«Аритмия» Хлебникова стала жемчужиной «Евразии»

«Аритмия» Хлебникова стала жемчужиной «Евразии»
«Аритмия» Хлебникова стала жемчужиной «Евразии»
«Аритмия» Хлебникова стала жемчужиной «Евразии»
«Аритмия» Хлебникова стала жемчужиной «Евразии»
Фото: stolica-s.su

Достоинства и недостатки международного кинфорума глазами журналиста «Столицы С»

Недавно в Астане прошел XIII Международный кинофестиваль «Евразия». В нем приняли участие министр культуры и спорта Казахстана Арыстанбек Мухамедиулы, лауреаты «Оскара» и «Золотого глобуса» Николас Кейдж и Эдриан Броуди, известный актер Джон Малкович, киновед и телеведущий Кирилл Разлогов, лауреат Каннского кинофестиваля, режиссер Сулейман Сиссе… Предсказуемым победителем стала казахская картина «Оралман». К сожалению, единственный представленный на конкурсе российский фильм «Аритмия» режиссера Бориса Хлебникова остался без главных наград. За голливудскими мастодонтами и сенсациями «Евразии» охотился Николай Кандышев.

«Евразия» является крупнейшим кинофорумом в Центральной Азии, аккредитованным Международной федерацией продюсерских ассоциаций (FIAPF) наряду с такими мероприятиями класса «А», как Каннский, Берлинский и Венецианский. В 2012 году International Film Guide (Великобритания) включил его в рейтинг 35 лидирующих мировых кинофестивалей. В этом году форум в третий раз прошел в Астане. Было показано рекордное количество фильмов — ​296, в том числе 101 ​представили в основной программе. В основном конкурсе «полного метра» участвовали 12 картин, в конкурсе «короткого» — ​30. Были представлены киноработы из России, Казахстана, Кыргызстана, Испании, Германии, Грузии и других стран. Перед премьерой каждой из них и после окончания устраивались встречи с режиссерами и продюсерами, во время которых они отвечали на вопросы зрителей. Кроме того, желающие могли посетить пресс-конференции… В жюри «Евразии», помимо его председателя Сулеймана Сиссе и Кирилла Разлогова, вошли крупнейший деятель фестивального движения, продюсер Марко Мюллер, режиссер и сценарист из Грузии Русудан Глурджидзе, режиссер Талгат Теменов и кинокритик Клаус Эдер… Открытие «Евразии» ознаменовалось визитом звезд мировой величины — ​лауреатов «Оскара» и «Золотого глобуса» Николаса Кейджа и Эдриана Броуди. Актеры провели мастер-классы и пресс-конференцию. Также Астану посетили представители российской киноиндустрии. С мастер-классами выступили креативный продюсер канала TВ3 Анна Гудкова и именитый актер Егор Бероев…

Один из творцов самого прибыльного российского фильма 2014 года «Вий» Алексей Петрухин рассказал о внутренней кухне кинорынка России и посетовал на тлетворное влияние Голливуда на мировой кинематограф. Подробное интервью с продюсером будет опубликовано в следующих номерах «Столицы С». Петрухин анонсировал несколько новых проектов, в том числе ленту «Путешествие в Китай» с участием Джеки Чана и Арнольда Шварценеггера. «У меня была ровно минута, чтобы уговорить великого «терминатора» сниматься в фильме, — ​рассказал он. — ​Я поведал историю об одном тюремном надзирателе времен Петра I, который боролся с заключенными и в случае их победы давал им свободу. Шварценеггер проявил интерес. Тогда мы добавили, что он будет сниматься вместе с Джеки Чаном… Так у нас оказалось сразу две мировых звезды!» Также Алексей Петрухин показал трейлер российского фильма «Марсианин», идею которого в свое время, по его словам, украл автор одноименной книги, американский писатель Энди Уир. Впоследствии на основе романа Ридли Скотт снял своего «Марсианина» с Мэттом Деймоном в главной роли. В беседе с корр. «С» продюсер поведал подробности этой детективной и нехарактерной для российского кино истории, а также подверг обструкции фильм «Левиафан» Андрея Звягинцева…

