Новости города БезФормата.Ru
Саранск
Главные новости
 
Задать вопрос?

«БУДУ ПОДОБЕН ВСЕВЫШНЕМУ»: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГОРДОСТИ ОТ САМОЛЮБИЯ К КОЩУНСТВУ

 

«БУДУ ПОДОБЕН ВСЕВЫШНЕМУ»: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГОРДОСТИ ОТ САМОЛЮБИЯ К КОЩУНСТВУ

Иеродиакон Кирилл (Попов)

Подобно всякой другой страсти, гордость, как сорняк, укореняется в человеке постепенно. Всё может начаться с безобидной и даже, казалось бы, иной раз необходимой уверенности в своих силах, а закончиться — страшной самонадеянностью, равной почитанию себя вершителем человеческих судеб, не говоря уже о своей собственной…

Согласно текстам Священного Писания и творениям святых отцов и подвижников благочестия, развитие укоренение страсти гордости человека можно несколько условно, и тем не менее наглядно, разделить на четыре «этапа». Сначала человек, надеясь лишь на собственные силы, через самолюбие, самость и угождение себе, удаляется от Бога. Затем он становится всё более упрямым, всё более сопротивляется Божиим наставлениям. После его страсть растет, уже ничто не может ее насытить, удовлетворить. Наконец, человеку кажется, что он может всё. Это последний заключительный и самый страшный этап развития страсти. Давайте рассмотрим все эти стадии.

1.            Удаление от Бога и надеяние на свои силы

В Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, показан путь зарождения в человеке греха:  Начало гордости — удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его   (Сир. 10:14). Сам Господь говорит о народе израильском через пророка Осию:  Имея пажити, они были сыты; а когда насыщались, то превозносилось сердце их, и потому они забывали Меня   (Ос. 13:6). Также и Моисей предостерегал израильский народ:  Когда будешь есть и насыщаться, и построишь хорошие домы и будешь жить [в них],… смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; … и чтобы ты не сказал в сердце твоем: “моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие”  (Втор. 8:12, 14, 17) [1] .

Тем самым Священное Писание обращает внимание на то, как возникает в человеке эта страсть, — он забывает Бога, и у него появляется упование только на силы свои:  моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие   (Втор. 8:17). И в другом месте обличает пророк израильтян, самоуверенно говорящих:  не своею ли силою мы приобрели себе могущество?   (Ам. 6:13). Подобное надеяние на себя становится причиной обличения Господа:  Так как ты надеялся на дела твои и на сокровища твои, то и ты будешь взят   (Иер. 48:7), — обращает речь от Господа пророк Иеремия к моавитянам.

Тем самым Священное Писание обращает внимание на то, как возникает в человеке эта страсть, — он забывает Бога, и у него появляется упование только на силы свои.

Отступление от Бога ведет ко все большему «надеянию на силы свои» (Пс. 48:7), так что гордящиеся даже забывают о временности своего пребывания на земле:  В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род, и земли свои они называют своими именами   (Пс. 48:12),  говорит в сердце своем: не поколеблюсь; в род и род не приключится [мне] зла   (Пс. 9:27). Псалмопевец Давид и в другом псалме обличает человека, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем (Пс. 51:9), при этом важным оказывается указание на то, что такой человек, укореняется во зле (укреплялся в злодействе своем).

Святые отцы, осмысляя возникновение и развитие страсти гордости в человеке, также говорят о том, что «начало гордости есть неведение Бога» [2]   (свт. Иоанн Златоуст), что «Гордость есть отвержение Бога» (прп. Иоанн Лествичник[3], свт. Григорий Палама [4] , свт. Инатий Брянчанинов [5] , свт. Феофан Затворник [6] ).

В развитии страсти гордости, согласно учению святых отцов, можно выделить следующие стадии:

1)                      начало гордости — «корень тщеславия»[7];

2)                      средина — «уничижение ближнего, бесстыдное проповедание своих трудов, самохвальство в сердце, ненависть обличения»[8];

3)                      конец — «отвержение Божией помощи, упование на свое тщание, бесовский нрав»[9].

