Новости города БезФормата.Ru
Саранск
Главные новости
 
Задать вопрос?

«БУДУ ПОДОБЕН ВСЕВЫШНЕМУ»: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГОРДОСТИ ОТ САМОЛЮБИЯ К КОЩУНСТВУ

 

«БУДУ ПОДОБЕН ВСЕВЫШНЕМУ»: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГОРДОСТИ ОТ САМОЛЮБИЯ К КОЩУНСТВУ

Иеродиакон Кирилл (Попов)

Подобно всякой другой страсти, гордость, как сорняк, укореняется в человеке постепенно. Всё может начаться с безобидной и даже, казалось бы, иной раз необходимой уверенности в своих силах, а закончиться — страшной самонадеянностью, равной почитанию себя вершителем человеческих судеб, не говоря уже о своей собственной…

Согласно текстам Священного Писания и творениям святых отцов и подвижников благочестия, развитие укоренение страсти гордости человека можно несколько условно, и тем не менее наглядно, разделить на четыре «этапа». Сначала человек, надеясь лишь на собственные силы, через самолюбие, самость и угождение себе, удаляется от Бога. Затем он становится всё более упрямым, всё более сопротивляется Божиим наставлениям. После его страсть растет, уже ничто не может ее насытить, удовлетворить. Наконец, человеку кажется, что он может всё. Это последний заключительный и самый страшный этап развития страсти. Давайте рассмотрим все эти стадии.

1.            Удаление от Бога и надеяние на свои силы

В Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, показан путь зарождения в человеке греха:  Начало гордости — удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его   (Сир. 10:14). Сам Господь говорит о народе израильском через пророка Осию:  Имея пажити, они были сыты; а когда насыщались, то превозносилось сердце их, и потому они забывали Меня   (Ос. 13:6). Также и Моисей предостерегал израильский народ:  Когда будешь есть и насыщаться, и построишь хорошие домы и будешь жить [в них],… смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; … и чтобы ты не сказал в сердце твоем: “моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие”  (Втор. 8:12, 14, 17) [1] .

Тем самым Священное Писание обращает внимание на то, как возникает в человеке эта страсть, — он забывает Бога, и у него появляется упование только на силы свои:  моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие   (Втор. 8:17). И в другом месте обличает пророк израильтян, самоуверенно говорящих:  не своею ли силою мы приобрели себе могущество?   (Ам. 6:13). Подобное надеяние на себя становится причиной обличения Господа:  Так как ты надеялся на дела твои и на сокровища твои, то и ты будешь взят   (Иер. 48:7), — обращает речь от Господа пророк Иеремия к моавитянам.

Тем самым Священное Писание обращает внимание на то, как возникает в человеке эта страсть, — он забывает Бога, и у него появляется упование только на силы свои.

Отступление от Бога ведет ко все большему «надеянию на силы свои» (Пс. 48:7), так что гордящиеся даже забывают о временности своего пребывания на земле:  В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род, и земли свои они называют своими именами   (Пс. 48:12),  говорит в сердце своем: не поколеблюсь; в род и род не приключится [мне] зла   (Пс. 9:27). Псалмопевец Давид и в другом псалме обличает человека, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем (Пс. 51:9), при этом важным оказывается указание на то, что такой человек, укореняется во зле (укреплялся в злодействе своем).

Святые отцы, осмысляя возникновение и развитие страсти гордости в человеке, также говорят о том, что «начало гордости есть неведение Бога» [2]   (свт. Иоанн Златоуст), что «Гордость есть отвержение Бога» (прп. Иоанн Лествичник[3], свт. Григорий Палама [4] , свт. Инатий Брянчанинов [5] , свт. Феофан Затворник [6] ).

В развитии страсти гордости, согласно учению святых отцов, можно выделить следующие стадии:

1)                      начало гордости — «корень тщеславия»[7];

2)                      средина — «уничижение ближнего, бесстыдное проповедание своих трудов, самохвальство в сердце, ненависть обличения»[8];

3)                      конец — «отвержение Божией помощи, упование на свое тщание, бесовский нрав»[9].

