«В моих фильмах нет как идеальных, так и плохих героев, потому что не встречал в жизни ни тех, ни других»

«В моих фильмах нет как идеальных, так и плохих героев, потому что не встречал в жизни ни тех, ни других»
Фото: stolica-s.su

Режиссер нашумевшего телесериала «Оптимисты» Алексей Попогребский о фильме «Как я провел этим летом», вызове Голливуду и желании снять комедию

Режиссер Алексей Попогребский задумывается о продолжении приключенческого сериала «Оптимисты», который недавно завершился на канале «Россия 1». История советских дипломатов 1960-х годов, преданных своему делу и Родине, завоевала сердца зрителей, и они с нетерпением ждут нового сезона. Попогребский также не оставил идею снять научно-фантастический фильм «И-Сайдер», сейчас проект находится в стадии разработки. Творческими планами режиссер поделился с Татьяной Новиковой.

«С»: Сериал с обнадеживающим названием «Оптимисты» был хорошо встречен миллионами зрителей…

— Большое спасибо за теплые слова. Такое название проект получил в процессе работы. Раньше было «Московское время». Оно всем нравилось, потому что представляло собой игру слов. Помните, как звучало? «Московское время — 16 часов, работают все радиостанции Советского Союза!» Почти как «ТАСС уполномочен заявить». Но потом мы поняли, что названий со словом «московское» очень много, поэтому нужно что-то более точное и заметное. И тут мне пришло в голову: «Оптимисты»! Это передает дух времени и надежду на то, что удастся все изменить. Это было свойственно людям в начале 1960-х годов. Герои сериала работают в министерстве иностранных дел, в информационно-аналитической группе. Всем известна поговорка: хорошо информированный оптимист — это пессимист. Разворачивающиеся события не делают из наших героев пессимистов, но перед каждым стоит непростой моральный выбор. Далеко не все выходят из такой ситуации с честью.

«С»: Как события 50-летней давности могут повлиять на мир 2017 года?

— Сейчас тоже через нашу страну проходят какие-то довольно мощные силовые поля. Это повлияет на устройство нашей жизни и мира в целом. Я, когда брался за работу, не собирался делать фильм в духе «светлой ностальгии». Это то, что нас держит в прошлом, а хочется все-таки смотреть на то, куда мы идем. В этой истории я увидел возможность сказать о себе и о тех людях, которых я знаю. Куда мы шли, какие были наши надежды и как мы пытаемся сейчас что-то сделать для того, чтобы изменить или наоборот не менять себя и окружающий мир. Дать ответ на вопросы, которые стоят сегодня перед нами. Ответы на сто процентов мы не знаем. Вот те вещи, о которых говорится на протяжении 13 серий. И чем ближе финал, тем больше встает вопросов.

«С»: Когда будет продолжение сериала?

— Это решение должен принять канал «Россия 1». У нас уже есть наработки — синопсис второго сезона, эпизодные планы нескольких серий. Они меня безумно увлекают и захватывают. Надеюсь, в ближайшее время настанет определенность. Наша команда, в первую очередь сценаристы и я, хотим продолжить историю. Мы завершили первый сезон на моменте, который выгоден с точки зрения драматургии второго сезона. Последнюю серию снимали с прицелом на дальнейшее развитие событий… В новом сезоне зрители встретятся с героями фильма сразу после полета Юрия Гагарина в космос. По этому поводу уже столько всего снято и сказано, так что не будем вставать в эту длинную вереницу. Персонажам предстоит участвовать в событиях, не менее захватывающих, чем в первом сезоне: неудавшемся проекте американцев по свержению Фиделя Кастро и втором полете человека в космос. Все знают Гагарина, но редко вспоминают про Германа Титова. А его подвиг не менее значим. Героям придется делать его информационное сопровождение. Кульминацией нового сезона будет Карибский кризис, когда мир находился в полушаге от ядерной войны… Принцип повествования в том, что герои оказываются в центре событий, но при этом за кулисами.

«С»: Вы знаете, что зрители вас называют режиссером, бросающим вызов Голливуду?

— В первом сезоне звучит крылатая фраза: «Завидую вашему оптимизму, Григорий Владимирович!» В данном случае мне тоже остается позавидовать зрительскому оптимизму. Конечно, я тоже считаю, что все будет хорошо и с этим иду по жизни… На то, чтобы бросать вызов, уйдет много сил. А мне просто хочется делать кино, которое будет интересно и востребовано не только в нашей стране, но и за рубежом.

