Воспоминания игумена Пахомия (Куцин) о схиигумене Иерониме

shiigymen ieronim
igumen
Ieronim3
схиархимандрит феофан схи архимандрит Питирим схиигумен Иероним
0 5571 663071b6 XL
11006
46384
sanaks6
ieronim1
ieronimm
ieronim3
06995 20090102 195815
06995 20110805 193339t
192 979 normal
Фото: www.pokrovm.ru
       

              Рассказывая о батюшке, прежде всего хочется отметить, что о. Иероним продолжатель старчества на Руси, причем старчества в широком смысле. Батюшка был старцем для народа. Он без сомнения приемник печальников за русских людей прп. Серафима и прп. Амвросия.
              Батюшка Серафим встречал приходящих к нему словами: «Радость моя, Христос Воскресе». А о.Иероним всем своим существом выражал эту радость Воскресения.

            Помню приезжал батюшка к нам на Покров, холодно, ветер срывается, снег, а о. Иероним идет и весть сияет от радости. Вокруг народ толпится.
            -Христос Воскресе! –Воскликнул батюшка.
            -Воистину Воскресе! –Просто выдохнули люди.
            -Христос Воскресе!
            -Воистину воскресе!
            И в раз все отступало, грести и печали, болезни и скорби, в душах людей лишь радость о Воскресении Христа Спасителя.
О.Иероним нес в сердце эту Пасхальную радость и дарил ее всем.
            И первая наша встреча с батюшкой ознаменована именно этой радостью. В трапезной  собора в Саранске я стоял и молился, кто-то подошел сзади и по монашески поцеловал меня в правое плечо. В ту же минуту я ощутил прилив неземной радости и духовных сил. Я обернулся и встретился с проницательным взглядом Старца, казалось он видел меня насквозь.
            Вторая наша встреча состоялась лишь через год, в феврале 1997 года. Скончался архимандрит Модест. На его отпевание съехалось множество духовенства, в том числе и я. Батюшка тоже приехал, архимандрит постригал его в монашество.
О.Иероним подошел ко мне и спросил:
-Вы батюшка?
Я утвердительно ответил.
-Поисповедуйте меня.
            Эта исповедь меня потрясла. Настолько глубокое покаяние и внутреннее смирение. Можно было возгордится, что такой старец исповедуется у меня, молодого священника. Но я тогда не знал в полной мере кто такой о.Иероним. И это незнание избавило от искушения.
Сейчас, по прошествии времени, я думаю: может эта исповедь была нужна не столько ему, сколько мне? Чтобы я понял, что такое исповедь священника, который собирается служить Литургию, предстоять у Престола Божия. Потом батюшка спросил:
-Откуда вы?
Обращение на «вы» к молодому священнику, тоже говорило о многом.
-Из Дракино.
-Меня постригали в Дракино, улыбнулся о.Иероним.
И словно какое-то родство установилось между нами. Он первый постриженик, а я милостью Божьей первый игумен вновь открывшегося монастыря.
          На следующее утро мы вместе с батюшкой служили заупокойную Литургию по архимандриту Модесту. С этого дня схиигумен Иероним стал окормлять меня. Словно сам архимандрит Модест соединил нас у своего гроба. С этого дня ничего в нашем монастыре не происходило без благословения о.Иеронима.
            Все мои шаги, как игумена вновь открывшегося монастыря освящались молитвой Старца. Каждого послушника, принимаемого в наше братство, мы привозили на беседу к батюшке, и он благословлял оставлять его или нет. Про одного прямо сказал: «-От таких надо избавляться».
            В дальнейшем действия этого человека показали правоту батюшкиных слов. Все хозяйственные вопросы, тоже решались с о.Иеронимом. Нужно приобрести что-то или поехать куда – все к батюшке. Кроме того батюшка Иероним был хороший хозяйственник и всегда давал мудрые советы.
            Конечно трудностей было очень много. Задумаешь что-то, сразу в голове рой мыслей, как подступиться к делу, что лучше предпринять, с чего начать? Приедешь к о.Иерониму.
