"С": Как вы стали тележурналистом?
- Случайно! Вернувшись из армии в 1992 году, учился на журфаке МГУ, хотел стать газетным журналистом. Однажды заболел мой приятель, работающий на телевидении, и попросил написать текст для сюжета военной передачи. Вскоре выяснилось, что материал надо озвучить да еще принять участие в монтаже. Я все сделал, создателям программы понравилось, и мы стали сотрудничать. Потом услышал, что олигарх Гусинский решил создать независимое телевидение. Примерно 15 человек с нашего курса оказались в центре событий. Так в октябре 1993 года появилось НТВ. В первые дни на новом канале не было спортивного комментатора. Главный редактор службы информационных программ Олег Добродеев очень расстраивался по этому поводу. И тут, как назло, прислали видеосюжет о футбольном мачте чемпионата Англии с участием "Арсенала", и я предложил написать комментарий. Добродеев удивился: "А ты вообще умеешь?" Я ответил: "А что тут сложного?" И написал. Один раз, два, три. Потом еще о Палестине, хотя никогда ею не интересовался. Так началась моя работа на телевидении. Мне тогда было 22 года.
Тяжело ли работать в "горячих точках"?
- На войне понятие "тяжело" связано в первую очередь с риском для жизни, ведь ты в буквальном смысле находишься под пулями. В свое время было трудно на Северном Кавказе и в Палестине. В Чечне нашу группу ставили к стенке. Два раза приходилось с поднятыми руками подниматься на высотку, где стоял пулемет. И не было уверенности, что сейчас не выстрелят... В настоящей журналистике легко никогда не бывает. Психологически очень тяжело пропускать через себя человеческие судьбы. Неравнодушные люди надолго не задерживаются в этой профессии. А успешны в основном те, которые умеют отстраняться от всего. Но там, где начинается дистанция, журналистика заканчивается.
Вы сами какие СМИ предпочитаете?
- Если честно - никакие. Я вообще не читаю газет и стараюсь не смотреть телевизор. Мне хватает своей работы. Прихожу на рабочее место, залезаю в Интернет на 20 минут, но стараюсь от прочитанного несколько отстраниться, потому что происходящее мешает жить.
Так называемый телевизионный рейтинг объективно отражает зрительский интерес?
- Жванецкий как-то метко сказал: "Рейтинг - это послание тупых тупым". Недавно меня спросили: а как вы там вообще с Малаховым? Понимаете, Андрей - мой бывший однокурсник. Но я его никогда не замечал на факультете. У меня вообще нет никакого отношения к Малахову, потому что я не смотрю шоу "Пусть говорят", мне оно неинтересно... Вот я сомневаюсь, что на "Культуре" есть рейтинговые программы в прямом смысле слова. Тем не менее, всем друзьям и знакомым говорю: ребята, смотрите "Культуру"! На мой взгляд, "рейтинговое" затрагивает не самые высокие струны человеческой души. И это плохо.
Достаточно ли времени оставляет работа для творчества? Многие знают вас как поэта и барда...
- Хотел бы я с бокалом красного вина и сигареткой любоваться закатом и творить - писать красивые стихи, сочинять приятную музыку, отстраненно от всего жить. Но это невозможно. Жизнь такова, что темы многих моих стихов и песен далеки от молочного заката. Наша страна с одной стороны светлая, православная, а с другой - трагичная, сложная и непознанная. Русский народ - и великий, и многогранный, и ленивый, и пьющий. Быть частью этого народа и абстрагироваться от него - трудно. Пишу по сердцу, по душе, а в них всегда присутствует Россия, независимо от моего местонахождения. Родину люблю безмерно, иногда до ненависти. В саранском издательстве "Красный октябрь" готовится к печати второй сборник моих стихов, который увидит свет через месяц. К лету появится книга рассказов и повестей. Эта проза нечто среднее между Зощенко и Чеховым... Надо ж пару фамилий назвать для примера (улыбается - "С").
Есть ли у вас друзья в Мордовии?
- Мое знакомство с республикой началось 15 лет назад, когда я, будучи корреспондентом НТВ, снимал здесь фильм. Тогда познакомился с очень интересными людьми. Мой близкий друг - Александр Пудин, который когда-то был директором Национального театра. Сейчас две его пьесы идут в театре Маяковского и в Театре на Покровке. У меня хорошие отношения с ректором пединститута Василием Кадакиным. Он представляет яркий пример глубинной народной интеллигенции - не рафинированной, которая на кухнях рассуждает, кто виноват, и что делать, а настоящей - несущей людям зерна разумного, доброго и вечного. В администрации Главы республики работает Тамара Лыткина - потрясающий человек, пишет стихи. Все они - русские люди. Я наполовину еврей, наполовину поляк, но тоже русский. Все мы россияне. Я люблю Мордовию, прежде всего, потому, что здесь очень светлые и добрые люди. Даже в Дубравлаге, где бывал несколько раз как журналист, почему-то всегда сталкивался с порядочными и хорошими людьми.
С какими результатами заканчиваете зимнюю сессию?
- На прошлой сессии был круглым отличником, теперь - твердый хорошист. Так складывается. Сегодня исполнил заведующей кафедрой Инне Кобозевой кусочек "Лунной сонаты". "Поставьте мне отметку, которую заслуживаю!" - попросил я. "Ты сыграл на "отлично". - "Ну, как же? Ведь я не профессиональный музыкант?" Тогда Инна произнесла потрясающие слова: "Дело не в этом. Если бы так сыграл как профессиональный пианист, я бы поставила "тройку", а ты за свою игру получишь "пять"...
Личное дело:Сергей Гапонов родился 14 сентября 1971 года в Москве. Тележурналист, поэт, бард. Стихи начал писать в 7 лет. В 1992-м закончил факультет журналистики МГУ им. Ломоносова по специальности "Литературный работник газеты". Журналистскую деятельность начал в 1993 году военным корреспондентом НТВ. География репортажей простиралась от Кубы до Южной Африки, от Средней Азии до Дальнего Востока. Работал в "горячих точках" на Северном Кавказе, в бывшей Югославии, на Ближнем Востоке, в Афганистане. С 2005 года - специальный корреспондент передачи "Время" (Первый канал). Режиссер документальных фильмов "Явас любил" (о Дубравлаге), "Разведбат" (о Чечне), "Золотой дракон" (о Вьетнаме). Для некоторых картин сам сочинил и спел песни. Записал музыкальные альбомы "Дарго" (2000), "Говорила ночь" (2009), "Говорила ночь-2" (2010). Лауреат всероссийских конкурсов бардовской песни. Не женат.