Первый этап, мало заметный для самого человека [10] , — укоренение в нем чувства  себялюбия(самолюбия, самоугодия, самодовольства, самолюбования, самонадеянности). Второй этап  тщеславия  (самоцен) связан с всё возрастающим в человеке желанием почестей и исканием человеческой славы[11]. В человеке при этом укореняется характерная мысль, «скрытное чувство, что я  нечто , а не ничто» [12] . На третьем, последнем, этапе  гордость  уже проявляется во всех делах и поступках человека. Для него характерным становится «самомнение и самочувствие — чувство, что я не только нечто, но и нечто важное и пред людьми и пред Богом» [13] .

Страсть зарождается в человеке постепенно, как учит преподобный Григорий Синаит, что невозможно сделать что-либо доброе или худое, предварительно не приложив и не возбудив помысла. Иными словами все начинается с мысли, а уже затем происходит деятельная активность. Грехи и страсти постепенно вкрадываются в нашу душу — овладевают умом, потом сердцем и наконец волей, делая человека рабом страсти.

Страсть же гордости принципиально отличается от прочих тем, что самолюбие здесь проявляется очевиднее всего.

«Диавольский» помысл направленный на почву человеческого сердца, постепенно со временем вырастает из малого зерна в целое греховное дерево. Иными словами, действие страсти зарождается в человеке с прилога. Святой Григорий Синаит  говорит, что «прилог есть происходящее от врага внушение: делай то или другое, как это было сделано Самому Христу Богу нашему:  рцы, да камение сие хлебы будут   (Мф.  4:3); или, проще сказать, — это какая-либо мысль, пришедшая человеку на ум» [14] .

Когда человек принимает в себя мысль о том, что он нЕчто, а не ничто, когда самодовольство и осознание своего достоинства укрепится в сердце человеческом, гордость в итоге неизбежно приводит к потере веры в Бога: «Конец [гордости] — отвержение Божией помощи, упование на свое тщание, бесовский нрав»[15].

При этом страсть гордости «сначала не склоняет нас бесстыдно к отвержению Бога»[16]. Вначале человек не осознает, что, продолжая благодарить Бога, сердцем он уже отвергает Его. Подобно евангельскому фарисею, он славословит Бога, но при этом в мыслях своих превозносит себя.

Удаление человека от Бога является, по слову преподобного Исаака Сирина, тем средством, которое использует диавол в борьбе даже с теми, «кто уже немало потрудился на пути богоугодной жизни»[17]. Таким образом, человек лишается благодатной помощи Божией, становится доступен вражескому действию на него. «При этом диавол желает ослепить ум человека, которому оказывается помощь, чтобы оказался он беспомощным, и зарождает в нем гордые помыслы, чтобы подумал он в себе, будто бы вся крепость его зависит от его собственной силы и сам он приобрел себе это богатство, своею силой сохранил себя от противника и убийцы»[18]. Теперь, утвердившись в этой мысли, по словам Исаака Сирина, он рассуждает о случайности победы над врагом, о бессилии врага, принимает помыслы, с которыми подступает к нему враг, и таким образом постепенно предается в его руки. Уверившись в своей силе, человек уже не надеется на Бога, забывает о помогающем ему.

Святитель Григорий Палама, в одной из бесед рассуждая о совершаемых в мире злодеяниях, указывает на их причину, одновременно подчеркивая, что немалое значение в этом принадлежит себялюбивым (горделивым) устремлениям людей: «Ум, отступивший от Бога, становится или скотоподобным или демоноподобным <…> Желает от всех пользоваться честью, <...> чтобы все льстили и одобряли и содействовали его планам и если по нему они не сбываются (потому что, как бы это и могло быть?), исполняется неукротимой яростью; <…> и уподобляется человекоубийце — сатане <...> И всему этому — одна причина: отступление ума (души) от страха и памяти Божией и допущение доступа к содействию началозлобного врага (диавола)»[19].

