧЕСТВО
Фото: www.vob.ru
Пастырство и духовничество — тема непростая, для разрешения многих связанных с нею вопросов часто необходимо обращаться к текстам Священного Писания и трудам святых отцов и подвижников благочестия. В настоящей же статье подобраны наиболее важные мысли об этих явлениях и их особенностях из Евангелия и творений святых и известных пастырей.

Определение и синонимы духовничества (душепопечения)

Духовничество является важнейшей частью пастырского служения.

В Священном Писании, творениях святых и подвижников благочестия, церковных трудах оно также называется «душепопечением» [1] , «духовным попечением о пастве» [2] , «духовным окормлением» [3] , «духовным руководством» [4] , «детоводительством душ» [5] , «духовным пестунством» [6] , «попечительным руководством людей в духовной жизни» [7] ; «строительством душ»[8], «непрерывным попечением о спасении паствы» [9] .

Во всех этих значениях духовничество понимается как  попечение   [о верующих]  пред Богом   (2 Кор. 7:12), как  созидание Тела Христова   (Еф. 4:12), как  изображение   в верующих  Христа   (Гал. 4:19), то есть возведение верующих «к прежнему созерцанию спасения в Господе и отображению подобия Христа в душах их» [10] .

Пастыри «стоят на середине, на переходе от земли к небу и то людей возводят к Богу, то Бога к людям преклоняют».

Святые отцы также говорят о духовничестве (душепопечении) [11]   как о «назидании душевном, или  попечении о спасении»[12]  людей, о заботе «о  вечном спасении душ, вверенных их [духовников] попечению» [13] , о руководстве  «к совершенству другого»[14], об «управлении душами человеческими, [которое] есть искусство из искусств» [15] , об искании того, «чтобы  в душах, приводимых ко Христу,  возвеличивался и возрастал один Христос» [16] ; они понимают душепопечение как готовность «сострадать и помогать пасомым» [17] , как труд «поносить немощи» человека, с помощью разума, подаваемого Господом «уразуметь потребное  [человеку] и  расположить  [его]  к деланию того [полезного для спасения]» [18] ; как совершаемое благодатию Божией духовное возрождение людей и руководство их к духовному совершенству [19] , как дело, которое состоит в том, чтобы «оберегать  его [человека] на неведомых стезях духовной жизни,  быть путеводителем,  примирять человека с Богом  благодатными силами Таинств»[20].

Святитель Григорий Богослов, говоря о духовничестве, указывает, что пастырь должен в пасомом «воссозидать создание, восстановлять образ Божий, творить для горнего мира, и скажу более — быть богом и творить богами» [21] . Потому пастыри«стоят на середине, на переходе от земли к небу и  то людей возводят к Богу, то Бога к людям преклоняют»[22].

Образы душепопечения в Священном Писании Нового Завета, у святых отцов и подвижников благочестия

Существенной чертой служения душепопечения является «сострадательная любовь», способная извинять и прощать ближнего [23] . В этом, в свою очередь, заключается необходимое для духовничества «сораспятие со Христом» [24] . Также святитель Иоанн Златоуст отмечает, что, по слову Спасителя, «попечение о Его стаде есть знак любви к Нему Самому» [25] .

Само же такое духовное попечение есть деятельное проявление заповеди Божией, данной ученикам о любви друг к другу:  Заповедь новую даю вам,  да любите друг друга: якоже возлюбих вы, да и вы любите себе  (Ин. 13:34). Эта любовь была воспринята апостолами и в полной мере проявилась в их духовном попечении о христианах.

Такое попечение в Священном Писании Нового Завета описывается в различных словах и образах.

Говоря о служении, совершаемом им самим и другими учениками Христовыми, апостол Павел употребляет образ  кормилицы  (См.: 1 Фес. 2:7:  мы… были тихи среди вас, подобно  как кормилица нежно обходится с детьми своими ), которая, подобно птице,  греет своя чада  (слав.). «Так говорится о птицах, которые согревают своих детенышей, прикрывая их крыльями. Так и мать укутывает свое малое дитя у груди своей, чем и охраняет его, и живость ему придает»[26].

Апостол Павел видит в душепопечении подобие родительской любви.

Сравнивая свои чувства к пастве с материнскими (См.: Гал. 4:19:  Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос ), апостол Павел видит в душепопечении подобие родительской любви. Также отеческая забота проявляется, по слову апостола, в научении духовных детей, воспитании их жизни в Боге [27] каждого из вас,  как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу  (1 Фес. 2:11-12).

