На автопилоте по Мордовии

На автопилоте по Мордовии
На автопилоте по Мордовии
На автопилоте по Мордовии
На автопилоте по Мордовии
На автопилоте по Мордовии
На автопилоте по Мордовии
Фото: stolica-s.su

Ставим эксперимент: сколько километров проедет «Шкода-Кадьяк» без участия водителя?

И сразу спойлер. 64 км. Такое максимальное расстояние Денис Тюркин преодолел на чешском кроссовере, не прикасаясь ни к педали тормоза, ни к педали газа. Иногда даже не держась за руль. Через населенные пункты, по оживленной федеральной трассе. Будущее наступило?

Круизу — 118 лет

Английская версия «Википедии» гласит, что прообраз круиз-контроля стоял еще на британском экипаже Wilson-Pilcher 1900 года, ну а современная система была запатентована в 1948 году американским изобретателем и инженером Ральфом Титором. Лично я познакомился с круиз-контролем в начале 2000-х, когда в гараже у знакомого автомеханика увидел ремонтируемую «Мазду 626» 1992 года выпуска. Да еще и на «механике». Тогда мне, как и большинству отечественных автолюбителей, эта функция казалась едва ли не чудом.

Но чудеснее то, во что превратился круиз-контроль на современных машинах. Сама функция поддержания заданной скорости стала уже банальностью. Если раньше для этого сервоприводу нужно было дергать реальный тросик газа, то теперь, когда почти у всех новых машин нет прямой связи между педалью акселератора и дроссельной заслонкой, достаточно «залить в мозги» специальную программу.

А современное поколение антиблокировочной и стабилизационной систем позволяют задействовать тормозную систему автомобиля без участия водителя. И если все это — «газовую» и «тормозную» электронику — соединить, получится адаптивный круиз-контроль. Единственное, что ему еще нужно, помимо мощного процессора, — «глаза». То есть радары, сканирующие пространство спереди и по бокам (подробнее — во вкладке «ACC от «Шкоды»).

Эксперимент. Часть 1

Со шкодовским «адаптивом» познакомился в 2015 году в ходе тест-драйва нового «Суперба». Но идея провести эксперимент появилась в прошлом году, когда я на «Супербе» с мотором 1,8 проехал от Саранска до Рузаевки, лишь несколько раз коснувшись педали тормоза. Тогда и задумался: а какое расстояние можно преодолеть на этом авто, вообще не вмешиваясь в управление? При этом рузаевский вояж помог мне лучше понять логику работы электроники.

Например, я осознал, что для максимально продолжительной поездки на «автопилоте» нужен ведущий автомобиль. То есть тот, к которому будет «привязываться» радар «Шкоды». Это нужно, например, для остановки перед пешеходом. Или для проезда по развязке. Потому что шкодовская электроника пока не научена реагировать на подобные ситуации. Это именно что адаптивный круиз-контроль, а не автопилот как на «Тесле».

У «Шкоды» пока для этого не хватает, по сути, только интеграции с навигационной системой, которая знает, какое ограничение действует на конкретном участке. Ведь чешская машина даже может рулить самостоятельно, и эти функции называются Lane assist (работает на скоростях выше 65 км/ч) и Traffic Jam Assist (до 60 км/ч). Правда, для оптимальной работы на дороге должна быть хорошо различимая разметка, а водитель… обязан держать руки на руле. А что будет, если не держать? Секунд через пять раздастся зуммер, а на приборке вспыхнет предупреждающая надпись, мол, возьмите бразды правления в своих кривые ручонки.

Фото: Денис Тюркин

Итак, 11.00, 31 июля. С помощником Андреем мы стоим на объездной Саранска, на перекрестке между Макаровкой и Цыганским. Помощник — на «Супербе», я — на «Кадьяке». Автомобили, не побоявшись, нам выдал шкодовский дилер «Саранскмоторс Авто». Задача помощника такова. Ему нужно ехать, не нарушая скоростной режим. Если попадется более тихоходное транспортное средство, обогнать его и двигаться впереди, дожидаясь меня. На нерегулируемых пешеходных переходах быть внимательнее и остановиться, если даже пешеход только к нему подходит. Так нужно для меня, ведь если ведущий проедет, а пешеход окажется на зебре, мне придется тормозить, а, значит, эксперимент быстро оборвется.