Первый этап, мало заметный для самого человека [10] , — укоренение в нем чувства  себялюбия(самолюбия, самоугодия, самодовольства, самолюбования, самонадеянности). Второй этап  тщеславия  (самоцен) связан с всё возрастающим в человеке желанием почестей и исканием человеческой славы[11]. В человеке при этом укореняется характерная мысль, «скрытное чувство, что я  нечто , а не ничто» [12] . На третьем, последнем, этапе  гордость  уже проявляется во всех делах и поступках человека. Для него характерным становится «самомнение и самочувствие — чувство, что я не только нечто, но и нечто важное и пред людьми и пред Богом» [13] .

Страсть зарождается в человеке постепенно, как учит преподобный Григорий Синаит, что невозможно сделать что-либо доброе или худое, предварительно не приложив и не возбудив помысла. Иными словами все начинается с мысли, а уже затем происходит деятельная активность. Грехи и страсти постепенно вкрадываются в нашу душу — овладевают умом, потом сердцем и наконец волей, делая человека рабом страсти.

Страсть же гордости принципиально отличается от прочих тем, что самолюбие здесь проявляется очевиднее всего.

«Диавольский» помысл направленный на почву человеческого сердца, постепенно со временем вырастает из малого зерна в целое греховное дерево. Иными словами, действие страсти зарождается в человеке с прилога. Святой Григорий Синаит  говорит, что «прилог есть происходящее от врага внушение: делай то или другое, как это было сделано Самому Христу Богу нашему:  рцы, да камение сие хлебы будут   (Мф.  4:3); или, проще сказать, — это какая-либо мысль, пришедшая человеку на ум» [14] .

Когда человек принимает в себя мысль о том, что он нЕчто, а не ничто, когда самодовольство и осознание своего достоинства укрепится в сердце человеческом, гордость в итоге неизбежно приводит к потере веры в Бога: «Конец [гордости] — отвержение Божией помощи, упование на свое тщание, бесовский нрав»[15].

При этом страсть гордости «сначала не склоняет нас бесстыдно к отвержению Бога»[16]. Вначале человек не осознает, что, продолжая благодарить Бога, сердцем он уже отвергает Его. Подобно евангельскому фарисею, он славословит Бога, но при этом в мыслях своих превозносит себя.

Удаление человека от Бога является, по слову преподобного Исаака Сирина, тем средством, которое использует диавол в борьбе даже с теми, «кто уже немало потрудился на пути богоугодной жизни»[17]. Таким образом, человек лишается благодатной помощи Божией, становится доступен вражескому действию на него. «При этом диавол желает ослепить ум человека, которому оказывается помощь, чтобы оказался он беспомощным, и зарождает в нем гордые помыслы, чтобы подумал он в себе, будто бы вся крепость его зависит от его собственной силы и сам он приобрел себе это богатство, своею силой сохранил себя от противника и убийцы»[18]. Теперь, утвердившись в этой мысли, по словам Исаака Сирина, он рассуждает о случайности победы над врагом, о бессилии врага, принимает помыслы, с которыми подступает к нему враг, и таким образом постепенно предается в его руки. Уверившись в своей силе, человек уже не надеется на Бога, забывает о помогающем ему.

Святитель Григорий Палама, в одной из бесед рассуждая о совершаемых в мире злодеяниях, указывает на их причину, одновременно подчеркивая, что немалое значение в этом принадлежит себялюбивым (горделивым) устремлениям людей: «Ум, отступивший от Бога, становится или скотоподобным или демоноподобным <…> Желает от всех пользоваться честью, <...> чтобы все льстили и одобряли и содействовали его планам и если по нему они не сбываются (потому что, как бы это и могло быть?), исполняется неукротимой яростью; <…> и уподобляется человекоубийце — сатане <...> И всему этому — одна причина: отступление ума (души) от страха и памяти Божией и допущение доступа к содействию началозлобного врага (диавола)»[19].