Падший человек все более пренебрегает Богом и даже отрицает само Его существование

Святитель Игнатий Брянчанинов также связывает отхождение от Бога с обращением к самому себе: «Самомнение и гордость, в сущности, состоят в отвержении Бога и в поклонении самому себе»[20]. Кроме того, он указывает на оставление человеком, впавшим в состояние гордости, памяти Божией: «Тщеславие является от глубокого неведения Бога или глубокого забвения Бога, от забвения вечности и небесной славы»[21]. 

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Обобщая опыт святых отцов, основой страстей, и в частности страсти гордости, святитель Феофан называет самость (самолюбие, самоугодие, себялюбие, эгоизм)[22]. Ее развитие он описывает следующим образом: «Когда человек мыслию, сердцем, и желанием отвращается от Бога, а вследствие того и от ближних, то естественно останавливается на одном себе, — себя поставляет средоточием, к которому направляет все, не щадя ни Божественных уставов, ни блага ближних» [23] . Святитель Феофан пишет, что такой человек возлюбил бесконечною любовию, себя поставил исключительною целию, а все другое — средством…[24]

Страсть же гордости принципиально отличается от прочих тем, что самолюбие здесь проявляется очевиднее всего[25]. И человек, самовольно оказавшись в таком состоянии самости, «с тех пор, как он к сердцу принял первую лесть змия: “будете яко бози”, с тех пор, он начал возвышать себя над всеми, как Бог, — начал ставить себя выше той черты, на которой поставлен природою и обществом» [26] . Гордость, по святителю Феофану, есть «ненасытимое желание возвышения, или усильное искание предметов, через кои бы можно было стать выше всех других»[27].

Рассматривая состояние самости, святитель Феофан приводит мнения преподобных Макария Египетского, Феодора Едесского, Максима Исповедника. Он, например, указывает на слова преподобного Макария Великого, сравнившего самолюбие со змием, гнездящимся на самом дне человеческого сердца [28] . Важной для святителя Феофана оказывается мысль Феодора, епископа Едесского: «Самолюбие есть мать неизобразимых зол. Кто побеждается им, тот входит в союз и со всеми прочими страстями» [29] . По согласному мнению святых отцов, и это отмечает святитель Феофан Затворник, гордость является одним из первых производных самости. Об этом прямо говорит святой Максим Исповедник: «Блюди себе от матери злых — самолюбия. От сего бо рождаются три первых страстных помысла — чревобесие, сребролюбие и тщеславие, от которых потом разрождается и весь злых собор»[30], так же учат и другие святые отцы[31].

2.            Возрастающее упрямство и упорство против Божьего закона

В книге пророка Неемии во время всенародного покаяния израильтяне в том числе называют и такой грех:  Но они и отцы наши упрямствовали, и шею свою держали упруго, и не слушали заповедей Твоих   (Неем. 9:16). Славянский текст в данном случае свидетельствует о том, что речь идет именно о грехе гордости:  тии же и отцы наши возгордешася [32]   и ожесточиша выя своя и не послушаша заповедий твоих   (Неем. 9:16). Исповедание в этом прегрешении совершается дважды:  Ты напоминал им обратиться к закону Твоему, но они упорствовали   (слав.  возгордешася и не слушали заповедей Твоих, и отклонялись от уставов Твоих, которыми жил бы человек, если бы исполнял их, и хребет  свой сделали упорным, и шею свою держали упруго, и не слушали   (Неем. 9:29).

И псалмопевец от лица Господа воспевает:  Но народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне; потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам   (Пс. 80: 12-13).

Падший человек все более пренебрегает Богом и даже отрицает само Его существование:  В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!» Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением; говорит в сердце своем: «не поколеблюсь; в род и род не приключится [мне] зла» ; …  Говорит в сердце своем: «забыл Бог, закрыл лице Свое, не увидит никогда»  (Пс. 9:25-27, 32).

Священное Писание говорит, что превозношение человеческое в своей ненасытности уподобляется дьявольскому.

В книге Иова, говорящей в том числе и о жизни нечестивого, противление Богу прямо связывается с гордостью:  Устрашает его [нечестивого] нужда и теснота; одолевает его, как царь, приготовившийся к битве, за то, что он простирал против Бога руку свою и противился Вседержителю, устремлялся против Него с гордою выею, под толстыми щитами своими  (Иов. 15:24-26).