Маршрут наш лежит через Большие Березники, мимо Елизаветинки, Пичеур, Чамзинки, и до Саранска. Прокладывал я его так сознательно, чтобы на пути было по минимуму левых поворотов (нужно всем уступать), по максимуму — круговых развязок (их адаптивный круиз-контроль проходит легко). Забегая вперед, скажу, что именно левый поворот все сгубил…

Старт. Активирую круиз, выставляя 100 км/ч и минимальную (примерно метров 20 в этой ситуации) дистанцию до «Суперба» с Андреем. На самом деле мы поедем 93–94 км/ч, а более высокий лимит нужен, чтобы «Кадьяк» активнее разгонялся после замедлений, активнее же догоняя ведущего. Тут же — первая помеха, медленный самосвал, ползущий в гору. Но на подъем идет две полосы, потому я легко, после автоматического торможения, перестраиваюсь вслед за Андреем.

Далее — кольцо, которое мы проскакиваем без проблем. Машина послушно тормозит, ведь перед ней маячит корма «Суперба». Но мне страшновато и жутко непривычно. Нога так и тянется к педали тормоза. Пересиливаю себя, а затем быстро втягиваюсь в игру. Компьютер думает за меня! Радары все видят! Тут еще активирую «рулевого помощника» и вообще ликвидируюсь от управления полуторатонным кроссовером, убирая руки. Страшно! Потому за руль все же хватаюсь.

А вот и первая сложность: нужно идти на обгон «газели». Андрей ее уже обошел, дожидается меня. Возьми управление на себя, успел бы легко обойти и я, все-таки динамика кроссовера неплохая. Но при активированном круиз-контроле «Кадьяк» будет разгоняться лишь когда радары не обнаружат впереди помеху, то есть когда я вырулю на встречную полосу. Но и там разгон будет неспешен, примерно на уровне «жигулей», наполовину груженых картошкой. Для этого нужна приличная «взлетная полоса», и таковой пока не оказывается. Но «газель» сворачивает на Татарскую Тавлу, вновь позволяя мне догнать ведущего.

В свободном полете мы проехали буквально километр. Пока не уперлись в «Газон», едущий со скоростью 85 км/ч. Точнее, пока я не уперся. Андрей-то спокойно обогнал. Так и едем по Атемару: Андрей, «Газон», я. После этого села замечаю, что на встречке никого нет и плавно выруливаю для обгона. Ошибка! Из-за холмика появляется близкая легковушка. Перескакиваю в свой ряд, да почти впритирку к «Газону». Но автоматика не срабатывает, экстренного торможения нет, все нормально. Теперь встречная точно пуста до горизонта, и тут уже обгон удается.

Путь почти до самой границы с Большеберезниковским районом позволяет расслабиться даже несмотря на череду извилистых поворотов. В такой ситуации «Кадьяк» легко пишет дуги и закорючки, продолжая ехать 94 км/ч по спидометру. Но основной поток едет еще быстрее, и это, граждане России, идиотизм. Куда вы все летите? Куда пытаетесь успеть? Через сплошную, на закрытых поворотах… Вот мужичок на старенькой «четверке» «жигулей», и тот туда же. Не успевает меня обойти до встречного авто, и жестко «режет». «Кадьяк» спокойно тормозит, выравнивая дистанцию, я зло жму на клаксон. Думаю, что в недалеком будущем и последнюю операцию за нас будет выполнять сам автомобиль. И прикрикивать: «Куда прешь, козел?!»

Но молчит «Шкода», молчу я, когда перед нами с Андреем с обочины выползает (прямо так) старикан на «Дастере». Слева — сплошная, об обгоне речи не идет, потому уповаем только на электронику. Она срабатывает нормально, притормаживая автомобиль, а затем разгоняя, когда «Дастер» уходит на второстепенную дорогу.

Далее до самых Больших Березников едем замечательно. Средний расход — 6,4 литра на 100 км, климат-контроль поддерживает легкую прохладцу в салоне, музыка играет, автомобиль движется самостоятельно, изредка покрикивая на меня, требуя положить руки на руль. Приближается тот самый перекресток улиц Горького и Московской с левым поворотом. И я звоню Андрею, напоминаю, чтоб не спешил и поворачивал только в том случае, когда ни слева, ни справа не будет автомобилей. Дабы я спокойно проехал сразу за ним. Доезжаем до знака «Движение без остановки запрещено», выполняем требование… И тут Андрей торопится и поворачивает, хотя слева приближаются две машины со включенными поворотниками. В принципе, любой живой водитель сделал то же самое: выполнил поворот, ведь те машины не мешают. Но радары, видимо, воспринимают поперечное движение, и электроника считает это опасностью. Потому я стою 10 секунд, 15, а сзади меня уже собралось несколько машин… Всё, жму на педаль акселератора. Таким образом, я проехал 56 км в автономном режиме.