Падший человек все более пренебрегает Богом и даже отрицает само Его существование

Святитель Игнатий Брянчанинов также связывает отхождение от Бога с обращением к самому себе: «Самомнение и гордость, в сущности, состоят в отвержении Бога и в поклонении самому себе»[20]. Кроме того, он указывает на оставление человеком, впавшим в состояние гордости, памяти Божией: «Тщеславие является от глубокого неведения Бога или глубокого забвения Бога, от забвения вечности и небесной славы»[21]. 

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Обобщая опыт святых отцов, основой страстей, и в частности страсти гордости, святитель Феофан называет самость (самолюбие, самоугодие, себялюбие, эгоизм)[22]. Ее развитие он описывает следующим образом: «Когда человек мыслию, сердцем, и желанием отвращается от Бога, а вследствие того и от ближних, то естественно останавливается на одном себе, — себя поставляет средоточием, к которому направляет все, не щадя ни Божественных уставов, ни блага ближних» [23] . Святитель Феофан пишет, что такой человек возлюбил бесконечною любовию, себя поставил исключительною целию, а все другое — средством…[24]

Страсть же гордости принципиально отличается от прочих тем, что самолюбие здесь проявляется очевиднее всего[25]. И человек, самовольно оказавшись в таком состоянии самости, «с тех пор, как он к сердцу принял первую лесть змия: “будете яко бози”, с тех пор, он начал возвышать себя над всеми, как Бог, — начал ставить себя выше той черты, на которой поставлен природою и обществом» [26] . Гордость, по святителю Феофану, есть «ненасытимое желание возвышения, или усильное искание предметов, через кои бы можно было стать выше всех других»[27].

Рассматривая состояние самости, святитель Феофан приводит мнения преподобных Макария Египетского, Феодора Едесского, Максима Исповедника. Он, например, указывает на слова преподобного Макария Великого, сравнившего самолюбие со змием, гнездящимся на самом дне человеческого сердца [28] . Важной для святителя Феофана оказывается мысль Феодора, епископа Едесского: «Самолюбие есть мать неизобразимых зол. Кто побеждается им, тот входит в союз и со всеми прочими страстями» [29] . По согласному мнению святых отцов, и это отмечает святитель Феофан Затворник, гордость является одним из первых производных самости. Об этом прямо говорит святой Максим Исповедник: «Блюди себе от матери злых — самолюбия. От сего бо рождаются три первых страстных помысла — чревобесие, сребролюбие и тщеславие, от которых потом разрождается и весь злых собор»[30], так же учат и другие святые отцы[31].

2.            Возрастающее упрямство и упорство против Божьего закона

В книге пророка Неемии во время всенародного покаяния израильтяне в том числе называют и такой грех:  Но они и отцы наши упрямствовали, и шею свою держали упруго, и не слушали заповедей Твоих   (Неем. 9:16). Славянский текст в данном случае свидетельствует о том, что речь идет именно о грехе гордости:  тии же и отцы наши возгордешася [32]   и ожесточиша выя своя и не послушаша заповедий твоих   (Неем. 9:16). Исповедание в этом прегрешении совершается дважды:  Ты напоминал им обратиться к закону Твоему, но они упорствовали   (слав.  возгордешася и не слушали заповедей Твоих, и отклонялись от уставов Твоих, которыми жил бы человек, если бы исполнял их, и хребет  свой сделали упорным, и шею свою держали упруго, и не слушали   (Неем. 9:29).

И псалмопевец от лица Господа воспевает:  Но народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне; потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам   (Пс. 80: 12-13).

Падший человек все более пренебрегает Богом и даже отрицает само Его существование:  В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!» Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением; говорит в сердце своем: «не поколеблюсь; в род и род не приключится [мне] зла» ; …  Говорит в сердце своем: «забыл Бог, закрыл лице Свое, не увидит никогда»  (Пс. 9:25-27, 32).