            -Батюшка нужно то-то и то-то.
            Старец благословит и все вопросы разрешались, сомнения уходдли, появлялась ясность мысли, все устраивалось. Вообще нам многое давалось легко, словно чудом. Ничего не приходилось строить с нуля.
            Развалился завод, нам достался 2 этажный корпус. Осталось только подремонтировать и прекрасное здание готово. Подобным образом досталась и крестильная и Воскресная школа.
            Но главное – духовные вопросы. Батюшка всегда с любовью принимал нас и много наставлял меня, как игумена. В короткий срок своего  духовничества он стремился вложить в меня то что потом долгие годы будет служить для назидания моего и братии. 
            -Настоятель должен быть, как чадолюбивая мать, -объяснял о.Иероним. У матери нет плохих или хороших, а все дети любимые. Если какой ребенок хромает, то мать станет к нему еще заботливей, еще нежней, чтобы он выровнялся с другими своими братьями, и не отставал.
            Батюшка сам был весь любовь и этой любви стремился научить меня. Говорил о.Иероним просто, но мудро. Никаких заумных фраз, часто говорил притчами. Простота была отличительной чертой батюшки.
          -Где просто там ангелов сто, а где мудрено там ни одного. Часто повторял он.
            На Литургии мы всегда громогласно поминали схиигумена Иеронима. Народ знал его и с любовью молился о нем. Прихожане всегда ждали батюшку на Престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
            Впервые о.Иероним приехал к нам в 1997 году, с тех пор это стало традицией. Ехал к нам батюшка с великой радостью. После пострига он долгое время у нас не был. И вот через столько лет он снова здесь.
            Все собрались, с нетерпением ждут, встречают. Батюшка переступил порог храма и сразу громко запел: «-Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла Честным Твоим Омофором!»
            Голос звонкий устремился под своды храма, в нем ликование, даже духовный восторг. Весь народ возрадовался и запел вместе с батюшкой. С этой духовной радостью ничего не сравниться. Воистину едиными устами и единым сердцем люди пели хвалу Богородице. После этого служба была одна радость.
            Когда служили литию лицо у Старца излучало свет. Говорили, что о.Иероним малограмотный, а во время литии длинные молитвы, я смотрю батюшка произносит молитвы даже не глядя в служебник, хотя держит его перед собой.
            В этот свой приезд старец снова исповедывался у меня. Эта исповедь меня поразила. Она на всю жизнь стала для меня образцом, как надо исповедоваться. Ничего внешнего, а только внутреннее покаяние и сокрушение сердца. Дважды Господь сподобил принимать исповедь старца, и дважды преподал мне науку покаяния.
            После службы батюшка поблагодарил певчих. Он сделал это глубоко искренне, с любовью. Из-за малочисленности братии на службе у нас поет мирской хор. Консерваторий они не заканчивали и пение их не особенно согласное, но о.Иероним увидел с каким старанием они пели, как всю душу вкладывали стремясь угодить Божией Матери. И он не просто похвалил их, а сказал:
            -Спасибо вам за ангельское пение.
            Я подумал, что мне этому надо поучиться. Ведь как важно настоятелю за внешнем увидеть внутреннее состояние души человека, иначе можно сделать порой непоправимую ошибку. Только отвечать придется Самому Богу.
            Нам хотелось накормить дорогого  гостя вкусным обедом. Мы так старались, все готовили сами, а батюшка за трапезой почти ничего не ел. Я старательно угощал его.
            -Батюшка кушай, кушай, -все повторял я и так увлекся ролью гостеприимного хозяина, что видимо где-то перешел предел монашеской сдержанности. О.Иероним выбрал минутку и на ухо мне шепнул:


            -Пахомий, да я бывает по 2 недели вообще не ем.
              В этот приезд батюшка делился с нами впечатлениями от поездки в Иерусалим. Рассказывая нам о схождении Благодатного огня он настолько исполнен был духовного подъема, что это вероятно и было его пищей.
            В монастыре как раз находился мой брат, младший. Он прожил у нас все лето, работал на послушании и так проникся благодатью, что решил остаться совсем. Но прежде мы спросили о.Иеронима: «-Батюшка благословите остаться.»
            -Благословляю, он будет тебе помогать.
            О.Иероним так это сказал, будто видел вперед. Действительно, о Амфилохий совмещает в себе столько профессий. Но главное он моя духовная поддержка, настоящий брат во Христе. 
              Прозорливость старец всячески скрывал. Не показывал таланты данные ему Богом. Но как скрыть «Свет, который во тьме светит». В присутствии батюшки ощутимы Дары Святого Духа, которые Господь щедро изливал на своего избранника. Особенно дар сердечной молитвы.
              Многих мы привозили к Старцу, и у людей жизнь менялась от одной встречи с ним. Их имена попадали в заветную книжку. Человек слышал одно простое слово, обращенное батюшкой к о.Амвросию: «-Запиши.» 
            И вот уже вся жизнь переворачивалась с головы на ноги, все проблемы решались, человек становился на путь спасения. Он уже не случайный прохожий, а раб Божий.
            Иногда поступки и слова о.Иеронима обнаруживали его дарования даже помимо его воли.
            Ехали на праздничную службу, опаздывали. Я так спешил, что не особенно следил за спидометром. О.Иероним читал трехканонник и казалось ничего не видел. Подъехали к монастырю, батюшка вышел и говорит: « - Что-то слишком быстро приехали. Двигатель у тебя хороший, но надо смотреть ходовую и рулевую». 
            Я даже опешил, ну откуда батюшка Иероним разбирается в машине. Мы действительно поставили новый двигатель. Рулевую и ходовую, помня слова батюшки и сейчас всегда проверяем.
            В другой раз обнаружились познания о.Иеронима в иконописи и реставрации. Нам подарили икону Московских Святителей. Но она в годы богоборческой власти сильно пострадала. Батюшка подошел, посмотрел, стал объяснять как ее нужно реставрировать. Как левкасить, где какой слой положить и т.д. Мы удивлялись откуда ему это известно, для этого необходимо специальное образование.
Однажды мы с о.Иеронимом были в гостях. Батюшка только вернулся с Афона. Он делился впечатлениями о поездки. На вершине Афона, сообщил Старец, растут деревья, но ни одно не растет выше Креста, его молнией срезает. А в один из праздников братии недоставало рыбы, так море выплеснуло рыбу прямо на берег.
            Я слушал Старца и в какой-то момент подумал, что его рассказы имеют особое значение для хозяина дома. Часто так бывало, о.Иероним какие-то истории будто просто рассказывает, а на самом деле для кого-то из присутствующих они имели особый смысл, скрытый от других.
Еще о.Иероним был очень гостеприимным. Особенно любил угостить, накормить из своих рук. Скорее всего это имело и духовное значение. Т.к. получая от него яблоко, конфету, просфорочку всегда испытываешь особую радость. 
            Но Пасхальная радость ни с чем не сравнится. На Пасхальной седмице в келье Старца двери не закрывались от посетителей. Санаксарская  братия спешила к батюшке и мы торопились его поздравить. О.Иероним угощал нас рыбой. Сам разламывал и давал каждому по кусочку. В то же время рассказывал как в праздник апостола Иоанна Богослова и святителя Тихона ему захотелось рыбки, батюшка помолился, попросил у Господа в память двух Великих Святых рыбки, через несколько минут Господь послал ему два леща. Так Старец учил молиться. На примерах показывал как близок к молящемуся Бог. И выходишь от батюшки, получив урок любви, добра, молитвы, живой веры в Бога и Его Святых.
            В то время очень актуальным был вопрос ИНН. Нам тоже нужно было оформлять новые документы на монастырь, что предусматривало присвоение индивидуального номера обители. Из-за этой проблемы две игуменьи с сестрами бросили свои монастыри и уехали из нашей епархии скитаться по миру. Нас охватило сомнение. Не раздумывая поехали в Дивеево.
            В Дивееве тоже было неспокойно. И у матушки и старших сестер были сомнения по поводу регистрации нового устава. Мы тоже поделились своими сомнениями и матушка благословила открыть мощи батюшки Серафима и положить туда две записочки «Регистрировать» и «Не регистрировать». Чтобы с помощью жребия узнать ответ Святого на наш вопрос. Пропели тропарь и кондак, прочитали молитву батюшке Серафиму. После молитвы я достал одну записочку, выпало «Регистрировать».
              Мы сразу поехали к батюшке. Только стали подходить к храму, а о.Иероним вышел сбоку из алтаря. Увидел нас и громко, так что на расстоянии было слышно сказал: 
            -Пахомий, бумага все выдержит, оформляй документы!
              Вот такая близость духа была у батюшки с прп.Серафимом. мы неоднократно замечали эту связь. Очень часто люди из Дивеево чудным образом попадали к о.Иерониму. Словно сам Преподобный направлял их к своему духоносному приемнику.
            4 июня 2001 года мы последний раз встретились с любимым Старцем. Батюшка всегда делился с нами Святынями. К нему приезжали из разных уголков России и привозили Святыни, и он всегда одаривал нас ими. Мы тоже спешили все лучшее привезти ему. В Сарове как раз открыли пещеры под монастырем, и мы привезли батюшке два камня из них, удивительно похожие на человеческие кости. 
            О.Иероним очень болел и жил тогда в игуменском корпусе. Мы вошли. Он лежал на кроватке, лежал как обычно, на боку, лицо спокойное, только когда стал вставать, было видно насколько ему тяжело.
            Я поразился, у батюшки такие боли, а он не теряет самообладания. Сила духа преобладала над телесными страданиями. Все плотское Старец подчинил духовному.
            Я спросил: -Батюшка, хотим поехать домой…
            -Никуда не уезжайте, оставайтесь в России, - прозвучал ответ.
            И здесь Старец прозрел мое тайное желание. В душе у меня происходила борьба оставить монастырь и уехать домой в Карпаты. В то же время мы с братом собирались съездить проведать мать. Словом мысли были: съездить в гости или совсем уехать. Поэтому и сказал я так неопределенно, мол, хотим поехать домой. Но батюшка, видя сокрытое в тайне, сразу отсек все помыслы. Чтобы и впоследствии не возникало соблазна с отъездом.
О Иероним силой духа укреплял нас, показывая, как до конца нужно стоять в вере. Быть твердым, как камень исповедником и не сходить с пути служения Господу, если уж сам избрал этот путь. Старец нам дал понять, что с креста не сходят, с него только снимают.

