Известный хореограф Денис Бородицкий — о саранском фестивале «Новая Лиса» и танцевальном творчестве
Международный фестиваль-конкурс современной хореографии «Новая Лиса–2017» прошел с 27 по 28 октября в Саранске. В нем приняли участие хореографы, коллективы и солисты из Москвы, Самары, Витебска, Екатеринбурга, Кирова, Челябинска и других городов. Жюри возглавила главный эксперт по хореографии СТД России Ольга Кораблина. В состав судей снова вошел известный московский хореограф и танцовщик Денис Бородицкий. Он является постановщиком и художественным руководителем труппы «B. Б. В. С». О влиянии математики на хореографию и об осенней хандре мэтр танца рассказал Татьяне Михайловой.
Несколько лет Бородицкий участвовал в телеконкурсах «Танцы со звездами» и «Лед и пламень». В РДК его подопечные представили отрывок из спектакля «Клетка». Номер в стиле contemporary dance многие зрители восприняли неоднозначно. Уж слишком необычный… На сцене — каркас куба. Три прекрасные танцовщицы, словно назойливые мысли в голове, то вьются внутри, то выходят на волю…
— Сердечно благодарю организаторов «Новой Лисы» за повторное приглашение, — говорит Денис Бородицкий. — Это один из немногих фестивалей, широко представляющий современный танец. Главная изюминка саранского форума заключается в преданности направлению! «Новая Лиса» мотивирует на дальнейшую работу и развитие.
«С»: Денис, в чем идея вашего спектакля «Клетка»?
— Расскажу, как все начиналось. Из-за серьезной травмы я распустил команду на год. Мы собрались в августе, чтобы начать все с чистого листа. Когда долго нет практики, появляется неуверенность в себе, дискомфорт… Идея спектакля навеяна книгой «Тишина» американского композитора Джона Кейджа. В одной главе автор пишет, как эмоции в музыке влияют на танец. Как звук, приходящий из неоткуда и исчезающий в никуда, воздействует на движения… Исходя из этого, я предложил своим танцорам лабораторию движения. Можно танцевать цвет, форму… Клетка в моем спектакле — как момент инсталляции. Актер — ее часть внутри куба. Это место, где большое может быть маленьким, а маленькое — большим. Я наполнил пространство архитектурными формами. Каждая танцовщица символизирует фигуру — круг, квадрат, треугольник. Каждой фигуре соответствуют цвета — красный, синий, желтый. Они эмоционально наполняют артистов. Например, треугольник — это диагонали, вибрации, что-то агрессивное… Из этого я выстраиваю взаимоотношения персонажей… В итоге я понял: клетка — это символ моего внутреннего мира. Выходя вовне, я становлюсь частью социума. Это особенно важно после длительного перерыва в работе.
«С»: Танец способен изменить внутреннее состояние человека?
— Конечно. Мы танцуем, когда нам хорошо и когда нам плохо.
«С»: Можно ли языком танца признаться в любви?
— Да. Мы делаем это, каждый раз выходя на сцену. Искусство либо трогает человека, либо — нет. Любовь возникает, когда в тебе что-то щелкает. Ты начинаешь ощущать изменения. Любовь — это энергия!
«С»: Правда, что способные к математике люди быстрее обучаются хореографии?
— Это индивидуально. У математиков другой склад ума, иной подход к запоминанию движения. В танце это помогает, но не всегда. Например, у меня в компании есть танцовщица — математик по профессии. Она раскладывает движения на формулы или алгоритмы. Это ее инструментарий! Я же чувствую танец интуитивно.
«Новая Лиса» смотивировала Дениса Бородицкого на дальнейшую работу и развитие«С»: Вы много лет работали в Нью-Йорке. Чем внутренне вас обогатили США?
— В профессии — интереснейшим океаном информации, возможностью заглянуть в новые знания. Они трансформировали меня в другого танцора. До поездки в США я был артистом народного танца… В Нью-Йорке, как ни странно, я по-человечески стал более открыт. Таким вернулся в Россию, но здесь все другое… Молодежь и люди моего поколения должны больше общаться. Больше думать о том, чем мы занимаемся, чтобы дело не затухало, а развивалось. Во всем мире наблюдается колоссальный интерес к танцу. Общение ради передачи опыта очень интересно.
«С»: Не пожалели, что когда-то ушли из легендарного ансамбля Игоря Моисеева?
— Если честно, то сначала да. Молодость, амбиции… Но сейчас, оглядываясь назад, понимаю, что сделал правильный выбор
«С»: Как вы боретесь с осенней хандрой?
— Таблетками и водкой! (Смеется — «С») Много работаю, анализирую, любыми способами вывожу себя из этого состояния. Помогают курсы витаминов. В основном забочусь о суставах, делаю разные инъекции.
«С»: Вас устраивает уровень спортивной медицины в России?
— Когда работал в ансамбле Игоря Моисеева, то имел специальную страховку. Сейчас забочусь о себе сам. Серьезная травма вынудила меня уехать на лечение в Индию. В России мне ничего не помогало. В государственные клиники не обращаюсь, потому не знаю уровня квалификации их специалистов.
«С»: Чем впечатлила Индия?
— Понравились люди, еда, воздух… Много занимался йогой!
P. S. Фестиваль-конкурс «Новая Лиса–2017» проводится при поддержке Главы РМ, Союза театральных деятелей РФ, министерства культуры и национальной политики РМ, министерства образования РМ.