Колея Солженицына

Фото: stolica-s.su
Денис Тюркин

tjurkin@stolica-s.su

Как мы в мещерских лесах неожиданно нашли литературные места

Внимательнее смотрите на дорожные знаки. Это круглые ограничивают (скоростной режим), а прямоугольные только расширяют, причем кругозор. Мы возвращались из путешествия по древним городам России, когда на обжатой мещерскими лесами дороге Гусь-Хрустальный — ​Курлово во Владимирской области заметили знак «Музей А. Солженицына». Правый поворот — и уже едем вдоль железной дороги к деревне Мильцево, где 60 лет назад, как сейчас бы сказали, в результате ДТП, погибла Матрена Васильевна Захарова. Праведник, без которого село не стоит. Героиня рассказа нобелевского лауреата Александра Солженицына «Матренин двор». О солженицыновских местах, узкоколейной дороге, торфяных бескрайних полях и лучших людях — ​в материале Дениса Тюркина.

Матренин дом

«Над поселком дымила фабричная труба. Туда и сюда сквозь поселок проложена была узкоколейка, и паровозики, тоже густо дымящие, пронзительно свистя, таскали по ней поезда с бурым торфом, торфяными плитами и брикетами. Без ошибки я мог предположить, что вечером над дверьми клуба будет надрываться радиола, а по улице пображивать пьяные да подпыривать друг друга ножами». Это поселок Мезиновский (ныне — ​Владимирская область, около 550 км от Саранска), в 1956 году описанный Александром Солженицыным в рассказе «Матренин двор».

Матренин домФото Александра Солженицына Матрена Захарова у своего домаФото Александра Солженицына Обстановка дома при жизни МатреныФото Александра Солженицына Реконструированный матренин дом© Столица С | Денис Тюркин Вещи Солженицына© Столица С | Денис Тюркин

Солженицын приехал туда из казахстанской ссылки, чтобы «затесаться и затеряться в самой нутряной России». Трудоустроился учителем физики и математики в мезиновской школе, а квартироваться стал в соседней деревне Мильцево, у одинокой старушки Матрены Захаровой. Историю ее жизни и смерти Солженицын переложил в рассказ. Перечитайте, как я, ведь наверняка последний раз в школе читали. Мощнейшая вещь. Вижу в этом рассказе продолжение лесковского цикла о праведниках, без которых «несть граду стояния». Чистые люди, без корысти и злых помыслов. Всю свою жизнь безвозмездно помогающие другим и за это в том числе, поругаемые. Их жизнь — ​трагедия.

Трагедией закончила и Матрена. Погибла в феврале 1957 года недалеко от своего двора, под своим же прошлым… Поехала провожать трактор с двумя санями, на которых были нагружены бревна ее горницы, разобранной скаредными родственниками. Пьяный тракторист замешкался на нерегулируемом переезде Казанской железной дороги, и попал трактор под маневровые паровозы, следовавшие без огней…

Цела могилка Матрены, вроде бы цел и тот самый дом… Но — ​нет. «Настоящий» сгорел пять лет назад. Изба из 18 венцов, что пере­везли из Мильцева в Мезиновский, стоит теперь возле школы, где учительствовал Солженицын. Пожалуй, 18 венцов — ​это единственное, что объединяет эту постройку с оригинальной. Ни оконные наличники, ни украшенное под теремок чердачное окошко, ни материал крыши и близко не напоминают оригинал. Вокруг современная брусчатка, какое-то далекое подобие «того самого» забора, а внутри картонная печь… Школа с ребятишками была заперта изнутри (!), и там оказались не рады гостям. Об экскурсиях и речи не шло. Оказывается, музей работает лишь по будням, по часу-два в день. Лишь узнав, что мы журналисты, работники школы распахнули перед нами двери.

Средняя школа в Мезиновском

© Столица С | Денис Тюркин

Ситуация со школой такая. Основное здание строилось при Солженицыне, и он однажды сфотографировался на его фоне. Если сделать фото сейчас с того же ракурса, многое будет загорожено кустами и деревьями. Правильно сказал Парфенов в своем фильме про Прокудина-Горского: «Зарастает Россия». Спустя несколько десятилетий к школе сделали два пристроя. Но и там Солженицын бывал — ​в 90-х, сразу после возвращения из США. Читал лекцию. И в том кабинете теперь музей его имени.

