Новости города БезФормата.Ru
Саранск
Главные новости
 
Задать вопрос?

НЕПРЕОДОЛИМАЯ ПОТРЕБНОСТЬ ОСКОРБЛЯТЬ

Сергей Худиев

Источник:  Православие.Fm

Телеведущий Владимир Познер выразил опасения, что его как человека, всячески подчеркивающего свой атеизм, посадят в тюрьму. Он говорит это, если я не ошибаюсь, не в первый раз. Со стороны это выглядит весьма парадоксально — человек, ведущий передачу в наилучшее время на первом канале, жалуется на то, что режим вот-вот ввергнет его в узы за его принципиальную позицию. Пока что режим покарал его только доходной и высокой трибуной на своем государственном канале. Поистине, нет предела лютости православной инквизиции. Его нынешняя речь связана с условным приговором Соколовскому и с общим оживлением дискуссии об оскорблении религиозных чувств. Что же, обратим внимание на эту дискуссию.

Фото: Донат Сорокин / ТАСС / Vida Press        

Когда люди из всех прав, которые могут быть нарушены, наиважнейшим считают право оскорблять веру других, у меня это, признаться, вызывает некоторое непонимание. На свете есть много религий и мировоззрений, которых я не разделяю и при случае оспариваю. Мне доводилось спорить и с мусульманами, и с буддистами, и с неоиндуистами.

При этом я, как и абсолютное большинство людей самых разных убеждений, почему-то воздерживаюсь от оскорблений, совершенно не испытываю такого желания и не вижу никакого стеснения в том, что выражение несогласия с чужими убеждениями от меня ожидается в культурной и вежливой форме. Не рисую карикатур на Мухаммеда, не мочусь на статую Будды, не ломлюсь безобразничать в индуистские храмы, не сочиняю непристойных пародий на обрядовые песнопения чужих религий — и не испытываю в этом ни малейшей потребности.

Мне как-то совершенно непонятна сладость и привлекательность такого поведения, и что люди в этом находят, почему для них это так необходимо? Вот зачем? Ведь это еще усилия надо прилагать ко всему этому творчеству, время тратить… В чем корни этой потребности? Переубедить кого-то, используя грубые оскорбления, еще никому и никогда не удавалось. Быть ревностным сторонником какой-то точки зрения — хотя бы и атеистической — значит пытаться убедить других людей в ее истинности. Но как тут делу может помочь грубость и хамство? Выражать свое презрение к людям и пытаться их в чем-то убедить — это две несовместимые вещи.

Это стремление непременно наносить тяжкие оскорбления своим соседям со стороны выглядит как какое-то извращенное влечение, которое тащит людей за собой, несмотря на явную контрпродуктивность такого поведения. Это как с другими проблемами в поведении — для кого-то это необоримая, всепожирающая страсть, а кому-то просто непонятно, как вообще может к этому тянуть. Вот мне непонятно.

Поэтому требование свободы оскорблений не вызывает у меня позитивного отзыва. Мне сложно понять — и сложно идентифицировать себя с людьми, для которых это острая потребность, и налагаемые на нее ограничения есть тяжкое лишение.

Более того, я склонен реагировать на эту потребность негативно. Дело не только в религии. Для меня Мухаммед или Будда не являются религиозно значимыми фигурами. Но я знаю, что они почитаются многими людьми, и их демонстративное оскорбление будет проявлением крайнего презрения к этим людям. Безотносительно к тому, оскорбляется ли Бог — по отношению к людям это будет несомненным тяжким оскорблением.

Поэтому вся риторика на тему «может ли Бог оскорбиться» и «нуждается ли Бог, в том, чтобы Его от оскорблений защищало государство» просто не относится к делу. Речь идет о выражении крайнего презрения к людям. Меня это отталкивает.

Мне вообще не нравится хамство, гопничество, быкование, глумление и всякого рода выражение презрения к окружающим. К любым вообще и по любому поводу. Я считаю, что это надо как-то одергивать. Такой популярный и традиционный способ, как кулачный бой, мне кажется не вполне здоровым и чреватым осложнениями — в драке недолго и убить или серьезно покалечить. Поэтому я полагаю, что когда одергивает государство и по закону, это лучше. При этом государство тоже может впадать в чрезмерность, что само по себе плохо. Но когда оно ничего не делает, все возвращается к традиционным способам. Наносить намеренные тяжкие оскорбления своим соседям — значит провоцировать конфликт. Либо конфликт неизбежно будет спровоцирован, либо государство вмешается и остановит провокаторов.

