«НИВА» — это аббревиатура из первых букв имен. Наташа, Ирина – так зовут моих дочерей…»

Фото: stolica-s.su

Ведущий конструктор АвтоВАЗа, создатель легендарного внедорожника «Нива» Петр Прусов – «Столице С»*

В 2012 году легендарной «Ниве» ВАЗ-2121 исполнится 35 лет. В момент появления на автомобильном рынке тольттинская трехдверка оказалась сверхпрогрессивной. Несущий кузов, независимые подвески и почти легковой комфорт – таким внедорожник еще не делал никто в мире. Его создатель – Петр Прусов – приложил руку к запуску в серию ВСЕХ тольяттинских автомобилей, кроме семейства 2101-03. 69-летний конструктор до сих пор работает на АвтоВАЗе. Что зашифровано в названии «Нивы»? Почему волжский автогигант до сих пор выпускает модели прошлого века? Появится ли новая «Шевроле Нива»? ДЕНИС ТЮРКИН заглянул с помощью легендарного конструктора в прошлое и будущее отечественной автомобильной промышленности.

«Нива»

«С»: Это сейчас при создании внедорожника подвеску сделают независимой и спереди и сзади. В ваше время существовали стереотипы с рессорами и неразрезными мостами, как у УАЗа. Как появилась эта мысль насчет независимой подвески и дисковых передних тормозов?

— «Нива» в моем представлении не должна была стать автомобилем только для бездорожья. Сельчане, охотники, рыболовы и прочие любители природы ведь ездят и по асфальту. К тому же, создавая «Ниву», я учитывал важную вещь: максимальное использование серийных агрегатов и деталей. На ВАЗе не было рессор и рамы. Так задняя подвеска стала пружинной, передняя – независимой, а кузов — несущим. Насчет использования дисковых тормозов было столько споров… Эти узлы от ФИАТа-124 оказались очень проблемными в российских условиях. Одну сторону занимали чиновники от автомобильной промышленности, другую – я и Владимир Соловьев, являвшийся тогда главным конструктором ВАЗа. Веское слово сказал генеральный директор Виктор Поляков: «Не будем им мешать. Пусть потом за это отвечают, если что…» Мы и попробовали, доработав суппорты. Почему я ратовал за диски? Машина все-таки должна была стать скоростной по тем временам. Кстати, тогда подобные тормоза имел только один внедорожник в мире: английский «Ленд Ровер».

«С»: Как родилось имя?

— «НИВА» — это аббревиатура из первых букв имен. Наташа, Ирина – так зовут моих дочерей. Вадим, Андрей – сыновья Владимира Соловьева. Это уже потом мы начали говорить про поле, про машину, которая способна ездить по этому полю… Кстати, тогда выпускался комбайн «Нива». Поговаривали, что, назови мы свое детище аналогично, будет нарушено законодательство… Мне даже пришлось обращаться на этот завод с разрешением.

СССР

«С»: В то время вы имели в собственности автомобиль? Ведь обычному человеку техника практически не доставалась: очереди, блат…

— Мне всегда по работе приходилось иметь дело с техникой, но первая личная машина появилась только в 80-х годах. Это была «девятка». Сейчас у меня три хетчбэка: служебная «Калина», ВАЗ-2112 и «Шевроле Нива». Последняя модель, кстати, — прямая последовательница «Нивы» из 70-х. Она даже спроектирована той же командой.

«С»: У родственника прекрасно сохранилась «шестерка» выпуска середины 80-х. Родная краска и минимальное присутствие ржавчины! Кажется, что в советские годы лакокрасочное покрытие автомобилей было получше. А сейчас сошедшие с конвейера «Жигули» ржавеют на следующий год, а «Волги» сгнивают полностью через пять-шесть лет…

— Качество окраски стало хуже, особенно там, где применяется не катафорез, а анафорез (варианты грунтования кузова – «С»), как на «классике». Следует учитывать и тот важный момент, что на современных дорогах стало в разы больше всякой химии. У нас, в Тольятти, как и почти во всех городах страны, машины зимой грязные. Даже при температуре минус 15 градусов.