Узкоколейка

Мезиновский с тех пор, как из него в 1957-м­­ уехал Александр Исаевич, немного изменился. Нет, пьяные наверняка пображивают и подпыривают друг друга ножами, и предприятие по добыче торфа до сих пор «градообразующее». Не видно только густо дымящих и свистящих паровозиков, которые при Солженицыне сновали туда и сюда по Мезиновскому, где начиналась обширная цепь узкоколейной дороги Гусевского предприятия промышленного железнодорожного транспорта. В лучшие времена длина местной узкоколейки (ширина стандартной колеи в России составляет 1 520 мм, узкой — ​750) едва не дотягивала до 100 км. Сейчас эксплуатируется около 15 км. Была своя узкоколейка и в Мордовии, но это совсем другая история.

Теперь, чтобы увидеть в Мезиновском «паровозики», нужно попасть на торфодобывающее предприятие. Местные сообщили, что там рады туристам. Желающих возят в специальном вагончике по узкоколейке. Романтика железнодорожных путей! Вот открытые ворота торфопредприятия, за ними куча старой ржавой техники вроде экскаватора с широченными гусеницами, но людей не видно. Ни собак, ни охраны — ​тишина, и это средь бела дня. Может, контора обанкротилась? Наконец, откуда-то из подсобного помещения выходит женщина. «Туристы? На экскурсию? Все, нет уже никаких экскурсий, отменили…» — ​рубит она на корню наши начинания. Оказывается, еще в прошлом году на предприятие валом валили желающие. Организованными группами, в основном из Москвы и Московской области. Платила такая группа что-то около 8 тысяч рублей предприятию и каталась затем в течение дня в специальном вагоне, смотрела на торфяные поля и местные красоты. Но кто-то в поселке посчитал, что торфопредприятие (принадлежащее, кстати, по данным интернет-источников, миллиардеру Давиду Якобашвили, основателю компании «Вимм-Билль-Данн») должно с этой выручки платить налоги. В налоговую полетела жалоба. В Мезиновское прилетела проверка. Тут же экскурсии отменили. Все в лучших традициях России. Зачем что-то исправлять, если можно просто запретить?

Поняв, что нас только двое и никакой группы нет, наша собеседница неожиданно предлагает прокатиться по узкоколейке: «Тут как раз Серега за торфом едет, можете с ним туда-обратно смотаться, это часа на два». Ура! Проходим через депо и уже за ним видим рельсы, тепловозики, ржавые вагоны, еще какую-то технику. Рядом на площадке погрузчик засыпает в обычный с виду полуприцеп МАНа торф. Оказывается, полуприцеп специальный, с хитрым подвижным полом. Там на полу несколько десятков продольных планок, работающих от гидравлики и сдвигающих сыпучий груз при разгрузке. Впервые такой вижу. Рядом с площадкой, где суетится погрузчик, тупик, куда заталкивают по одному груженому вагону. Больше нельзя, потому что торф при разгрузке (а она происходит просто: рабочие вручную открывают борта-крылья) высыпется на рельсы.

А вот и наш красный тепловозик подошел. Маленький, кабинка чуть выше среднего человеческого роста. Сзади — ​открытая площадка. «Это ТУ6Д, — ​бросает машинист, тот самый Серега. — ​Расшифровывается как «Тепловоз узкоколейный, тип 6». Так-то это вроде дрезины, раньше у нее на площадке кран был установлен». Производился в Удмуртии с 1973 по 1988 годы, всего выпущено около 400 штук. Сергей рассказывает, что на тепловозе стоит мазовский дизельный мотор. «Коробка передач механическая, пять передач — ​что вперед, что назад, — ​говорит машинист. — ​Буксует ли? Еще как! Аж рельсы синими становятся! Видишь две кнопки на панели управления? Это подача песка на рельсы. Сыпанешь — ​и прет мой тепловоз. Бывает так, что аж песок горит!»