Да, мне бы гораздо больше понравилось, если бы провокаторов останавливало полученное в детстве воспитание. Большинству из нас внушили, что оскорблять людей неправильно. Или общественное мнение — такое поведение вызывало бы общее неприятие, так что хулители предпочли бы держать свою страсть при себе. Но если это, увы, не работает, остается государство.

Идея о том, что из всех видов хамства и гопничества именно хамство на темы религии надо наделить неким особым статусом и неприкосновенностью, кажется мне крайне противоречивой. Почему пьяный хулиган, который оскорбляет граждан на прогулке в парке, поминая их родственников, особенности внешности или этническую принадлежность, должен быть задержан и доставлен в участок, а трезвый хулиган, который оскорбляет большие группы граждан, упоминая почитаемые ими святыни, должен действовать беспрепятственно?

Можно спорить о том, уместно ли уголовное преследование или хватит административного — я готов признать это открытым вопросом — но с теми, кто полагает, что такое поведение должно быть принципиально непресекаемо, я не могу согласиться. В конце концов, хулигана в парке задерживают, не в последнюю очередь предвидя неизбежную эскалацию конфликта.

Есть другой аргумент, который выдвигают в защиту свободы оскорблений: «Ну, вы же христиане, вы обязаны прощать». Его могут употреблять по двум причинам — с одной стороны, может иметь место совершенно искренне непонимание. С другой — манипуляция. Поговорим о том и другом.

Непонимание связано с невидением разницы между личным и государственным. Если лично вы потерпели обиду — вам заповедано ее простить. Вам, если вы христианин, строго запрещено мстить. Но это относится ко всем обидам — и если вас оскорбили, и если вас избили, и если вас обокрали, и если вас мошеннически обобрали, вы должны прощать эту вашу личную обиду. Сама по себе евангельская заповедь не проводит никакого разграничения между различными обидами — мстить запрещено, и все.

Если заповедь о прощении воспрещает преследовать за оскорбление религии, она также запрещает преследовать за что бы то ни было. Собственно, такова была позиция Льва Николаевича Толстого, который был против каких бы то ни было судов в принципе. Но я не видел, чтобы в текущей полемике ее кто-либо придерживался. Если заповедь требует допустить оскорбления, а вот, например, церковных воров, или угонщиков, или взломщиков все-таки можно задерживать и судить, то это крайне избирательное применение. Прощать-то заповедано всех, а не какую-то одну категорию обидчиков.

Ошибка тут в том, что заповедь воспрещает личную месть, но она не запрещает государству осуществлять свои функции. «Ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13, 4) Государство (и его представители) не занимаются личной местью. Они обуздывают зло по закону, являясь в этом отношении Божиими слугами.

Эта заповедь также не запрещает вам прибегать к защите государства или давать показания, на основании которых преступник может попасть в тюрьму. В конце концов, помогая государству изобличить вора или грабителя, вы помогаете защитить его потенциальных жертв.

Что интересно, это обычно не вызывает возражений — мы все понимаем, что работа государства состоит в том, чтобы обеспечивать безопасность граждан. Я ни разу не слышал, чтобы кто-то говорил о том, что машины христиан не надо защищать от угона, а квартиры — от воров, на том основании, что христианам заповедано прощать.

То есть я знаю, конечно, христиан, которые говорят: «Мои религиозные чувства защищать не надо». Я верю, что они вполне искренни. Но я еще не видел никого, кто сказал бы «мою машину не надо защищать от угона» или «мою квартиру не надо защищать от воров».

Впрочем, тут возникает еще один вид путаницы — между личной обидой и общественным злом. Если, к примеру, я, будучи злым хулиганом, сжег вашу машину, а вы решили оказать милость и отказались с меня что-либо взыскивать, вы проявили великодушие, близкое к святости. Если я сжег машину вашего соседа, а вы с большим негодованием требуете от него, чтобы он с меня ничего не взыскивал, и вообще только злые и мстительные люди, забывшие заветы Христа, способны тут что-то взыскивать через суд, это как раз к святости вас ничуть не приближает. Одно дело благодушно сносить оскорбления, наносимые мне, другое — с тем же благодушием сносить оскорбления, наносимые ближнему.