О крайней степени возрастающего упорства можно почитать и у пророка Иеремии, повествующего о том, что, когда Господь обращался к жителям Иерусалима:  обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши . В ответ они говорили:  не надейся; мы будем жить по своим помыслам и будем поступать каждый по упорству злого своего сердца   (Иер. 18:11-12).

Апостол Павел, призывающий Фессалоникийцев, чтобы те  ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво , писал:  Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго   (1 Фес. 4:8). Как и в словах Спасителя:  Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня   (Лк. 10:16).

3.            Страсть гордости заключает в себе ненасытимый и неудовлетворимый характер

Священное Писание указывает на то, что страсть гордости в человеке ничем нельзя насытить и удовлетворить.  Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою как ад, и как смерть он ненасытен, и собирает к себе все народы, и захватывает себе все племена   (Авв. 2:5). 

Такая ненасытимость раскрывается в повествовании пророка Аввакума о Халдеях. Можно видеть, что этот народ —  жестокий и необузданный, который ходит по широтам земли, чтобы завладеть не принадлежащими ему селениями. Страшен и грозен он; от него самого происходит суд его и власть его   (Авв. 1:6). По силе своей он не признает другого суда над собой, кроме собственного, в том числе и Божьего, что усугубляется, когда Халдеям сопутствуют военные победы:  Тогда надмевается дух его, и он ходит и буйствует; сила его    бог его   (Авв. 1:11).

О незнающей границ злодеяний гордости говорилось в указе царя Артаксеркса, обращенных к начальствующим над областями, подчиненными царю:  Многие, по чрезвычайной доброте благодетелей щедро награждаемые почестями, чрезмерно возгордились и не только подданным нашим ищут причинить зло, но, не могши насытить гордость…   (Есфирь 8:12).

4.            Уподобление диаволу: «буду подобен Всевышнему»

Священное Писание говорит, что превозношение человеческое в своей ненасытности уподобляется дьявольскому, Господь Бог через пророка Иеремию обличает безумие человеческое:  скажи начальствующему в Тире: так говорит Господь Бог: за то, что вознеслось сердце твое и ты говоришь: «я бог, восседаю на седалище божием, в сердце морей», и будучи человеком, а не Богом, ставишь ум твой наравне с умом Божиим… низведут тебя в могилу, и умрешь в сердце морей смертью убитых…   (Иез. 28:2, 8-9.)

И в другом месте Господь обличает:  посмотрю на успех надменного сердца царя Ассирийского и на тщеславие высоко поднятых глаз его. Он говорит: силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен  (Ис.10:12-14).

Подводя итог, повторим, что страсть гордости в своем развитии проходит несколько этапов. Начинается все с незначительного привносимого помысла, который закрадывается в ум человеческий и возбуждает высокомерные и надменные стремления. Приняв помысел, человек начинает выстраивать свою жизнь на основании ложных ориентиров. Утвердившись в надменном помысле, человек больше не нуждается в Боге, он полагается исключительно на свой ум, и в итоге начинает служить себе, уподобляясь идолопоклоннику.

монах Кирилл (Попов)