            Таким он и остался в нашей памяти со светлым лицом, исполненным Благодати Святого Духа и твердым в вере подвижником. Телесные страдания иссушали его тело все больше и больше, а духом батюшка возносился горе все выше, пока и совсем не покинул эту землю.
Известие о смерти о.Иеронима сначала ошеломило и сердце охватила невыразимая скорбь утраты. Но как-то незаметно она сменилась тихой радостью. Батюшка умер в канун Первого и Второго Обретения Главы Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, а так же в день рождения Царицы-мученицы Александры. Иоан Предтеча – Святой покровитель батюшки в крещении. А для прославления Царской семьи о.Иероним много потрудился. По Церковным понятиям считается, что успение в день памяти близких для человека Святых это особая милость Божия, а для нас знамение, что человек снискал благодатное Их покровительство.

                     

            На отпевание о.Амфилохий поехал в Санаксарский монастырь, а я должен был служить в Дивеево. Во время заупокойной Литургии я сокрушался в сердце: «Все сейчас у гроба дорогого батюшки, а я здесь». Ответом на мою скорбь была ясная мысль: «Кому-то нужно и в Дивеево у мощей Преподобного помолиться о батюшке». Так же было и в 40 день упокоения Старца. О.Амфилохий – в Санаксарах, а я снова – в Дивеево. В этом тоже Пути Промысла Божия.
            Еще до моего рождения сам прп.Серафим явился во сне моей матери и сообщил ей, что она родит сына и чтобы назвала его Серафимом. Мать не посмела ослушаться Святого и до самого пострига в монашество, я носил это пламенное имя.
            Возможно Преподобному было угодно, что бы Его Серафим именно в Дивеево возносил молитвы о упокоении батюшки Иеронима. О том нам не ведомо, но если так, это снова указывает на духовную близость Батюшки Серафима и батюшки Иеронима.

           

        Святой Пророк Исайя назвал семь главнейших даров Духа Святого: дух страха Божия; дух познания; дух силы; дух совета; дух разумения; дух мудрости и дух Господень или дар благочестия и вдохновения в высшей степени. (см. Ис.11, 2-3).
Дух Господень или дар благочестия и вдохновения в высшей степени составляет та святость жизни, которая, отличала Божиих избранников, служит назидательным примером и для обыкновенных людей.
            Всеми этими дарами Господь щедро наделил своего угодника схиигумена Иеронима. Глубокая внутренняя богобоязненность, способность видеть отдаленное будующее, твердость духа, духовное мужество, способность наставлять других на путь истины, способность глубоко понимать вещи и видеть цели и человеческие намерения, способность находить самые лучшие средства для достижения нравственных целей-все это было присуще батюшке Иерониму. В этом убеждался каждый, кто имел счастье знать Старца, но и тот человек, который на краткий миг встречался с батюшкой будет хранить в сердце его образ долгие годы.
А мы продолжаем любить нашего батюшку и поминем его у Престола Божия сколько можем.

 
По теме
 В  Мордовии православные христиане начали готовиться к празднованию Пасхи.
Экспертное злоключение - Столица С Перед Пролетарским райсудом предстал 35-летний сотрудник Республиканского бюро судебно-медицинской экспертизы Евгений Талышкин.
Столица С
56-ZwtMWG4A - Национальная библиотека им. А.С. Пушкина 27 марта сотрудники Национальной библиотеки им. А. С. Пушкина Республики Мордовия приняли участие в занятиях, которые прошли в рамках программы курсов повышения квалификации «Современная библиотека:
Национальная библиотека им. А.С. Пушкина