8 июля на экраны выходит фильм Карена Шахназарова «Анна Каренина». Телевизионная версия картины вызвала неоднозначные отзывы со стороны зрителей из-за вольной интерпретации знаменитого романа, но для режиссера бурное обсуждение его работы является главным показателем ее популярности. С известным российским режиссером беседовала Татьяна Новикова.
«С»: Карен Георгиевич, вы изначально не хотели снимать «Анну Каренину». Как продюсеру Антону Златопольскому удалось вас уговорить?
– Мне всегда нравился роман Льва Толстого. И много лет посещала мысль о том, чтобы его экранизировать. Так что, предложение Антона легло на благодатную почву, хотя я на тот момент был к нему не готов. Я сделал много картин, но среди них не было такой, где в самом центре были бы взаимоотношения мужчины и женщины. И я подумал, что ничего лучше нет, чем «Анна Каренина». Никто лучше Толстого не описал и не опишет взаимоотношения мужчины и женщины во всей их сложности и противоречивости. Ведь это основа нашего бытия, а все остальное – искусство, политика проистекают именно отсюда. У меня было свое видение экранизации. Возникла идея включить в фильм сюжет с русско-японской войной, с которой согласился Антон Златопольский. Я хотел сосредоточиться только на Анне Карениной и Вронском и исключить историю Левина, которая никогда не была мне особенно близка и не вписывалась в мое видение экранизации. Поставил себе цель параллельно с телесериалом снять полнометражный фильм.
«С»: Входит ли в ваши планы снять еще одну историю любви, ведь начало уже положено?
– Пока у меня нет ответа на этот вопрос. Думаю, что такая истории взаимоотношений, которую раскрыл в своем романе «Анна Каренина» Лев Толстой, в моей жизни вряд ли уже будет. Существует много историй личной жизни, но самое главное Толстой сказал в своем произведении. Актуальность романа для нашего времени в том, что ничего не изменилось. Толстой удивительно точно все описал. Когда снимал фильм, ловил себя на мысли, что видел все эти сцены в своей судьбе.
Могут измениться костюмы, антураж, язык, но только не взаимоотношения мужчины и женщины. Они абсолютно такие же, как сегодня и сейчас. И, наверное, так будет всегда, потому что человеческая природа неизменна. Вы можете смотреть и читать «Анну Каренину» и понимать, что все это с вами происходило, происходит и предполагать, что будет происходить.
«С»: Казалось бы, зрители давно привыкли к вольным интерпретациям классических сюжетов, но, тем не менее, на ваш проект продолжает обрушиваться сильный шквал критики
– Сам факт, что картина уже вызвала столь бурное обсуждение, на мой взгляд – главный показатель того, что она вызывает интерес, чего нельзя сказать о большинстве фильмов. И для меня это положительный момент. У кого-то могут быть свои претензии к фильму, но я считаю, что к нему надо относиться, прежде всего как к отдельному произведению. Кому-то может не понравиться, что в картине нет Левина, но это наше право – оставить в романе, то, что было нам интересно и понятно… Не исключаю, что политические взгляды, которые я активно публично высказываю, и которые по понятным причинам некоторым не нравятся, безусловно отражается на моей работе в кино как режиссера и как автора. Не хочу сказать, что это самая главная причина, но все же такой момент присутствует. В этом у меня нет никаких сомнений. Я сам не слежу за реакцией в Интернете, но мой сценарист рассказывает, что там идут бурные обсуждения. Само по себе это уже показатель того, что картина вызывает интерес, а это – самое главное. Может быть, заодно кто-нибудь ознакомится с романом. Кстати, я для себя подчеркнул, что на самом деле мало кто читал это произведение. Есть и такие, кто читал невнимательно и многое оттуда не помнят. Несмотря на то, что роман знаменитый, его не очень хорошо знают. Мне доводилось слышать такие мнения, что я понимаю, что люди просто не имеют представления, о чем говорят. Например, я слышал, как говорили, что Вронский погиб в Сербии. Просто литературоведы придумали, что прообраз Вронского погиб в Сербии. Но у Толстого этого нет. Буду рад, если, благодаря моему фильму кто-то прочитает роман.