Не обошлось и без промахов. Основным стал выбор места для проведения мероприятия — ​кинотеатр Chaplin торгово-развлекательного центра Mega Silk Way, расположенный в новой части столицы Казахстана напротив университета имени президента страны Нурсултана Назарбаева. Четыре кинозала не выдерживали наплыв зрителей. Постоянно образовывалась внушительная очередь. Из-за этой неразберихи на просмотр фильмов попадало большое количество «левых пассажиров». Еще бы! Показы бесплатные! Как не упустить такую возможность «прикоснуться к прекрасному»! Многие приводили детей, которым вскоре становилось скучным непонятное зрелище на экране. Зал наполнялся шумом и возней. Ребятня начинала бегать между рядами… А тем временем на экране крупным планом показывали не очень подходящие для неокрепшей юной психики сцены. Например, как афганцы в одной из деревень перерезали горло барану. Или — ​насилие в рядовой вьетнамской семье… Также в залах постоянно звучали сотовые телефоны, а некоторые зрители успевали делать перекусы, что также не способствовало полноценному восприятию фильмов. Но, несмотря на это, «Евразия» все-таки удалась…

В целом призы распределились достаточно предсказуемо. Гран-при получила казахская лента «Оралман» режиссера Сабита Курнамбекова, рассказывающая об этническом казахе по имени Сапаркул, родители которого бежали от советской власти в Афганистан, который затем охватила война. Теперь же он возвращается на родину вместе с семьей. К сожалению, мечта о спокойной жизни столкнулась с суровой реальностью. Главный герой вынужден бороться за свое право жить в новом доме. Сапаркул встречает непонимание и вражду со стороны земляков, для которых он во многом враг и чужак, приехавший на все готовое. Ситуация усугубляется и тем, что во время афганской войны он воевал на стороне моджахедов. Чрезвычайно ностальгическая и монотонная лента, призванная сплотить разобщенный народ, вряд ли «пробьет» зрителя, незнакомого с рассказанной проблемой. Однако это не отменяет факт правильной расстановки акцентов в том, что нужно всегда и даже в самый темный период стараться жить по совести. «После этого фильма я снова полюбил свою родину — ​Казахстан!» — ​поделился впечатлением Алмаз Сексенбаев, журналист и синефил из города Актюбинск…

В этом году одним из гостей «Евразии» стал Николас Кейдж

Лучшим режиссером стал Актан Арым Кубат. Жюри высоко оценило его работу «Кентавр», где он к тому же исполнил главную роль. Сюжет такой. У бизнесмена Карабая пропадает знатный скакун. Под подозрение попадает конокрад Садыра. Коня находят, но настоящий вор так и не пойман. Им оказывается родной брат Карабая — ​тихий и немного блаженный местный житель по прозвищу Кентавр. Основная идея — ​уважение к своим традициям, сопротивление инородному и пагубному для народа влиянию, которое автор видит в исламе — ​выглядит достаточно прямолинейной.

Несмотря на попытку разбавить незамысловатый сюжет лирическими планами и подтекстами, резонирующая игра актеров и узколобость главной мысли не помогают в полной мере проникнуться показанной историей. Приходится с сожалением констатировать, что попытки продвигать «своих», местных авторов не способствуют улучшению репутации фестиваля. Кстати, в конкурсе короткометражек тоже победила казахская лента «Ит».

Приятно поразила и порадовала мелодрама Бориса Хлебникова «Аритмия», получившая на «Евразии» приз ФИПРЕССИ. Невероятно щемящая и цепляющая за живое история двух замечательных людей — ​медика скорой помощи Олега (Александр Яценко) и его супруги, врача Кати (Ирина Горбачева). Фильм вызывает дикий восторг и безжалостную грусть по отношению к России. Жаль, что он не в полной мере смог достучаться до сердец иностранных зрителей и жюри. «У вас, правда, в России так много пьют?» — ​первый вопрос из зала, который услышал автор картины после показа. «Этот вопрос мне задают постоянно на всех международных фестивалях за границей, где мы показывали ленту», — ​ответил режиссер. И как результат — ​остался без главного приза, хотя до этого был триумфатором «Кинотавра». «Очень сильный актерский дуэт!» — ​отметил в беседе с корр. «С» председатель жюри «Евразии», лауреат Каннского фестиваля, африканский режиссер Сулейман Сиссе и предложил приехать к нему в Мали. Будем думать… Хотя самому Сиссе надо было лучше думать о призе за лучшую женскую роль, которого была достойна Ирина Горбачева. В итоге награда досталась актрисе Ие Шуглиашвили (грузинский фильм «Моя счастливая семья» Наны Эквтимишвили). Лучшим актером-мужчиной объявили Гурбана Исламова (азербайджанская картина «Гранатовый сад», режиссер Ильгар Наджаф).

