Коммунальные тонкости

В рубрике «Вопрос горожанина» мы публиковали вопросы жителей Саранска, на которые они самостоятельно не смогли получить удовлетворительные ответы. Сегодня при помощи заместителя директора Департамента городского хозяйства Администрации г.о. Саранск Андрея Волкова и специалистов Саранского расчетного центра мы восполним эти пробелы.

- Почему управляющие компании (УК) обвиняются в долгах перед ресурсоснабжающими организациями, если УК имеют право получать деньги только за жилищные услуги - содержание, текущий ремонт и управление?
У каждой квартиры сейчас есть свой лицевой счет, он есть отдельно и у многоквартирного дома. Бухгалтеры домоуправлений говорят, что снимают деньги с этих счетов только по расходным документам - по подписанным актам проведенных работ, за коммунальные услуги получить деньги они не могут. Тогда откуда берутся долги у домоуправляющих организаций? К примеру, «Домоуправление № 17» было признано банкротом, так как были большие долги перед фирмой «ВАТТ».
Управляющие компании - это организации, которые по конкурсу получили право управлять неуправляемыми домами, которые не были юридическими лицами, где часть приватизированные квартир, а часть - нет. Органы местного самоуправления разрабатывают договоры между этими управляющими компаниями и домом, УК должна заключить договор с каждой квартирой дома. УК должна обеспечить заключение договоров квартир с коммунальными службами, а не брать на себя поставку коммунальных услуг.
- Действительно, в рамках действующего законодательства выстроен механизм движения платы граждан за потребленные коммунальные услуги, минуя расчетные счета управляющих компаний. Это сделано с целью недопущения возможного нецелевого использования денежных средств, поступающих от населения.
В то же время следует различать прямые платежи граждан и заключение ими отдельных договоров с поставщиками коммунальных услуг.
Если собственниками помещений в многоквартирном доме выбран способ управления УК или ТСЖ, то заключение прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями противоречит нормам жилищного законодательства. В частности, согласно пп. 6, 9, 13 Постановления Правительства № 354 при выборе способа управления - «управляющая компания» предоставление коммунальных услуг потребителям производится по договору управления, для исполнения которого именно управляющая организация заключает договор о приобретении коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающей организацией. Собственники жилья могут принять решение только о том, что плата за все или некоторые коммунальные услуги будет вноситься непосредственно ресурсоснабжающим организациям. В этом случае никаких договорных отношений между собственниками и ресурсоснабжающими организациями все равно не возникает. Исполнителем коммунальных услуг в этом случае остаются управляющая компания или ТСЖ. Именно они отвечают за качество и объем предоставленных коммунальных ресурсов. Обратим внимание на то, что Высший Арбитражный суд Российской Федерации в своих определениях неоднократно разъяснял, что ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг при управлении многоквартирным жилым домом посредством управляющей организации или ТСЖ. То есть граждане в этом случае не могут заключать прямые договоры ресурсоснабжения. Важно учитывать, что согласно ст. 155 ЖК РФ п. 7.1 напрямую ресурснику можно осуществлять плату только за индивидуальное потребление коммунальных услуг (в квартире), а оплату за коммунальные услуги на общедомовые нужды необходимо будет производить УК или ТСЖ.
Заключение собственником жилого помещения прямого договора ресурсоснабжения допускается только в случае, если собственниками жилых помещений в многоквартирном доме осуществляется непосредственное управление таким домом (п. 8 статьи 155 ЖК РФ).
Все это приводит к тому, что в отдельных случаях возможна ситуация, когда управляющая компания имеет задолженность перед поставщиками коммунальных услуг. Причины ее образования - неплатежи населения, возникающая в силу различных причин разница между суммами, выставленными населению и предъявленными ресурсоснабжающими организациями управляющим компаниям.

- Ресурсоснабжающие организации почему-то отвечают за сети, расположенные вне дома, а управляющие компании за все, что находится внутри дома. Содержать все сети должны поставщики ресурсов. В статье 543 ГК РФ п.2 сказано, что если гражданин подключен к общей энергосети по бытовым нуждам, то энергоснабжающая организация обязана содержать сети, приборы учета и отвечать за безопасность. Почему этот закон заморожен и забыт? Коммунальные услуги мы оплачиваем по утвержденным правительством тарифам. К примеру, я получаю воду, и меня не должно интересовать, сколько посредников участвует в этом процессе, чтобы вода ко мне дошла. Сейчас во время промывки, опрессовки с лицевых счетов домов снимаются значительные суммы. На техническом языке это называется содержание теплосетей - профилактические работы. Это включают в текущий ремонт, хотя это уже должно быть заложено в тариф, то есть мы платим дополнительно.
- Согласно статье 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. В состав общедомового имущества включаются и инженерные коммуникации. Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса (постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491), если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

- Почему муниципальные органы власти - депутаты - утверждают тарифы на текущий ремонт на весь жилищный фонд, муниципальный и частный?  В большинстве сейчас в городе преобладает частный жилищный фонд. Да и сам этот тариф не может быть постоянным, он плавающий. После капитального ремонта у дома не должно быть текущего ремонта. Что это такое? Если произведен ремонт какого-то участка, то срок капитального ремонта отодвигается, поскольку восстанавливается первоначальная стоимость этого участка.
- Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не создано товарищество собственников жилья, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Для домов, в которых созданы ТСЖ, размер данных обязательных платежей определяется органами управления товарищества собственников жилья в порядке, определенном уставом.
Органы местного самоуправления устанавливают размер платы только для нанимателей жилых помещений и для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе  способа  управления многоквартирным домом. При этом прежде всего учитываются решения, которые приняли собственники в самом МКД.