Сергей заводит мотор, но в кабине не становится шумно, мотор негромко тарахтит где-то впереди. Рычаги управления и место машиниста находятся справа. У левой стенки — ​вместительный топчан человека на три. При этом в середине кабины еще остается масса пространства. Интересно, как выполнена ручка реверса. Она похожа на ручник грузовика, с тем лишь отличием, что здесь сделана своеобразная «защита от дурака» непреднамеренного включения. Ручка упирается в стенку вещевого ящика и застопорена самодельным крючком. Нужно включить реверс — ​поднимаешь крючок и тянешь ручку на себя. Перед машинистом ряд приборов, в том числе размеченный до 100 км/ч спидометр. Хотя по техническим характеристикам этот тепловозик, будучи новым, мог разогнаться лишь до 40 км/ч.

© Столица С | Денис Тюркин © Столица С | Денис Тюркин © Столица С | Денис Тюркин

Само собой, нашему с его возрастом (минимум 30 лет) такие скорости сейчас не под силу. Но, скорее, не из-за технического состояния (работает он стабильно), а состояния пути. Рельсы кое-где лежат под углом друг к другу, много прогнивших шпал, а роль некоторых выполняют… бревна. Часты и сходы. Сергей говорит, что любят заваливаться на бок вагоны в середине состава, и особенно — ​четвертый. Как их поднимают? Есть специальный кран, а пути латают мимоходом. Вот и на площадке тепловоза добрый молоток и ведро с костылями.

Наконец, мы выезжаем из депо, и на развилке машинист просит меня перевести стрелку. Предлагает это так буднично, будто я с 5-го класса только этим и занимаюсь. Но — ​ничего сложного. Нужно лишь переместить рычаг с противовесом. Едем! Остаюсь на открытой площадке, не захожу в кабину (зимой там, кстати, настолько тепло из-за отдельного обогревателя, что машинист работает в рубашке). Помещаюсь на стульчик перед кабиной. Обычный такой, примерно тот, на котором вы сейчас сидите. Но заботливо привязан к площадке.

Как передать эти ощущения от поездки? Свобода! Перед тобой старая узкоколейка, местами выпрямляющаяся в далеко видимую нить, и мещерский лес. Он настолько близко, что легонько хлопает тебя по лицу по-весеннему мягкой зеленью берез. Кстати, бывает, что деревья падают прямо на пути, и для их очистки у Сереги всегда под рукой топор. Сейчас, говорит, объемы торфодобычи существенно упали. Вот когда-то на ветках было столько тепловозов, что диспетчеры работали в поте лица!

На длинном прямике Серега, похоже, дает тепловозу угля по полной. Мы едем километров 30 в час, но кажется, что ​летим! Холоднющий ветер жжет лицо, но уходить с площадки не хочется. Свобода! Вдоль путей мелькают черные от торфа ручьи и болота. Наконец, доезжаем до торфяных полей. Какие же они огромные! Сколько здесь было выкорчевано леса! Забираем восемь груженых торфом вагонов. Поезд набирает ход, и я слышу собачье тявканье. Светлая собачонка бежит вдоль состава, пытаясь запрыг­нуть на ступени моей платформы. Ей это удается со второго раза! Собачонка подбегает к кабине, ждет, когда ей открою дверь, забегает внутрь. Видимо, как-то по-своему здоровается с машинистом и быстро убегает, также на ходу спрыгивая с поезда. Похоже, это была экспресс-проверка. Тут же притормаживаем, чтобы подхватить работяг-путейцев. С ними пассажиром едет другая собака, уже побольше. Мужики уходят в кабину, а собака ложится рядом со мной на платформу. Тычется головой в руку, мол, погладь! Так и едем до конечной. Обратный путь занимает больше времени: и силенки у тепловоза не те, и шустрить на таких путях, где вагоны опасно раскачиваются из стороны в сторону, глупо. Вот и Мезиновский. За спиной остается целый мир. Мещера, болота, торф и узкая колея, помнящая еще Солженицына. Но вспомнить мне все это будет легко — ​нужно только перечитать «Матренин двор».

