«Уж лучше бы назвали Культурный центр в Саранске именем Алексея Баталова»

© Столица С | Юлия Честнова Заслуженный артист России Михаил Жигалов — о ролях, особенностях актерской професии, семье и детях

Москва — Саранск — Москва.  Журналисты «Столицы С» побывали у заслуженного артиста России Михаила Жигалова. В уютной домашней обстановке актер поделился впечатлениями об Алтае, рассказывал о съемках в Афганистане и встрече со звездой «Спрута» Микеле Плачидо. Объяснил, почему милиционеры принимали его за бандита. Хозяин потчевал посетителей медом и вареньем из еловых шишек. С гостеприимным хозяином пообщались Татьяна Новикова и Юлия Честнова (фото).

Гостей встретила собака Плюша, которую 10 лет назад взяли из московского частного приюта для животных. «Она у нас член семьи, – улыбается Михаил Васильевич, разливая чай. – Пока не покушаете, никаких интервью. Какая может быть работа на голодный желудок?» Во время чаепития хозяин расспрашивал о Саранске, где доводилось бывать на гастролях. Когда узнал, что в столице Мордовии появился Культурный центр им. Жерара Депардье, удивился. «Уж лучше бы назвали его именем Алексея Баталова, – считает Жигалов. – Это был замечательный актер и добрый, благородный человек. Как заботился о своих студентах! А какие у него фильмы! «Летят журавли», «Дама с собачкой», «Москва слезам не верит»… Много испытаний легло на его плечи. В последнее время у него были серьезные проблемы со зрением, но он не жаловался. Никого ни о чем не просил и ни от кого не получал помощи…»

Квартира Михаила Жигалова напоминает музей: огромное количество фотографий и сувениров из разных уголков мира, где он путешествовал. Много видов Алтая. Актер рассказал, что впервые оказался в Барнауле в 1990-х. Приехал со спектаклем «Персидская сирень» по пьесе Николай Коляды. «Когда попали в это удивительное место, забыли обо всех проблемах, которые были в то время в стране, – вспоминает артист. – Познакомились с людьми, с которыми дружим до сих пор. В последние годы стал ездить в отпуск на Алтай». Рядом со снимками – стилизованный автомобильный номер «Батя ВДВ». Эту табличку Жигалову подарили сыновья командующего воздушно-десантными войсками Василия Маргелова, которого он сыграл в сериале «Десантный батя». «Для десантников Маргелов – царь и Бог, – рассказывает Михаил Васильевич. – Даже когда сняли с должности, его десять раз переснятая фотография стоила как полный набор значков. Он – настоящая легенда. Совершил революцию в армии, сделав ее боеспособной. Сыновьям и сослуживцам сериал понравился, и они подарили такой сувенир. Кстати, своего первого десантника я сыграл в «Афганском изломе». А потом меня пригласили в документальный фильм об Афганистане на роль рассказчика.

«С»: На съемках «Излома» вы познакомились с итальянским актером Микеле Плачидо?

– Да, помню, как он появился на площадке. Для него готовил персональный повар. Микеле ни слова не говорил по-русски, а я не знал итальянский. Запоминали последние слова в репликах друг у друга, так и работали. Казалось бы, почему начальника разведки в русском фильме играет итальянец? Разве у нас нет своих актеров? А это был прагматичный расчет режиссера Владимира Бортко. Он работал на волне «Спрута», от которого тогда были в восторге все женщины Советского Союза. Они его смотрели множество раз. На съемках «Излома» пришлось нелегко, в Афганистане начались беспорядки. Когда администратор нашей гостиницы вышел на балкон, его подстрелил снайпер. Плачидо пришлось уехать, и так пропал целый год съемок. А на следующий год у него был контракт, от которого не мог отказаться. Пришлось снова ждать. И вот, наконец, работа завершена. Когда я просматривал материал, понял, что ожидал от Микеле большего. Бортко позвал Олега Янковского для дублирования роли и тот вытащил ее на глазах!

«С»: Михаил Васильевич, правда ли, что вас на улицах останавливали милиционеры, потому что лицо казалось подозрительно знакомым?

– Да, я ведь часто играл криминальных авторитетов. «Бандитский период» начался с «Петровки 38». А в фильме «Беспредел» Игоря Гостева я играл вора в законе. Эта картина полностью снималась на зоне строгого режима под Тверью. И все наше окружение – это заключенные, они даже некоторые роли играли. Осужденные меня хорошо воспринимали, знали по «Петровке 38». Получить разрешение на съемки очень трудно, но режиссер добился-таки своего. Гостев собрал авторитетных заключенных, рассказал, что собирается снимать фильм. Оставил им несколько экземпляров сценария и пообещал приехать через неделю. Сказал, что ему интересно их мнение. Потом выслушал замечания и обещал учесть во время рабочего процесса. Заключенные спросили, кто будет играть «князя» – главного на зоне. Когда тот ответил, что Жигалов, они меня сразу «утвердили». А моего подручного играл Сергей Гармаш…

«С»: Что вы чувствовали, работая бок о бок с ворами и бандитами?