Священник Димитрий Шишкин - Ведомости Краснослободской ЕпархииВ ЧЕМ СМЫСЛ СТРАСТОТЕРПЧЕСТВА Слово пастырей в день памяти святых страстотерпцев Бориса и Глеба Анна Ерахтина Святые благоверные  князья-страстотерпцы Борис и Глеб  – первые канонизированные на Руси святые.
05.08.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
О БЛАГОДАРНОСТИ БОГУ В УТРЕННИХ И ВЕЧЕРНИХ МОЛИТВАХ - Ведомости Краснослободской ЕпархииВсегда радуйтесь. Непрестанно молитесь.  За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе .
19.07.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
Благочинный Чамзинского района в Крещенский Сочельник освятил воду в Никольском источнике с.Альза Чамзинского района - Ардатовская ЕпархияБлагочинный Чамзинского района протоиерей Виталий Кузянов накануне праздника Богоявления в Крещенский Сочельник посетил Никольский источник с.Альза Чамзинского района и совершил Великое освящение воды.
22.01.2018 Ардатовская Епархия
В Большеигнатовской СОШ прошла Крещенская встреча учащихся со священнослужителем - Ардатовская ЕпархияВ Большеигнатовской СОШ прошла встреча учащихся с заместителем благочинного по работе с молодёжью протоиереем Андреем Бублиенко.
22.01.2018 Ардатовская Епархия
Мэр Саранска предлагает горожанам осознанно подходить к соблюдению православных обрядов - Столица СМэр Саранска предлагает горожанам осознанно подходить к соблюдению православных обрядов © Столица С I Артем Артамонов В Крещенскую ночь в купелях Саранска омовение совершили 5,5 тысячи горожан.
22.01.2018 Столица С
В Мордовии освятили участок дороги, где за полтора месяца в ДТП погибли 4 человека - Вестник Мордовии    В Мордовии священнослужители освятили аварийно-опасный участок автодороги Саранск-Сурское-Ульяновск.
22.01.2018 Вестник Мордовии
Фабрика форматов2 - Ведомости Краснослободской ЕпархииДля прихожан Упенского храма кафедрального города Темникова, как и для всех православных христиан, настал великий день – праздник Крещения Господня!
22.01.2018 Ведомости Краснослободской Епархии
P80120 095628 - Ведомости Краснослободской ЕпархииПо благословению Преосвященнейшего Климента, Епископа Краснослободского и Темниковского благочинный приходов Ельниковского муниц­ипального района иер­ей Дмитрий Алексеев посетил Реабилитацио­нный центр для несов­ершеннолетних.
22.01.2018 Ведомости Краснослободской Епархии
В Мордовии освятили участок дороги (ФОТО) - 113Rus.RuВ Дубенском районе Мордовии прошло освящение участка вновь строящейся дороги Сурск-Дубёнки.
22.01.2018 113Rus.Ru
1 - Ведомости Краснослободской ЕпархииНа праздник Крещения Господня и накануне — в Крещенский сочельник — совершается великое освящение воды в память Богоявления на реке Иордан.
22.01.2018 Ведомости Краснослободской Епархии
Фабрика форматов1 - Ведомости Краснослободской Епархии  В период от Рождества Христова до Крещения, прихожане Успенского храма кафедрального города Темникова, вспоминали и переживали всю жизнь Спасителя - от момента Его рождения до дня Его пришествия на проповедь.
22.01.2018 Ведомости Краснослободской Епархии
21 января 2018 года, в  Неделю 33-ю, по Пятидесятнице, по Богоявлении,  Климент, Епископ Краснослободский  и Темниковский, совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Воскресения Христова  г. Краснослободска.
21.01.2018 Ведомости Краснослободской Епархии
В Дубенском районе прошло освящение участка вновь строящейся дороги Сурск-Дубёнки по просьбе ГИБДД Чамзинского района - Ардатовская ЕпархияБлагочинный Дубёнского района протоиерей Андрей Зубанов провел освящение участка вновь строящейся дороги Сурск-Дубёнки по просьбе ГИБДД Чамзинского района.
21.01.2018 Ардатовская Епархия
