Молитвенная сила старца Ивана

2013-04-11 12:16:20


Молитвенная сила старца Ивана

Со времени переиздания книги монаха Агафона «Повесть об Иоанне, затворнике Старо-Шайговском» прошло чуть более года.

Книга была подписана в печать 17 февраля, а 24 первые ее  20 экземпляров поступили в Шайгово  как  раз в день празднования 80-летнего юбилея районной газеты «Трудовая правда». Я не связываю эти два события с какой-то там закономерностью или, более того, случайностью. Нет ни того, ни другого. Просто работники республиканской типографии «Красный Октябрь» в Саранске во главе с ее руководителем, нашим новоакшинским земляком Валерием Михайловичем Грызулиным очень хотели преподнести к юбилею газеты свой подарок – вот эту книгу.

Прошел год.  Книга в 500 экземпляров в основном разошлась. И не только по району, Мордовии, ее, наверное, даже больше оказалось в Московской, Ленинградской, Самарской областях, Саранске, во многих городах и селах России.

Обратил внимание, чем дольше и дальше человек находится вдали от своей малой родины, тем сильнее его тяга к родным истокам, истории своего края.

Моя роль в судьбе этой книги небольшая – только написал предисловие к ней и помог с помощью уроженца Шайгова Александра Родайкина в переиздании повести. Может быть, повторюсь, но сегодня я вновь с чувством огромной благодарности обращаюсь с схиигумену Агафону, человеку, ставшему свидетелем и участником тех событий, которые происходили в середине прошлого века в далекой забитой мордовской деревне в убогом домике старца Ивана. Сегодня по прошествии года я пришел к твердому убеждению насколько ценна и нужна эта повесть,  и какую огромную роль сыграл в жизнеописании старца Агафон. Без этого человека мы никогда бы не смогли узнать, понять, оценить весь масштаб подвижнического подвига нашего старошайговского земляка блаженного Ивана.

С автором книги, настоятелем Свято-Николо-Тихонова монастыря Ивановской области схиигуменом Агафоном  у нас состоялся пока только один телефонный разговор. Он очень высоко отозвался о предисловии книги, ее полиграфическом исполнении и выразил желание еще раз переиздать в полном объеме книгу уже  для всей России.

Схиигумен пригласил меня непременно посетить Свято-Николо-Тихонов монастырь, ознакомиться с его жизнью, помолиться…

Моя встреча с схиигуменом Агафоном могла состояться в сентябре прошлого года в Старом Шайгове, когда он приезжал к нам и вместе с местным священником Анатолием Кильдяевым отслужил молебен в часовне на могиле старца Ивана. Но, к сожалению, я находился слишком далеко от родных мест. Но знаю, что в этой жизни я должен обязательно встретиться с схиигуменом Агафоном, чтобы еще раз выразить слова огромной благодарности за его верность памяти нашего земляка, старца Ивана.

Это его слова, сказанные недавно своим оппонентам: «Я никому не позволю опорочить честное имя моего духовного отца, 40 лет пробывшего в строгом затворе, ибо кто не защитит своего духовного отца, тот не уважает и родного».

Блаженные на Руси были всегда.  Многие считали их, отрекших от всего земного, чудаками, ненормальными, нередко сумасшедшими. На самом же деле - это люди Божьи.

Священнослужители утверждают: «Кто не принадлежит миру, тот принадлежит Богу». У обычных людей странные поступки юродивых и их образ жизни всегда вызывали страх и любопытство. А вот Ивана не боялись – к нему шли и мужчины, но больше женщины, старики и молодежь, даже дети.. За год я встречался со многими из них, теми, кто в 50-70 годы приходил к блаженному. К своему удивлению  обнаружил, что в Шайгове, районе в те годы практически не было такой семьи, из которой не приходили бы за помощью и советом к Ивану. Люди появлялись, как правило, в самые трудные, порой трагические свои дни и ждали единственного и правильного ответа от старца.

