Новости города БезФормата.Ru
Саранск
Главные новости
 
Задать вопрос?

«БУДУ ПОДОБЕН ВСЕВЫШНЕМУ»: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГОРДОСТИ ОТ САМОЛЮБИЯ К КОЩУНСТВУ

 

«БУДУ ПОДОБЕН ВСЕВЫШНЕМУ»: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГОРДОСТИ ОТ САМОЛЮБИЯ К КОЩУНСТВУ

Иеродиакон Кирилл (Попов)

Подобно всякой другой страсти, гордость, как сорняк, укореняется в человеке постепенно. Всё может начаться с безобидной и даже, казалось бы, иной раз необходимой уверенности в своих силах, а закончиться — страшной самонадеянностью, равной почитанию себя вершителем человеческих судеб, не говоря уже о своей собственной…

Согласно текстам Священного Писания и творениям святых отцов и подвижников благочестия, развитие укоренение страсти гордости человека можно несколько условно, и тем не менее наглядно, разделить на четыре «этапа». Сначала человек, надеясь лишь на собственные силы, через самолюбие, самость и угождение себе, удаляется от Бога. Затем он становится всё более упрямым, всё более сопротивляется Божиим наставлениям. После его страсть растет, уже ничто не может ее насытить, удовлетворить. Наконец, человеку кажется, что он может всё. Это последний заключительный и самый страшный этап развития страсти. Давайте рассмотрим все эти стадии.

1.            Удаление от Бога и надеяние на свои силы

В Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, показан путь зарождения в человеке греха:  Начало гордости — удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его   (Сир. 10:14). Сам Господь говорит о народе израильском через пророка Осию:  Имея пажити, они были сыты; а когда насыщались, то превозносилось сердце их, и потому они забывали Меня   (Ос. 13:6). Также и Моисей предостерегал израильский народ:  Когда будешь есть и насыщаться, и построишь хорошие домы и будешь жить [в них],… смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; … и чтобы ты не сказал в сердце твоем: “моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие”  (Втор. 8:12, 14, 17) [1] .

Тем самым Священное Писание обращает внимание на то, как возникает в человеке эта страсть, — он забывает Бога, и у него появляется упование только на силы свои:  моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие   (Втор. 8:17). И в другом месте обличает пророк израильтян, самоуверенно говорящих:  не своею ли силою мы приобрели себе могущество?   (Ам. 6:13). Подобное надеяние на себя становится причиной обличения Господа:  Так как ты надеялся на дела твои и на сокровища твои, то и ты будешь взят   (Иер. 48:7), — обращает речь от Господа пророк Иеремия к моавитянам.

Тем самым Священное Писание обращает внимание на то, как возникает в человеке эта страсть, — он забывает Бога, и у него появляется упование только на силы свои.

Отступление от Бога ведет ко все большему «надеянию на силы свои» (Пс. 48:7), так что гордящиеся даже забывают о временности своего пребывания на земле:  В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род, и земли свои они называют своими именами   (Пс. 48:12),  говорит в сердце своем: не поколеблюсь; в род и род не приключится [мне] зла   (Пс. 9:27). Псалмопевец Давид и в другом псалме обличает человека, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем (Пс. 51:9), при этом важным оказывается указание на то, что такой человек, укореняется во зле (укреплялся в злодействе своем).

Святые отцы, осмысляя возникновение и развитие страсти гордости в человеке, также говорят о том, что «начало гордости есть неведение Бога» [2]   (свт. Иоанн Златоуст), что «Гордость есть отвержение Бога» (прп. Иоанн Лествичник[3], свт. Григорий Палама [4] , свт. Инатий Брянчанинов [5] , свт. Феофан Затворник [6] ).

В развитии страсти гордости, согласно учению святых отцов, можно выделить следующие стадии:

1)                      начало гордости — «корень тщеславия»[7];

2)                      средина — «уничижение ближнего, бесстыдное проповедание своих трудов, самохвальство в сердце, ненависть обличения»[8];

3)                      конец — «отвержение Божией помощи, упование на свое тщание, бесовский нрав»[9].

