Однако христианам хорошо известны слова нашего Божественного Учителя о том, что все Его последователи – ученики «не от мира», а потому и ненавидит их мир (Ин.15:19). В связи с чем возникает подозрение: может быть мир христиан ненавидит потому, что они своим поведением вносят аритмию в отлаженный механизм Земного бытия? В этом смысле пример нашей страны весьма показателен. У наших христиан «всё не как у людей»: «Новолетие» – 1 сентября; Новый год – 14 января; «Утренняя» служится вечером, «Вечерня» бывает утром, а «Всеночное бдение» заканчивается в 19 часов; Богослужение ведётся на малопонятном языке и разобрать, что в данный момент службы говорится или поётся практически невозможно; да и вообще, масса церковных Праздников несовпадающих с официальными выходными, ну и так далее.
С вопросом о том, не в этом ли причина ненависти к христианам мира, мы обратились к Его Преосвященству, Преосвященному Клименту, епископу Краснослободскому и Темниковскому.
– Владыка здравствуйте.
– Добрый день.
– Владыка, так может быть действительно, всё дело в том, что христиане вносят аритмию в отлаженный механизм Земного бытия, а потому и вызывают к себе заслуженную ненависть?
– Для начала давайте определимся с терминами. Библейское понимание слова «мир» двояко. С одной стороны, это мир, созданный благим и любящим Богом, в котором изначально не было ничего несовершенного. Но, с другой стороны, есть слова апостола Иоанна Богослова: «Не люби́те мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1Ин. 2:15). Безусловно, апостол Иоанн имеет в виду не людей и не природу, а мир греха (как пояснял прп. Исаак Сирин «Слово мир есть имя собирательное, обнимающее собою так называемые страсти»). Напомню, что страсть – это греховный навык, вросший в душу; противоестественное действие (движение) человеческой души, заключающееся в её увлечении чем-либо вместо Бога. Кратко можно сказать, что страсть – это зло, вошедшее в привычку.
– Владыка, а не могли бы Вы привести примеры страстей?
– Пожалуйста: объедение, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость.
Эти восемь страстей, хотя имеют разное происхождение и разные действия, однако шесть первых (чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние) соединены между собой таким образом, что излишество предыдущей даёт начало последующей. Тщеславие и гордость таким же способом соединяются между собой, усиление первой из них даёт начало другой, но рождаются, они не от шести предыдущих, а вследствие наличия какой-либо природной способности, добродетели (реальной или мнимой), обладание которой возвышает человека в его в собственных глазах.
– Владыка, а можно дать определение страсти?
– Из всех известных определений, остановимся на определении св. Иоанна Дамаскина, он называл страсть движением энергии против природы. Иными словами, противоестественность страсти заключается в том, что в ней человек сбивается с естественного для своей природы ритма гармонизирующего его со всей вселенной и приводящего к общению со своим Творцом.
– А за счёт чего происходит этот сбой?
– За счёт наличия в человеческой природе запаса энергетического потенциала, который проявляется у нас в виде «свободы воли». Без этого потенциала, вложенного Создателем в нашу природу, человек в принципе бы не мог ни ставить перед собой цели, ни добиваться их.
– А этот запас по объёму у всех людей одинаковый или разный.
– Разный. Именно поэтому люди с большим запасом быстрее добиваются своих целей, чем другие, в какой бы области деятельности ни простирались их интересы – политика, экономика, наука, искусство и т.д. Но ведь задача и цель человеческой деятельности не просто добиться намеченного результата, а чтобы результат деятельности привёл его к благу. Из этого становится понятным, насколько важно для человека вовремя определиться что же, в конце концов, для него будет являться благом. И, если «благо» – это удовлетворение чувственных животных влечений, то вот вам начало таким страстям, как объедение и блуд; если почёт и известность – таким как гордость и тщеславие.
Но мы с вами уже отметили, что если проявление энергии, которым способен воспользоваться человек, диссонирует с Божественным ритмом, то следствием такого диссонанса будет разрушение и хаос. Что, собственно говоря, мы и наблюдаем, как в жизни общества в целом, так и в жизни отдельных людей в частности. Таким образом, безусловным благом для всех людей будет являться свободное желание следовать Божественному ритму, которое вводит их в состояние красоты, гармонии, счастья, блаженства, к чему все люди в принципе и призваны.
– Владыка, как просто по Вашим словам достигнуть того, к достижению чего стремятся без исключения все люди – счастья. Почему же так сложно оно кем-либо достигается, если достигается вообще кем-нибудь?
– Причина та же, что и у наших прародителей Адама и Евы – в нежелании довериться Богу, Создателю, Творцу вселенной, Отцу человечества, переложив на Него все заботы и попечения о своём бытии (Мф.11:29; 1Петр.5:7), отказаться от возможности проявления своей воли и весь свой энергетический запас свободно направить в русло Божественного ритма (Евр.13:21).
