Жизнь калужского священника Филиппа Перова была тесно связана с Саранском. Здесь в первой половине XX века он пытался сохранить наследие Русской православной церкви, но, как многие священнослужители того времени, был подвергнут гонениям со стороны власти. Но мужественный священник не отказался от своих убеждений. Даже лишившись крыши над головой и пропитания, продолжал помогать тем, кто в этом нуждается еще больше. Судьба Перова покрыта множеством тайн. Отсутствуют сведения о том, где и при каких обстоятельствах он скончался. Известно лишь, что архиепископа в очередной раз обвинили в «контрреволюционной работе против коллективизации» и сослали в Казахстан… Материал Анны Оправхат.
Профессор кафедры МПСХП МГУ имени Огарева, священник Николай Новотрясов подготовил книгу о мордовских церковных служителях. Филиппу Перову посвящена специальная глава, которую написал его родственник Геннадий Перов, живущий в Самаре. Это, пожалуй, самый объемный материал о судьбе архиепископа. «Геннадий Михайлович высказал в статье свое мнение, на которое, безусловно, имеет право, — говорит Новотрясов. — Я не стал вмешиваться, хотя не согласен со слишком резким содержанием…»
В первой половине XIX века фамилия Перовых была весьма распространенной в Козельском уезде Калужской губернии. Здесь 7 февраля 1877 года в многодетной семье появился на свет Николай, который впоследствии стал известен как архиепископ Филипп. Отец Иван Иванович был землевладельцем. Держал большое хозяйство: 500 десятин земли, скотину, птицу и огромный яблоневый сад. Коля с братьями Федором, Тимофеем, Константином, Василием и сестрой Евдокией постоянно помогали главе семейства и с детства привыкли к тяжелому труду. Повзрослев, Николай Иванович решил посвятить жизнь служению Богу и поступил в Калужскую духовную семинарию, которую в 1899-м окончил с отличием. Следующие семь лет преподавал в калужской церковно-приходской школе. В те времена по всей России прокатилась волна протестных выступлений. Николай Перов хотел разобраться в том, что происходит со страной, поэтому решил получить соответствующее образование. Сначала поступил в Ярославский юридический лицей, затем перевелся на юридический факультет Харьковского университета. В 1911-м году, после того как умер отец, а старшего брата Константина отправили в армию, вернулся на родину и стал послушником в Боровском монастыре. Через год перебрался в Москву, где принял монашеский постриг под именем Филипп, и вскоре занял должность наместника в Симоновом монастыре. «На такой шаг решается далеко не каждый, — считает Николай Новотрясов. — Монашеский постриг — это отречение от многих мирских благ. Владыка Филипп посвятил свою жизнь служению Богу. Это говорит о его безоговорочной вере, способности к самопожертвованию и чистой любви к Господу». После революции род Перовых в одночасье лишился всего имущества. Мать Николая Ивановича Анна Ивановна была вынуждена переехать к дочери Евдокии. В 1920-м владыка Филипп стал епископом Воронежской епархии. «Известно, какую политику проводили большевики по отношению к церкви и верующим, — пишет Геннадий Перов. — Известны и их методы. Не избегали самых бесчестных и грубых. В июне 1922-го начальник отдела Воронежского ГПУ докладывал в губернский комитет: «В уездах началась оживленная работа священнослужителей против патриаршей церкви. В непродолжительном времени надеемся получить богатые результаты нашей работы». Работники ГПУ, должно быть, потирали руки. Они рассчитывали, что новый епископ испугается. Ошиблись… Несправедливая власть не может быть праведной». В начале 1923-го Филипп был переведен на служение в Рыбинск. Это было своеобразным предупреждением со стороны властей. «Обновленцы» православной церкви дали ему шанс на исправление, пригласив на голосование за лишение сана патриарха Тихона. Однако епископ высказался против. В ноябре его перевели в Нижний Ломов, а также назначили временно управляющим Пензенской епархией. Постоянные переезды измотали священнослужителя, но он не отрекся от собственных убеждений. Вскоре Филипп стал епископом Саранским. Прихожане с большой радостью посещали его службы. Они любили беседовать с отзывчивым и добрым пастырем. Тем временем все действия священнослужителя строго контролировались представителями власти. «В любой момент, без всякого повода или под надуманным предлогом могли выселить, арестовать, лишить крова, а то и жизни, — сообщает в своей статье Геннадий Перов. — К концу 1924 года в тюрьмах и ссылках находились без малого 70 архиереев. В то время любая поддержка дел, направленных на пропаганду слова Божьего, строго каралась». Большевики тщетно пытались «вразумить» священника и наладить с ним контакт. В итоге отказ от сотрудничества привел к тому, что в 1927-м Перова арестовали и посадили в пензенскую тюрьму. Заключение под стражу он перенес нелегко. Представители власти пытались сломить архиерея, постоянно шантажировали и запугивали неминуемым расстрелом. Не добившись желаемого, отправили в ссылку на два года. В 1929-м епископ вернулся в Саранск. Местному ГПУ было известно, откуда он прибыл и с каким «послужным списком». Но у владыки Филиппа сохранились добрые отношения с прихожанами. Они были благодарны священнослужителю за стремление помочь и готовность поделиться последним. В 1930-е возобновились гонения на представителей духовенства. Власти снова обратили внимание на Перова, когда тот в 1934-м был возведен в архиепископы. Осенью 1935-го сотрудники местного НКВД начали собирать доказательства его вины в… «контрреволюционной работе против коллективизации». Оперативники добывали «материалы» во всех населенных пунктах, куда отец Филипп совершал поездки. 22 июня 1936 года его поместили в саранскую тюрьму. Оправдаться священнику помогло полученное в молодости юридическое образование, к тому же доказательств у следователей было недостаточно. Дело закрыли. Подозреваемого отпустили на свободу. «Примечательна размашистая итоговая резолюция: «При подтверждении материалов свидетельскими показаниями снова арестовать Перова Николая Ивановича», — пишет Геннадий Перов. — Словно обиду затаили и пеняли нерадивым службистам за их плохую работу. Иными словами, точку в этом деле НКВД ставить не собирался…» В 1939 году ситуация со священниками еще более усугубилась. На воле оставалось лишь три епископа и два митрополита. Отец Филипп был лишен жилья и пропитания. Но он продолжал помогать людям, ездил в Алатырь, чтобы поддержать ссыльного протоиерея Наровчатского. Тем временем в Калужской области расстреляли его брата Константина, а семьи других братьев — Александра и Василия — оставили без крыши над головой…
В 1938-м сотрудники НКВД все-таки довели дело до конца, и священника вновь арестовали. На этот раз «материал предварительного расследования был проведен с достаточной полнотой, предъявленное обвинение соответствует всем обстоятельствам». Отца Филиппа приговорили к 5-летней ссылке в Казахстан. «Во всех материалах, с которыми мне удалось познакомиться, после этого эпизода авторы ставят точку, — говорит Николай Новотрясов. — Дальнейшая судьба этого человека, к большому сожалению, неизвестна. Документ, подтверждающий прибытие арестованного к месту отбытия наказания, тоже отсутствует. Никто не знает, где и при каких обстоятельствах скончался архиепископ Филипп Перов (по крайней мере, этого нет в открытых источниках). Мы делали несколько запросов в Казахстан, но все они оказались бесполезными… Жаль, что владыка Филипп до сих пор не канонизирован. Он, безусловно, достоин такой чести. На долю священника выпало множество тяжелых испытаний. Во времена, когда людей расстреливали за веру, он не предал Господа. Такой духовный подвиг заслуживает признания и уважения».