Фильмы недели: пережеванный салат от Валерия Тодоровского, грубый стейк с кровью аля Гай Ричи и аппетитный чизкейк шеф-повара Джордана Пила

Фото: stolica-s.su
Николай Кандышев

kandyshev@stolica-s.su

Кадр: фильм «Большой» «Большой»: фильм-оксюморон.

Валерий Тодоровский явно набив руку на телевизионных проектах («Оттепель», «Оптимисты») не может уйти от данного формата, что вылилось в отсутствие акцентированной идеи в его новой картине. Форма новой работы Тодоровского выдающаяся, отсюда и такое выпирающее и очерченное название «Большой», которое явно преподносит ленту в эстетической плоскости. Не случайно заявлена миграция картины на телевизионные экраны, что всегда сомнительно и умаляет само по себе кинематографическое высказывание, делая его из масштабной ленты, репродукцией и суррогатом. В свое время ведущий одной из церемоний «Оскара» справедливо и уместно заметил: «Когда фильмы умирают, они попадают на телевидение».

Не смотря на то, что телевизионный экран по бюджету, сценарию, компьютерной графики сейчас соотносится на равных с кинематографом, все же нельзя делать один и тот же продукт для двух все объективно разных форм. Нельзя одну рыбу использовать одновременно для суши и для барбекю, потому что способы, результаты и итоговый вид и там, и там различны, хотя это так или иначе сводится к задаче накормить зрителя. Нельзя угнаться за двумя зайцами и усидеть на двух стульях, иначе ты рискуешь предоставить зрителю либо недожаренное, либо раскисшее угощение, от которого у него будет изжога или отравление. Фильм Валерия Тодоровского скорее салат оливье с кучей ингредиентов, некоторые из которых ты согласен съесть, но все вместе это безвкусно и комбикормноподобно. К сожалению, при несомненно красивой и достойной картинке Сергея Михальчука, в целом перед тобой проносится скорее бробдингнегское чудовище, чем филигранный и изысканный арабеск. Так вот тебя местами действительно увлекает происходящее во многом своей несмотрибельностью и массивностью. Скорее большой экран позволяет «Большому» произвести необходимое впечатление на зрителя, но эффект этот эпизодический и кратковременный. Режиссер расставляет акценты ленты, таким образом, что мы вынуждены смотреть разбитые параграфы без единой смысловой линии, которая была бы прямым и крепким шампуром, пронизывающим сочные, но сырые куски фильма, позволяя их тщательнее приготовить. Тому бы прекрасно поспособствовала и наличие специальной идея фильма, которую ты стараешься найти условную долю хронометража.

Казалось бы, очевидный сюжет о том, как провинциальная девушка из неблагополучной семьи приезжает в Москву и пытается добиться успеха в балете, сам собой подсказывает тему – стремление к своей мечте, не смотря ни на какие перипетии. Фильм о преодолении себя и достижении заветной мечты выигрышная и избитая тема, где оригинальничать особо не надо, тем паче, когда речь об одном из краеугольных для России искусств, являющимся нашей торговой маркой наряду с водкой и матрешкой. К сожалению, кино к отечественным козырям не относится, поэтому мы и вынуждены постоянно брать в руки карты практически без отбоя, оставаясь регулярно в…

Так и здесь автор выхолощенных «Стиляг» явно нацелился на успех ленты «Черный лебедь» Даррена Аронофски. Казалось бы, по трейлеру очевидно проглядывают уверенно и укоризненно черты оскароносной драмы, но после просмотра совершенно очевидно, что «Большой» скорее не переработка истории, принесшей несравненной Натали «Падме» Портман заслуженную статуэтку, а ремейк другой картины о балете, в свою очередь обделенной такого рода внимания академиков, при этом несравненно выдающейся и поразительной. «Билли Элиот» абсолютный шедевр английского режиссера Стивена Долдри («Чтец», «Часы»), который зажег звезду талантливейшего Джейми Белла. Пусть последний и сейчас чередует главные роли в сериалах («Поворот»/«Агент») и второстепенные роли у мастеров арт-хауса Пон Чжун Хо и Ларса фон Триера в лентах «Сквозь снег» и «Нимфоманка». Разумеется, переплюнуть роль застенчивого снаружи, но горящего изнутри мальчика из семьи шахтера по воле судьбы увлекшегося балетом, он не сможет никогда. Не будет ошибкой сказать, что мы переживаем на экране давно знакомый сюжет Ханса Кристиана Андерсена из его сказки «Гадкий утенок». Лента Тодоровского практически через кадр повторяет основные моменты этого фильма, пытаясь замести следы паразитизма вульгарными переходами и карамельной игрой актеров. Начиная от города Шахтинск, из которого отправилась героиня в первопрестольную и заканчивая последним кадром, якобы ставящем точку на экране, а на самом деле оставляющем яркий пробел на всей затее под названием российский кинематограф.

