Очередной сезон в Маленьком Художественном Альтернативном Театрике уверенно набирает ход. В минувшие выходные жители Саранска увидели спектакль Максима Бусоргина «Наташкина мечта», который считается его визитной карточкой. Постановка рассказывает о сложной жизни 16-летней воспитанницы детского дома. Первая любовь оборачивается тяжелым испытанием, а в результате девочка оказывается на скамье подсудимых. Почему спектакль полезен для подростков и их родителей? Есть ли у Наташи шанс на счастливую жизнь? Почему первая любовь оборачивается драмой? Об этом и многом другом Николай Кандышев поговорил с исполнительницей главной роли Марией Кубанцевой.
— Моя героиня оказалась в детдоме после гибели матери, которая занималась проституцией и была убита сутенером. Мы видим, как Наташа пытается существовать там, где царит закон джунглей – выживает сильнейший. У нее накапливается озлобленность на мир и внутренняя агрессия. Девочка от всех закрывается, никого близко не подпускает, понимает, что это может плохо обернуться. Злость и агрессия играют роль защиты. В спектакле заняты семь девочек. Каждая олицетворяют какую-то отдельную сущность Наташи, ведь каждый человек многогранен. Одна актриса воспроизводит воспоминания о маме, очень теплое и светлое. Другая — первую влюбленность. Я же играю Наташу, которая вбирает все эти образы.
«С»: Что может дать зрителям этот спектакль?
— Мне кажется, затронутые в нем проблемы, актуальны в любое время. Это, прежде всего, юношеский максимализм и школьная агрессия. Возможно, спектакль больше заинтересует подростковую аудиторию, но и взрослых он то же касается. Я старалась понять условия, в которых живет Наташа, и ее внутренний мир. Сначала она ведет себя очень грубо и нарочито, а потом меняется, потому что встречает Валеру, которому можно доверять и открыться. Это была лишь влюбленность, но встреча меняет ее образ жизни. В ее понимании Валера больше чем просто мужчина, скорее настоящий человек и друг. Ей хочется вырваться из душной обстановки… Не только из детдома. Стать более открытой, менее агрессивной. Очень важна сцена в суде, когда Наташа рассказывает о произошедшем. Поясняет, какой хочет быть на самом деле. В реальной жизни дети очень остро реагирует на чрезмерную опеку со стороны родителей и учителей. У них это вызывает чувство протеста. Поэтому с детьми, конечно, следует разговаривать, но не навязчиво.
«С»: Возможен ли для Наташи счастливый финал?
— Я считаю, что да. Надежда должна быть всегда. Познакомившись с Валерой, Наташа поняла, что шанс есть. Но мечты рухнули, когда она узнала, что у избранника есть девушка. Потом Наташа вместе с подругами ее избивает. В сложившейся ситуации, конечно, есть вина Валеры. Он не должен давать Наташе ложную надежду. Ей грозит тюрьма, а там люди иногда могут переосмыслить свои поступки. Возможно, Наташа после освобождения начнет жизнь с чистого листа. Быть может, преодолев внутреннюю агрессию, найдет свою любовь и у нее все образуется.
«С»: Ты пользовалась какими-то источниками при работе над ролью?
— Конечно. Фильмов на эту тему много. Например, «Все умрут, а я останусь». Недавно посмотрела очень тяжелую картину «Волчок». Девочка там другая, но есть персонаж, немного напоминающий маму Наташи. Разумеется, читала книгу «Над пропастью во ржи». Там тоже можно кое-что почерпнуть. Проблема такая же, только несколько иначе раскрывается.
«С»: Ты сама сталкивалась с такими ситуациями?
— В 9-10 классах личность ребенка весьма проблемная. Дети бывают порой жестоки. Но отвечать злом на зло я считаю неправильным. Ничего хорошего из этого не получится, надо налаживать контакт. Я достаточно откровенна, говорю о своих проблемах с мамой и подругой. Не держу их в себе, потому что так легче жить. Стараюсь быть правдивой.
«С»: Какую установку давал режиссер?
— Все актеры и режиссер вместе работали над спектаклем. Обсуждали образы, выстраивали общую концепцию. Автор пьесы Максим Бусоргин как раз говорил мне, что другие девочки отражают разные сущности Наташи. Нужно показать каждую из них, вплоть до мелочей.
«С»: У тебя много общего с героиней?
— Вряд ли. Наташа все-таки закрытый человек и не стесняется показать агрессию. Для меня такое чуждо. Я не могу так общаться, даже с неприятными людьми. Стараюсь со всеми быть вежливой и находить контакт.
«С»: У тебя была первая любовь?
— Мне кажется, да. Но не любовь, а, скорее, легкая влюбленность. Парень привлекал меня как личность, но потом все представления развеялись. У меня были несколько другие моменты, чем в случае с Наташей.
«С»: Твои родители смотрели спектакль?
— Да. Им понравилось, но все-таки это очень тяжелая драма. В определенный момент наворачиваются слезы.
«С»: Как ты пришла во МХАТик?
— Это было четыре года назад. Увидела в Интернете объявление о том, что набирается детская театральная студия. Решила попробовать, пришла на прослушивание. Начались занятия, я поняла, что это мне доставляет удовольствие. Можно примерять разные образы. Театр помог раскрыться. Стала чувствовать себя увереннее в общении с людьми. Конечно, иногда жизнь и театр сливаются. Когда идешь после репетиции, то не можешь сразу отойти от образа. Порой беру какие-то вещи для роли из реальной жизни.
«С»: Мечтаешь стать актрисой?
— Мне бы очень хотелось, но прекрасно понимаю, что это трудно. В вузах Москвы и Петербурга высокий конкурс, тысяча человек на место. Я хочу попробовать, потому что иначе буду себя ругать за то, что не попыталась.
«С»: У тебя есть кумиры в театре или кино?
— Каждый проходит свой путь. У кого-то можно позаимствовать отдельные моменты, но не весь образ целиком. Мне больше нравятся фильмы 1980-1990-х годов, которые, на мой взгляд, более правдивы. Сейчас много внимания уделяется спецэффектам. Это хорошо, но отодвигает на второй план эмоции. Я смотрела советский фильм «А зори здесь тихие» и его ремейк 2015 года, первый мне понравился больше. Он реалистичнее, там больше души. Мне ближе драматические роли. Хотя и в комедии есть часть трагедии. И наоборот…