Отмечу ещё одну очень важную деталь – старец Иван – абсолютно реальный человек, которого еще помнят и знают. Я никогда не был сторонником того, чтобы сравнивать житие того или иного святого, блаженного с жизнью старца Ивана. У каждого своя судьба, свой единственный путь к Богу. Но меня настораживает одно: когда авторы начинают описывать чудеса, происходившие в 18, 19 веках, а может, и того раньше, то как бы исчезает реальность и осязаемость этих чудес. Появляются легенды, мифы, домыслы, а нередко и вымыслы.

В нашем же случае мы имеем дело с блаженным, которого, повторяю, знают, помнят и сегодня, потому что он еще рядом с нами и находится как бы на расстоянии «вытянутой руки».

Оппоненты схиигумена Агафона, которые пытались и все ещё пытаются подвергнуть ревизии книгу, по-моему, не заметили самого главного – мудрости. Ею пронизаны каждая страница, каждое слово повести.

Когда я подарил книгу одному нашему земляку, ответственному работнику аппарата Госсобрания Мордовии Виктору Венчакову, после прочтения ее, он мне и говорит:

-Мой отец очень хорошо знал блаженного и часто нам, своим детям, рассказывал о нем. Когда я, ещё школьник, ему говорил: «…он что, такой умный?», отец отвечал мне: «Да, он умный, но это не самое главное. Умных людей много, он, понимаешь, как бы сказать поточнее, мудрый».

-Да, да, - помню, обрадовался он тому, что нашел нужное слово, ещё раз твердо произнес: «мудрый!»

Много лет прошло с тех пор. Нет уже давно в живых отца, но я до сих пор помню это его изречение «мудрый».

Честно говоря, я сам не раз поражался этому открытию. Книгу помню почти наизусть, но когда еще и ещё раз вчитаешься, понимаешь - дело не столько и не только в том, что и как описывал монах Агафон, тайна– то кроется совсем в другом – мудрости книги. Очень большой мудрости. Оказывается, не надо спешить при чтении повести, это не светское чтиво, когда ты, переворачивая страницы, пытаешься скорее заглянуть в конец и узнать, чем же все это кончится. Здесь совсем другое дело.

…Летом прошлого года я ехал в поезде, нашей попутчицей в плацкартном вагоне оказалась женщина,  врач из Адыгеи. Разговорились, проблемы здравоохранения и в их республике, оказываются те же, что и по всей России. Вышла на пенсию, но продолжает работать, потому что на эту мизерную пенсию прожить по нормальному невозможно.

Оказалось, та женщина очень любит читать и очень много читает. Но почему-то в основном легкие романы современных авторов. На столике лежала целая стопка вот таких прочитанных ею книг.  «Расправившись» с последней, она обратилась к нам:

«У вас нет ничего почитать?»

Романов у нас не было.  В сумке я вез один единственный экземпляр повести Агафона.

-Есть, но это совсем другая книга, чем ваши романы, – ответил я.

-Можно посмотреть?

- Да, конечно.

…До Краснодара, где ей надо было выходить со своей подругой адыгейкой, оставалось где-то часа два. И за все это время она не проронила уже ни одного слова, углубившись в чтение. Когда дочитала книгу, сказала: «Ее надо читать очень медленно, вдумчиво, в ней кроется большая мудрость». Вот тогда я ещё раз услышал слово «мудрость». И рассказала она вот такую историю: «Помню, в реанимационном отделении нашей больницы лежала одна молодая женщина, она была  в бессознательном состоянии и очень часто повторяла слова «ава», «авай». Я внимательно вслушивалась в ее бессвязанную речь, пытаясь понять, чего она хочет. Но так и не поняла. Поняла только теперь, когда прочитала эту книгу – она, оказывается, звала на помощь Божью Матерь».

Когда поезд уже приближался к Краснодару, а они  с подругой, уложив свои вещи, собрались к выходу, я заметил ее взгляд, который она устремила на книгу, лежавшую на столике, и понял, что ее надо ей обязательно подарить.

- Вы подпишите ее, пожалуйста! – обрадованно воскликнула женщина.

