8 ноября вступит в силу постановление Правительства РФ № 1300 от 26 октября «О внесении изменений в ПДД». Главный документ водителей дополнен новым пунктом, устанавливающим приоритет проезда перекрестков с круговым движением. «Цель этого изменения – повышение безопасности и улучшение организации дорожного движения на перекрестках», — говорится в пояснительной записке на сайте Правительства РФ. Гладко было на бумаге, а в Саранске… Денис Тюркин нашел четыре «противоречивых» перекрестка, где 8 ноября автомобилистам придется нелегко.
Сначала о том, что изменилось буквально. Из пункта 13.9 главы ПДД «Нерегулируемые перекрестки» изъят вот такой абзац: «В случае если перед перекрестком с круговым движением установлен знак 4.3 («Круговое движение» — «С») в сочетании со знаком 2.4 («Уступи дорогу» — «С») или 2.5 («Движение без остановки запрещено» — «С»), водитель транспортного средства, находящегося на перекрестке, пользуется преимуществом перед выезжающими на такой перекресток транспортными средствами».
Далее. В пункте 13.11 появился новый подпункт — 13.11.1: «При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку». Заметьте, правки внесли не в национальные стандарты организации дорожного движения, согласно которым на наших дорогах и вешают знаки, а в ПДД, по которым ездят водители и ходят пешеходы. Напрашивается такое сравнение: изменился не состав йогурта, а то, какой ложкой его есть.
Вот что сказал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев об этих новшествах: «[документ] меняет приоритетность проезда на перекрёстках с круговым движением. Сейчас схемы очень разные в самых разных регионах. Даже в одном городе могут быть разные схемы, в зависимости от того, что это за перекресток. Из-за этого возникают конфликтные ситуации, которых можно было бы избежать, если бы эти правила были едиными. Теперь приоритет проезда получает тот, кто движется по самому кругу, а въезжающим придется уступать дорогу. Такая практика существует практически во всех европейских странах и доказала свою эффективность».
Слова Дмитрия Анатольевича растиражировали СМИ, и в наших с вами, читатели, головах, осели, как нам кажется, главные строчки: «Теперь приоритет проезда получает тот, кто движется по самому кругу…» Так ли это? Саранск говорит: нет, не так. В главном городе региона насчитывается 14 развязок с круговым движением, на четырех из которых Дмитрий Медведев (будь он за рулем личной «Победы»), попал бы в ДТП, ориентируясь только на свои слова о приоритете без «поддержки» Правил дорожного движения.
Возьмем, к примеру, кольцо на улице Рабочей между Коммунистической и Хмельницкого. На въезде Дмитрий Анатольевич увидел бы знак «Главная дорога» и висящий прямо под ним «Круговое движение». Не протарань он здесь «пазик» 28 маршрута — протаранит, когда будет съезжать с кольца, потому что там висит знак «Уступи дорогу». И аналогичная ситуация — еще в четырех местах (список таких колец — ниже).
Интересно, что в ПДД значение понятия «Главная дорога» не изменилось, там не появилось ни слова про круговое движение. При этом особо рьяные блогеры, ссылаясь на слова Дмитрия Медведева и репортажи регионального телевидения, уже призывают других автомобилистов игнорировать знаки приоритета и отныне считать, что если ты на кольце — то ты на главной. В республиканском Управлении ГИБДД с этим не согласны. «Водители должны соблюдать знаки приоритета!» — заявляют его представители, но при этом замечают, что в администрацию города были направлены письма с требованием привести в соответствие с вышеназванным постановлением Правительства РФ средства организации дорожного движения. Дорожникам, очевидно, придется убрать знаки «Главная дорога» на въезде на кольца. Но не везде. Например, на развязке у элеватора, скорее всего, уберут знак… «Круговое движение», так как в ином случае, говорят специалисты, на ж/д переезде образуется вечный затор. Та же ситуация — с колечком у посопского моста, где также есть переезд. Но там, очевидно, проще вообще убрать развязку из-за низкой плотности движения… Ну и главный вопрос после всего этого: как ездить пока на «неправильных» кольцах? Я лично буду считать, что нахожусь на второстепенной.
Список «неправильных» колец (данные на 7.11.2017): — две развязки возле Химмашевского моста;— небольшое колечко у Посопского моста;
— кольцо у элеватора.