Россия

«С»: Долгие годы АвтоВАЗ выпускает модели из 60-х. У «Мерседеса», например, тоже есть «динозавр» — «Гелендваген», но он дорабатывается из года в год, становясь безопаснее и комфортнее. Что мешало вазовцам так же усовершенствовать конструкцию «Нивы»? Например, АБС появилась только в этом году…

— Самое главное – это отсутствие средств на глобальное обновление. По мелочи «Лада 4*4», под каким именем сейчас продается «старая» «Нива», обновлялась. Не будем забывать, что она имеет сертификат безопасности и до сих пор присутствует на рынке Европы – в Германии, Франции, других странах. Скажу насчет антиблокировочной системы тормозов. Это ведь палка о двух концах для внедорожника. Когда вы едете по снегу или неровностям вроде брусчатки, эта система может сработать во вред.

«С»: Но АБС ведь настраивают с учетом эксплуатации автомобиля. Я поездил на обновленной «Шеви Ниве», и там все очень даже неплохо. В грязи и снегу система срабатывает гораздо позже, чем на обычном авто, либо не срабатывает вовсе…

— Тем не менее, в условиях бездорожья подобная машина проиграет «коллеге» без электроники. На брусчатке такой внедорожник вообще может остаться без тормозов! Но я не хочу показаться ретроградом: во многих других ситуациях АБС действительно очень полезна.

«С»: Как-то вы сказали, что качество машин зависит от рабочих. Современные сборщики лучше, чем советские?

— Техника, как и жизнь, развивается по спирали. В 70-х годах на ВАЗе были прекрасные сборщики, ничуть не уступающие коллегам из Европы. В последующие два десятилетия разболталось все, и не только сборка. Стали хуже материалы. Это было проблемное время. Сегодня, к счастью, ситуация выправляется. Качество сборки в 2000-х стало гораздо лучше, чем в 90-х. Так же как и качество комплектующих изделий.

«С»: 50 лет назад итальянцы помогали делать русский автомобиль. Теперь этим занимаются люди из «Рено-Ниссан». Вам, как конструктору, не обидно, что мы сами этого сделать не можем?

— Такое время: глобализация. Это нормально. Сегодня нельзя быть изолированным от мира. Скажу вам, что практически ни один автопроизводитель не делает машины самостоятельно. В процесс вовлечено большое количество людей и компаний из разных стран.

 

Новые модели и Чечня

«С»: Будет ли новая «Нива»? Когда появится преемник у «Шеви Нивы»?

— Новая «Лада 4*4» будет производится на одной платформе с «Шеви Нивой». Это будут две разные модели, продаваемые в разных ценовых диапазонах. Планируемый «отрыв» одной от другой составит как минимум 80 тысяч рублей. Когда машины появятся на рынке? В ближайшие несколько лет.

«С»: Вы были одним из разработчиков «Оки». После ухода модели с российского рынка образовалась брешь. Будет ли чем ее заполнить АвтоВАЗу?

— Категорично: нет. Эта ниша, к сожалению, осталась в России голая…

«С»: Когда со сцены уйдет «семерка»?

— В 2013 году. Кто ее заменит? Отвечу так: «Гранта», немного на другом уровне.

«С»: Назовите самую любимую вами модель родного завода.

— Их две: классическая «Нива» и «Калина», переросшая в «Гранту».

«С»: Как вам «Лада Гранта»?

— Хороший автомобиль, я уже вволю наездился. По сравнению с «Калиной» вырос ряд потребительских качеств. Я обязательно куплю себе, как только появятся средства. Какой? Хетчбэк. Я приверженец таких кузовов. Хотя в нашей стране всегда автолюбители приобретали седаны. Им хотелось автомобиль с большим багажником и обособленным салоном.

«С»: Почему не пересядете на иномарку?

— Не хочу. По соотношению «цена-качество» российские автомобили – лучшие. Можно сказать, что советую автолюбителям приобретать технику в соответствии с размерами кошелька. Когда покупаю вазовские машины, твердо знаю, что проблем с эксплуатацией точно не будет. Они проглотят и наше топливо, легко отремонтируются, запасные части найдутся в свободном доступе.