– Зона – страшная штука с жуткими законами. Я понял это, когда увидел все собственными глазами. Считаю, что «Беспередел» – единственная серьезная картина о лагере…

«С»: Как-то вы сказали замечательную фразу: «Человек рождается с ключом, а потом ищет дверь, которую должен открыть». Как поняли, что постучались именно в ту самую дверь?

– Сначала я понял, что постучался не в ту дверь (Улыбается – «С»). Я сначала закончил технический вуз, хотя театр любил и участвовал в самодеятельности. Мой педагог Таисия Яковлева говорила, что есть огромная разница между любительским и профессиональным театром. Самодеятельность делает человека более контактным и раскрепощенным, а большая сцена – это 90 процентов неудач, жуть и безденежье… Еще говорила: «Если вы можете жить без театра, то вам там нечего делать». Мне тогда казалось, что я могу без него жить, а потом выяснилось, что не представляю себя без театра. И тогда решил изменить жизнь. Это был безумный поступок, но все получилось, как я хотел.

«С»: Получается, вы фаталист?

– Да, я верю в судьбу. Надо ждать каждого следующего дня, что уготовано, то и будет. Есть замечательное выражение: «Хочешь насмешить Бога, расскажи ему о своих планах». Конечно, человек все равно строит планы, но я все-таки стараюсь от этого отходить. Вспоминаю, как состоялся мой переход из детского театра в «Современник». Так не бывает! Но я сказал себе, что я хочу работать именно там, и все сбылось! Проходит полтора месяца, и они меня приглашают. В полседьмого вечера получаю пьесу, а наутро встречаюсь с Галиной Борисовной Волчек, которая меня берет на работу.

© Столица С | Юлия Честнова

«С»: Сейчас много говорят, что современный театр – это не храм искусства, а коммерческий проект.

– Коммерческий – не значит мертвый. Как вы считаете, существовали они в России до революции? В том-то и дело, что они были коммерческими и прекрасно существовали в этом качестве. Слово «антреприза» считается чуть ли не бранным, а в толковом словаре дается определение, что это частное театральное предприятие. В Советском Союзе театр был только государственным, но это было сделано не потому, что государство заботилось о воспитании граждан. Есть поговорка: «Кто платит, тот девушку танцует». Так и здесь. Все было ради того, чтобы контролировать репертуар. Все спектакли принимала комиссия из министерства культуры и райкома партии. Абсолютная цензура, жесткий контроль.

«С»: Руководитель «Сатирикона» Константин Райкин считает, что цензура в искусстве существует до сих пор.

-Да, она видоизменяется. К сожалению, из прошлого возвращаются многие малосимпатичные вещи, а не полезный опыт. Что происходило в государственном театре? Был главный режиссер и какой-то противовес в виде директора театра и худсовета. Сейчас ничего этого нет. Есть только художественный руководитель, от которого зависят актеры, их зарплата и занятость. Я должен просить его отпустить на съемки в кино. Другое дело антреприза, где режиссер, такой же как я наемный работник. Сделали работу – расстались. Вот, например, театрального режиссера Георгия Товстоногова считали властным человеком. Если такие деятели наделяются большими правами, это отчасти оправдано, потому что приносит хороший результат. Но ведь такими же правами обладает и Тютькин в Крыжополе! Вот это страшно, потому что в провинции нет таких подработок, как Москве. Есть копеечные зарплаты и полная зависимость от художественного руководителя. Знаю одну семью, работающую в кукольном театре в Барнауле – они выращивают овощи, чтобы себя прокормить…

«С»: Тем не менее, молодежь стремится в театральные вузы, там очень большой конкурс.

– Поражает неистребимая тяга к театру у молодых ребят. Они туда летят, как мотыльки, и этим пользуются люди, которые набирают платные курсы. Сейчас обучение происходит в основном за деньги. Допустим, выпускается курс. Несколько человек нашли место под солнцем, а другие остаются не у дел. Помню, как снимали сказку «Хрустальный ключик». Когда искали актеров, то обратили внимание на простую девочку из Санкт-Петербурга. Обычная девчонка, не актриса. Если нужно, значит, найдут, перероют всю страну и добьются своего. Если видно, что это по-настоящему талантливый актер, значит, нужно дать ему образование. Сначала находят зерно, а уже потом дают ему взойти.