Священное Писание говорит, что превозношение человеческое в своей ненасытности уподобляется дьявольскому.

В книге Иова, говорящей в том числе и о жизни нечестивого, противление Богу прямо связывается с гордостью:  Устрашает его [нечестивого] нужда и теснота; одолевает его, как царь, приготовившийся к битве, за то, что он простирал против Бога руку свою и противился Вседержителю, устремлялся против Него с гордою выею, под толстыми щитами своими  (Иов. 15:24-26).

О крайней степени возрастающего упорства можно почитать и у пророка Иеремии, повествующего о том, что, когда Господь обращался к жителям Иерусалима:  обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши . В ответ они говорили:  не надейся; мы будем жить по своим помыслам и будем поступать каждый по упорству злого своего сердца   (Иер. 18:11-12).

Апостол Павел, призывающий Фессалоникийцев, чтобы те  ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво , писал:  Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго   (1 Фес. 4:8). Как и в словах Спасителя:  Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня   (Лк. 10:16).

3.            Страсть гордости заключает в себе ненасытимый и неудовлетворимый характер

Священное Писание указывает на то, что страсть гордости в человеке ничем нельзя насытить и удовлетворить.  Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою как ад, и как смерть он ненасытен, и собирает к себе все народы, и захватывает себе все племена   (Авв. 2:5). 

Такая ненасытимость раскрывается в повествовании пророка Аввакума о Халдеях. Можно видеть, что этот народ —  жестокий и необузданный, который ходит по широтам земли, чтобы завладеть не принадлежащими ему селениями. Страшен и грозен он; от него самого происходит суд его и власть его   (Авв. 1:6). По силе своей он не признает другого суда над собой, кроме собственного, в том числе и Божьего, что усугубляется, когда Халдеям сопутствуют военные победы:  Тогда надмевается дух его, и он ходит и буйствует; сила его    бог его   (Авв. 1:11).

О незнающей границ злодеяний гордости говорилось в указе царя Артаксеркса, обращенных к начальствующим над областями, подчиненными царю:  Многие, по чрезвычайной доброте благодетелей щедро награждаемые почестями, чрезмерно возгордились и не только подданным нашим ищут причинить зло, но, не могши насытить гордость…   (Есфирь 8:12).

4.            Уподобление диаволу: «буду подобен Всевышнему»

Священное Писание говорит, что превозношение человеческое в своей ненасытности уподобляется дьявольскому, Господь Бог через пророка Иеремию обличает безумие человеческое:  скажи начальствующему в Тире: так говорит Господь Бог: за то, что вознеслось сердце твое и ты говоришь: «я бог, восседаю на седалище божием, в сердце морей», и будучи человеком, а не Богом, ставишь ум твой наравне с умом Божиим… низведут тебя в могилу, и умрешь в сердце морей смертью убитых…   (Иез. 28:2, 8-9.)

И в другом месте Господь обличает:  посмотрю на успех надменного сердца царя Ассирийского и на тщеславие высоко поднятых глаз его. Он говорит: силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен  (Ис.10:12-14).

Подводя итог, повторим, что страсть гордости в своем развитии проходит несколько этапов. Начинается все с незначительного привносимого помысла, который закрадывается в ум человеческий и возбуждает высокомерные и надменные стремления. Приняв помысел, человек начинает выстраивать свою жизнь на основании ложных ориентиров. Утвердившись в надменном помысле, человек больше не нуждается в Боге, он полагается исключительно на свой ум, и в итоге начинает служить себе, уподобляясь идолопоклоннику.