Свои образы для описания дела пастырского служения находят святые отцы и подвижники благочестия.

Святитель Григорий Богослов использует образ  взращивания души  как необработанной земли, которую должно возделывать[28]. Вслед за святителем Григорием архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорит о духовничестве как о деле, которое состоит в том, чтобы «взращивать и возделывать  то семя жизни, которое даровано душе человека Господом»[29].

Служение душепопечения

Примером для апостолов в их попечительном служении о пастве был Сам Христос. В своем послании апостол Петр наставляет:  Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и  Блюстителю душ ваших  (1 Пет. 2:25). Такими блюстителями — хранителями, оберегающими и наблюдающими за вверенными их попечению, должны быть и пастыри. По слову святителя Феофана: « Есть пастыри, на то уставленные, чтобы  не смотреть только, как идут, а вести и нести... » [30] .

По слову святителя Иоанна Златоуста, духовничество заключается в том, «чтобы со всех сторон наблюдать состояние души».

При этом в душепопечении, как показывает апостол Павел, совершается полное забвение себя:  я всем поработил себя, дабы больше приобрести <…>  Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых   (1 Кор. 9:19-22).

По слову святителя Иоанна Златоуста, духовничество заключается в том, «чтобы со всех сторон  наблюдать состояние души»[31]. Совершаться же такое наблюдение должно с обязательным рассуждением: «Пастырю надлежит пастырствовать не как попало, но со строгой  осмотрительностью  и  разумным ведением дела, надлежит  сообразовать свои действия с местом, лицом и с течением дел внешних и внутренних, житейских и гражданских, во всем имея одну цель —  побеждение зла и спасение душ»[32]. О том же, осмысляя опыт преподобного Петра Дамаскина, говорит и схиигумен Иоанн (Алексеев): «Руководитель должен быть бесстрастный и  иметь дар рассуждения, именно:  знать время, начинание, предприятие, устроение человека, крепость, знание, усердие, возраст, силу тепла, сложение, здоровье и болезненность, нрав, место, знание, воспитание, расположение, намерение, поведение, понимание, природный ум, старание, бодрость, медлительность,намерение Божие, смысл каждого изречения Божественного писания и многое другое. Вот каков должен быть руководитель в духовной жизни и какое иметь рассуждение» [33] .

Святитель Григорий Богослов свидетельствует о том, что духовнику нужно как врачу духовному «наблюдать и врачевать нравы, страсти, поведение, свободное произволение  и все в нас тому подобное,  исторгать, что приросло к нам зверского и дикого, а на место сего  вводить и укоренять  все, что есть кроткого и благородного,  установлять  надлежащее отношение между душой и телом, не попуская, чтобы лучшее управлялось худшим, что было бы величайшей несправедливостью, но низшее по природе подчиняя начальственному и владычественному, как, без сомнения, требует Божий закон» [34] .

Духовное руководство заключается в том, чтобы «настроение их [верующих] умов и сердец, их мыслей, чувств, расположений и всей жизни» сделать таким, «какого требует христианство»[35], какое свойственно тем, чья жизнь совершается «во Христе благодатию Святого Духа»  [36] .

О пастырском попечении говорит и святитель Иоанн Златоуст: «Кто ретив,  направь, как лучше; кто ослаб,  разбуди ревность; кто уклонился в сторону,  возврати на должный путь; кто горем убивается,  утешь и воодушеви; кто берется не за то, что ему пригоже,  вразуми; поссорились,  примири; обида произошла,  рассуди право; бедность гнетет,  устрой помощь; не понимают чего,  разъясни; страсти кого одолевают,  укажи, как справиться с ними»[37].

Цель врачевания — окрылить душу

В этом смысле, сравнивая духовничество с врачеванием, святитель Григорий Богослов отмечает: «Наше  врачевание и попечение  все относится к  потаенному сердца человеку   (ср.: 1 Пет. 3, 11)» [38] . При этом «...Цель... врачевания —  окрылить душу, исхитить из мира и предать Богу,  сохранить образ Божий, если цел,  поддержать, если в опасности,  обновить, если поврежден,  вселить Христа в сердца  Духом; короче сказать: того, кто принадлежит к горнему чину, соделать богом и причастником горнего блаженства»[39].