Я не один раз видел как принимают эту книгу: одни прижимали ее к груди, другие - целовали. Но это были в основном наши шайговские мордовки, которые в большинстве своем встречались при жизни с блаженным. А это совсем другое – русская женщина, врач из Адыгеи, которая никогда не знала и понятия не имела о старце. Значит, есть в жизни что-то такое общее, что сближает и объединяет нас.

За год, как была переиздана книга, я услышал немало чудесных историй: грустных, нередко веселых о встречах Ивана с людьми, о пророчествах блаженного, в которых усматривалась благодать Божья, просветление свыше, о чем так убедительно свидетельствует в своей повести монах Агафон.

Но многие тайны ушли в могилу. И вряд ли мы когда о них узнаем. Люди шли к Ивану обычно в самые трудные в их жизни моменты, обращались часто с глубоко интимными вопросами. И многие даже по прошествии десятков лет не могут рассказать  о них.

…И тем не менее за год я услышал много новых историй, о которых сегодня расскажу.

Две подруги уже в возрасте из Красной Поляны собрались к Ивану.

-Болезнь меня замучила и не знаю, что и делать, - обратилась одна из них к блаженному.

-Болезнь у тебя ничего не стоящая, - отвечает Иван, - когда пойдешь домой, нарви петушка, есть трава такая, поешь ее несколько раз, и болезнь как рукой снимет.

- А я когда излечусь? – спрашивает вторая женщина.

- Как родишь, так и излечишься, - улыбнулся в ответ старец.

Его ответ ввел в бешенство пожилую женщину: «Дурак ты, Ванька, дураком и помрешь». В мокшанском языке нет матерных слов, но оскорбительных, таких, что сразу после них в себя и не придешь, очень много.

Иван выслушал эту тираду с улыбкой и говорит спокойно: «Больше я ничего сказать не могу».

Пошли женщины домой, прошли посадки березок, что на горе, и вдруг первая видит небольшую полянку травы – петушка. Нарвала. Дома поела один раз, второй – и действительно исчезла болезнь. Женщина потом рассказывала, что ни до того, ни после на этом месте она никогда уже не встречала такой травы.

А у второй женщины через 3-4 месяца у незамужней дочки родился ребенок. Говорят, что после этого случая женщина долго просила прощения у старца. Простил ли он ее или нет – одному Богу известно. Но зная характер Ивана, можно вполне предположить, что простил.

И ещё один рассказ краснополянской женщины:

«У одной моей подруги заболела дочь. Женщина где и у кого только ни была. Все тщетно. Посоветовали ей пойти к Ивану.

- Она у тебя излечится, как только кончится вода в Сивини, - ответил ей Иван.

Женщина после этих слов вышла от старца в недоумении: «Как это кончится вода в Сивини?»

Оказалось, что за несколько дней до этого она побывала у одной старушки, которая, якобы, лечила от всех болезней. После приговоров, шептаний она вручила ей бутылочку с водой. А она оказалась обычной – набранной из Сивини.

Старец очень часто говорил только притчами. Все, что от него исходило, по мнению Агафона, шло от Бога, и ничего по его собственной воле. Его воля отключалась и, когда его переспрашивали, было заметно, что ему стоило труда переключиться к своему «я» и разъяснить притчу.

Он просто сам не существовал отдельно от людей. Если к нему, например, приходила женщина с головной болью, он говорил ей: «У меня голова болит». Он не мог сказать «у тебя», так как в этот момент был этой женщиной и страдал вместе с нею.

Однажды к Ивану пришла молодая шайговская женщина, и он с порога встретил ее словами: «Я знаю про ваше горе. Изменить сейчас уже ничего нельзя. Пусть останется все так, как есть. Пройдут годы, и все само собой станет на свои места».