«С»: Молодые актеры сериала «Не родись красивой», где вы снимались, – полное тому подтверждение. Кстати, многие девчонки мечтали о таком замечательном отце, как у Кати Пушкаревой, которого вы играли!

– Семья – это общее прошлое. Так у нас и вышло. С моей экранной женой Ириной Муравьевой мы вместе учились в театральной студии и потом вместе работали в театре. С дочкой Нелли Уваровой судьба тоже сначала свела на сцене. Нам было интересно работать в сериале… Понятно, что история Золушки – беспроигрышный вариант, который найдет своего зрителя. Появились фан-клубы «Не родись красивой» на Украине и в России. В Белоруссии я тоже наблюдал за сумасшествием, которое происходило вокруг этого сериала. Казалось бы, в чем дело? Что здесь такого? Ведь это даже не российская, а колумбийская история! Но люди смотрели с огромным интересом и переживали проблемы героев, как свои собственные. Первое время мы не могли выспаться, было очень много работы… Помню, меня месяц ждали с гастролей, а по телевизору показывали запас серий, которые успели снять ранее. Их было очень много.

«С»: Своих детей тоже оберегаете как экранную дочь Катю?

– Моей Анюте уже 25 лет. Мы с женой договорились, что растим ее не для себя, а для нее. На гастролях в Колумбии нам рассказали, что у тамошних женщин есть установка рожать 9-10 детей. Для них это гарантия, что в старости будет помощь, не дадут умереть с голоду. Но для меня существует другое отношение к детям, когда они просто живут своей жизнью. Родители, безусловно, должны поддерживать детей и суметь… отпустить их. Потому что у них своя жизнь. Смотришь на детей олигархов, которым родители дали все, а сами они ничего не могут. Мой отец умер, когда мне было 20 лет, и я справлялся, не жалуясь на трудности.

© Столица С | Юлия Честнова

«С»: Расскажите о встрече с британским театральным режиссером Декланом Доннелланом, который дал вам сразу несколько ролей в своей постановке «Борис Годунов».

– Конфедерация театральных союзов каждый год проводит Чеховский фестиваль, которому исполнилось 25 лет. Организаторы закладывают в смету деньги на собственные постановки и приглашать лучших европейских режиссеров, чтобы те ставили спектакли с нашими актерами. В 2000 году пригласили Деклана Доннеллана, который взялся за пушкинского «Бориса Годунова». Меня пригласили на роль Басманова, который должен появиться в последней трети спектакля. Мы встретились с Донелланном, поговорили. Он предложил сыграть еще несколько ролей кроме Басманова. Так я стал игуменом из монастыря, откуда бежал Григорий Отрепьев, старшим приставом в Корчме и католического священником. Только после него дошла очередь до Басманова. А когда Игорь Ясулович сломал ключицу, я вместо него играл Пимена.

«С»: Неудивительно, что у вас хватило сил и здоровья. Недаром вы столько времени закаливаетесь обливанием холодной водой!

– Как и большинство людей, пришел к этому не от хорошей жизни. Когда мне было под 50, появились серьезные проблемы со здоровьем. Традиционный актерский набор: две язвы, хронический бронхит курильщика. Я дымил, как паровоз. Была бессонница, я уже все средства перепробовал, чтобы от нее избавиться. В фильме «Петровка 38» у меня дергается лицо, так вот это уже не игра, а диагноз. У меня был спазм лицевого нерва. Побывал в различных клиниках – не помогало. Вот тогда и обратился к этому методу оздоровления. Главное вовремя понять, что для тебя важно. Ведь все в твоих руках!

 
По теме
В Саранске пройдут мероприятия к 120-летию со дня рождения основоположника эрзянской поэзии Ильи Кривошеева - Вестник Мордовии     В Музее А.И. Полежаева – филиале Мемориального музея военного и трудового подвига 1941-1945 годов 19 июля пройдет памятный вечер "Поэт и педагог" с открытием выставки "Голос народа",
16.07.2018
«А вам слабо?»: библиотечные рекорды - Министерство культуры 16 июля юные читатели Мордовской республиканской детской библиотеки отправились в увлекательное путешествие по Книге рекордов Гиннесса.
16.07.2018
 
День вкусной пищи - Министерство культуры Ежегодно, 16 июля во всем мире отмечается День вкусной еды. Правильное питание - это залог здоровой жизни.
16.07.2018
Татищев.jpg - Министерство культуры Сто лет назад, в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, был расстрелян последний русский царь Николай II вместе со своей семьей и верными слугами.
16.07.2018
 