Подобное же указание можно найти и у архимандрита Иоанна (Крестьянкина), который определяет, что «духовник освобождает  от пут греха и от неведения в человеке тот  образ Божий, который ему дан, и  указывает путь к подобию»[40]. Говоря о современном духовничестве, архимандрит Иоанн отмечает: «Сейчас насущно  важно пробудить в людях истинно христианский дух, христианский взгляд на жизнь и христианское понимание смысла жизни; дать понятие  о смысле и силе Креста Христова  и наших малых, но таких важных для нашей жизни Крестов»[41].

Уврачевание самого себя — обретение пастырского опыта

Наставляя новорукоположенного священника, святитель Тихон (Белавин), обращается к нему: «Священник лишь в том случае может быть  истинным созидателем душ и руководителем их ко Христу, когда он сам созидает себя духовно и в своей совести проходит путь христианского самоусовершенствования. Да иначе и быть не может, ибо таков закон духовной жизни! Надобно, говорит святый Григорий Богослов, прежде самому очиститься, потом уже очищать; умудриться, потом умудрять; стать светом, потом просвещать; освятиться, потом освящать. Один опытный в духовной жизни старец говорил:  не сделаешь добра в другом больше, чем сколько будет его в тебе самом. Посему, для успеха пастырского делания твоего надлежит тебе  первее всего позаботиться о собственном просвещении и очищении» [42] .

Похожий совет дает молодым священникам и отец Александр Ельчанинов: «Нельзя врачевать чужие души (“помогать людям”),  не излечив себя, приводить в порядок чужое душевное хозяйство с хаосом в собственной душе, нести мир другим, не имея его в себе» [43] .

Упование на Бога — опора духовничества

И в Священном Писании, и у святых отцов говорится о том, что основой душепопечения должно стать упование пастыря на Бога. На это указывает апостол Павел, говоря:  Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе   (Флп. 4:13). Именно на Бога должно быть возложено упование пастыря в деле его душепопечения о людях.

Так, преподобный Иоанн Лествичник говорит о необходимости оставить для священника свою волю и всецело предаться воле Божией: «Имей  и сам  Бога руководителем и наставником твоим. Наставляемый Им как превосходнейшим правителем во всех твоих внутренних и внешних действиях и  пред волею Его отсекая свою волю, будешь и ты без попечения, водимый единым Его мановением» [44] .

Именно на Бога должно быть возложено упование пастыря в деле его душепопечения о людях. 

Всякий наставник, по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), должен всегда помнить о себе: «Мы <…> не более  как орудия Промысла Божия.  Мы, сами по себе, ничего не значим и, без особенной помощи Божией, не можем окормлять не только ближних, но и самих себя»[45].

Память об уповании на Бога, по мысли архимандрита Иоанна (Крестьянкина), должна помочь священнику избежать и самонадеянности: «Мы же с вами  лишь соработники на ниве Христовой. Будем делать от души дело, нам порученное, а  взращивать-то будет Сам Господь. Может, и не даст Он нам увидеть плоды делания нашего, но это уж Божья воля, нам лишь — трудиться от сердца и живой душой» [46] ; «Не мы с вами спасаем, не мы с вами даем силу к жизни,  все — от Бога, мы же лишь посредники, свидетели, указатели»[47].

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) также указывает: «В  руководстве всегда хотят видеть твердый жезл, на который во всякое время можно опереться. Но настало уже такое время, которое  отметает все надежды на человеческое и указывает миру едину опору, едину надежду — на Бога»[48]. «Духовникам и чадам Божиим остается только понять, что  сила их не в подвигах, не в учености, но в немощи, которую надо принять как свою спасительницу, примириться с ней, полюбить ее и сознательно принести свою немощь к стопам Божиим, чтобы в ней начала действовать благодать и сила Божия и возобразился в нас Христос»[49]. Духовникам необходимо «воспринять великое наследие  —  образ непоколебимой веры, твердого упования и Евангельской любви  и этим сокрушать все препятствия на пути следования чада за Богом»[50].

Примечательные слова о священстве сказаны священноисповедником Петром Чельцовым: «…Я — человек грешный, силы мои слабы; однако апостол и меня недостойного, как священника, называет “соработником Христу”... Буду я и дальше работать в вертограде Христовом, уповая, что и мой старческий труд “не тщетен перед Богом”!» [51] .