монах Кирилл (Попов)

Священник Димитрий Шишкин - Ведомости Краснослободской ЕпархииВ ЧЕМ СМЫСЛ СТРАСТОТЕРПЧЕСТВА Слово пастырей в день памяти святых страстотерпцев Бориса и Глеба Анна Ерахтина Святые благоверные  князья-страстотерпцы Борис и Глеб  – первые канонизированные на Руси святые.
05.08.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
О БЛАГОДАРНОСТИ БОГУ В УТРЕННИХ И ВЕЧЕРНИХ МОЛИТВАХ - Ведомости Краснослободской ЕпархииВсегда радуйтесь. Непрестанно молитесь.  За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе .
19.07.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
Представители ДУМ РМ проходят курсы повышения квалификации в Нижнем Новгороде - Мусульмане Мордовии13 августа в Нижнем Новгороде стартовали курсы повышения квалификации «Актуализация и популяризация ханафитской богословско-правовой школы в современных реалиях» для работников духовных образовательных организаций,
18.08.2017 Мусульмане Мордовии
Социальное служение в Большеигнатовском благочинии - Ардатовская ЕпархияУспенский пост – время данное православным, для того чтобы замедлить суетный бег по жизни и задуматься о своих грехах, привести в порядок мысли и чувства, больше времени уделить молитве и богомыслию,
18.08.2017 Ардатовская Епархия
17 августа, в день, когда Русская Православная Церковь отмечает праздник обретения мощей святого праведного Алексия Бортсурманского,
17.08.2017 Саранская епархия
OdjRlg6psdM - Ведомости Краснослободской ЕпархииБлагочинный Торбеевского района Игумен Тимофей (Вашлаев) провёл беседу с прихожаном Храма "Петра и Павла" Евгением Руковым на тему "Миссия Церкви в современном обществе" В этой теме отец  Тимофей затронул тему на мног
17.08.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
2014-09-06 19-32-58 - Ведомости Краснослободской ЕпархииПо благословению Преосвященного Климента, Епископа Краснослободского и Темниковского сотрудники Темниковского отдела по социальному служению посетили многодетную семью Висюлькиных, воспитывающую своих и приемных детей.
17.08.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
s0084 - Ведомости Краснослободской Епархии17 августа 2017 года в Пензе состоялись торжества в честь Пензенской-Казанской иконы Пресвятой Богородицы.
17.08.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий - Ведомости Краснослободской ЕпархииМИТРОПОЛИТ-МИРОТВОРЕЦ К 3-летию интронизации Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего митрополита Онуфрия Сергей Герук Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий «Более 40 лет назад
17.08.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
В Мордовии прошел ежегодный Крестный ход памяти Ичалковского чудотворца Филарета - Вестник Мордовии    В Мордовии сотни паломников традиционно собрал Крестный ход к месту духовного подвига преподобного Филарета, Ичалковского чудотворца.
17.08.2017 Вестник Мордовии
На кануне дня памяти Ефесских отроков, предлагаем вашему вниманию видеолекцию на тему О семи ефесских отроках.
16.08.2017 Ведомости Краснослободской Епархии

16.08.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
Вежливые люди - Ведомости Краснослободской ЕпархииО том, какой бывала святая учтивость, — в новом материале «Фомы» из серии публикаций  Как жили святые .
16.08.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
SSC 0006 - Ведомости Краснослободской ЕпархииСейчас многие российские семьи предпочитают рожать одного-двух детей, мотивируя ограничение социально-экономическими аспектами.
16.08.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
Девушку изнасиловали и сбросили с балкона?! - Столица СПо факту смерти красавицы возбуждено уголовное дело по статьям «Изнасилование, повлекшее иные тяжкие последствия» и «Насильственные действия сексуального характера, повлекшие иные тяжкие последствия».
18.08.2017 Столица С
В столице Мордовии машина провалилась в яму под крики чиновников «Саранск — город европейского уровня!»  - Столица С© Столица С | Денис Тюркин © Столица С | Денис Тюркин © Столица С | Денис Тюркин © Столица С | Денис Тюркин Днем 18 августа на проезжей части улицы Толстого напротив Дома быта образовался провал,
18.08.2017 Столица С
Алкоголь утащил пьяного жителя Саранска на дно - Столица С© МЧС РМ © МЧС РМ Список погибших на воде в регионе-13 пополнился новыми данными.
18.08.2017 Столица С
Многоэтажка в Саранске загорелась из-за курильщика  - Столица С
Многоэтажка в Саранске загорелась из-за курильщика 
© МЧС РМ © МЧС РМ © МЧС РМ © МЧС РМ 12 человек, среди которых был один ребенок, эвакуировали вечером 16 августа из девятиэтажки № 7А на ул.
Столица С
Хроника ДТП: 7 — 13 августа - Столица С
Хроника ДТП: 7 — 13 августа
С 7 по 13 августа в Мордовии зарегистрированы 19 ДТП с одним погибшим и 31 раненым.
Столица С
За короткий срок в Саранске поймали 11 «торчков»
Страшными данными потрясла воображение обывателя пресс-служба МВД по РМ. За короткий срок стражи порядка отловили в Саранске 11 потребителей наркотиков!
Столица С
Социальное служение в Большеигнатовском благочинии - Ардатовская ЕпархияУспенский пост – время данное православным, для того чтобы замедлить суетный бег по жизни и задуматься о своих грехах, привести в порядок мысли и чувства, больше времени уделить молитве и богомыслию,
18.08.2017 Ардатовская Епархия
Представители ДУМ РМ проходят курсы повышения квалификации в Нижнем Новгороде - Мусульмане Мордовии13 августа в Нижнем Новгороде стартовали курсы повышения квалификации «Актуализация и популяризация ханафитской богословско-правовой школы в современных реалиях» для работников духовных образовательных организаций,
18.08.2017 Мусульмане Мордовии
17 августа, в день, когда Русская Православная Церковь отмечает праздник обретения мощей святого праведного Алексия Бортсурманского,
17.08.2017 Саранская епархия
В Атюрьевском районе Мордовии освятили водный источник - Gazeta13.Ru
В Атюрьевском районе Мордовии освятили водный источник
По благословению епископа Краснослободского и Темниковского Климента в селе Печипалонга Атюрьевского района был освящен источник.
Gazeta13.Ru
Годовщина канонизации  великого флотоводца - Газета Мордовия
Годовщина канонизации великого флотоводца
Прошли мероприятия, приуроченные к 200-летию со дня кончины святого Феодора Ушакова 5 августа временно исполняющий обязанности Главы Мордовии Владимир Волков принял участие в мероприятиях,
Газета Мордовия
В республике прошли торжества  в честь святого Феодора Ушакова - Вечерний Саранск
В республике прошли торжества в честь святого Феодора Ушакова
  Более 5 тысяч человек приняли участие в прошедших торжествах, посвященных годовщине канонизации и приуроченных к 200-летию со дня кончины русского флотоводца, святого праведного воина Феодора Ушакова.
Вечерний Саранск
Жителям Мордовии разъяснили, как добраться на фестиваль «Кургоня» - MordovMedia.RuСегодня 10:45 В субботу, 19 августа, на въезде в посёлке Левженский Рузаевского района состоится праздник «Кургоня»,
18.08.2017 MordovMedia.Ru
«Аритмия» Хлебникова стала жемчужиной «Евразии» - Столица СДостоинства и недостатки международного кинфорума глазами журналиста «Столицы С» Недавно в Астане прошел XIII Международный кинофестиваль «Евразия».
17.08.2017 Столица С
В Саранске состоится фотовыставка знаменитого путешественника - Столица С© Столица С Фотовыставка «Как прекрасен тот мир!» откроется 22 августа в музее им.
17.08.2017 Столица С
«У меня не было романа с Юрием Гагариным» - Столица С
«У меня не было романа с Юрием Гагариным»
Фото: Елена Кпылова Вдова первого Президента России Наина Ельцина — ​о себе и своей «Личной жизни» В Москве вышла книга жены Бориса Ельцина «Личная жизнь».
Столица С
«Валериан и город тысячи планет» — ​«Аватар» а’ля Бессон под соусом «Пятого элемента» - Столица С
«Валериан и город тысячи планет» — ​«Аватар» а’ля Бессон под соусом «Пятого элемента»
Николай Кандышев kandyshev@stolica-s.su Кадр: фильм «Валериан и город тысячи планет» Еще рано говорить о том, что мы увидели очередной кассовый провал этого года.
Столица С
В Саранске состоится персональная выставка Виктора Сафонкина  - Столица С
В Саранске состоится персональная выставка Виктора Сафонкина 
Это стало известно, во время очередного неофициального визита знаменитого живописца в родную столицу Мордовии.
Столица С
«САРАНСК» ВЫИГРАЛ КУБОК МОРДОВИИ, - Вечерний Саранск  По сложившейся десятилетиями доброй традиции финальный матч Кубка Мордовии состоялся в День физкультурника и, как всегда, стал его «главным блюдом».
18.08.2017 Вечерний Саранск
ВЛАДИСЛАВ ПОЛЯКОВ И ГРИША МЕЛИКЯН СЫГРАЮТ ЗА СБОРНУЮ ПРИВОЛЖЬЯ - Вечерний Саранск  С 16 по 25 августа столица Мордовии будет принимать финальный турнир Первенства России по футболу среди юношеских сборных команд субъектов Российской Федерации и межрегиональных объединений федераций футбола РФС (иг
18.08.2017 Вечерний Саранск
Павел Гордин, Даниил Субботин и Иван Цыпнятов стали игроками «Мордовии» - Хоккейный клуб МордовияКоманда «Мордовия» пополнилась еще тремя новобранцами. Хорошо знакомым нашим болельщикам защитником Павлом Гординым и нападающими Даниилом Субботиным и Иваном Цыпнятовым.
18.08.2017 Хоккейный клуб Мордовия
Лиха беда начало - Газета Мордовия
Лиха беда начало
Сергей Широбоков завоевал серебряную медаль на своем первом чемпионате мира  Главным событием для любителей спорта в Мордовии на минувшей неделе, безусловно, был чемпионат мира по легкой атлетике,
Газета Мордовия
Мир увидит марку с изображением «Мордовии Арены» - Столица С
Мир увидит марку с изображением «Мордовии Арены»
23 августа в обращение поступят четыре марки, посвященные стадионам чемпионата мира по футболу-2018.
Столица С
«Лучшим вратарем «Мордовии» последних лет я бы назвал Антона Коченкова» - Столица С
«Лучшим вратарем «Мордовии» последних лет я бы назвал Антона Коченкова»
© Столица С | Юлия Честнова Голкипер футбольной примы республики Роман Калюжный — «Столице С» Вратарь Роман Калюжный выступает за футбольную «Мордовию» уже семь лет.
Столица С
У осужденных Мордовии прошли «Веселые старты»  - Столица С© УФСИН РФ по РМ Мероприятие состоялось в исправительной колонии № 14 УФСИН.
18.08.2017 Столица С
В Мордовии презентовали брендированные автобусы к ЧМ-2018 (ФОТО) - 113Rus.RuВ столице Мордовии в пятницу на площади Тысячелетия прошла презентация новых брендированных автобусов с символикой Чемпионата мира по футболу FIFA 2018™, а также состоялся показ видеоролика о Программе «Городские волонтеры».
18.08.2017 113Rus.Ru
Председатель Государственного Собрания Республики Мордовия Владимир Чибиркин поздравил с 95-летием А.О. Пиксаева - Государственное собрание18 августа исполнилось 95 лет Александру Осиповичу Пиксаеву – фронтовику, авторитетному партработнику, активисту ветеранского движения республики.
18.08.2017 Государственное собрание
Уборка зерновых в Мордовии приближается к трети от плана - Вестник Мордовии    В Мордовии аграрии убрали 28% площадей, засеянных зерновыми и зернобобовыми культурами.
18.08.2017 Вестник Мордовии
DSC_0003 - МЧС  17 августа 2017 года в Саранске прошло заседание рабочей группы по созданию системы вызова экстренных служб по единому номеру 112.
18.08.2017 МЧС