 
По теме
В Мордовии назначен руководитель Зубово-Полянского межрайонного следственного отдела - 113Rus.Ru Руководителем Зубово-Полянского межрайонного следственного отдела Следственного управления СК России по Республике Мордовия назначен подполковник юстиции Андрей Владиславович Догоров.
17.07.2018
Спасатели Мордовии прошли профподготовку - 113Rus.Ru В Саранске спасатели сдали зачеты по профессиональной подготовке. Участники проходили теоретические тесты, отрабатывали практические нормативы и демонстрировали физическую подготовку.
17.07.2018
 
 
 
Проведенной прокуратурой Ленинского района г. Саранска проверкой исполнения законодательства о несовершеннолетних, в части обеспечения их безопасности,
16.07.2018 Прокуратура
Сотрудники отдела специального назначения «Гепард» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия провели патриотическое мероприятие «Один день в спецназе» с детьми, отдыхающими в детском оздоровительном лагере «Емашевская роща». - УФСИН Сотрудники отдела специального назначения «Гепард» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия провели патриотическое мероприятие «Один день в спецназе» с детьми,
17.07.2018 УФСИН
Руслан и ИГИЛа* - Столица С © Столица С Житель Саранска ответил за пропаганду в Интернете идей гитлеровского режима и террористов «Россияне — это не люди, недочеловеки, которые не должны жить!», «Есть такая профессия — детей убивать»,
18.07.2018 Столица С
В ЛИУ-19 УФСИН России по Республике Мордовия предотвращены попытки доставки запрещенных предметов - УФСИН В лечебном исправительном учреждении № 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия предотвращены попытки доставки запрещенных предметов.
18.07.2018 УФСИН
В деле видного чиновника без женщины не обошлось.
17.07.2018 Столица С
Романовы – ясный путь  к святости - Министерство культуры 2018 год – год столетия трагической гибели царской семьи: Императора Николая Александровича, Императрицы Александры Феодоровны, Царевича Алексия Николаевича, Княжен Ольги Николаевны, Татианы Николаевны,
17.07.2018 Министерство культуры
Кривошеев И П.jpg - Министерство культуры 19 июля 2018 г. исполняется 120 лет со дня рождения основоположника эрзянской поэзии, члена Союза писателей СССР (1934), заслуженного учителя школы Мордовской АССР Ильи Петровича Кривошеева.
17.07.2018 Министерство культуры
ГБУК «Национальная библиотека им. А. С. Пушкина РМ» приглашает на книжные выставки, посвященные 125-летию В. В. Маяковского - Министерство культуры   ... «Владимир Маяковский и музыка»: к 125-летию поэта   Владимир Маяковский очень любил музыку, но часто писал в дневниках, что разбирается в ней поверхностно.
17.07.2018 Министерство культуры
28 июля в селе Баево Ардатовского района будет показан спектакль, посвященный жизненному и творческому пути известного мордовского художника и мастера скульптуры из дерева Степана Эрьзи.
17.07.2018 Gazeta13.Ru
Боевая ничья - ФК Мордовия   ФК «МОРДОВИЯ» - ФК «НИЖНИЙ НОВГОРОД» - 2:2 Голы: 0:1 - Аркадий Симанов (12), 1:1 - Владимир Обухов (27), 1:2 - Радик Хайруллов (79), 2:2 - Владислав Адаев (86).
17.07.2018 ФК Мордовия
Мундиаль «прорубил» Саранску окно в мир. фото: Юлия Честнова (Столица С) Какую пользу принесет ЧМ-2018 Саранску и другим городам страны Чемпионат закончился,
16.07.2018 Столица С
1 июля Лоренцо всего за 1,5 миллоиона евро перешел из кипрской дружины АПОЭЛ в белградскую «Црвену Звезду».
15.07.2018 Столица С
В ЛИУ-19 УФСИН России по Республике Мордовия предотвращены попытки доставки запрещенных предметов - УФСИН В лечебном исправительном учреждении № 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия предотвращены попытки доставки запрещенных предметов.
18.07.2018 УФСИН
Государственная Дума 17 июля приняла в третьем чтении законопроект об изменении в порядке обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
18.07.2018 Единая Россия
  Специалистом отдела надзора в области карантина растений, качества и безопасности зерна и семеноводства по Республике Мордовия Управления Россельхознадзора по РМ и Пензенской области при проведении плановой проверки со
18.07.2018 Россельхознадзор
  В июне 2018 года государственным инспектором отдела государственного ветеринарного надзора по Пензенской области Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области при проведении внеплановой выезд
18.07.2018 Россельхознадзор
  Специалистом отдела государственного ветеринарного надзора на Государственной границе РФ и транспорте по Республике Мордовия Управления Россельхознадзора по РМ и Пензенской области при проведении рейдового мероприятия
18.07.2018 Россельхознадзор