Сознавая трудности душепопечения в современном мире, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) обращает внимание на необходимую для пастыря готовность совершать свое служение в то время и в той обстановке, в какой он живет: «Мы с Вами  только священники и должны делать свое пастырское дело в той обстановке и в той среде, которую благословил Господь на данный период времени. “Нам не было поручено сделать так, чтобы истина восторжествовала. Нам было поручено всего лишь свидетельствовать о ней”»[52].

Священник: советник и исповедник

Говоря о священническом служении, митрополит Иоанн (Снычёв) разделяет духовное руководство и совершение исповеди: «Духовное руководство  одно, а  исповедь—  другое.  Исповедьсуществует как таинство, в котором человек получает разрешение грехов, а  руководство  — это преподавание советов, которыми должен руководствоваться всякий, кто вручил свою душу  духовному отцу» [53] .

Также отличает исповедника-духовника от того, кто может давать приходящим с вопросами и просьбами советы, и святитель Феофан Затворник [54] .

Потому священнику важно понимать, что  на исповеди  через него разрешаются кающемуся исповеданные Богу прегрешения. Если же приходящие на исповедь желают получить  духовное руководство, «совет к разрешению того или иного вопроса» [55] , они могут открывать священнику и «все, что относится до души: сомнения, падения, недоумения»  [56] .

Принятие исповеди  —  обязанность всякого священника, поскольку он — «только свидетель исповеди» [57] : «В церковь мы ходим не к священнику, а к Господу. И в любой церкви все Божие» [58] . Потому «рукоположенному во священника  самым рукоположением дается право и возлагается обязанность и грехи отпущать всякому, приходящему с покаянием. Почему, если сие право и сия обязанность не ограничены особым предписанием рукополагавшего, самое сие отсутствие ограничительных предписаний оставляет право исповедать неприкосновенным в той силе, в какой оно должно быть по рукоположению. Так вам нечего смущаться, что случалось исповедовать приходящих. Будете грешить, если откажете кому» [59] .

Таковы размышления святых отцов и подвижников благочестия о пастырстве и духовничестве.

иеромонах Иоанн (Лудищев)

Ключевые слова:  пастырство, духовничество, исповедь, руководство, душепопечение, опыт.

 

[1]   См., например:  Киприан (Керн), архим.   Православное пастырское служение. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Душепопечение. О значении исповеди вообще // URL:  https://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/pravoslavnoe-pastyrskoe-sluzhenie/2   (дата обращения: 07.10.2017 года);  Антоний (Блум), митрополит Сурожский.   Духовность и духовничество // URL:  http://www.pravoslavie.ru/54286.html   (дата обращения: 07.10.2017 года).

[2]   См., например: «Пастыри духовные потому и называются пастырями, что они поставляются руководителями над вверяемыми их попечению духовными паствами» //  Григорий Двоеслов, свт. Правило пастырское или о пастырском служении. ЧАСТЬ I ГЛАВА VII. / Перевод с латинского заслуженным Профессором Академии Д. С. С. Давидом Подгурским. — Киев: Тип. И. и А. Даридеко (аренд. С. Кульженко и В. Давиденко), 1872. — С. 66. // URL:  http://www.odinblago.ru/pravilo_pastirskoe/#1_6   (дата обращения: 07.10.2017 года).

[3]   См., например:  Антоний (Блум), митрополит Сурожский.   Духовность и духовничество // URL: http://www.pravoslavie.ru/54286.html   (дата обращения: 07.10.2017 года).

[4]   См., например:  Никон (Воробьев), игумен.   Как жить сегодня. Духовное руководство. Письмо Ю.А. Зражевской от 3 марта 1958 г. // URL:  https://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Vorobev/kak-zhit-segodnya/2   (дата обращения: 07.10.2017 года).

[5]   Григорий Богослов, свт.   Слово 3, в котором Григорий Богослов оправдывает удаление свое в Понт, по рукоположении во пресвитера и потом возвращение оттуда, также учит, как важен сан священства и каков должен быть епископ. // URL: http://www.orthlib.ru/Gregory_Nazianzen/pont.html   (дата обращения: 07.10.2017 года).

[6]   Зефиров М. М.   «Духовное пестунство, или Частное попечение священника о своих пасомых» (сочинение на соискание ученой степени магистра богословия).