Те же люди могут искренне негодовать на такое общественное зло, как коррупция, и требовать справедливого суда над предполагаемыми злоупотребителями. Если мы спросим у них, не требует ли заповедь Христова прощать коррупционеров, они заметят нам (и совершенно справедливо) что коррупция — это общественное зло, а не их личная обида, которую им следовало бы прощать.

Но сеяние ненависти и провоцирование конфликтов также есть общественное зло, и спрашивать тут «а лично вы сильно ли обиделись?» — значит просто не понимать сути дела. Абсолютно неважно, насколько сильное эмоциональное огорчение причинил вам или мне, например, юный художник нарисовавший свастику на синагоге. Даже неважно, насколько сильно огорчились прихожане синагоги. Важно, что совершено действие, направленное на возбуждение конфликтов и вражды и подрыв гражданского мира.

Сказать «а меня вот это абсолютно не раздражает» — ну, степень вашей личной флегматичности не имеет никакого отношения к общественной опасности деяния.

Но иногда за критикой «обидчивости» христиан стоит именно манипуляция. Манипуляция, в общем виде, выглядит так: «Хотите быть хорошим? Делайте, как я скажу». Этот метод употребляется очень далеко за пределами данной полемики, я с ним не раз сталкивался. Любой человек испытывает естественную потребность быть принятым и одобренным, чувствовать себя в мире с Богом и ближними.

Манипуляторам как-то удается исподволь внушить нам мысль, что мы должны искать одобрения именно у них. Как именно — загадка человеческой психологии. Но это часто работает. С христианами работает особенно часто — поскольку они искренне желают быть угодными Богу и иметь доброе свидетельство от людей. «Вы должны делать как мы хотим! А то вы нас оттолкнете от Церкви! И вы будете плохие!» — слышат христиане и приходят в большое смущение. Как бы нам угодить этим прекрасным людям, чтобы они больше на нас не сердились?

Ссылаясь на мой собственный, довольно тяжелый опыт, я могу сказать, что чем раньше вы опознаете манипуляцию и спокойно скажете: «Какой я христианин, судить не вам, и я не ставлю своей целью вам понравиться», — тем лучше. Нам надо смириться с тем фактом, что мы не всем нравимся в этом мире. Это неизбежно.

Правда, я предвижу, что на мои примеры с квартирой или машиной мне скажут, что тут имущественный вред, за машину еще кредит, поди, не выплачен, это все ценности, а вот презрение, унижение, отрицание человеческого достоинства — это совсем другое дело, тут и защищать нечего.

Что же, в этом наше принципиальное разногласие. Я верю, что человеческое достоинство — это ценность. Что отрицать его, демонстрируя крайнее презрение к людям, неправильно. Это неправильно по отношению ко всем — к моим единоверцам, к последователям других религий, к людям вообще. Это должно как-то сдерживаться. Если работает личное воспитание и общественное неодобрение, так что государству нет нужды вмешиваться — очень хорошо. Если не работает — что же, придется прибегнуть к помощи государства. Как это делается в развитых странах. В Британии, например.

Избегнуть же преследований за оскорбления очень нетрудно — не наносить их. Просто попробуйте быть цивилизованными, культурными, благовоспитанными людьми, уважающими своих соседей. В этом нет ничего особенно трудного — большинству людей, в том числе большинству атеистов, это вполне удается.

 

Сергей Худиев

 

Источник:  Православие.Fm

18  мая  2017  г.