Кадр: фильм «Меч короля Артура» «Меч короля Артура» клип о Средневековье.

Однажды кто-то, на мой взгляд, очень справедливо заметил после фильма Итана и Джоэла Коэнов «Аве Цезарь!»: «Господь, за что ты нам дал Коэнов?!» Как мне видится, возможно высокомерно прозвучит, но мы их заслужили в полной мере своей историей и существованием в полной мере. Они и конечно еще Квентин Тарантино – самые крупные народные режиссеры современности. Потому что наши пороки и зачастую неприглядную сущность так виртуозно и регулярно не подмечает никто в мировом кинематографе. Кто кроме них так лихо управляется с человеческим материалом, словно Нусрета Гекче готовит очередной стейк? «У него есть напарник, страшный человек: Барри-Креститель. Креститель получил своё прозвище за привычку топить людей. Барри следит, чтобы по административной части бизнес шел без накладок» – скажут нам ценители творчества одного из ярких и небесталанных режиссеров современности.

Действительно, Гая Ричи мы тоже заслужили и он старательно своим творчеством с английским акцентом пытался вклиниться в выше названную троицу. По всей видимостино у него это все же не получилось, и вряд ли получится когда-нибудь, тем более данный автор всеми своими последними работами показывает, что его все устраивает. Скорее он вписался в когорту постановщиков вроде Майкла Бэя или Дэвида Финчера способных преподнести нужную кассу и одобрение публики из разнообразнейших историй. Данная тройка – несомненные формалисты, стремящиеся внешними экранными образами пронести мало-мальский понятный широкому зрителю замысел, который легко распознаваем и временами актуален. Отсюда и популярность британского постановщика, коему доверили внушительный бюджет на создание канонической средневековой истории о Эскалибуре и Короле Артуре. Легендарная история ни раз экранизировалась и подвергалась разного рода интерпретациям. «Король Артур» Антуана Фукуа также сравнительно дорогой проект не получил восторженных отзывов поклонников и с трудом вышел в ноль по результатам кассовых сборов. Внушительный актерский состав во главе с Клайвом Оуэном, Кирой Натли, Мадсом Миккельсеном, Стелланом Скарсгардом и другими замечательными актерами нашла своего зрителя, но не оправдала возложенных на нее ожиданий студийных боссов, хотя основания конечно у них были. Интрига как поведет себя новая лента бывшего клипмейкера в прокате, одна из основных нынешнего месяца ибо разительно по сюжету она уступает выше названной картине и имеет серьезных конкурентов в лице «Стражей», «Чужого» и «Пиратов». О качестве фильма говорить можно в двух словах – это фильм Гая Ричи.