Первый этап, мало заметный для самого человека [10] , — укоренение в нем чувства  себялюбия(самолюбия, самоугодия, самодовольства, самолюбования, самонадеянности). Второй этап  тщеславия  (самоцен) связан с всё возрастающим в человеке желанием почестей и исканием человеческой славы[11]. В человеке при этом укореняется характерная мысль, «скрытное чувство, что я  нечто , а не ничто» [12] . На третьем, последнем, этапе  гордость  уже проявляется во всех делах и поступках человека. Для него характерным становится «самомнение и самочувствие — чувство, что я не только нечто, но и нечто важное и пред людьми и пред Богом» [13] .

Страсть зарождается в человеке постепенно, как учит преподобный Григорий Синаит, что невозможно сделать что-либо доброе или худое, предварительно не приложив и не возбудив помысла. Иными словами все начинается с мысли, а уже затем происходит деятельная активность. Грехи и страсти постепенно вкрадываются в нашу душу — овладевают умом, потом сердцем и наконец волей, делая человека рабом страсти.

Страсть же гордости принципиально отличается от прочих тем, что самолюбие здесь проявляется очевиднее всего.

«Диавольский» помысл направленный на почву человеческого сердца, постепенно со временем вырастает из малого зерна в целое греховное дерево. Иными словами, действие страсти зарождается в человеке с прилога. Святой Григорий Синаит  говорит, что «прилог есть происходящее от врага внушение: делай то или другое, как это было сделано Самому Христу Богу нашему:  рцы, да камение сие хлебы будут   (Мф.  4:3); или, проще сказать, — это какая-либо мысль, пришедшая человеку на ум» [14] .

Когда человек принимает в себя мысль о том, что он нЕчто, а не ничто, когда самодовольство и осознание своего достоинства укрепится в сердце человеческом, гордость в итоге неизбежно приводит к потере веры в Бога: «Конец [гордости] — отвержение Божией помощи, упование на свое тщание, бесовский нрав»[15].

При этом страсть гордости «сначала не склоняет нас бесстыдно к отвержению Бога»[16]. Вначале человек не осознает, что, продолжая благодарить Бога, сердцем он уже отвергает Его. Подобно евангельскому фарисею, он славословит Бога, но при этом в мыслях своих превозносит себя.

Удаление человека от Бога является, по слову преподобного Исаака Сирина, тем средством, которое использует диавол в борьбе даже с теми, «кто уже немало потрудился на пути богоугодной жизни»[17]. Таким образом, человек лишается благодатной помощи Божией, становится доступен вражескому действию на него. «При этом диавол желает ослепить ум человека, которому оказывается помощь, чтобы оказался он беспомощным, и зарождает в нем гордые помыслы, чтобы подумал он в себе, будто бы вся крепость его зависит от его собственной силы и сам он приобрел себе это богатство, своею силой сохранил себя от противника и убийцы»[18]. Теперь, утвердившись в этой мысли, по словам Исаака Сирина, он рассуждает о случайности победы над врагом, о бессилии врага, принимает помыслы, с которыми подступает к нему враг, и таким образом постепенно предается в его руки. Уверившись в своей силе, человек уже не надеется на Бога, забывает о помогающем ему.

Святитель Григорий Палама, в одной из бесед рассуждая о совершаемых в мире злодеяниях, указывает на их причину, одновременно подчеркивая, что немалое значение в этом принадлежит себялюбивым (горделивым) устремлениям людей: «Ум, отступивший от Бога, становится или скотоподобным или демоноподобным <…> Желает от всех пользоваться честью, <...> чтобы все льстили и одобряли и содействовали его планам и если по нему они не сбываются (потому что, как бы это и могло быть?), исполняется неукротимой яростью; <…> и уподобляется человекоубийце — сатане <...> И всему этому — одна причина: отступление ума (души) от страха и памяти Божией и допущение доступа к содействию началозлобного врага (диавола)»[19].