[7]   Певницкий В. Ф . Священство. Основные пункты в учении о пастырском служении. — Киев, 1892. — С. 3-4. // URL:

http://docs.google.com/viewerng/viewer?url=http://lib.kdais.kiev.ua/files/svjashenstvo.pdf   (дата обращения: 07.10.2017 года).

[8]   Горский А. В., прот.   Венок на могилу Митрополита Московского Филарета. — С. 38-40.

[9]   Там же.

[10]   Феофан Затворник, свт.   Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном. // URL:  http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/feof_zatv/poslanie-galatam-tolkovanie/index.html   (дата обращения: 07.10.2017 года).

[11]   Далее указанные термины будут употребляться как равнозначные.

[12]   Феофан Затворник, свт.   Толкование на послание святого апостола Павла к Ефесянам. 2. Руководство Богоучрежденных пастырей 4, 11-13. // URL:  http://predanie.ru/feofan-zatvornik-svyatitel/book/67824-tolkovanie-na-poslanie-k-efesyanam/#toc20   (дата обращения: 08.10.2017 года).

[13]   Григорий Двоеслов, свт.   Правило пастырское или о пастырском служении. ЧАСТЬ IГЛАВА VII. / Перевод с латинского заслуженным Профессором Академии Д. С. С. Давидом Подгурским. — Киев: Тип. И. и А. Даридеко (аренд. С. Кульженко и В. Давиденко), 1872. — С. 58. // URL:  http://www.odinblago.ru/pravilo_pastirskoe/#1_6   (дата обращения: 07.10.2017 года).

[14]   Там же.

[15]   См. там же. ЧАСТЬ I ГЛАВА I. — С. 5. // URL:  http://www.odinblago.ru/pravilo_pastirskoe/#1_6 (дата обращения: 07.10.2017 года).

[16]   Игнатий (Брянчанинов), свт.  Том. 7. Письма к разным лицам. Письмо 86. К некоторому настоятелю о любви к братии, о умной молитве и о покаянии. // URL: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/ignatiy_br/tom_6/txt09.html   (дата обращения: 07.10.2017 года).

[17]   Григорий Двоеслов, свт.   Правило пастырское или о пастырском служении. ЧАСТЬ IV. / Перевод с латинского заслуженным Профессором Академии Д. С. С. Давидом Подгурским. — Киев: Тип. И. и А. Даридеко (аренд. С. Кульженко и В. Давиденко), 1872. — С. 263. // URL: http://www.odinblago.ru/pravilo_pastirskoe/#1_6   (дата обращения: 07.10.2017 года).

[18]   Феофан Затворник, свт.   Письма. Часть 3. Письмо 490. Ответ на просьбу о портрете, присылке новых книг и на разные вопросы продолжающей обращаться к святителю. // URL:  http://www.xpa-spb.ru/libr/Feofan-Zatvornik/sobranie-pisem-3-490.html   (дата обращения: 08.10.2017 года).

[19]   См.:  Антоний (Храповицкий), архиеп . О православном пастырстве. — М., 1906. — С. 1.

[20]   Иоанн (Крестьянкин), архимандрит.   Рассуждение с советом. — М.: Правило веры, 2014. — С. 599.

[21]   Григорий Богослов, свт.   Слово 3, в котором Григорий Богослов оправдывает удаление свое в Понт, по рукоположении во пресвитера и потом возвращение оттуда, также учит, как важен сан священства и каков должен быть епископ. // URL: http://www.orthlib.ru/Gregory_Nazianzen/pont.html   (дата обращения: 07.10.2017 года).

[22]   Феофан Затворник, свт.   Начертание христианского нравоучения. — М.: Лепта, 2005. — С. 569-570. См.:  http://www.bogoslov.ru/text/4898078.html   (дата обращения: 07.10.2017 года).

[23]   Григорий Двоеслов, свт.   Правило пастырское или о пастырском служении. ЧАСТЬ I ГЛАВА X. / Перевод с латинского заслуженным Профессором Академии Д. С. С. Давидом Подгурским. — Киев: Тип. И. и А. Даридеко (аренд. С. Кульженко и В. Давиденко), 1872. — С. 24. // URL: http://www.odinblago.ru/pravilo_pastirskoe/#1_6   (дата обращения: 07.10.2017 года).

[24]   Антоний (Блум), митрополит.   О ПАСТЫРСТВЕ (Доклад в Московской Духовной Академии) // URL:  http://www.mitras.ru/prop/prop_31.htm   (дата обращения: 07.10.2017 года).