Несомненно, он приобрел хороший почерк и стиль, от которого попросту глупо отказываться, иначе ты получишь выбивающуюся на общем фоне вирильных лент («Карты, деньги, два ствола», «Большой куш», дилогия «Шерлок Холмс», «Агенты А.Н.К.Л.») разгромленную прессой, однако симпатичнейшую ленту «Револьвер», в которой Джейсон Стейтем не только с волосами, но и не крошит направо и налево плохих парней, что само по себе достижение. К сожалению, не найдя понимания капризных и разбалованных критиков, британский постановщик закрыл лабораторию с надписью «Эксперименты» и открыл дверь с табличкой «Печатный двор». «Меч короля Артура» яркая тому характеристика, как форма давит своим размером мудрое содержание, доставшееся нам от предков. Что не отнять Гай Ричи вдохнул новую жизнь в данный реликт, практически, сделав ремейк «Истории рыцаря» с Хитом Леджером. Достойное происхождение вовсе не говорит нам о благородной натуре человека в дорогом и блестящем костюме. Истинность проявляется в отношение к окружающим, его друзьях, когда он с честью и достоинством, привитом ему не напыщенными и расфуфыренными вельможами, не знающие истинной картины и закованные в свои предрассудки, а выстраданными на жесткой и грязной улице, показывает кто ты есть самом деле за всем флером и позолотой. В общем, и Гаю Ричи, и Брайану Хелгеленду удается сделать в полной мере. Правда, если второй обошелся более скромным бюджетом, при этом раскрыв нам неординарные характеры на основе выдающегося сценария, а также подарив нам незабываемый музыкальный контрапункт. Автор «Большого куша» пытался перебить этот джокер, камео одного выдающегося британца в отдельном эпизоде выглядело круто, но, как бы сказал условный редактор провинциального издания по поводу отсылки к «Отверженным» Виктора Гюго в статье о футболе: «Не все поймут!» Опять же имея такой, думаю что вполне оправданный бюджет, все же обойтись одной крупной и короткой батальной сценой невероятное игнорирование ожиданий зрителей и практически мошенничество, что впрочем подстать главному герою, опирающегося до поры до времени только на ум.

Второй ключевой момент, который контрастирует с фильмом Брайана Хелгеленда и предыдущей работой британского постановщика, зато вполне характерно для остальных работ – отсутствие сильных женских персонажей. Одной чародейки Мэг в исполнении старательной, но невыдающейся Астрид Берже-Фрисби недостаточно, чтобы проникнуться историей о борьбе за гражданские права (а иначе и не скажешь, все-таки родина парламентаризма). Так вот тот самый акцент вопроса борьбы за свои права здесь слышится отчетливо и там мы видим сразу два характерных женских типажа, готовые пожертвовать многим лишь бы достичь того, чего они хотят больше всего. В Средневековье подобные вещи не жаловали, сгоняя на костер всех неугодных женщин, обладающих характером и волей, что не означает, что их не было вовсе. Как нам ярко доказывает два главных фэнтэзи («Гарри Поттер все-таки пролетает, не смотря на Гермиону) нашего мира «Властелин колец» и «Игра престолов», женщины способны не просто конкурировать с мужчинами, но и растаптывать их словно тараканов, что зачастую делает Серсея Ланнистер или Дейенерис Бурерожденная. Отсюда некое лицемерие и просчет со стороны автора «Меча короля Артура» и нежелание его, либо близорукость, когда он, делая развлекательное и популистское кино о праве и равноправии, не сажает за канонический символ этого – круглый стол, девушку, оставляя все в чисто мужской компании. С мужскими ролями кстати все схвачено есть Артур в исполнении Чарли Ханнема («Багровый пик», Сыны анархии») и сильный антагонист, Джуд Лоу («Молодой папа», «Гаттака»). К тому же на подхвате номинированный на «Оскар» за роль в «Кровавом алмазе»Джимон Хонсу, и ряд игропрестольников Эйдан Гиллен (Мизинец) в непривычной роли хорошего парня, и Майкл МакЭлхаттон (Рус Болтон) привычно играющей мерзавца.Недостроенный стол, как бы намекает на продолжение этой истории, но, увы, тому служит не качество ленты, а ее наверняка хороший кассовый успех.

Как итог непостоянный и синусоидный экшен с перебивчивыми диалогами, которые твердой рукой хирурга убивает русский дубляж, мешает насладиться картиной в полной мере, которая при всей цельности оставляет чувство недосказанности и сомнения.

Кадр: фильм «Прочь» «Прочь»: Что чернокожему плохо, то русскому невдомек.