…Две мордовки в 60-ых годах родили в Старошайговской больнице в один и тот же день. Одна – мальчика, другая – девочку. По незнанию ли, торопливости, вряд ли по злому умыслу, но акушерка перепутала детишек. Женщины это поняли, подняли шум, акушерка побежала к главврачу и те устроили женщинам такой «концерт», что они поутихли. Что тут скажешь – глухая мордовская деревня и страшная боязнь начальства в виде акушерки, не говоря уже о главном враче. Женщин выписали с детьми из роддома в разные дни,  они договорились ничего не рассказывать пока мужьям, а через некоторое время признаться и поменять детишек. Но, не прожив недели, умирает мальчишка. Ситуация стала тупиковой. Это была трагедия, когда родная мать, знавшая, что ее дочь растет в другой семье. Но был обет молчания с обеих сторон. К чести этих женщин они держали слово,  данное друг другу. И лишь по прошествии многих лет, когда девочка уже закончила школу, техникум, стала работать, появилась своя семья, она узнала, что у нее есть ещё одна мама.

Вот такая грустная история и вот такой совет блаженного Ивана. Трудно сейчас судить, но, по всей вероятности, в то время и при тех обстоятельствах это было единственно правильное решение.

Решения принимать всегда трудно. Он обладал даром провидца и иногда вопрос – сказать или не сказать правду? – был мучительно сложным и трудным.

Буквально на днях 95-летняя жительница Старой Федоровки рассказала сотруднику нашей редакции такую историю.

«В самом начале войны я вышла замуж за нашего местного парня. С первых дней его призвали на фронт. Письма приходили редко, а потом вообще перестали приходить.

Уже тогда мы знали об Иване, вместе с подругой поехали в Шайгово. Разговор с блаженным получился очень коротким: «Мужа не жди, его уже нет в живых, он погиб». И все. Так оно и получилось».

Другая наша сотрудница рассказывала, что во время войны ее мама обращалась к Ивану точно с таким же вопросом и получила следующий ответ. «Муж твой вернётся с войны. Его земля здесь, в Шайгове». И действительно, после войны он вернулся домой.

То, что старец Иван, который 40 лет находился в самом строгом затворе, по мнению Агафона, был посланцем Божием - факт бесспорный. Господь не зажег бы столь яркого светильника в такой глуши, если  бы не нужно было его скрыть. Его рождение в этом качестве преследовало, по-видимому, цели непредставимой для нас высоты, как, впрочем, рождение любого праведника.

…На могиле старца Ивана в Старом Шайгове усилиями Агафона и с Божией помощью установлена прекрасная часовня в честь святого Серафима Саровского. К сожалению, долгие годы, а сейчас особенно, мы никому и ничему не верим. На это есть причины. Тем не менее, я бы закончил эту статью словами, полными веры. Веры в то, что, мы ещё придем к старцу, чтобы поклониться его праху, придем и поймем, какой удивительной силой обладал и продолжает обладать и после своей кончины старец Иван.

Федор Чудаев.

О многих историях чудесного исцеления больных, пророчествах старца Ивана за давностью времени мы никогда уже не узнаем.

Но и сегодня живы еще люди, с которыми он встречался, кому помогал советом и делом. Знаю, многие истории, связанные с именем старца, передаются в семьях от поколения к поколению. Поэтому очень бы хотелось, чтобы о них вы рассказали. Пусть ваши рассказы запишут ваши дети, внуки, правнуки и обязательно пришлют их в редакцию нашей районной газеты. Возможно, что некоторые из них войдут в новую переизданную книгу о старце Иване.

 
По теме
 В  Мордовии православные христиане начали готовиться к празднованию Пасхи.
 В  Мордовии православные христиане начали готовиться к празднованию Пасхи.
Газета Мордовия
Экспертное злоключение - Столица С Перед Пролетарским райсудом предстал 35-летний сотрудник Республиканского бюро судебно-медицинской экспертизы Евгений Талышкин.
Столица С
JPG Файл - ОМВД Республики Мордовия ММО МВД России «Темниковский» устанавливается местонахождение Киселева Эдуарда Алексеевича, 1970 года рождения, который с 1 марта текущего года не выходит на связь с родственниками.
ОМВД Республики Мордовия
В Мордовии отметили День кукольника Артисты Театра кукол Мордовии отметили свой профессиональный праздник – Международный день кукольника.
Газета Мордовия