Падший человек все более пренебрегает Богом и даже отрицает само Его существование

Святитель Игнатий Брянчанинов также связывает отхождение от Бога с обращением к самому себе: «Самомнение и гордость, в сущности, состоят в отвержении Бога и в поклонении самому себе»[20]. Кроме того, он указывает на оставление человеком, впавшим в состояние гордости, памяти Божией: «Тщеславие является от глубокого неведения Бога или глубокого забвения Бога, от забвения вечности и небесной славы»[21]. 

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Обобщая опыт святых отцов, основой страстей, и в частности страсти гордости, святитель Феофан называет самость (самолюбие, самоугодие, себялюбие, эгоизм)[22]. Ее развитие он описывает следующим образом: «Когда человек мыслию, сердцем, и желанием отвращается от Бога, а вследствие того и от ближних, то естественно останавливается на одном себе, — себя поставляет средоточием, к которому направляет все, не щадя ни Божественных уставов, ни блага ближних» [23] . Святитель Феофан пишет, что такой человек возлюбил бесконечною любовию, себя поставил исключительною целию, а все другое — средством…[24]

Страсть же гордости принципиально отличается от прочих тем, что самолюбие здесь проявляется очевиднее всего[25]. И человек, самовольно оказавшись в таком состоянии самости, «с тех пор, как он к сердцу принял первую лесть змия: “будете яко бози”, с тех пор, он начал возвышать себя над всеми, как Бог, — начал ставить себя выше той черты, на которой поставлен природою и обществом» [26] . Гордость, по святителю Феофану, есть «ненасытимое желание возвышения, или усильное искание предметов, через кои бы можно было стать выше всех других»[27].

Рассматривая состояние самости, святитель Феофан приводит мнения преподобных Макария Египетского, Феодора Едесского, Максима Исповедника. Он, например, указывает на слова преподобного Макария Великого, сравнившего самолюбие со змием, гнездящимся на самом дне человеческого сердца [28] . Важной для святителя Феофана оказывается мысль Феодора, епископа Едесского: «Самолюбие есть мать неизобразимых зол. Кто побеждается им, тот входит в союз и со всеми прочими страстями» [29] . По согласному мнению святых отцов, и это отмечает святитель Феофан Затворник, гордость является одним из первых производных самости. Об этом прямо говорит святой Максим Исповедник: «Блюди себе от матери злых — самолюбия. От сего бо рождаются три первых страстных помысла — чревобесие, сребролюбие и тщеславие, от которых потом разрождается и весь злых собор»[30], так же учат и другие святые отцы[31].

2.            Возрастающее упрямство и упорство против Божьего закона

В книге пророка Неемии во время всенародного покаяния израильтяне в том числе называют и такой грех:  Но они и отцы наши упрямствовали, и шею свою держали упруго, и не слушали заповедей Твоих   (Неем. 9:16). Славянский текст в данном случае свидетельствует о том, что речь идет именно о грехе гордости:  тии же и отцы наши возгордешася [32]   и ожесточиша выя своя и не послушаша заповедий твоих   (Неем. 9:16). Исповедание в этом прегрешении совершается дважды:  Ты напоминал им обратиться к закону Твоему, но они упорствовали   (слав.  возгордешася и не слушали заповедей Твоих, и отклонялись от уставов Твоих, которыми жил бы человек, если бы исполнял их, и хребет  свой сделали упорным, и шею свою держали упруго, и не слушали   (Неем. 9:29).

И псалмопевец от лица Господа воспевает:  Но народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне; потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам   (Пс. 80: 12-13).

Падший человек все более пренебрегает Богом и даже отрицает само Его существование:  В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!» Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением; говорит в сердце своем: «не поколеблюсь; в род и род не приключится [мне] зла» ; …  Говорит в сердце своем: «забыл Бог, закрыл лице Свое, не увидит никогда»  (Пс. 9:25-27, 32).

Священное Писание говорит, что превозношение человеческое в своей ненасытности уподобляется дьявольскому.

В книге Иова, говорящей в том числе и о жизни нечестивого, противление Богу прямо связывается с гордостью:  Устрашает его [нечестивого] нужда и теснота; одолевает его, как царь, приготовившийся к битве, за то, что он простирал против Бога руку свою и противился Вседержителю, устремлялся против Него с гордою выею, под толстыми щитами своими  (Иов. 15:24-26).

О крайней степени возрастающего упорства можно почитать и у пророка Иеремии, повествующего о том, что, когда Господь обращался к жителям Иерусалима:  обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши . В ответ они говорили:  не надейся; мы будем жить по своим помыслам и будем поступать каждый по упорству злого своего сердца   (Иер. 18:11-12).

Апостол Павел, призывающий Фессалоникийцев, чтобы те  ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво , писал:  Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго   (1 Фес. 4:8). Как и в словах Спасителя:  Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня   (Лк. 10:16).

3.            Страсть гордости заключает в себе ненасытимый и неудовлетворимый характер

Священное Писание указывает на то, что страсть гордости в человеке ничем нельзя насытить и удовлетворить.  Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою как ад, и как смерть он ненасытен, и собирает к себе все народы, и захватывает себе все племена   (Авв. 2:5). 

Такая ненасытимость раскрывается в повествовании пророка Аввакума о Халдеях. Можно видеть, что этот народ —  жестокий и необузданный, который ходит по широтам земли, чтобы завладеть не принадлежащими ему селениями. Страшен и грозен он; от него самого происходит суд его и власть его   (Авв. 1:6). По силе своей он не признает другого суда над собой, кроме собственного, в том числе и Божьего, что усугубляется, когда Халдеям сопутствуют военные победы:  Тогда надмевается дух его, и он ходит и буйствует; сила его    бог его   (Авв. 1:11).

О незнающей границ злодеяний гордости говорилось в указе царя Артаксеркса, обращенных к начальствующим над областями, подчиненными царю:  Многие, по чрезвычайной доброте благодетелей щедро награждаемые почестями, чрезмерно возгордились и не только подданным нашим ищут причинить зло, но, не могши насытить гордость…   (Есфирь 8:12).

4.            Уподобление диаволу: «буду подобен Всевышнему»

Священное Писание говорит, что превозношение человеческое в своей ненасытности уподобляется дьявольскому, Господь Бог через пророка Иеремию обличает безумие человеческое:  скажи начальствующему в Тире: так говорит Господь Бог: за то, что вознеслось сердце твое и ты говоришь: «я бог, восседаю на седалище божием, в сердце морей», и будучи человеком, а не Богом, ставишь ум твой наравне с умом Божиим… низведут тебя в могилу, и умрешь в сердце морей смертью убитых…   (Иез. 28:2, 8-9.)

И в другом месте Господь обличает:  посмотрю на успех надменного сердца царя Ассирийского и на тщеславие высоко поднятых глаз его. Он говорит: силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен  (Ис.10:12-14).

Подводя итог, повторим, что страсть гордости в своем развитии проходит несколько этапов. Начинается все с незначительного привносимого помысла, который закрадывается в ум человеческий и возбуждает высокомерные и надменные стремления. Приняв помысел, человек начинает выстраивать свою жизнь на основании ложных ориентиров. Утвердившись в надменном помысле, человек больше не нуждается в Боге, он полагается исключительно на свой ум, и в итоге начинает служить себе, уподобляясь идолопоклоннику.

монах Кирилл (Попов)

Священник Димитрий Шишкин - Ведомости Краснослободской ЕпархииВ ЧЕМ СМЫСЛ СТРАСТОТЕРПЧЕСТВА Слово пастырей в день памяти святых страстотерпцев Бориса и Глеба Анна Ерахтина Святые благоверные  князья-страстотерпцы Борис и Глеб  – первые канонизированные на Руси святые.
05.08.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
О БЛАГОДАРНОСТИ БОГУ В УТРЕННИХ И ВЕЧЕРНИХ МОЛИТВАХ - Ведомости Краснослободской ЕпархииВсегда радуйтесь. Непрестанно молитесь.  За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе .
19.07.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
Фабрика форматов3 - Ведомости Краснослободской ЕпархииСегодня прихожане Успенского храма кафедрального города Темникова празднуют Собор Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил Бесплотных Поучительна для нас проповедь, произнесенная достойно чтимым Тимофеем,
21.11.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
IMG 20161121 101633 001 - Ведомости Краснослободской ЕпархииВ день Архистратига Божиего Михаила и всех Небесных сил Бесплотных и в престольный праздник села Вертелим настоятель храма иерей Яков Рязанов совершил Божественную Литургию.
21.11.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
novomuch mord - Ведомости Краснослободской ЕпархииВо исполнение постановлений Архиерейского Собора 2011 года об увековечивании памяти новомучеников и исповедников земли Русской, в п. Леплей Зубово-Полянского района, образован приход во имя преподобномученицы Елены (Асташкиной).
21.11.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
НАШЕ ХРИСТИАНСТВО: РАДИ ДУХА ИЛИ РАДИ ФОРМЫ? - Ведомости Краснослободской ЕпархииИгумен Нектарий (Морозов) К еретикам с любовью? Мы знаем, что в нашей стране большинство ее граждан – крещенные в Православие люди.
21.11.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
Всенощное бдение в Никольском кафедральном соборе г.Ардатова накануне дня памяти Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных - Ардатовская Епархия20 ноября 2017 года, Седмица 25-я по Пятидесятнице, накануне дня памяти Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Преосвященнейший Вениамин,
21.11.2017 Ардатовская Епархия
Архипастырь совершил Божественную литургию в Никольском кафедральном соборе г.Ардатова - Ардатовская Епархия21 ноября 2017 года, Седмица 25-я по Пятидесятнице, Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Преосвященнейший Вениамин,
21.11.2017 Ардатовская Епархия
Преосвященнейший Вениамин, епископ Ардатовский и Атяшевский принял участие в межрегиональной научно-практической конференции «Роль классической морфологии в инновационной медицине» - Ардатовская Епархия17 ноября 2017 года Преосвященнейший Вениамин, епископ Ардатовский и Атяшевский принял участие в межрегиональной научно-практической конференции «Роль классической морфологии в инновационной медицине»,
21.11.2017 Ардатовская Епархия
В Больших Березниках начинается строительство кладбищенской часовни - Ардатовская ЕпархияВрио благочинного Большеберезниковского района протоиерей Виталий Кузянов совершил освящение место под строительство часовни при кладбище с.Большие Березники.
21.11.2017 Ардатовская Епархия
В с.Симкино Большеберезниковского района продолжаются строительные работы по возведению нового храма - Ардатовская ЕпархияВ с.Симкино Большеберезниковского района продолжаются строительные работы по возведению нового храма.
21.11.2017 Ардатовская Епархия
Жители Саранска увидят редкие фото царя Николая II и его семьи  - Столица СФотовыставка открылась в храме в честь Казанской иконы Божией Матери на Светотехстрое.
21.11.2017 Столица С
Делегация ДУМ РМ приняла участие в Фахретдиновских чтениях в Уфе - Мусульмане Мордовии14-15 ноября в Уфе прошла IV Всероссийская научно-практическая конференция «Фахретдиновские чтения»,
21.11.2017 Мусульмане Мордовии

20.11.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
Смертельное ДТП на трассе Саранск – Рузаевка: фотографии и официальная версия - Gazeta13.RuПоявились подробности и фотографии с места смертельного ДТП, которое произошло в Рузаевском районе.
22.11.2017 Gazeta13.Ru
Подробности страшной трагедии в Мордовии: Владимир Шваев пытался спасти жену и детей - Столица С© Столица С 21 ноября Мордовию потрясла страшная трагедия. В зубовополянском поселке Сосновка во время пожара погибли мать и двое детей.
22.11.2017 Столица С
Жителя Саранска наказали за футболку с коноплей - Столица САлтун Садыгов обещает все исправить © vk.com Администратора магазина «МETRO-CITY» Алтуна Садыгова, что благополучно трудится в саранском ТЦ «Глобус», оштрафовали на 4 тысячи рублей за пропаганду наркотиков.
22.11.2017 Столица С
Хроника ДТП: 13 — 19 ноября - Столица С
Хроника ДТП: 13 — 19 ноября
Короткий световой день, грязные дороги и обочины традиционно для осеннего времени осложняют вождение.
Столица С
«Политическое убийство» - Столица С
«Политическое убийство»
Как сложилась судьба Николая Саунина, «зарезавшего» мордовскую карьеру экс-депутата Госдумы Николая Медведева Сегодня это зверское злодеяние — ​почти забытая «бытовуха»,
Столица С
ДТП с участием Меркушкина: через 5 месяцев истечет срок привлечения к уголовной ответственности  - Столица С
ДТП с участием Меркушкина: через 5 месяцев истечет срок привлечения к уголовной ответственности 
© Столица С Уже почти год специалисты Федерального государственного казенного учреждения «Экспертно-криминалистический центр МВД РФ» не могут провести дополнительную автотехническую экспертизу по делу о ДТП с участием
Столица С
НАШЕ ХРИСТИАНСТВО: РАДИ ДУХА ИЛИ РАДИ ФОРМЫ? - Ведомости Краснослободской ЕпархииИгумен Нектарий (Морозов) К еретикам с любовью? Мы знаем, что в нашей стране большинство ее граждан – крещенные в Православие люди.
21.11.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
Фабрика форматов3 - Ведомости Краснослободской ЕпархииСегодня прихожане Успенского храма кафедрального города Темникова празднуют Собор Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил Бесплотных Поучительна для нас проповедь, произнесенная достойно чтимым Тимофеем,
21.11.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
novomuch mord - Ведомости Краснослободской ЕпархииВо исполнение постановлений Архиерейского Собора 2011 года об увековечивании памяти новомучеников и исповедников земли Русской, в п. Леплей Зубово-Полянского района, образован приход во имя преподобномученицы Елены (Асташкиной).
21.11.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
Жители Саранска увидят редкие фото царя Николая II и его семьи  - Столица С
Жители Саранска увидят редкие фото царя Николая II и его семьи 
Фотовыставка открылась в храме в честь Казанской иконы Божией Матери на Светотехстрое.
Столица С
В Мордовии появится храм имени Тихвинской иконы Божией Матери  - Столица С
В Мордовии появится храм имени Тихвинской иконы Божией Матери 
Он будет построен в зубово-полянском селе Каргашино. Благословение на возведение дал епископ Краснослободский и Темниковский Климент.
Столица С
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Конец света близок как никогда 
В свой день рождения, 20 ноября, Глава РПЦ Кирилл заявил о признаках приближения конца света.
Столица С
«Союзу художников Мордовии 80 лет» - Министерство культурыЮбилейная выставка «Союзу художников Мордовии 80 лет» организована Министерством культуры, национальной политики, туризма и архивного дела Республики Мордовия, Союзом художников Мордовии,
21.11.2017 Министерство культуры
Любовью матери душа моя согрета - Министерство культурыДень матери – один из самых трогательных праздников, который приходится в 2017 году на 26 ноября.
20.11.2017 Министерство культуры
Ко Дню матери в библиотеке для слепых в Саранске организуют литературно-музыкальный вечер - Вестник Мордовии    "Мордовская республиканская специальная библиотека для слепых" организует литературно-музыкальный вечер "Любовью матери душа моя согрета", посвященный Дню матери, сообщают в Министерстве культуры, национальной политики,
21.11.2017 Вестник Мордовии
«Мы видим, как Наташа элементарно пытается существовать в детдоме, где действует закон джунглей – выживает сильнейший»  - Столица С
«Мы видим, как Наташа элементарно пытается существовать в детдоме, где действует закон джунглей – выживает сильнейший» 
Марии Кубанцевой ближе драматические роли© Столица С Исполнительница главной роли в спектакле «Наташкина мечта» Мария Кубанцева о своей агрессивной героине и первой любви Очередной сезон в Маленьком Художественном Аль
Столица С
Незрячие жители Саранска отметят День матери! 
В преддверии Дня матери 23 ноября в 12.00 в Республиканской специальной библиотеке для слепых состоится литературно-музыкальный вечер «Любовью матери душа моя согрета».
Столица С
Союз художников Мордовии отметит 80-летие выставкой
В выставочном зале и фойе музея изобразительных искусств имени Эрьзи откроется юбилейная выставка «Союзу художников Мордовии 80 лет».
Газета Мордовия
«Юниор-Спутник» - «Мордовия». Перед матчами - Хоккейный клуб МордовияНа следующий день после воскресений игры против «Юниора», команда «Мордовия» на клубном автобусе отправилась на выездные матчи в Нижнем Тагиле.
21.11.2017 Хоккейный клуб Мордовия
В спортивных учреждениях Мордовии прошли мероприятия, посвященные Всероссийской акции "День правовой помощи детям" - Министерство спорта   На базе Гимнастического центра Л.Я. Аркаева 20 ноября организован день открытых дверей, в котором приняли участие воспитанники групп начальной подготовки, тренировочные группы и спортсмены старшего звена.
21.11.2017 Министерство спорта
В Саранске операция «Пешеходный переход» впервые пройдет с новыми штрафами  - Столица С© Столица С | Денис Тюркин 23 ноября в столице республики дорожные полицейские проведут оперативно-профилактическое мероприятие «Пешеходный переход».
22.11.2017 Столица С
Столичная девушка — Марика! - Столица С
Столичная девушка — Марика!
Конкурс «Мисс «Столица С». Главный приз: две путевки в Европу от генерального спонсора – турагентства «Юнион»!
Столица С
Молодые легкоатлеты России с 2018 года должны будут  проходить антидопинговое обучение  - Столица С
Молодые легкоатлеты России с 2018 года должны будут  проходить антидопинговое обучение 
Прохождение антидопингового курса с получением соответствующего сертификата станет с 2018 года обязательным условием участия легкоатлетов в возрасте до 18 лет в первенствах России.
Столица С
Арбитры из Саранска взяли серебро в Йошкар-Оле - Столица С
Арбитры из Саранска взяли серебро в Йошкар-Оле
Десять приволжских коллективов оспаривали награды традиционного турнира памяти известного футбольного арбитра Александра Хохрякова, который 14-15 ноября состоялся на искусственном поле манежа «Марий Эл» в Йошкар-Оле.
Столица С
Внимание – гололед: сотрудники Госавтоинспекции Мордовии предупреждают о возможном осложнении ситуации на дорогах - Вестник Мордовии    В ближайшие дни на дорогах Мордовии ожидается гололед в связи с понижением температуры воздуха.
22.11.2017 Вестник Мордовии
В Саранске операция «Пешеходный переход» впервые пройдет с новыми штрафами  - Столица С© Столица С | Денис Тюркин 23 ноября в столице республики дорожные полицейские проведут оперативно-профилактическое мероприятие «Пешеходный переход».
22.11.2017 Столица С
Следственным отделом по Ленинскому району города Саранска Следственного управления Следственного комитета России по Республике Мордовия по публикации одного из региональных СМИ о травмировании ребенка в детском развивающ
22.11.2017 Следственный комитет
В Мордовии «судили» алкоголизм и наркоманию - 113Rus.RuВ Мордовии Рузаевским ЛО МВД России на транспорте С 13 ноября по 22 ноября 2017 года проводится второй этап межведомственной комплексной оперативно- профилактической операции «Дети России - 2017».
22.11.2017 113Rus.Ru
На трассе Саранск – Ульяновск задержали поросят (ФОТО) - Info-rm.ComСотрудники отдела госветнадзора Мордовии на федеральной трассе 1Р-178 провели рейдовые мероприятия по выявлению физических лиц, осуществляющих торговлю товарами в несанкционированных местах.
22.11.2017 Info-rm.Com