Как может показаться при прочтении знаменитых строк Федора Тютчева «Умом России не понять…», он имел в виду уникальную и загадочную сущность страны, где были рождены Александр Пушкин и Петр Чайковский, которую иностранному гостю сложно усвоить. Впрочем, справедливо и другая интерпретация, которая объясняет значение этих строк как сиюминутный вздох отчаяния в отношении судьбы этого огромного и проблемного государства. Правда проблемы также не уникальны для нас, а характерны для любо государства и они не соотносятся с размером иначе бы упали в Марианский желоб, или вознеслись на Эверест . Нет, мы находимся в подвешенном состоянии, что и столетия назад, склоняясь то к одному краю пропасти, то к другому.

Проблемы и достоинства человечества: глупость, лень, зависть, корысть, самопожертвование, остроумие, любознательность, доблесть и прочее универсальны и не имеют четко очерченных координат, либо топографической привязки. Поэтому, не смотря на ряд несомненных достоинств, у наших соседей по другую сторону Берингового пролива также есть проблемы и язвы, от которых трудно избавиться окончательно, регулярно их не прижигая. Пожалуй, этим они несомненно нас превосходят, по крайней мере в кино они занимаются самобичеванием каждодневно. Если еще есть реальные истории, которые американскими кинематографистами не перенесли на экран, то сценарий по ним будьте уверены уже готов и в распечатанном виде разослан по студиям. Правда оригинальничать они также не разучились за последнюю сотню лет. Вот последний «Оскар» преподнес нам наряду с классическим для Голливуда жанром, перечень замечательных первородных картин, пусть и некоторые из коих имели литературный источник. «Лунный свет», «Манчестер у моря», «Любой ценой», «Ла-Ла Лэнд» хоть и имеют явную географическую привязку с характерными чертами для каждого описанного региона, но раскрывают универсальную проблему отнюдь не только для Техаса или Лос-Анджелеса, и даже не для США, а для человечества в целом. Оно бьет по щекам совей актуальностью, стараясь тем самым пытаясь вытащить нас из той комы, в который все мы прибываем. Однако, если вышеперечисленные ленты после просмотра не возымели должного эффекта можно прибегнуть к более радикальным методам шоковой терапии и посмотреть дебютную картину именитого американского комика Джордана Пила «Прочь». Лента, окупившая в несколько десятков раз свой скромный бюджет (Тимур Бикмамбетов и Сарик Андреасян сглотнули слюну) покорила и сердца критиков (здесь уже шок у Зака Снайдера).

Для хоррора важен подтекст, чтобы иметь серьезный вес и выделяться на общем фоне и высказываться поактуальной проблеме. Где-то это виртуозно замаскировано, как в ленте «Бабадук» Дженнифер Кент или «Оно» Дэвида Роберта Митчелла, а где-то преподносится более броско, как в трилогии «Судный день». Через завуалированные формы мы видим драмы о конфликте матери и сына, либо трагедию взросления, когда за обычными подростками постоянно тянется шлейф внутренних переживаний и невзгод.

Правда, чтобы осознать значение происходящего на экране следует практически одеть шкуру героя картины, а точнее его цвет. Иначе будет откровенный диссонанс, такой же когда слушаешь старые радио-спектакли по книгам Майна Рида, где диалоги по ролям рассказывают обычные советские люди, не имеющие понятия, в чем разница между апачи и сиу.

Так и в работе американского постановщика неизгладимая проблема расизма скрыта и завуалирована под жесткий и кровавый хоррор. Ведь, даже не смотря на великого спортсмена Джесси Оуэнса, выигравшего свои золотые награды Олимпиады в Берлине на глазах у Адольфа Гитлера, либо на одного из самых умнейших президентов Соединенных Штатов Барака Обамы, реформировавшего здравоохранение и выведшего американские войска из Ирака, неприязнь к чернокожим сохраняется в Новом свете и поныне. Правда с любой заразой, пусть даже самой крепкой и въедливой можно бороться, если знать о ее существовании и не давать ей распространяться по организму. В общем, в примитивной форме с этим сталкивается и главный герой ленты Крис, британский актер Дэниэл Калуя («Черное зеркало», «Убийца»), когда его девушка Роуз, (Эллисон Уильямс), отвозит его на смотрины к своей семье. Разумеется, у него есть сомнения, которые она с трудом развевает и его положение становится все более критичным, когда опасения его друга Рода (Лил Релл) начинают одерживать вверх над заверениями и уговорами любимой. «Прочь» кажется милой и проходной лентой, что, конечно же, не так. Проблема тщательная завуалированная на экране, имеет такие же декорации и в жизни, когда наши внутренние недовольства выражаются в неприятии противного нам наличия достоинств у других людей, из-за которых нас клонит к исправлению ситуации. Какие меры мы предпримем для этого заранее неизвестно? Однако, это во многом определяет нашу судьбу.

