Алексей Герман-младший — о своем фильме про Довлатова, народной любви к писателю и его частичке в каждом
На Берлинском кинофестивале состоялась премьера фильма Алексея Германа-младшего «Довлатов». Лента получила восторженные отзывы критиков и «Серебрянного медведя» за выдающийся художественный вклад в культуру. В российский прокат картина выйдет 1 марта. Она рассказывает о жизни писателя в Ленинграде за неделю до эмиграции его друга Иосифа Бродского. Где нашли актера на главную роль, и чем помогли пельмени? Почему народная любовь важнее актуальности? Режиссер ответил на вопросы Николая Кандышева.
«С»: Что вы чувствуете после окончания работы над лентой?
— От просмотра финальной версии фильма было довольно странное ощущение. Пришло осознание, что уже ничего нельзя изменить. Картина важна для меня и других людей, причастных к ее созданию, как вспоминание замечательной эпохи 1970-х годов. Довлатов и Бродский — это люди с прямыми спинами, к которым я отношусь с искренним восхищением и сожалею о дефиците таких личностей в наше время. Наш фильм — это дань Ленинграду и времени, в котором они жили. Я ведь сам вырос на тех же улицах и помню город очень хорошо.
«С»: Трудно ли было воссоздать ушедший Ленинград?
— Все декорации построены в выселенных домах. Клеились обои советских лет, стелились полы, выбирались ткани, ставились двери… Мне кажется, все получилось достаточно достоверным и точным. Это большая заслуга художника картины Елены Окопной. (Жена режиссера — «С») Ей пришлось работать в рамках достаточно ограниченного бюджета, но благодаря своему художественному безумию, в хорошем смысле слова, она создала целый мир практически с нуля. Елена проделала огромную работу в изучении жизни Довлатова. Вплоть до того, что ей известно в какой комнате жил писатель, его любимые женщины и друзья.
«С»: Почему такой короткий прокат — всего четыре дня?
— Я согласился с коллегами в этом вопросе по причине врожденного авантюризма. Когда-то мы делали фильмы о спорте, которые сейчас бьют рекорды в прокате. Снимали военные фильмы до того, как это стало трендом. Поэтому мне кажется, что лучше пробовать что-то новое, прыгать в неизвестность, а потом смотреть, как это станет рабочей схемой.
«С»: Как думаете, поймут ли фильм зрители в США, где Довлатов прожил много лет?
— В целом картина получилась очень русской и вряд ли западный зритель сможет понять ее контекст. В этом смысле она абсолютно не экспортная. В США про нас вообще ничего не понимают. Будут считать, что фильм о хакерах. Там же все буквально сошли с ума на этой почве.
«С»: Почему не нашлось русского артиста для роли Довдатова?
— Актера на главную роль выбирали долго и мучительно. Искали человека, похожего и внешне, и по характеру. Чтобы был обаятельный, тонкий, ранимый, харизматичный и девушки, глядя на экран, влюблялись бы в него. Но не обнаружили такого в пределах наших границ. Обозревая земной шар, обратили взгляд на Сербию. Просмотрели пробы двоих актеров, которые прекрасно читали Чехова. В итоге один из них приехал в Петербург на прослушивание. Когда вошел Милан Марич, мы почти сразу поняли, что это Довлатов. Прекрасное чувство юмора, тонкий и обаятельный, жаль только не говорит по-русски. Кроме того, стройный и мускулистый, что никак не вяжется с фигурой нашего писателя. Поэтому пять месяцев откармливали его салом, блинами и пельменями, чтобы поправился. Теперь не может есть эти кушанья. (Смеется — «С») Когда он оказался готов, начали снимать. Были трудности и с выбором актера на роль Бродского. Просмотрели многих симпатичных артистов, но все не то! Здесь помог продюсер фильма Константин Эрнст, посоветовавший попробовать Артура Бесчастного. Он на сто процентов попал в образ Иосифа Бродского. Вообще в картине подобрался великолепный актерский состав: Светлана Ходченкова, Данила Козловский, Антон Шагин, Елена Лядова… Важный критерий — чтобы актер был личностью.
«С»: Как вы проводите границу между творчеством и личностью Довлатова?
— В процессе работы над картиной мы поняли, что есть два Довлатова. Первый — художник, который преувеличивает какие-то вещи, домысливает. Второй — реальный человек. Мы попытались передать наш взгляд на то, каким он мог быть. Не претендуем на документальность и цитирование прозы, хотя есть ее вкрапления. Даже упоминаются неизданные и малоизвестные произведения Довлатова и Бродского. И записная книжка, куда впервые Бродский записал телефон Довлатова.
«С»: В работе открещивались от стереотипов про Довлатова?
— Кончено, мы не хотели показать его как человека, который левой рукой побухивал, правой писал, а третьей подгонял Глашу. Довлатов был трудоголик, рано вставал, много работал, постоянно совершенствовал свою прозу. Он был сложным и часто резким человеком. Халат, бухло и лень — это стереотипы. Мы попытались заглянуть за них.
«С»: Родственники писателя помогали вам в работе?
— Семья вела себя благородно и помогала в создании ленты, начиная с возникновения замысла. Мы много общались по «Скайпу», лично встречались в Ереване и Санкт-Петербурге. Они что-то ненавязчиво подсказывали. Было нормальное интеллигентное общение без каких-либо секретов и намека на диктат. Мы общаемся до сих пор.
«С»: Актуален ли Довлатов сегодня, особенно для поколения, родившегося после его смерти?
— Вздрагиваю, когда слышу слово «актуальность»! Мне кажется, Довлатов не проповедует и не учит — он беседует с читателем за одним столом, немного выпивая, рассказывает что-то смешное. Писатель — ваш товарищ, собеседник равный, а может, даже ниже. Любовь к Довлатову не связана с актуальностью и с веянием времени. Он один из немногих открытых и доступных авторов в русской литературе. Есть строчка Евтушенко: «Поэт в России больше, чем поэт», так вот Довлатов не был «больше, чем поэт». Это как раз и подкупает. Мы снимали ролик для министерства культуры и Фонда кино, чтобы получить финансирование. В нем представлен опрос прохожих, любят ли они Довлатова. Так вот один человек завел съемочную группу в туалет, снял штаны и показал на жопе большую татуировку Довлатова, цветную и красивую! Вот это народная любовь!
«С»: В вас есть кусочек Довлатова?
— Во мне частичка Довлатова есть в пятницу вечером. (Улыбается — «С») В субботу — часов до восьми-девяти утра… Вообще, мне кажется, в каждом присутствует частичка Довлатова.
Особое мнение:
Константин Эрнст: «Довлатов и Бродский — абсолютно культовые фигуры для 30-летних и 40-летних. Иосиф Бродский стал таковым еще при жизни, получив Нобелевскую премию, а у Довлатова это произошло не сразу. Как показано в картине, окружающие его не понимают. Безусловно, это лучший фильм Алексея Германа по художественным качествам. Иногда в ней промозглый ветерок, а порой тепло, как в квартире у друзей, куда зашел с мороза. Хорошие писатели прежде всего пишут про людей. За последние тысячу лет их творчество никак не изменилось. Николай Васильевич Гоголь — остроактуальный писатель. И Довлатов тоже остроактуальный писатель, потому что он писал про жизнь и про любовь. Я прочитал всего Довлатова».ля за выдающиеся достижения в киноискусстве за фильм «Под электрическими облаками».