Не обошли вниманием и голливудского гостя Джона Малковича — ​ему вручили специальный приз за вклад в мировой кинематограф…

Вышеупомянутый Алмаз познакомил корр. «С» с Азером Гулиевым — ​начинающим режиссером из Азербайджана, который привез на «Евразию» свой дебютный короткометражный фильм «Папа»… После просмотра ленты «Взломщицы» израильского режиссера Хагар Бен-Ашер, которая показалась слабой и сырой, мы отправились в ресторан «PRЯНИК», где оргкомитет организовал бесплатное питание для всех участников фестиваля. Агиль поведал о своей работе. Короткометражка рассказывает о подростке, пытающемся найти своего пропавшего отца… Агиль признался, что его самым любимым режиссером является Ингмар Бергман. Из российских авторов он выделяет Андрея Тарковского и Сергея Эйзенштейна. По поводу современного российского кино у него нет восторженных откликов. «Творчество Андрея Звягинцева особых симпатий не вызывает, а «Левиафан» и вовсе считаю ужасной работой, — ​говорит Агиль. — ​Эти два часа я бы мог потратить на общение с внуками. То же самое могу сказать о фильмах Алексея Балабанова. А вот Юрий Быков своим «Дураком» меня просто поразил!»

Николаю Кандышеву удалось задать немало вопросов знаменостям

Но вернемся к «Евразии». Самый лучший фильм был показан не в рамках конкурса. Это шикарная мелодрама «О теле и душе» венгерского режиссера Ильдико Эньеди, получившая четыре (!) главных приза на недавнем Берлинском кинофестивале. Созерцательная лента. Завороженный чертовским обаянием и внутренней уязвимостью главных героев, ты постепенно проникаешься симпатией не только к ним, но и ко всему человечеству. Вполне тривиальная завязка в виде знакомства закоренелого холостяка, управляющего скотобойней, и чрезвычайно дотошного нового инспектора по контролю за качеством мяса, благодаря филигранному и потрясающе изобретательному сценарию, заставляет с увлечением и восторгом следить за происходящим на экране. История любви, спасающей героев в прямом и переносном смысле, выводит незатейливую, но крайне важную формулу: никогда не поздно шагнуть навстречу чему-то новому, отбросив предрассудки и стереотипы!

В рамках программы «Особого события» продемонстрировали сразу несколько громких премьер. В том числе отреставрированную ленту «Люмьер». Дань уважения творчеству французских отцов мирового кинематографа. Это альманах, состоящий из нескольких очаровательных короткометражек братьев Луи Жана и Огюста Луи Мари Николя. Также следует отметить документальную картину «О Ка» («Наш дом») Сулеймана Сиссе, мировая премьера которой состоялась на Каннском фестивале 2015 года. Режиссер рассказывает историю борьбы обычных людей с произволом чиновников. Еще одна остроумная и незаурядная работа — ​«Волк и овца» режиссера Шарбану Садата, рассказывающий о жизни афганской деревни.

В картине видны человеческие судьбы и перипетии, которые легко узнаются, несмотря на отдаленность места действия. Блестящий актерский состав, состоящий в основном из детей, играет безупречно…

Пожалуй, кино в той или иной степени сейчас умеют снимать в любой стране. Благодаря таким фестивалям, как «Евразия», становится ясно, кому и куда еще следует расти. Иерархия так или иначе обозначена. Европейцы задают тон и ритм. Остальным же следует подумать о том, как рассказать волнующую проблему, чтобы ее понял человек из другой части света. Как это уже давно научились делать в США…

 
По теме
   Дети познакомились с творчеством «музыкального сказочника» и его замечательным произведением – оперой «Сказка о царе Салтане» по произведению А. С. Пушкина.
1.jpg - ТФОМС 11-17 марта 2024 года Министерством здравоохранения Российской Федерации объявлено Неделей по борьбе с заражением и распространением хронического вирусного гепатита С. Гепатит С – это вирусное заболевание,
ТФОМС
zastavka - Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи 18 марта 2024 – десятый день рождения Крымской весны – юбилейный, праздничный день в новейшей истории России.
Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи