По благословению Преосвященного Климента, Епископа Краснослободского и Темниковского,12 сентября 2014 года, в 22:00 священство и насельницы Свято-Варсонофиевского монастыря встретили икону Божией Матери "Млекопитательница".
Перед ней был отслужен молебен.Икона является списком с чудотворного образа из скита святого пророка Илии на Афоне. В Воскресенском соборе монастыря благодатный образ пробудет до 13 часов 14 сентября 2014 года.
Описание
Млекопитательница ( греч. — Галактотрафуса ) — в иконографии — Богородица , изображённая кормящей грудью Младенца Иисуса .
Иногда Богородица изображается в короне и с ангелами.
Мафорий может быть синим или зеленым - как символ земного происхождения Богородицы .
Позади Девы Марии могут быть солнце и луна, изображения взрослого Иисуса или святых, в частности Николая Чудотворца , Иоанна Крестителя и др..
Нередко на иконах с этим сюжетом маленький Иисус держит рукой свою ножку.
ИсторияДревнейшее в мире изображение Богородицы - в образе Млекопитательницы. Середина ІІ ст. н. э. Рим , катакомбы св. Присциллы Древнеегипетская статуэтка богини Исиды и ее сына Гора . Лувр , Париж Возникновение и происхождение культа[ править | править вики-текст ]
Культ Богородицы «Млекопитательницы», пожалуй, самый старый из культов Пресвятой Девы в христианстве . Древнейшее изображение с этим сюжетом представляет собой фреску в римских катакомбах св. Присциллы (вторая половина II в. н. э.). Это одновременно является древнейшим известным на сегодня изображением Девы Марии .
Более древнее – фреску с сюжетом « Поклонение волхвов », которая, по сообщению известного иконоведа и византиста Никодима Кондакова , находилась в тех же катакомбах и датировалось специалистами началом II в. н. э. - сохранить не удалось. Однако еще в начале ХХ в. она существовала.
Особенно развился культ Богородицы «Млекопитательницы» в Египте , где существовала и сейчас существует Коптская церковь . Фреска Богоматери , кормящей маленького Иисуса молоком из груди, сохранилась на уцелевших стенах коптского монастыря Святого Иеремии в Саккаре (V -Х вв.). Она датирована V-VII вв. - по крайней мере, появилась до арабского завоевания Египта (640-641). Другая фреска примерно того же периода – на руинах монастыря преподобного Аполлония Египетского (или Фиваидского) в Бауити (IV-XI вв.).
Считается, что египетские фрески Девы Марии «Млекопитательницы» фактически являются «отражением» мотива древнеегипетской богини Исиды . Древние египтяне изображали богиню на троне с маленьким сыном - богом Гором, которого она так же кормила грудью. Копты – прямые потомки древних египтян, поэтому неудивительно, что Деву Марию они изображали в похожей манере. И хотя, как уже упоминалось, древнейшее изображение Девы Марии «Млекопитательницы» находится в Риме , однако, считает Н. Кондаков , именно коптские изображения стали источником заимствований мотива Богородицы «Млекопитательницы» на Западе. Главным образом – через южные Францию и Италию в эпоху Каролингов .
Западная традицияБарнаба да Модена . "Пресвята Дева з Младенцем". Между 1370 и 1375 гг. Лувр , Париж Леонардо да Винчи . " Мадонна Литта ". Бл. 1490 р. Эрмитаж , Санкт-Петербург
Результатом такого заимствования можно считать изображение «Млекопитательницы» на троне в окружении двух фигур, вырезанное на обложке из слоновой кости известного Евангелия из Меца, датированного IX в.
Культ Богородицы «Млекопитательницы» был распространен в Италии. В левом нефе базилики Сан-Джованни-Эванджелиста Равенне сохранилось мозаичное изображение Девы Марии «Млекопитательницы» начала XIII века. В начале – в первой половине XIV века изображение Пресвятой Девы , кормящей грудью младенца Иисуса , можно было видеть в храмах Тосканы и Флоренции .
В первой половине 1370-х годов мастер раннего Возрождения Барнаба да Модена создал икону Богородицы «Млекопитательницы» - именно с нее, кстати, широко заимствовалась манера изображать маленького Иисуса , держащего рукой свою ножку.
Но наиболее известным в мире изображением Девы Марии , кормящей грудью младенца Иисуса , является картина « Мадонна Литта » великого итальянского художника и ученого Леонардо да Винчи (1452-1519). В 1490-1491 годах он написал ее для мэрии Милана .
Интересно однако, что уже в VII веке на Западе существовал культ молока Пресвятой Девы . Древней католической святыней является Молочная Пещера (Milk Grotto) в Вифлееме . По преданию, здесь останавливалось Святое Семейство во время бегства в Египет , в этом же месте Дева Мария кормила грудью маленького Христа . В V веке здесь существовал храм, на остатках которого сейчас стоит церковь ордена францисканцев .
После принятия Тридентским собором (1545-1563) католической церкви указа о запрете изображения обнаженного тела, случаи создания изображений Богородицы , кормящей Младенца, постепенно уменьшалась, пока почти не прекратились. Поэтому культ Девы Марии «Млекопитательницы» на Западе, в отличие от православного Востока, далее не развился.
Восточная традицияБогородица "Млекопитательница". Конец ХІХ - начало ХХ ст. Украина . Музей украинской домашней иконы , " Замок Радомысль "
В византийском сакральном искусстве сюжет «Млекопитательницы» появился лишь в XIV веке в результате заимствования с Запада. Рапространился в основном в Греции и в балканских странах.
Существует однако и чисто православная версия происхождения иконы Богородицы «Млекопитательницы». Правда, она не объясняет появления оригинала иконы и основывается преимущественно на преданиях. Согласно этой версии, икона Богородица «Млекопитательница», признанная чудотворной, находилась уже в V веке н. э. в Афоне и была передана преподобному Савве Освященному (439-532). Он создал лавру под Иерусалимом , названную позже его именем. По преданию, Савва Освященный перед смертью завещал передать икону паломнику царского происхождения одного с ним имени, который посетит основанную им Лавру. Это произошло только в XIII веке. Паломником оказался епископ Савва Сербский (1169-1236) – православный святой, сын сербского великого князя Стефана Немани , известный просветитель. Вместе с «Млекопитательницей» ему была передана икона Богородицы «Троеручица» .
На горе Афон святой Савва основал Хиландарский монастырь . Именно там хранился тот самый образ Богородицы «Млекопитательницы», принадлежавший Савве Освященному , пока ее не пернесли в сербскую Постницу (сербский скит) на Афоне .
В 1860 году список иконы был привезён в Курскую губернию .
На Украине почитаемые списки чудотворной иконы находятся в Свято-Успенском Патриаршем и Свято-Ильинском монастырях города Одессы . Однако эта икона не была распространена в украинских церквях, хотя и была весьма популярна как домашняя.
В Туле в 1859 году был создан единственный в России монастырь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» Богородичный Пантелеимонов Щегловский мужской монастырь.
ПочитаниеК «Млекопитательнице» матери обращаются с просьбой послать им побольше молока, а также когда ребенка пора было отлучать от груди.
Молились «Млекопитательнице» также за здоровье младенцев.
Празднование иконе Богородицы «Млекопитательницы» в Православной церкви совершается 12 января (по юлианскому календарю ), по грегорианскому - 25 января.