«С»: Как-то вы сказали, что в современном кинематографе талантливых режиссеров можно перечесть по пальцам. Почему в условиях творческой свободы их стало меньше, чем в Советском Союзе?
– Трудный вопрос. Считаю, что советская режиссура гораздо лучше современной российской. Когда я пришел в кино в середине 1970-х, было как минимум 20 режиссеров экстра-класса.! И еще несколько десятков профессиональных режиссеров. Такого в современной России нет. Почему это происходит? Честно говоря, не знаю. На этот вопрос нет однозначного ответа. Это долгий разговор. Но в целом, советская культура не только в кино, но и в литературе, и в театре была гораздо выше, чем современная российская. Но, с другой стороны, я бы не сказал, что сейчас в мировом кино такое уж изобилие выдающихся талантов. Если сравнить то, что было в западном кино лет 30 назад, то я бы сказал, что деградация очевидна. Таких имен, как Антониони, Феллини, Бертман, Крамер сейчас просто нет! Поэтому считаю, что идет общая тенденция деградации культуры. Может, в какой-то степени это связано с тотальной победой капитализма, которому искусство не нужно. В нынешней его форме, на мой взгляд, капитализм все превращает в товар. Поэтому, возможно, речь здесь идет о более серьезных моментах, чем проблема обучения. Как мне кажется, это общий кризис идей, и в том числе художественных, который на сегодняшний день присутствует в мире.
«С»: В такой сложной ситуации каким вы видите будущее Мосфильма?
-Уже 20 лет мы работаем как чисто рыночное предприятие, что нам удается. От государства мы вообще не получаем ни копейки. Мы сами зарабатываем деньги, на наши собственные средства осуществлялись все процессы модернизации. И государство нам не помогало. Как все, мы платим налоги. И думаю, что в области культуры это самые большие налоги, которые выплачивает предприятие. Нам удается сохранять рентабельность, хотя сейчас не лучшее время. Некоторые думают, что нам государство что-то дает, но это не так. И «Анну Каренину» я полностью снимал без его поддержки.
«С»: Чего не хватает отечественному кинематографу, чтобы конкурировать с западным при заполнении кинотеатров?
– Говоря о западном кино, мы имеем в виду американское, с которым сегодня никто не может соперничать за внимание зрителей. Оно является для всех конкурентом. Голливуд – это мощнейшая в творческом и финансовом плане индустрия. Кино вообще создано американцами, хотя формально его изобрели французы. В голливудские фильмы вкладываются огромные деньги. Весь бюджет российского кино меньше бюджета среднего американского блокбастера. И все другие кинематографы испытывают такие же проблемы в соперничестве с Голливудом, как и мы. Но это не значит, что нужно посыпать голову пеплом. Просто надо работать. Я уверен, что наша страна обречена иметь мощный кинематограф. Сегодня он не так силен, как хотелось бы, но это не значит, что так будет вечно. В Южной Корее 30 лет назад не было никакой автомобильной промышленности, а сейчас это одна из мощных автомобильных держав мира. Все в этой жизни меняется. Просто нужно иметь волю и желание создать. Вот и все.
«С»: Интересно знать ваше отношение к сериалам, которые постепенно вытесняют с экрана фильмы обычного формата
– Для меня это был новый опыт работы, который мне понравился. Я даже полюбил этот вид кино, который приспособлен к телевидению. Он дает много возможностей для режиссеров и авторов. Там другое временное пространство, ты можешь показывать длинные истории. Думаю, что будущее – за сериалами, они станут основным видом кино. Учитывая, что качество телевизионных аппаратов на телевидении сегодня очень высокое, даже выше, чем на экране. Да и аудитория огромная – десятки миллионов людей. Неслучайно во всем мире крупные режиссеры и выдающиеся актеры приходят в сериальное кино.