В общем, лента также скромна, как и содержательна, невероятно проста и прямолинейна, но виртуозна срежиссирована и поставлена, оставляющая после просмотра приятное ощущение внутреннего трепета. Каждая деталь прописана и является необходимым реквизитом для развития действия. Ни одной лишней переменной, благодаря чему перед тобой проносится словно маршрутка, вся лента, награждая тебя приятным чувство ненасытности вкупе с эстетическим удовлетворением.

 
По теме
Кинофонд Мордовии представит воспитанникам лагерей отдыха новый приключенческий фильм - Вестник Мордовии     В рамках Года экологии в России Кинофонд Республики Мордовия представит зрителям детских лагерей отдыха отечественный приключенческий фильм "Озеро героев" (режиссер Анна Протоковило,
13.06.2017
В сентябре зрители увидят балет "Семь красавиц" - Министерство культуры 11 июля состоялась сдача хореографического материала к новому балетному спектаклю К. Караева «Семь красавиц», премьерой которого коллектив Государственного музыкального театра им.
18.07.2018
 
«Певец новой жизни»: к 120-летию И. П. Кривошеева - Министерство культуры Илья Петрович Кривошеев (печатался под псевдонимом Илька Морыця) (1898–1967) – эрзянский поэт, педагог, член Союза писателей СССР (1934), заслуженный учитель школы МАССР (1958), один из зачинателей мордовской советской литературы.
18.07.2018
Администрация муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области 26 августа 2018 г. в с. Новая Малыкла  проводит V–й открытый (I областной) фестиваль культур народов Поволжья   «Малыклинский каравай».
18.07.2018
Романовы – ясный путь  к святости - Министерство культуры 2018 год – год столетия трагической гибели царской семьи: Императора Николая Александровича, Императрицы Александры Феодоровны, Царевича Алексия Николаевича, Княжен Ольги Николаевны, Татианы Николаевны,
17.07.2018
 
Кривошеев И П.jpg - Министерство культуры 19 июля 2018 г. исполняется 120 лет со дня рождения основоположника эрзянской поэзии, члена Союза писателей СССР (1934), заслуженного учителя школы Мордовской АССР Ильи Петровича Кривошеева.
17.07.2018
В Мордовии вспомнят Степана Эрьзу - Gazeta13.Ru 28 июля в селе Баево Ардатовского района будет показан спектакль, посвященный жизненному и творческому пути известного мордовского художника и мастера скульптуры из дерева Степана Эрьзи.
17.07.2018
 
«Лето с Ингмаром Бергманом»: заседание киноклуба «Кинескоп» - Министерство культуры 13 июля отдел литературы по искусству ГБУК «Национальная библиотека им. А. С. Пушкина РМ» совместно с киноклубом «Кинескоп» провели заседание, посвященное 100-летию со дня рождения шведского режиссера театра и кино,
17.07.2018
Конкурс актерской песни «Шар голубой» - Министерство культуры С 10 по 12 августа в городе Нолинске Кировской области пройдет IV Всероссийский фестиваль-конкурс актерской песни «Шар голубой» имени Бориса Чиркова.
17.07.2018
ГБУК «Национальная библиотека им. А. С. Пушкина РМ» приглашает на книжные выставки, посвященные 125-летию В. В. Маяковского - Министерство культуры   ... «Владимир Маяковский и музыка»: к 125-летию поэта   Владимир Маяковский очень любил музыку, но часто писал в дневниках, что разбирается в ней поверхностно.
17.07.2018
 