Праздничное мероприятие «Православный праздник Крещение» в Детской школе искусств Чамзинского муниципального района - Ардатовская ЕпархияВ муниципальном бюджетном учреждении «Детская школа искусств» Чамзинского муниципального района с праздником Крещения Господа нашего Иисуса Христа всех учеников и преподавателей поздравил помощник Чамзинского благочинног
21.01.2018 Ардатовская Епархия
IMG-6566e1698a420b20f4aed571162c9e08-V - МЧС  Ранним утром 21 января 2018 года произошёл пожар в одной из квартир 16-квартирного дома в посёлке Школа тракторных бригадиров Зубово-Полянского района Мордовии.
22.01.2018 МЧС
Своими выстрелами Павел Калашников привлек внимание к природохранной проблеме - Столица ССвоими выстрелами Павел Калашников привлек внимание к природохранной проблеме Множество выстрелов потребовалось из гладкоствольного двуствольного оружия модели «ТОЗ-54» в сторону участников свадьбы,
22.01.2018 Столица С
фото - MordovMedia.RuСегодня 11:02 В МЧС Мордовии рассказали подробности ЧП, произошедшего накануне ночью в Ромоданово .
22.01.2018 MordovMedia.Ru
Хроника ДТП: 15 — 21 января - Столица С
Хроника ДТП: 15 — 21 января
С 15 по 21 января в Мордовии случилось 23 ДТП с двумя погибшими и 39 ранеными.
Столица С
В Мордовии двое мужчин вынесли из огня односельчан - Столица С
В Мордовии двое мужчин вынесли из огня односельчан
МЧС по РМ ЧП произошло ранним утром 21 января в зубовополянском поселке Школа тракторных бригадиров.
Столица С
Шелудякову «подали» на бедность - Столица С
Шелудякову «подали» на бедность
Осужденному экс-начальнику мордовской ГАИ «простили» 16,5 миллиона «штрафных» рублей из-за тяжелого материального положения.
Столица С
Фабрика форматов1 - Ведомости Краснослободской Епархии  В период от Рождества Христова до Крещения, прихожане Успенского храма кафедрального города Темникова, вспоминали и переживали всю жизнь Спасителя - от момента Его рождения до дня Его пришествия на проповедь.
22.01.2018 Ведомости Краснослободской Епархии
Фабрика форматов2 - Ведомости Краснослободской ЕпархииДля прихожан Упенского храма кафедрального города Темникова, как и для всех православных христиан, настал великий день – праздник Крещения Господня!
22.01.2018 Ведомости Краснослободской Епархии
Протоиерей Валериан Кречетов - Ведомости Краснослободской ЕпархииОльга Орлова Почти полвека назад, в Неделю по Рождестве Христовом, 12 января 1969 года, ныне митрофорный  протоиерей Валериан Кречетов  был рукоположен во иерея...
22.01.2018 Ведомости Краснослободской Епархии
«Я за многодетность! Младшие учатся у старших, и не надо дополнительной социализации» - Столица С
«Я за многодетность! Младшие учатся у старших, и не надо дополнительной социализации»
Вячеслав Новиков novikov@stolica-s.su Благочинный по церквям Северо-Западного округа Саранска протоиерей Николай Бябин — о воспитании, судьбах Отечества и тотальном грехе У батюшки шесть дочерей!
Столица С
Мэр Саранска предлагает горожанам осознанно подходить к соблюдению православных обрядов - Столица С
Мэр Саранска искупался на Крещение с заместителями
Мэр Саранска предлагает горожанам осознанно подходить к соблюдению православных обрядов © Столица С I Артем Артамонов В Крещенскую ночь в купелях Саранска омовение совершили 5,5 тысячи горожан.
Столица С
Саранск  готовится  к Крещению - Вечерний Саранск
Саранск готовится к Крещению
19 января православный люд отмечает Крещение Господне. Одна из самых главных традиций этого праздника - купание в проруби.
Вечерний Саранск
«Движение вверх» обошел «Аватар»  и стал самым кассовым фильмом в истории российского проката - Столица ССпортивная драма, вышедшая в прокат 28 декабря, на сегодняшний день собрала 2, 373 млрд.
22.01.2018 Столица С
В Темникове открылась выставка Народного художника Мордовии - Столица ССтепан Коротков добавил древнейшему городу мордовского края светлых красокФото:
22.01.2018 Столица С