[25]   Иоанн Златоуст, свт.   О священстве (шесть слов). Слово второе. // URL:  https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/o_svyashenstve/#1_2   (дата обращения: 07.10.2017 года).

[26]   Феофан Затворник, свт.  Толкование на 2-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам). // URL:  http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/feof_zatv/2-poslanie-solunjanam-fessalonikijcam-tolkovanie/inde...   (дата обращения: 08.10.2017 года).

[27]   Святитель Григорий Двоеслов вслед за апостолом Павлом указывает: «Пусть же  пастырь духовный  будет для своих пасомых и  отцом  по строгости (disciplina) и  матерью  по любви (pietale)». См.:  Григорий Двоеслов, свт.   Правило пастырское или о пастырском служении. ЧАСТЬ I ГЛАВА VI. / Перевод с латинского заслуженным Профессором Академии Д. С. С. Давидом Подгурским. — Киев: Тип. И. и А. Даридеко (аренд. С. Кульженко и В. Давиденко), 1872. — С. 56. // URL:  http://www.odinblago.ru/pravilo_pastirskoe/#1_6   (дата обращения: 07.10.2017 года).

[28]   См.:  Григорий Богослов, свт.   Творения. В 6 томах. Т. 1. — М., 1843. — С. 28.

[29]   Иоанн (Крестьянкин), архимандрит.   Рассуждение с советом. — М.: Правило веры, 2014. — С. 599.

[30]   Феофан Затворник, свт.   Начертание христианского нравоучения. Раздел 2. II. Характеристические черты христианской деятельности как нравственной // URL:  https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/nachertanie-hristianskogo-nravouchenija/2   (дата обращения: 07.10.2017 года).

[31]   Иоанн Златоуст, свт.   О священстве (шесть слов). Слово 2. // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/o_svyashenstve/#1_2   (дата обращения: 07.10.2017 года).

[32]   Феофан Затворник, свт.   Толкование на второе послание к Тимофею (2 Тим. 2:5) // URL: http://bible.optina.ru/new:2tim:02:05   (дата обращения: 07.10.2017 года).

[33]   Иоанн (Алексеев), схиигумен.   Письма Валаамского старца. Письмо 15. // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamskij/pisma_valaamskogo_starca/#1_15   (дата обращения: 07.10.2017 года).

[34]   Григорий Богослов, свт.   Слово 3, в котором Григорий Богослов оправдывает удаление свое в Понт, по рукоположении во пресвитера и потом возвращение оттуда, также учит, как важен сан священства и каков должен быть епископ. // URL: http://www.orthlib.ru/Gregory_Nazianzen/pont.html   (дата обращения: 07.10.2017 года).

[35]   Феофан Затворник, свт.   Толкование на послание святого апостола Павла к Ефесянам. 2. Руководство Богоучрежденных пастырей 4, 11-13. // URL:  http://predanie.ru/feofan-zatvornik-svyatitel/book/67824-tolkovanie-na-poslanie-k-efesyanam/#toc20   (дата обращения: 08.10.2017 года).

[36]   Там же.

[37]   Там же.

[38]   Григорий Богослов, свт.   Слово 3, в котором Григорий Богослов оправдывает удаление свое в Понт, по рукоположении во пресвитера и потом возвращение оттуда, также учит, как важен сан священства и каков должен быть епископ. // URL: http://www.orthlib.ru/Gregory_Nazianzen/pont.html   (дата обращения: 07.10.2017 года).

[39]   Григорий Богослов, свт.   Творения. Т. 1. Слова. — М.: Изд-во «Сибирская благозвонница», 2007. — С. 34.

[40]   Иоанн (Крестьянкин), архимандрит.   Рассуждение с советом. — М.: Правило веры, 2014. — С. 599.

[41]   Там же. С. 79.

[42]   Поучение преосвященного Тихона, епископа Алеутского и Северо-Американского, к новопоставленному иерею // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде. Еженедельное издание, с прибавлениями. 1900. Первое полугодие. — СПб.: Синодальная Типография, 1900. — С. 857-859. // URL:  https://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/pouchenie-k-novopostavlennomu-iereju/   (дата обращения: 07.10.2017 года).

[43]   Ельчанинов А., свящ.  Записи. — М.: Издание Сретенского мон., 1996 (переизд.: Париж: YMCA-Press, 1978). — С. 141.