Эксперимент. Часть 2

Это примерно столько же, сколько осталось до Саранска, если ехать через Чамзинку. Даже меньше. У меня есть шанс перебить своеобразный собственный рекорд, потому эксперимент продолжается! Собственно, до объездной Чамзинки добираемся на «автопилоте», не встречая никаких сложностей. И даже на федеральной трассе Саранск — Сурское — Ульяновск со стаями фур чувствуем себя замечательно. Просто еще и потому, что стаи эти идут навстречу, а направление на Саранск удивительно пустое, несмотря на дневное время.

Конечно, не обходится без идиотов, обгоняющих через сплошную. Но искусственный разум «Шкоды» пока не достиг такого уровня, чтобы раздражаться или как-то иначе реагировать на нарушения ПДД другими. На подъезде к Лыковщине упираемся в «хвост» из фур. Но идут они вплотную к 90 км/ч, потому дергаться и обгонять смысла нет. Да и не обгонишь в режиме «автопилота» (помните про необходимость «взлетной полосы»?). Но, знаете, езда в таком режиме очень успокаивает. Ты не тыркаешься туда-сюда, то подъезжая к фуре, то отстраняясь от нее. Не теребишь газ с тормозом. Не выглядываешь на встречку: а не появился ли там просвет?

Чем не повод для обычного использования этой системы обычным водителем в дальней поездке? Повод. Только полностью не расслабляйтесь. Я был готов к аварийной ситуации, и она не заставила себя ждать. Поворот на Большую Елховку. Слева там — комплекс для дальнобоев «Юлдаш», потому всегда наблюдается бестолковое скопление грузовиков. Бестолковое — потому что ставят они как попало, зачастую перекрывая знаки, пешеходные переходы. Вот и в этот раз вижу, что один из грузовиков того самого «хвоста» раскорячивается, чтобы остановиться. А так как полос снижения скорости там нет (как и почти на всех трассах страны), дальнобой тормозит в «своей» полосе. Вижу, что Андрей впереди начинает активно замедляться, самостоятельно тормозит и «Кадьяк». Происходит все быстро, на приборке даже вспыхивает предупреждение об опасности столкновения (такое случается даже в относительно безобидной ситуации). Но тут ситуация рискует развиться до аварии! Вот это будет эксперимент: одна «Шкода» въедет в зад другой! И «Кадьяк» вроде успевает автоматически остановиться, но мне кажется — нет, и я инстинктивно жму на тормоз. Это было не экстренное торможение, даже АБС не сработала, но паренек на черной «Приоре» сзади меня явно не готовился к такому развитию событий. Я наблюдаю в зеркало, как он за полмгновения до удара о кадьяковский бампер выруливает на встречную через две сплошные и останавливается чуть сбоку. Уф… Кстати, стоп-сигналы на «Шкодах» при активированном круиз-контроле сами зажигаются, когда машина замедляется.

В итоге от Березников до этого момента я проехал 64 км, не суча ногами и руками. И это новый для меня рекорд. Что в остатке? Случись мне отправиться в автосалон за новой «Шкодой», обязательно включу в список опций адаптивный круиз-контроль. Он облегчает поездку, он позволяет экономить топливо, он может даже уберечь от аварии, если со второстепенной выползет какой-нибудь нарушитель. А может и не уберечь, как показал мой эксперимент и предыдущие поездки на таких «Шкодах». Электроника, например, пока не обучена реагировать на неподвижные препятствия. Так что доверяй, но будь начеку. Как еще на практике может пригодиться такая функция? Если в семье два авто и вам нужно ехать в дальнюю поездку, за руль ведомого можно смело сажать малоопытного водителя. Главное — выставить дистанцию побольше.

ACC от «Шкоды» Фото: Денис Тюркин

Адаптивный круиз-контроль у «Шкоды» зовется ACC. «В его состав входят радар (датчик, определяющий или считывающий расстояние), процессор (для обработки данных) и еще ряд датчиков, на которых возложены определенные функции, — говорится на сайте skodakodiaq.club. — Радар передает в систему следующие данные: скорость непосредственно самого транспортного средства и скорость других машин спереди, сзади и сбоку. Этот датчик работает по принципе эхолота, излучая волны определенной частоты в окружении. Отражаясь от окружающих транспортных средств, волны возвращаются к источнику. Поэтому радар определяет скорость движения по частоте отражаемой волны, а расстояние определяется по времени возврата. В адаптивном круиз-контроле используются нестандартные радары, именуемые лидарами. Их отличие состоит лишь в использовании инфракрасного диапазона передачи волн. Эффективность данного устройства полностью оправдана, но в период дождей, снега и тумана работа лидаров осложняется и может оказаться некорректной. Автомобильные производители не желают следовать слишком сложным системам установки и настройки, поэтому классическим вариантом установки датчика системы является бампер и фальшрешетка радиатора.

Главный радар прячется чуть ниже фирменной эмблемы, в радиаторной решетке. Фото: Денис Тюркин

Такой способ установки одной из основных составляющих системы адаптивного круиз-контроля является наиболее безопасным и эффективным. С его помощью зона «обзора» системы достигает порядка 150 метров, но это зависит напрямую от типа датчика, которые бывают короткодиапазонными и полнодиапазонными. Мозгом или центром всей системы в целом является блок управления, обрабатывающий все полученную информацию с составных частей и передавать ее на подконтрольные части автомобиля за счет управляющего воздействия. Это воздействие уже запрограммировано изначально в блоке. В качестве дополнительных инструментов, адаптивный круиз-контроль задействует составные части автомобиля, поскольку своих он не имеет: тормозные клапана, дроссельную заслонку, селектор АКПП и прочие. Прошивка блока управления зависит непосредственно от производителя, и они рассчитывают работу своей системы индивидуально от остальных, то есть алгоритм уникален, показатели уникальны и точность обработки данных тоже уникальная. АСС большинство производителей разрабатывают с ограничением работы от 30 до 180 км/ч, но самые инновационные варианты свободно работают в интервале 0–200 км/ч.

При минимально выставленной дистанции до впереди идущего транспортного средства всплывает такая картинка. Фото: Денис Тюркин Когда убираешь руки с руля при активированном ассистенте движения по полосам (его зеленая пиктограмма горит рядом со значком круиза), электроника «ругается». Фото: Денис Тюркин

Ограничение и контроль скорости в круиз-контроле заслуживают отдельного внимания, потому что эти факторы формируются из нескольких составляющих: постоянная скорость движения, замедление, коэффициент замедления и ускорение. Каждая составляющая просчитывается автоматически и благодаря регулярно посылаемому инфракрасному сигналу, система находится всегда в курсе происходящих событий вокруг автомобиля. Если автомобиль впереди увеличивает свою скорость движения, то автомобиль с АСС тоже ускоряется после получения соответствующего сигнала с блока управления. Справедливо и обратное, если автомобиль впереди снижает скорость, машина с АСС тоже замедляется. Изменение скорости происходит путем изменения дроссельной заслонки двигателя, уменьшая мощность, а на малых скоростях подключаются еще и тормозные контуры».

НЕ ПОВТОРЯТЬ! ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ОПАСНО ДЛЯ ВАС И ОКРУЖАЮЩИХ!

 
По теме
Сотрудниками Госавтоинспекции МВД по Республике Мордовия проведено оперативно-профилактическое мероприятие «Пешеходный переход», направленное на пресечение нарушений ПДД как водителями транспортных средств, так и самими пешеходами.
В целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий с участием пассажирского автотранспорта, принятия профилактических мер по обеспечению законности и безопасности пассажирских перевозок автобусами,
Краснослободский район . В 15:55 на 82 км (+ 500 м) автодороги подъезд к г. Саранск от ФАД М-5 «Урал» 69-летний мужчина, управляя автомобилем «Рено Дастер», по предварительным данным,
12 марта в 8 часов 30 минут на 33 км автодороги «Рузаевка – Ковылкино – Торбеево» 70-летний водитель автомобиля «ВАЗ-2107», по предварительным данным,
Год колонии-поселения за 2 трупа: поставлена точка в деле бизнесмена Шкавера - Столица С Фото: УГИБДД по РМ Еще летом 2021 года саранский бизнесмен Иван Шкавер устроил смертельное ДТП в Лямбирском районе, и только в конце минувшего года завершилась судебная эпопея, связанная с этим делом,
Столица С
zastavka - Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи 18 марта 2024 – десятый день рождения Крымской весны – юбилейный, праздничный день в новейшей истории России.
Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи
26 апреля пройдет патриотическая акция "Диктант Победы" - Вестник Мордовии 26 апреля 2024 года во всех регионах России и за ее пределами будет проводиться Международная патриотическая акция «Диктант Победы», направленная на повышение исторической грамотности и патриотическое воспитание молодежи,
Вестник Мордовии