«Один из героев говорит: «Не в богах дело, а в людях». Это важная фраза в понимании фильма» - Столица СРежиссер «Скифа» Рустам Мосафир — ​о чистоте Средневековья, перерождении «Коловрата» и дефиците брутальных актеров На российские экраны 18 января выходит кинолента «Скиф».
22.01.2018 Столица С
Мэр Саранска послал подчиненных… на выставку - Столица С
Мэр Саранска послал подчиненных… на выставку
Мэр Саранска Петр Тултаев посетил выставку молодых художников «ВРЕМЯ ДО…», которая открылась 18 января в музее им.
Столица С
В России театр кукол вышел в Интернет - Столица С
В России театр кукол вышел в Интернет
Петербургский Большой театр кукол запустил электронный ресурс «Театр актуальных кукол России» — первую в стране электронную энциклопедию современного кукольного театра и «социальную сеть» для театральных практиков.
Столица С
В Саранске наступило «Время до»! - Столица С
В Саранске наступило «Время до»!
© Столица С I Артем Артамонов   Вечером 18 января в Республиканском музее изобразительных искусств имени Степана Эрьзи открылась уникальная выставка под многообещающим названием «Время до».
Столица С
С Артемом Сурковым все в порядке! В 2017 году он стал чемпионом Европы в Нови-Саде и бронзовым призером чемпионата мира в Париже. 2018-й начал с победы на Мемориале Поддубного - Столица СС Артемом Сурковым все в порядке! В 2017 году он стал чемпионом Европы в Нови-Саде и бронзовым призером чемпионата мира в Париже.
22.01.2018 Столица С
Одиночница Александра Трусова станет одной из главных звезд саранского турнира - Столица СОдиночница Александра Трусова станет одной из главных звезд саранского турнира © vk.com Поcле чемпионата Европы в Москве эпицентр фигурного катания переместится в Саранск,
22.01.2018 Столица С
МИНИ-ФУТБОЛ: РЕСПУЛИКАНСКИЕ ФИНАЛЫ - Ruzaevka-rm.RuВ пятницу, 19 января, рузаевский физкультурно-оздоровительный комплекс гостеприимно распахнул свои двери.
22.01.2018 Ruzaevka-rm.Ru
На «Мордовии-Арене» завершили установку 13 лифтов - Столица С
На «Мордовии-Арене» завершили установку 13 лифтов
Пресс-служба Главы РМ Вечером в пятницу, 19 января, Глава Мордовии Владимир Волков провел оперативное выездное совещание на объектах подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года:
Столица С
Хоккей: «Мордовия» разгромила «Юниор» - Столица С
Хоккей: «Мордовия» разгромила «Юниор»
© Столица С I Жанна Ларцева «Мордовия» (Саранск) – «Юниор» (Курган) 5:1 (1:0, 2:1, 2:0) И в ответном поединке, который состоялся в Саранске 21 января,  подопечные Юрия Воробьева не оставили шансов курганскому «Юниору»,
Столица С
Артем Сурков начала 2018 год с победы на Мемориале Ивана Поддубного - Столица С
Борцы Мордовии взяли три золота на Мемориале Поддубного!
Артем Сурков начала 2018 год с победы на Мемориале Ивана Поддубного © Столица С I Жанна Ларцева Небывалого успеха добились представительно мордовской школы греко-римской борьбы на международном турнире имени Ивана Поддубного,
Столица С
22 января состоялась встреча члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации от Правительства Республики Мордовия С.И.
22.01.2018 МГУ им.Н.П.Огарева
Следственным отделением ОМВД России по Рузаевскому району расследуются уголовные дела, возбужденные по двум фактам краж лошадей в с.Стрелецкая Слобода.
22.01.2018 МВД Республики Мордовия
Мордовия улучшила позиции в рейтинге инновационных регионов - E-mordovia.RuМордовия заняла 13 место в рейтинге Ассоциации инновационных регионов России.
22.01.2018 E-mordovia.Ru
Погодные условия в Саранске актуализировали парковку по четным и нечетным дням - Администрация г. СаранскАвтолюбители не должны забывать о парковке по четным и нечетным дням. Припаркованные вдоль проезжей части автомобили не позволяют спецтехнике расчищать дорогу.
22.01.2018 Администрация г. Саранск
В Мордовии – гололедица и снежные накаты - Info-rm.ComВ Мордовии 23 января ожидается облачная с прояснением погода, небольшой снег.
22.01.2018 Info-rm.Com