О чём спрашивают туристы, оказавшись в Мордовии? - Министерство культуры Саранск во время ЧМ-2018 посетили более 100 тысяч иностранных туристов и болельщиков из Колумбии, Перу, Японии, Португалии, Дании, Панамы, Туниса, Ирана, Китая и других стран.
16.07.2018
Болельщики в Саранске знакомились с Мордовией на пяти туристических маршрутах - Вестник Мордовии     В период проведения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018ТМ гостям Саранска было представлено пять маршрутов как для самостоятельного прохождения, так и при обращении к туроператорам,
16.07.2018
 
«Формула хлеба – жизнь» - Министерство культуры Есть у Земли великое диво – Хлеб. Вешняя зелень озимых и тяжелое литье колосьев, солнечный прибой зерна и душистый каравай на вышитом рушнике – все это он.
16.07.2018
1 - Министерство культуры Посетителям Музея имени Степана Эрьзи эта пятница 13-ого, вопреки распространённым суеверным убеждениям относительно «нехорошего числа», запомнится как необычайно удачный и светлый день.
16.07.2018
Леонид Филев уехал из родной Мордовии делать карьеру в Москве. Фото: vk.com - Столица С Леонид Филев уехал из родной Мордовии делать карьеру в Москве. Фото: vk.com Печально, но факт — Леонид Михайлович Филев, родившийся 15 сентября 1988 года в Мордовии, готовится к 30-летнему юбилею без особого восторга.
17.07.2018 Столица С
Алексею Чистову в этот раз не удалось «уйти на дно». Фото: vk.com Пролетарский райсуд огласил приговор в отношении двух жителей Саранска Алексея Чистова и Сергея Смирнова.
16.07.2018 Столица С
О чём спрашивают туристы, оказавшись в Мордовии? - Туристско-информационный центр Саранск во время ЧМ-2018 посетили более 100 тысяч иностранных туристов и болельщиков из Колумбии, Перу, Японии, Португалии, Дании, Панамы, Туниса, Ирана, Китая и других стран.
16.07.2018 Туристско-информационный центр
1 - Министерство культуры Посетителям Музея имени Степана Эрьзи эта пятница 13-ого, вопреки распространённым суеверным убеждениям относительно «нехорошего числа», запомнится как необычайно удачный и светлый день.
16.07.2018 Министерство культуры
Татищев.jpg - Министерство культуры Сто лет назад, в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, был расстрелян последний русский царь Николай II вместе со своей семьей и верными слугами.
16.07.2018 Министерство культуры
Мундиаль "прорубил" Саранску окно в мир. фото: Юлия Честнова (Столица С) - Столица С Мундиаль «прорубил» Саранску окно в мир. фото: Юлия Честнова (Столица С) Какую пользу принесет ЧМ-2018 Саранску и другим городам страны Чемпионат закончился,
16.07.2018 Столица С
Саранский бизнесмен приобрел классический «Мерседес» 1975 года Между новыми «Мерседесами» и теми, из «настоящего» прошлого — прямая связь, которую ясно чувствуешь, сидя в салоне знаменитого «Дубль Вэ сто пятнадцатого».
15.07.2018 Столица С
Темниковским межрайонным следственным отделом  Следственного управления СК России по Республике Мордовия завершено расследование уголовного дела в отношении 29-летнего адвоката, обвиняемого в совершении преступления,
16.07.2018 Следственный комитет
В целях обеспечения безопасности и организации дорожного движения в период проведения 17 июля на стадионе «Мордовия Арена» матча между футбольными клубами «Мордовия» и «Нижний Новгород» с 15:30 до 21:00 будет временно ог
16.07.2018 Вечерний Саранск
Проведенной прокуратурой Ленинского района г. Саранска проверкой исполнения законодательства о несовершеннолетних, в части обеспечения их безопасности,
16.07.2018 Прокуратура
  Инспектором отдела государственного ветеринарного надзора по Пензенской области Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области в июне 2018 года при проведении рейдового мероприятия в селе Наро
17.07.2018 Россельхознадзор
  Специалистом отдела надзора в области карантина растений, качества и безопасности зерна и семеноводства по Пензенской области Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области в июне 2018 года бы
17.07.2018 Россельхознадзор
  В июне 2018 года государственным инспектором отдела государственного ветеринарного надзора по Республике Мордовия Управления Россельхознадзора по РМ и Пензенской области в ходе проведения внеплановой проверки индивидуа
17.07.2018 Россельхознадзор