На масленицу в зоопарке Саранска медведя кормили блинами! - Столица С© Столица С I Вячеслав Новиков © Столица С I Вячеслав Новиков © Столица С I Вячеслав Новиков © Столица С I Вячеслав Новиков © Столица С I Вячеслав Новиков © Столица С I Вячеслав Новиков © Столица С I Вячеслав Новиков © С
18.02.2018 Столица С
В Саранске произошло "двойное" ДТП - Gazeta13.RuВ Саранске произошло ДТП с участием двух легковых автомобилей. Сообщение о ДТП опубликовали очевидцы в социальной сети «ВКонтакте».
18.02.2018 Gazeta13.Ru
Вместо того, чтобы изучить китайский язык, жительница Рузаевки обратилась в суд... - Столица СВместо того, чтобы изучить китайский язык, жительница Рузаевки обратилась в суд… © vk.com Жительница Рузаевки сильно пожелала, что однажды приобрела в магазине «Евросеть» за 6 тысяч рублей телефон «Philips S388 Black».
18.02.2018 Столица С
7 тысяч рублей потеряла 31-летняя жительница Светотехстроя после недолгого общения с мошенником.
17.02.2018 Столица С
Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Дмитрий Сатин принял участие в панельной дискуссии на тему: «Есть ли малому бизнесу место в экспорте?
17.02.2018 УФНС Республики Мордовия
Глава Мордовии обсудил в Сочи бюджетную политику  - Столица СГлава Мордовии Владимир Волков возглавил делегацию от республики, которая 16 февраля приняла участие в работе Российского инвестиционного форума «Сочи-2018».
17.02.2018 Столица С
В УФНС России по Мордовии подведены итоги работы за 2017 год и поставлены задачи на предстоящий период - УФНС Республики Мордовия15 февраля в Управлении Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия состоялось расширенное заседание коллегии, посвященное итогам работы ведомства за 2017 год и основным задачам на предстоящий период.
17.02.2018 УФНС Республики Мордовия
«Нам память не дает покоя…» - Газета МордовияБлагодаря поисковикам Мордовии становятся известны имена погибших герое в  За годы своей деятельности поисковики из Мордовии работали в Тверской, Орловской, Смоленской, Калужской, Ростовской и других областях.
17.02.2018 Газета Мордовия
  Глава Мордовии Владимир Волков возглавил делегацию региона на Российском инвестиционном форуме "Сочи-2018", открывшемся 16 февраля.
16.02.2018 Вестник Мордовии
Попытка органа местного самоуправления продать право аренды гидротехнического объекта недвижимости (плотины) с земельным участком  единым лотом в соответствии Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключе
16.02.2018 Управление Федеральной антимонопольной службы
Уважаемые предприниматели! В феврале в России стартует Open Innovations Startup Tour.
16.02.2018 ИА Бизнес Мордовии
16 февраля примерно в 15.40 по московскому времени перестала работать самая большая социальная сеть России «Вконтакте».
16.02.2018 Столица С
Морг тут не уместен? - Столица СВнук бывшего первого секретаря Темниковского райкома партии Александр Алукаев обвиняется в изнасиловании погибшей красавицы из «Дома‑2» Оксаны Аплекаевой.
18.02.2018 Столица С
Жительница Мордовии рискует оказаться на свалке наркотической истории - Столица СЖительница Мордовии рискует оказаться на свалке наркотической истории © vk.com Большеигнатовский райсуд «выписал» матери двоих детей один год условно за приобретение и хранение наркотических средств.
18.02.2018 Столица С
Вместо того, чтобы изучить китайский язык, жительница Рузаевки обратилась в суд... - Столица СВместо того, чтобы изучить китайский язык, жительница Рузаевки обратилась в суд… © vk.com Жительница Рузаевки сильно пожелала, что однажды приобрела в магазине «Евросеть» за 6 тысяч рублей телефон «Philips S388 Black».
18.02.2018 Столица С
Особая Касса - Столица С
Особая Касса
Главный спасатель Рузаевки Евгений Родионов подозревается в «нелегальном бизнесе» с использованием своих подчиненных.
Столица С
По факту гибели 3-летней девочки в детском саду возбуждено два уголовных дела  - Столица С
По факту гибели 3-летней девочки в детском саду возбуждено два уголовных дела 
Председатель СК России Александр Бастрыкин лично контролирует ход расследования уголовных дел, возбужденных по факту смерти ребенка 2014 года рождения в детском саду в Новой Москве.
