Электронный билет – это такой же билет, как и обычный проездной документ, но только в электронным виде, который подтверждает, что между пассажиром и железнодорожной компанией заключен договор о перевозке.
Главное его отличие в том, что он не оформляется на бумажном носителе, и вся информация о нём хранится в базе данных перевозчика.
Порядок реализации, возврата и время прекращения оформления электронных проездных документов (билетов), а также подтверждения пассажиром согласия на осуществление поездки в поезде дальнего следования и пригородного сообщения с указанием мест по электронному проездному документу (билету) (далее - электронная регистрация) доводится до сведения пользователей исполнителем.
Чтобы приобрести электронный билет необходимо зарегистрироваться на сайте перевозчика. Регистрация заключается в заполнении анкеты, в которой указываются реквизиты всех пассажиров заказа (логин, пароль, имя, отчество, фамилия, адрес электронной почты, телефон, дату рождения, пол). Далее пассажиру предоставляется возможность выбрать маршрут, дату поездки, конкретный поезд по этому маршруту на интересующую его дату, вагон, место в выбранном вагоне.
После завершения оформления заказа осуществляется оплата заказа . Важно помнить, что после оплаты заказа никакие изменения вносить уже нельзя. Оплата электронных билетов осуществляется с помощью банковских карт.
После оплаты электронного билета формируется контрольный купон , в котором указан номер заказа и номер электронного билета.
Контрольный купон (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте) оформляется и обязательно направляется в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети пассажиру.
В соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ от 21.08.2012 г. № 322 контрольный купон является документом строгой отчетности и применяется для осуществления расчётов с использованием платёжных карт без применения контрольно-кассовой техники. Электронный билет и контрольный купон имеют серию и уникальный номер.
Сам по себе контрольный купон электронного билета не даёт права на проезд. К нему необходим посадочный купон . Для получения посадочного купона можно пройти электронную регистрацию на сайте или получить купон на бланке поездного документа в билетной кассе или терминале самообслуживания на территории Российской Федерации.
Электронная регистрация на поезд - это согласие пассажира на осуществление проезда в поезде на основании договора перевозки, подтверждённого электронным билетом.
Пассажир осуществляет посадку в поезд дальнего следования и пригородного сообщения с указанием мест по предъявлении документа, удостоверяющего личность пассажира, на основании которого был оформлен электронный проездной документ (билет), и посадочного купона к электронному проездному документу (билету). Посадочный купон к электронному проездному документу (билету) предъявляется на бумажном либо электронном носителе.
Пассажир осуществляет посадку в поезд пригородного сообщения без указания мест по предъявлении документа, удостоверяющего личность пассажира, на основании которого был оформлен электронный проездной документ (билет), и контрольного купона (выписки из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте), а именно машиночитаемых полей, записанных на различные носители.
Таким образом, электронные документы нельзя передать другим лицам, и они действительны только при предъявлении соответствующих документов, удостоверяющих личность пассажира. Их перепродажа также не допускается.
Если пассажир воспользовался услугой электронной регистрации, но получил контрольный купон и посадочный купон к электронному проездному документу (билету) на бланке установленной формы в билетной кассе или через терминал самообслуживания, то электронная регистрация отменяется автоматически.
Оформление безденежных или льготных электронных билетов не производится.
Если пассажир имеет проездной документ, но не прошел электронную регистрацию, то для посадки в поезд ему нужно подтвердить его оформление в билетной кассе или через терминал самообслуживания.
Пассажир, не прошедший электронную регистрацию и не оформивший контрольный купон и посадочный купон к электронному проездному документу (билету) на бланке установленной формы в билетной кассе или через терминал самообслуживания, в поезд не допускается.
В случае если пассажир, осуществляющий проезд по электронному билету с электронной регистрацией и предъявивший при проведении контроля документ, удостоверяющий личность, реквизиты которого не соответствуют информации об электронных билетах, имеющейся у проводника вагона, считается безбилетным.
Вся информация об электронном билете хранится у проводника вагона. При электронной регистрации пассажир должен занимать место, указанное в информации об электронном билете, имеющейся у проводника вагона.
В случае, если данные документа, удостоверяющего личность пассажира расходятся с данными, указанными в информации об электронных билетах, которые имеются у проводника вагона (не более одной буквы в фамилии и не более одной цифры в номере), пассажир допускается для проезда в поезде дальнего следования или пригородного сообщения с указанием мест.
Пассажир, осуществляющий проезд по электронному билету на поезде пригородного сообщения без указания мест и предъявивший при проведении контроля документ, удостоверяющий личность, реквизиты которого не соответствуют информации в контрольном купоне электронного билета, считается безбилетным
В Приказе Минтранса России от 21 августа 2012 года № 322 подробно указывается какую информацию должен содержать каждый тип билета и соответствующий ему контрольный купон.
Электронный билет и контрольный купон на поезд дальнего следования
Электронный билет и контрольный купон на поезд дальнего следования содержат следующую обязательную информацию о перевозке пассажира:
- дату и время заказа
- номер поезда, железнодорожные станции отправления и назначения
- дату и время отправления и прибытия поезда
- номер и тип вагона, класс обслуживания, номер места в вагоне
- наименование (код) перевозчика
- признак купе - женское, мужское или смешанное (если применяется)
- сведения о пассажире - Ф.И.О., паспортные данные
- тариф (билет, плацкарта)
- итоговую стоимость перевозки, форму оплаты, сборы (если применяются)
- дату оформления
- наименование агентства или перевозчика, оформившего билет.
Электронный билет на поезд пригородного сообщения с предоставлением мест и без предоставления мест
Электронный билет на поезда пригородного сообщения с предоставлением мест и без предоставления мест содержит следующую обязательную информацию о перевозке пассажир:
- железнодорожные станции (остановочные пункты) отправления и назначения
- наименование (код) перевозчика
- категорию
- вид билета
- дату проезда и срок действия
- стоимость проезда, вид платежа
- наименование агентства или перевозчика, оформившего билет.
Электронный билет на поезд пригородного сообщения с предоставлением мест дополнительно содержит:
- номер поезда
- дату и время отправления и прибытия поезда
- номер вагона и класс обслуживания
- номер места в вагоне.
Электронный билет на поезд пригородного сообщения без предоставления мест дополнительно содержит дату оформления.
Контрольные купоны, выдаваемые пассажиру, помимо указанной выше информации содержат Ф.И.О. и паспортные данные пассажира
Электронный билет является современным вариантом своего бумажного прототипа и обладает рядом преимуществ :
- его невозможно потерять или повредить
- вы ограждены от вероятности его кражи
- вы никогда не забудете свой билет.
Для получения консультации в сфере законодательства о защите прав потребителей Вы можете обратиться в консультационный центр для потребителей. Наш адрес: г. Саранск, ул. Дальняя, д. 1 А., каб. 241 (II корпус). Тел.: 8(8342) 24-62-68 E-mail: kczpp@13cge.ru , skype: kons_center.