«С»: Вы были руководителем рабочей группы от АвтоВАЗа по строительству завода в чеченском городе Аргуне. Согласны с утверждением, что производство автомобилей в этой республике – больше политический вопрос?

— С этим не спорю. Уровень безработицы в Чечне был 70%! Если бы людям не дали работу, города пришлось бы отстраивать заново. Менталитет народа не позволяет просить милостыню. Если нет другого выхода – они идут на дорогу. Тогда все устали от войны и искренне хотели мира. Но для этого требовалось не только, восстанавливать разрушенное. Сейчас на «Чеченавто» собирают две модели: «семерку» и «Приору». Добавлять другие модели можно будет только после запуска сварочного и окрасочного цехов. Сборочные мощности позволяют производить до 50 тысяч машин. Сегодня собирают 7 тысяч.

Личное дело

Петр Михайлович Прусов родился 6 января 1942 года в Витебской области в Беларуси. Окончил местный техникум механизации и сельского хозяйства. Выпускник запорожского машиностроительного института. Учась в этом вузе, подрабатывал конструктором на Запорожском автомобильном заводе. На ВАЗ попал в 1970 году по распределению, с тех пор это его единственное рабочее место. Долгое время был главным конструктором. Сейчас — ведущий конструктор. Ответил отказом на предложение иностранных автопромышленников трудоустроиться в компании «Порше» и «Мицубиси». «Я домашний человек, поэтому уютно чувствую себя за рубежом всего две недели», — поясняет Прусов. Отец двух дочерей, дед пятерых внуков.

Фото wikimedia.org История легенды

Инициатором создания «Нивы» стал председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин, поставивший перед ВАЗом, АЗЛК и Ижмашем задачу постройки комфортной машины повышенной проходимости. Лучший прототип получился у тольяттинцев. Сначала трехдверка была тентованной, но в серию запустили «нормальную» машину. 35-летие «Нивы» можно справлять и в этом году и в следующем. В 1976 году в опытно-промышленном производстве было сделано 50 моделей. Через год запустили уже основной конвейер. Практически все детали были серийными и применялись на других моделях ВАЗа. Двигатель – 2106 – ставится до сих пор, правда, доработанный и приведенный к нормам Евро-4. «Нива» стала самой популярной экспортной моделью волжского завода. Она продавалась в странах Латинской Америки, Западной Европы и Японии. С 1975 года было выпущено почти 2,5 миллиона таких машин, более 500 тысяч из которых ушли на экспорт.

*Это интервью Петр Михайлович дал газете в конце 2011 года.

Последние новости Мордовии по теме:
«НИВА» — это аббревиатура из первых букв имен. Наташа, Ирина – так зовут моих дочерей…»

«НИВА» — это аббревиатура из первых букв имен. Наташа, Ирина – так зовут моих дочерей…» - Столица С
«НИВА» — это аббревиатура из первых букв имен. Наташа, Ирина – так зовут моих дочерей…» - Саранск
Ведущий конструктор АвтоВАЗа, создатель легендарного внедорожника «Нива» Петр Прусов – «Столице С»* В 2012 году легендарной «Ниве» ВАЗ-2121 исполнится 35 лет.
11:09 20.03.2017 Столица С
- Саранск
Пресс-служба «АВТОВАЗа» сообщает о смерти 19 марта на 76-м году жизни бывшего главного конструктора предприятия Петра Прусова.
11:09 20.03.2017 Столица С
 
По теме
Ж/д вокзалы в Саранске и Рузаевке стали комфортными для «особенных» пассажиров - MordovMedia.Ru Сегодня 12:10 Безбарьерная среда на вокзалах Саранска и Рузаевки создана для всех 4 групп маломобильных пассажиров: слабослышащих, слабовидящих, перемещающихся с помощью опоры и инвалидов-колясочников.
19.07.2018
 
 
— Хотя  штат нашего отдела невелик: всего девять инспекторов ДПС, причем, одно место вакантно, инспектор по пропаганде, инспектор по исполнению административного законодательства и  начальник отдела,
17.07.2018
 