V Всероссийский творческий фестиваль «Верим в село! Гордимся Россией!» приглашает гостей - Министерство культуры Пятый год Российский союз сельской молодежи при поддержке Министерства сельского хозяйства Российской Федерации проводит Всероссийский творческий фестиваль «Верим в село!
17.07.2018
В Саранске пройдут мероприятия к 120-летию со дня рождения основоположника эрзянской поэзии Ильи Кривошеева - Вестник Мордовии     В Музее А.И. Полежаева – филиале Мемориального музея военного и трудового подвига 1941-1945 годов 19 июля пройдет памятный вечер "Поэт и педагог" с открытием выставки "Голос народа",
16.07.2018
Руслан и ИГИЛа* - Столица С © Столица С Житель Саранска ответил за пропаганду в Интернете идей гитлеровского режима и террористов «Россияне — это не люди, недочеловеки, которые не должны жить!», «Есть такая профессия — детей убивать»,
18.07.2018 Столица С
В ЛИУ-19 УФСИН России по Республике Мордовия предотвращены попытки доставки запрещенных предметов - УФСИН В лечебном исправительном учреждении № 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия предотвращены попытки доставки запрещенных предметов.
18.07.2018 УФСИН
В деле видного чиновника без женщины не обошлось.
17.07.2018 Столица С
«Певец новой жизни»: к 120-летию И. П. Кривошеева - Министерство культуры Илья Петрович Кривошеев (печатался под псевдонимом Илька Морыця) (1898–1967) – эрзянский поэт, педагог, член Союза писателей СССР (1934), заслуженный учитель школы МАССР (1958), один из зачинателей мордовской советской литературы.
18.07.2018 Министерство культуры
В сентябре зрители увидят балет "Семь красавиц" - Министерство культуры 11 июля состоялась сдача хореографического материала к новому балетному спектаклю К. Караева «Семь красавиц», премьерой которого коллектив Государственного музыкального театра им.
18.07.2018 Министерство культуры
Администрация муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области 26 августа 2018 г. в с. Новая Малыкла  проводит V–й открытый (I областной) фестиваль культур народов Поволжья   «Малыклинский каравай».
18.07.2018 Министерство культуры
28 июля в селе Баево Ардатовского района будет показан спектакль, посвященный жизненному и творческому пути известного мордовского художника и мастера скульптуры из дерева Степана Эрьзи.
17.07.2018 Gazeta13.Ru
Михаил Каштанов из Мордовии достойно выступил на соревнованиях по картингу в Татарстане - Министерство спорта С 12 по 15 мая на трассе «Аргамак» поселка Богатые Сабы Республики Татарстан проходили соревнования чемпионат и первенство Приволжского и Уральского округов по картингу.
17.07.2018 Министерство спорта
Боевая ничья - ФК Мордовия   ФК «МОРДОВИЯ» - ФК «НИЖНИЙ НОВГОРОД» - 2:2 Голы: 0:1 - Аркадий Симанов (12), 1:1 - Владимир Обухов (27), 1:2 - Радик Хайруллов (79), 2:2 - Владислав Адаев (86).
17.07.2018 ФК Мордовия
За последние несколько лет Александр Димидико сменил несколько клубов, успев поиграть в премьер-лиге Фото: Юлия Честнова (Столица С) Стартовый тур первенства ФНЛ, игры которого состоялись накануне, 17 июля,
18.07.2018 Столица С
Мундиаль «прорубил» Саранску окно в мир. фото: Юлия Честнова (Столица С) Какую пользу принесет ЧМ-2018 Саранску и другим городам страны Чемпионат закончился,
16.07.2018 Столица С
Преосвященнейший Вениамин, епископ Ардатовский и Атяшевский принял участие в Божественной литургии в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры - Ардатовская Епархия 18 июля 2018 года, в день памяти обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, Преосвященнейший Вениамин, епископ Ардатовский и Атяшевский принял участие в Божественной литургии в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры.
18.07.2018 Ардатовская Епархия
В Республике Мордовия после вмешательства Россельхознадзора были устранены нарушения в работе одного из местных сельскохозяйственных предприятий.
18.07.2018 Gazeta13.Ru
  Специалистом отдела надзора в области карантина растений, качества и безопасности зерна и семеноводства по Республике Мордовия Управления Россельхознадзора по РМ и Пензенской области при проведении плановой проверки со
18.07.2018 Россельхознадзор