Столица С
«Диван Сталина» с почетным гражданином Мордовии в главной роли обошелся московскому кинотеатру в 80 тысяч рублей  - Столица СТолько-только улегся скандал вокруг фильма британского режиссера Армандо Ианнуччи «Смерть Сталина», как министерство культуры РФ подвергло санкции другую картину про советского лидера.
17.02.2018 Столица С
В Мордовии осужденная шьет кукол в технике текстильной пластики  - Столица С© УФСИН РФ по РМ © УФСИН РФ по РМ © УФСИН РФ по РМ Этим талантом владеет заключенная исправительной колонии № 13 УФСИН Татьяна Янович.
18.02.2018 Столица С
3 марта в 13.00 в Республиканском дворце культуры состоится итоговый концерт конкурса народного творчества «Играй, гармонь!» Отборочные туры прошли в Атяшевском, Атюрьевском и Кочкуровском районах.
18.02.2018 Столица С
В Саранске выбрали мистера и мисс МГУ имени Огарева! - Столица С
В Саранске выбрали мистера и мисс МГУ имени Огарева!
Фото: Артем Артамонов В День всех влюбленных в РДК выбрали Мистера и Мисс МГУ имени Огарева!
Столица С
Саранск вступил  в «Fashion битву» - Вечерний Саранск
Саранск вступил в «Fashion битву»
  Саранск давно и прочно зарекомендовал себя как спортивная столица. Да, спорт - он мир, но все же не им единым жив горожанин.
Вечерний Саранск
В Саранске открылась выставка Марины Игошевой «Лоскутная живопись» - Столица С
В Саранске открылась выставка Марины Игошевой «Лоскутная живопись»
Фото: Артем Артамонов 15 февраля, на праздник Сретение Господне, в музее им.
Столица С
«Мы, разумеется, все смеемся над матчем Панама — ​Тунис! Визитная карточка чемпионата мира!» - Столица СИзвестный спортивный журналист Алексей Андронов — о подозрениях на сочинской Олимпиаде и дефиците личностей в российском спорте Что должны были сделать чиновники для защиты российских спортсменов от нападок?
18.02.2018 Столица С
Хоккеисты «Мордовии» дважды проиграли «Ростову» дома - Столица С© Столица С I Юлия Честнова © Столица С I Юлия Честнова © Столица С I Юлия Честнова © Столица С I Юлия Честнова © Столица С I Юлия Честнова Вряд ли кто мог подумать,
18.02.2018 Столица С
"Мордовия" уверенно держится на последнем месте - Столица С«Мордовия» уверенно держится на последнем месте © Столица С I Юлия Честнова Мотоклуб «Мордовия» провалил стартовый этап финала-2 командного чемпионата России (Высшая лига),
18.02.2018 Столица С
БОЛЬШЕ СОТНИ ОЧКОВ - Вечерний Саранск
БОЛЬШЕ СОТНИ ОЧКОВ
  Хоккейная «Мордовия» сделала все, чтобы верные болельщики забыли о досадном недоразумении в виде домашнего поражения от «Челнов» (2:3 в овертайме).
Вечерний Саранск
Николай Седов счастлив, что дочь выиграла олимпийскую медаль и намерен и далее сотрудничать с Мордовией - Столица С
Отец лыжницы Анастасии Седовой: «В Пхенчхане мы оправдали надежды Мордовии»
Николай Седов счастлив, что дочь выиграла олимпийскую медаль и намерен и далее сотрудничать с Мордовией © vk.com Николай Седов рассчитывал на медаль в эстафете Именно отец предопределил спортивную судьбу своей дочери.
Столица С
ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ. Юрий Воробьев: «Нам нужен отдых» - Хоккейный клуб МордовияГригорий Пантелеев – главный тренер команды «Ростов»   - По сегодняшней игре хочу сказать, что ребята реализовали свои моменты – молодцы.
18.02.2018 Хоккейный клуб Мордовия
Дубль Медведева не помог «Мордовии» обыграть «Ростов» - 113Rus.RuХоккеистам «Мордовии» во втором матче с «Ростовом» не удалось взять реванш за вчерашний проигрыш.
18.02.2018 113Rus.Ru
В Мордовии прошел «Штурм-13» (ФОТО) - 113Rus.RuВ столице Мордовии состоялся масштабный военизированный кросс «Штурм-13» в рамках информационно-агитационной акции «Военная служба по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации – Твой выбор!».
18.02.2018 113Rus.Ru
В Саранске горел дом (ФОТО) - 113Rus.RuВ поселке ТЭЦ-2 Октябрьского района столицы Мордовии в воскресенье утром загорелся дом на улице Гайдара, сообщает паблик «Привет, сейчас, Саранск».
18.02.2018 113Rus.Ru
В Мордовии задержали похитителей кабеля - 113Rus.RuВ Мордовии неизвестные проникли на территорию предприятия в районном центре Чамзинка и пытались распилить катушку с силовым кабелем.
17.02.2018 113Rus.Ru