Саранский бизнесмен приобрел классический «Мерседес» 1975 года Между новыми «Мерседесами» и теми, из «настоящего» прошлого — прямая связь, которую ясно чувствуешь, сидя в салоне знаменитого «Дубль Вэ сто пятнадцатого».
15.07.2018 Столица С
IMG_2310 - МЧС 20 июля 2018 года в 7 часов 54 минуты в пожарно-спасательную службу Саранска поступило сообщение о возгорании в северной промышленной зоне города.
20.07.2018 МЧС
Иван Содов зря поднял руку на соседа. Фото: vk.com - Столица С Иван Содов зря поднял руку на соседа. Фото: vk.com К 9 годам в колонии особого режима приговорил Торбеевский райсуд 38-летнего отца троих детей Ивана Содова.
20.07.2018 Столица С
  Темниковский  межрайонный следственный отдел Следственного управления СК России по РМ завершил расследование уголовного дела в отношении 29-летнего адвоката Краснослободского юридического центра Адвокатской палаты р
20.07.2018 Вечерний Саранск
Глухонемой мотоциклист погиб в аварии. У него остались жена и двое маленьких детей… ДТП с участием мотоцикла «Хонда» и маршрутки «Форд-Транзит», случившееся 22 июня в саранском поселке Ялге,
19.07.2018 Столица С
Изольда Высоцкая была первой женой поэта. Но не последней. Фото: ESP - Столица С Изольда Высоцкая была первой женой поэта. Но не последней. Фото: ESP Утром 20 июля в Нижнем Тагиле на 82-м году жизни скончалась первая жена Владимира Высоцкого — народная артистка России,
20.07.2018 Столица С
В сентябре зрители увидят балет "Семь красавиц" - Министерство культуры 11 июля состоялась сдача хореографического материала к новому балетному спектаклю К. Караева «Семь красавиц», премьерой которого коллектив Государственного музыкального театра им.
18.07.2018 Министерство культуры
В государственном музыкальном театр им. И.М. Яушева в Саранске состоялась сдача хореографического материала к новому балетному спектаклю азербайджанского композитора, педагога и общественного деятеля Кара Караева «Семь красавиц».
20.07.2018 Газета Мордовия
28 июля в селе Баево Ардатовского района будет показан спектакль, посвященный жизненному и творческому пути известного мордовского художника и мастера скульптуры из дерева Степана Эрьзи.
17.07.2018 Gazeta13.Ru
Самые-самые на чемпионате мира по футболу - 2018 - Вечерний Саранск Чемпионат мира по футболу завершен, но мы еще долго будем вспоминать этот праздник и благодарить сборную России за сказку, а иностранных болельщиков - за карнавал эмоций   Франция,
20.07.2018 Вечерний Саранск
Болельщики сборных Перу и Дании стали первыми иностранцами, которые почувствовали «оригинальный» запах от птицефабрики Андина.
20.07.2018 Столица С
Владимир Волков напутствовал «Мордовию» на новые свершения     12 июля в Доме республики состоялась традиционная встреча Главы Мордовии Владимира Волкова с футболистами,
20.07.2018 Вечерний Саранск
Глава Саранска Петр Тултаев поблагодарил все службы за самоотверженную работу во время чемпионата мира Первая планерка после окончания чемпионата мира по футболу началась в горадминистрации с подведения итогов.
19.07.2018 Вечерний Саранск
Владимир Волков принял участие в совместном заседании Совета при Президенте России по развитию физкультуры и спорта и Оргкомитета «Россия 2018» - E-mordovia.Ru В пятницу, 20 июля, Глава Мордовии Владимир Волков принял участие в совместном заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физкультуры и спорта и Наблюдательного совета автономной некоммерческой орга
20.07.2018 E-mordovia.Ru
Прокурором Зубово-Полянского района утверждено обвинительное заключение по уголовному делу в отношении 34-летней жительницы Московской области А. Ей предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст.
20.07.2018 Прокуратура
Представители Общероссийского народного фронта в Мордовии продолжают мониторинг дворов, которые были благоустроены в 2017 г. в рамках приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды».
20.07.2018 ОНФ в Мордовии
20 июля 2018 года в 7 часов 54 минуты в пожарно-спасательную службу Саранска поступило сообщение о возгорании в северной промышленной зоне города.
20.07.2018 МЧС