«С»: Американцы высоко оценили ваш фильм «Как я провел этим летом», назвали его потрясающим исследованием природы человеческой слабости. А немцы считают, что на его создание вас вдохновило творчество режиссера Андрея Тарковского…

— Мне было лестно это слышать. В моих фильмах нет как идеальных, так и плохих героев, потому что не встречал в жизни ни тех, ни других. Всегда хочется говорить о людях неоднозначных, таких как все, которые в той или иной ситуации могут повести себя не лучшим образом. И потом им приходится это расхлебывать, осознавая свои поступки… Любой западный зритель знает несколько фамилий советских и российских деятелей кино. Когда видят общий план длительностью более 30 секунд, то автоматически говорят: «О, Тарковский!» В данном случае это один из стереотипов восприятия. Андрей Арсеньевич снял фильм «Зеркало», который произвел на меня сильнейшее впечатление. При этом ряд других его картин я не очень хорошо воспринимаю, вижу в них избыток даже не авторской манеры, а, скорее, манерности. Тарковский — величайший режиссер, исключительный талант, гений. Я просто так не бросаюсь словами. Но копировать гения хорошо в период ученичества, а дальше надо говорить тем голосом, который тебе дали судьба и твои собственные усилия.

«С»: По версии сайта Film.ru вы вошли в десятку российских режиссеров, которым доверяют зрители…

— Удивительно, ведь между фильмами «Как я провел этим летом» и «Оптимисты» был перерыв несколько лет. Радостно осознавать, что за такой срок доверие не выветрилось. Надеюсь, «Оптимисты» его освежили и подстегнули. Каждая статья про мой новый проект начинается так: «Попогребский, который ничего не снимал уже шесть лет…» Но это неправда, на самом деле я работал в течение этого времени, а еще больше писал. Просто специально «залегал под радарами». В моменты, когда коплю силы для новой работы, стараюсь не мелькать. А потом приходит время разбрасывать камни, в том числе давать интервью. Это происходит только после того, как выходит новый проект.

«С»: Сначала пауза, а потом фильм с эффектом разорвавшейся бомбы!

— Такое происходило со многими режиссерами. Я чувствую, что с «Оптимистами» вошел в какую-то новую режиссерскую силу. Но супербомбой сериал назвать нельзя, хотя он, безусловно, останется в памяти. Я знаю, что многие важные для меня коллеги правильно его поняли. Отрадно, когда у любого проекта, который показывают на федеральных каналах, миллионы зрителей. А это больше, чем у моих киноработ.

«С»: Правда ли, что омский кинофестиваль «Движение», где вы работали в составе жюри, стал для вас спасением от шумихи после показа «Оптимистов»?

— Просто все идеально совпало. Я переждал это время. Получилось очень удобно, потому что на фестивале было много прессы и за день я дал 12 интервью. В Москве это было бы не так удобно, приходилось бы выбирать время для общения с прессой. На фестивале была очень интересная программа — и в «полном метре», и в документальном, где участвовали мои студенты. Для меня главный предмет гордости то, что пять моих выпускников участвуют в конкурсе короткометражных фильмов на сочинском фестивале «Кинотавр». Это очень высокий процент! Не помню, чтобы из одной школы или мастерской ВГИКа брали такое большое количество работ. По сути дела, каждый третий мой выпускник едет на фестиваль со своим дипломным проектом.

«С»: Наверняка вы с ностальгией вспоминаете время, когда сами впервые участвовали в «Кинотавре»?

— Да. Было время, когда я думал, что фестиваль — это дивный новый мир, где показывают фильмы, которые ты нигде больше не увидишь. Но с возрастом эти ощущения притупляются…

«С»: Но самое интересное и удивительное еще впереди! Вы не оставили идею снимать фильм «И-Сайдер»?

— Название будет другое, его задумка находятся в переработке. Мы с продюсером Романом Борисевичем активно этим занимаемся…Честно говоря, до сих пор нереализованных проектов не было. А период его «беременности и вызревания» дольше, чем у других потому, что он отличается своей величиной.

«С»: Не было желания снять комедию?

— Это самый сложный жанр на свете. Можно снять фильм, который не все поймут и сделать вид, что работаешь очень глубокомысленно. Но снять несмешную комедию — настоящий провал. Это страшнее всего. Один из моих любимых режиссеров — Георгий Данелия. Его «Мимино» и «Осенний марафон» — изумительные фильмы! Сумел бы я такое снять? Очень надеюсь. Но если уж такое делать, надо так стараться, чтобы было стопроцентное попадание.

Я сейчас говорю не про кассовые сборы, а про то, как это будут воспринимать зрители. Комедию нужно снимать легкой рукой и с легким дыханием! Я бы хотел снимать не «ломовые» фильмы такого жанра, а картины на стыке драмы и комедии. Намеки на это были в моем фильме «Простые вещи».

 
По теме
Источник фото: Культурно-спортивный центр «Алмаз» Ансамбль казачьей песни «Застава» из Мордовии стал обладателем Гран-при Открытого всероссийского патриотического фестиваля-конкурса «Мой любимый край.
Источник фото: https://e-mordovia.ru В рамках подготовки к празднованию Дня Победы улицы столицы Мордовии украсят портретами фронтовиков, вставших на защиту своей Родины от немецко-фашистских захватчиков в 1941-1945 годы.
 Лямбирский суд признал главу села Большая Елховка Юрия Зеленцова виновным в мошенничестве и служебном подлоге.
Газета Мордовия
В Мордовии отметили День кукольника Артисты Театра кукол Мордовии отметили свой профессиональный праздник – Международный день кукольника.
Газета Мордовия