[44]   Иоанн Лествичник, прп.   Пастырь, или Слово особенное к пастырю. Глава 11. // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvichnik/pastyr-ili-slovo-osobennoe-k-pastyryu/#0_11   (дата обращения: 07.10.2017 года).

[45]   Игнатий (Брянчанинов), свт.   Письма к монашествующим. Письмо 12 // URL:  http://www.odinblago.ru/pisma_k_monash   (дата обращения: 07.10.2017 года).

[46]   Иоанн (Крестьянкин), архимандрит.   Рассуждение с советом. — М.: Правило веры, 2014. — С. 185.

[47]   Там же. С. 516

[48]   Там же. С. 603.

[49]   Там же. С. 603.

[50]   Там же. С. 599-600.

[51]   Чельцов П., священноисп.   Письмо архиепископу Владимирскому Онисиму (Фестинатову) // URL:  http://www.tayninskoye.ru/voskresnye-besedy/besedy-2008-god/svyashennoispovednik-petr-cheljtsov.html   (дата обращения: 07.10.2017 года).

[52]   Иоанн (Крестьянкин), архимандрит.   Рассуждение с советом. — М.: Правило веры, 2014. — С. 513.

[53]   Иоанн (Снычев), митр.   Дай мне твое сердце. Письма духовным чадам. — СПб.: Царское дело, 1997. — С. 27-28.

[54]   «Спрашивается: как же быть? Другой слаще говорит,  и душа к нему льнет. Вот этого-то я и не умею решить. Разве вот как?  Отделить духовника от советника. Тот, кто получше говорит, пусть будет советник; а духовник  —  духовником. Сами извольте это дело порешить». См.:  Феофан Затворник, св т .   Письмо 751. Выпуск 4. // URL:  http://www.xpa-spb.ru/libr/Feofan-Zatvornik/sobranie-pisem-4-751.html   (дата обращения: 08.10.2017 года).

[55]   Иоанн (Снычев), митр.   Дай мне твое сердце. Письма духовным чадам. — СПб.: Царское дело, 1997. — С. 27-28.

[56]   Там же.

[57]   Иоанн (Крестьянкин), архим.   Письма. — Б. м.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2000. — С. 158, Также:  Иоанн (Крестьянкин), архимандрит.   Письма // URL:  http://old.pskovo-pechersky-monastery.ru/russian/books/allletters/437/   (дата обращения: 07.10.2017 года).

[58]   Там же.

[59]   Феофан Затворник, свт.   Собрание писем. Выпуск 1. Письмо 14. // URL:  http://www.xpa-spb.ru/libr/Feofan-Zatvornik/sobranie-pisem-1-14.html   (дата обращения: 08.10.2017 года).

 
По теме
Митрополит Зиновий принял участие в региональной сессии «Навигация детства в год семьи в России...» - Саранская епархия 28 марта 2024 года митрополит Саранский и Мордовский Зиновий вместе с клириками епархии принял участие в региональной стратегической сессии «Навигация детства в год семьи в России: приоритеты, направления и технологии деятельности».
Саранская епархия
В библиотеке Саранской Духовной Семинарии состоялась встреча семинаристов с продюсером «Военной приёмки» - Саранская епархия 25 марта в библиотеке Саранской Духовной Семинарии состоялась встреча с генеральным продюсером телекомпании «Квадратный Телевизор» и программы «Военная приёмка» на телеканале «Звезда» Оксаной Матвеевой.
Саранская епархия
В Мордовии прошла спецоперация «Анаконда» - ИА Медиа Ток Фото: Пресс-служба МВД по Республике Мордовия 28 марта. /MEDIA-TALK/.Ее цель - предотвращение и пресечение транспортировки наркотиков, оружия, других предметов или веществ, запрещенных к гражданскому обороту.
ИА Медиа Ток
В Мордовии подвели итоги специальных рейдовых мероприятий на транспорте - Вечерний Саранск Сотрудниками УФСБ России по Республике Мордовия во взаимодействии с региональными МВД и Росгвардией с 11 по 19 марта проводился внеочередной этап совместной спецоперации «Анаконда»,
Вечерний Саранск
Гепатит С - вирусное заболевание, которое может протекать в острой и хронической форме, притом частота хронизации этой инфекции очень высока: до 85% случаев.
Роспотребнадзор