- Общая площадь нашего дома № 104 по ул. Волгоградской по техпаспорту равна 4286 кв. м. Почему ОДПУ по горячей воде начисляют не со всей площади дома, а с площади 2143 кв. м? Выходит, что общая сумма начисления за ОДПУ наполовину больше. По холодной воде учитывают в начислениях всю площадь дома 4300 кв. м. Почему?
- В многоквартирном доме может быть зарегистрирован один или несколько общедомовых приборов учета (ОДПУ) на одну коммунальную услугу. Количество общедомовых приборов учета зависит от особенностей коммунальных сетей каждого конкретного дома. Расчет начисления платы по ОДПУ коммунальных услуг производится с учетом площади всех жилых и нежилых помещений, подключенных к конкретному ОДПУ.
По дому № 104 по ул. Волгоградской г. Саранска в базе данных по начислению ЖКУ зарегистрированы два общедомовых прибора учета (ОДПУ) горячего водоснабжения и один ОДПУ холодного водоснабжения.
Начисление платы по ОДПУ горячего водоснабжения по данному МКД производится с учетом привязки жилых помещений к приборам учета:
ОДПУ № 983406 - подключены квартиры с 1 по 40. Суммарная площадь составляет 2157,20 кв.м.
ОДПУ № 820273 - подключены квартиры с 41 по 80. Суммарная площадь - 2143,00 кв.м.
К ОДПУ холодного водоснабжения № 825366 подключены все жилые помещения вышеназванного МКД. Суммарная площадь составляет 4300,20 кв.м (2143 + 2157,20).
Таким образом, расчет начисления платы по каждому из вышеуказанных ОДПУ производится с учетом суммарной площади подключенных к нему жилых помещений.

- Почему до мая 2013 года тариф по ОДПУ получали таким образом: к тарифу по горячей воде прибавляли тариф по водоотведению, к тарифу по холодной воде также прибавляли тариф по водоотведению, поэтому сумма получалась очень большая. Откуда взялась такая методика? К тому же в каждой графе «перерасчет» - доначисления более ста рублей.
- Перерасчет начисления платы по общедомовым приборам учета (ОДПУ) коммунальных услуг за предыдущие периоды производится ежемесячно в связи с поступлением в адрес ООО «СРЦ» новых сведений: заявления потребителей (письма от управляющей компании) об изменении ранее предоставленных показаний индивидуальных приборов учета (ИПУ) коммунальных услуг; поступление новых сведений по ИПУ коммунальных услуг; изменение суммарного расхода в жилых помещениях, не оборудованных приборами учета, и пр.
После корректировки ранее переданных показаний ИПУ соответственно корректируется и расчет по ОДПУ коммунальных услуг за предыдущий период. Поскольку расчет по ОДПУ производится один раз в месяц (перед печатью счетов на оплату ЖКУ), то перерасчеты отражаются в последующих периодах.
По адресу: г. Саранск, ул. Волгоградская, д. 104, кв. 39 в счете на оплату ЖКУ за ноябрь 2013 года произведен и отражен перерасчет (возврат) начисления платы по строке ХВС (ОДПУ) на сумму 17,86 руб. за период с 01.09.2012 по 01.10.2013.
Начисление платы по общедомовым приборам учета коммунальных услуг в счетах на оплату ЖКУ указывается отдельными строками. В графе «Начисление 100%» указывается начисление платы по общедомовому прибору учета за текущий период, оно подробно расшифровывается на оборотной стороне счета на оплату ЖКУ в таблице «Данные по общедомовым приборам учета». В графе «Перерасчет 100%» указываются суммы перерасчета по общедомовым приборам учета за предыдущие периоды.

Марина КЕНДЯЛОВА

 
По теме
04 марта 2024 года в помещении Нотариальной  палаты Республики Мордовия будет произведено плановое отключение электроэнергии в период с 10 час.
В Мордовии подвели итоги специальных рейдовых мероприятий на транспорте - Вечерний Саранск Сотрудниками УФСБ России по Республике Мордовия во взаимодействии с региональными МВД и Росгвардией с 11 по 19 марта проводился внеочередной этап совместной спецоперации «Анаконда»,
Вечерний Саранск
Гепатит С - вирусное заболевание, которое может протекать в острой и хронической форме, притом частота хронизации этой инфекции очень высока: до 85% случаев.
Роспотребнадзор