«С»: Вы сейчас с большим вдохновением говорили о сериалах, но мне вспомнились, как тепло был встречен зрителями ваш полнометражный фильм «Курьер», который по версии журнала «Советский экран» стал лучшей картиной 1987 года. Главный персонаж выступил против социального расслоения в обществе и его сразу стали называть героем своего времени. А каким лично вы видите героя современности?
– Это сложный вопрос. Никто не знает, каким должен быть герой, пока кто-нибудь его вам не покажет. Конечно, он есть, но это происходит не специально. Когда снимал «Курьера», то не мог знать, что мой персонаж окажется в какой-то степени близок миллионам людей, которые увидят в нем какого-то героя своего времени. Это происходит само собой. Но пока в современном кино этого не произошло. Но все может быть. Поэтому посмотрим. Но то, что герой есть – однозначно. Просто он еще не открыт кинематографу.
«С»: Будет ли долгожданное продолжение «Курьера»?
– Исполнитель главное роли в этом фильме Федор Дунаевский стал режиссером. Он написал продолжение истории и хочет снимать фильм. Я не против, но сам в этом участвовать не буду. И отдал Федору свои авторские права.
«С»: Возможно кто-то позиционирует как героя директора «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова, который не сгибается под натиском испытаний. Для кого-то он жертва власти. Каково ваше мнение на этот счет?
– Отношусь к этому человеку с сочувствием. К своему стыду, не очень хорошо знаком с его творчеством… Эту ситуацию везде раззвонили, еще не закончено следствие. На него пятно какое-то падает. Для человека это тяжелая ситуация. Нельзя сказать, чтобы тут была замешена какая-то политика. Я этого не вижу. Ведется следствие, думаю, что там все будет правильно. Его же не обвиняют, он выступает в деле как свидетель. Думаю, что слишком много разговоров вокруг того, о чем никто не знает. Но что сейчас об этом говорить? Чисто по-человечески я его понимаю. Режиссер, творческая личность попал в такую ужасную ситуацию. Я ему сопереживаю и надеюсь, что все образуется.
«С»: Агент Купер из сериала «Твин Пикс» больше всего в жизни хотел узнать, кто на самом деле стрелял в президента Кеннеди. А если бы у вас была возможность получить ответ на единственный вопрос и открыть единственную тайну, что бы вы выбрали?
– (Смеется – «С»). Для меня, конечно, не является самым важным вопрос, кто убил президента Кеннеди. Я бы спросил у Бога: «Зачем мы живем на Земле? В чем истинный смысл существования?». Вот это для меня самая большая тайна. На этот вопрос никто не может ответить, кроме Всевышнего, а он молчит.
«С»: Хочется пригласить вас в Саранск, где недавно открыли культурный центр имени Жерара Депардье. Местная публика будет рада встрече с любимым режиссером!
– Спасибо. С удовольствием приеду, если вы приглашаете. Тем более, что раньше мне не доводилось бывать в ваших краях.
Знаменитые цитаты Шахназарова:«Женская привязанность подчас превращает мужчин в наглецов».
«За право быть честным надо платить самой звонкой монетой, которая есть в твоих карманах».
«Во всяком случае, я пришел к выводу, что принадлежу к тому типу никчемных людей, которые должны рождаться в семьях миллионеров».
«Я придерживаюсь старинной точки зрения, что жизнь намного богаче и интереснее всего, что можно специально выдумать. Надо только постараться это увидеть».
«Обладать властью над людьми – значит быть одиноким среди них».
«Что такое нормальный человек? Тупица, лишенный фантазии, и все. Ему никогда не суждено ощутить себя Калигулой, Бонапартом, Шекспиром или Достоевским, Христом или Магометом».
«Для меня родина – это тот язык и та культура, в которой я нахожусь. И поскольку я нахожусь в мире русского языка и русской культуры, то для меня родина – это Россия».