– Владыка, но что мешает это осуществить?
– Природная человеческая повреждённость, следствие грехопадения, выражающаяся в эгоизме и самолюбии. Иными словами, место Бога в сознании человека занял кумир, им самим созданный идол под названием «Я» – представление о самом себе, как о чём-то немаловажном и многозначащим. Именно ради удовлетворения бесчисленных запросов этого кумира, до сего дня и совершаются в мире всевозможные преступления, как против собственной природы человека, так и против природы всего земного бытия, приводящие к нарушению мировой гармонии и ввергающие человечество в бездну хаоса, бед и страданий.
– Что же делать Владыка, как выйти из этого ужасного положения?
– А всё уже сделано Господом нашим Иисусом Христом. Воплотившись, войдя в историю человечества, Бог, пострадав и воскреснув, исправил в Самом Себе нашу повреждённую грехом человеческую природу. Он вновь задал ей правильный ритм, соответствующий первозданному. Ритм, который гарантированно приводит человека к истинному благу. И теперь, каждый уверовавший в это человек, способен приобщиться этому ритму, став христианином.
– Владыка, стать христианином, это значит принять святое Крещение?
– При условии, что человек поверил в Иисуса Христа, как Господа.
– А принять святое Крещение – это значит принять от Бога дар Божественной благодати, которая даёт силы следовать спасительному ритму и возможность преодолевать в себе проявления эгоизма и самолюбия?
– Да.
– Тогда почему в нашей жизни, где мы в основном имеем дело с христианами, да и сами, будучи таковыми, мы ни в себе не видим проявления благодати Крещения, ни в других не замечаем способности отказаться от своих эгоистических интересов?
– Да потому что не стремимся к реализации такой возможности. Полагая, либо по невежеству, либо из-за лени (проявления того же самолюбия), что сам по себе акт Крещения уже достаточное условие нашего «христианства». Вот и ходим мы – горе христиане, являя собой живое подтверждение словам Христа: «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7:21). Но ведь исполнять волю Отца – это понуждать себя к поступкам, которые соответствуют Божественному ритму. Это поступки Боголюбия и дружелюбия – противоположные самолюбию и эгоизму.
– Как же всем нам помочь?
– Для этого и создана Христом Церковь со всеми её спасительными Таинствами. Со всеми её «недостатками», «непонятностями», «противоречиями», «странностями». Для этого и нужны священнослужители, не только, как совершители Таинств, но и как учителя, увещеватели, призыватели, разъяснятели, где-то даже и принуждатели к тому, чтобы крещённый человек всё-таки встрепенулся от своей спячки и начал подстраиваться под Божественный ритм, его же самого приводящий к счастливой жизни.
– Владыка, но ведь неприятно, когда кто-то, что называется: «лезет в душу», даже пусть и с благими намерениями.
– Смотря, при каких обстоятельствах такое происходит. Одно дело, когда у нас ничего не болит, и вдруг ни с того ни с сего, какой-то мало знакомый нам человек навязывает нам свои врачебные услуги, даже не будучи специалистом в области медицины. И другое дело, когда мы сами приходим в больницу, желая избавиться от мучающего нас недуга. И тут мы уже готовы перетерпеть все неприятные манипуляции, связанные с процессом лечения, лишь бы наступил желаемый результат – выздоровление, справедливо полагая, что доктору виднее как нас лечить.
Ведь ни кто же не ходит в больницу, скажем, за компанию, потому что туда пошла соседка: ну и я, мол, пойду схожу, посижу в коридоре на стульчике. Может и к доктору на приём попаду, пожалуюсь ему на пьяницу мужа, непослушного сына, на ту же соседку. При этом, совсем не считая себя больной и не желая ни от чего излечиваться. Тогда, конечно, любые попытки наивного доктора излечить такого пациента будут восприниматься им как недоразумение, попытка «влезть в душу», куда мы сами годами не заглядываем и уж, тем более, никому другому позволять заглядывать не собираемся.
Вот в таком положении «раздражающих объектов» оказываются все христиане, которые активно стремятся соответствовать Божественному ритму Церковной жизни. Даже не вступая в прямой контакт с другими людьми одним только своим видом, они невольно провоцируют их обращать свой внутренний взор в мрачные глубины своей сбившейся с ритма больной души. И это не может не вызывать неприятных ощущений, потому что там в глубине наших угрюмых душ живёт кумир, идол самолюбия, который не терпит света и не хочет менять привычный ритм своего существования. А потому и ненавидит христиан мир в лице многих его представителей. Но эта ненависть христианам не страшна, поскольку никак не может сбить их с Божественного ритма и нарушить мир в котором они пребывают, потому что их мир – Сам Христос бессмертный Бог – Источник жизни, Который уже победил «мир греха» и готов сделать причастным этой победе любого, кто поверит в такую возможность (Ин.16:33).
– Спасибо Владыка, благословите наших читателей.
– Божие благословение да пребывает со всеми вами.