"Радуйся, лозо добродетельная винограда Христова"

 

По благословению Преосвященного Климента, Епископа Краснослободского и Темниковского,12 сентября 2014 года, в 22:00 священство и насельницы Свято-Варсонофиевского монастыря встретили икону Божией Матери "Млекопитательница".

 

Перед ней был отслужен молебен.Икона является списком с чудотворного образа из скита святого пророка Илии на Афоне. В Воскресенском соборе монастыря благодатный образ пробудет до 13 часов 14 сентября 2014 года.

 

 

Описание

Млекопитательница   ( греч.   —  Галактотрафуса )  — в иконографии  —  Богородица , изображённая кормящей грудью Младенца  Иисуса .

Иногда Богородица изображается в короне и с ангелами.

Мафорий   может быть синим или зеленым - как символ земного происхождения  Богородицы .

Позади  Девы Марии   могут быть солнце и луна, изображения взрослого  Иисуса   или святых, в частности  Николая ЧудотворцаИоанна Крестителя   и др..

Нередко на иконах с этим сюжетом маленький  Иисус   держит рукой свою ножку.

История
  Древнейшее в мире изображение Богородицы   - в образе Млекопитательницы. Середина ІІ ст. н. э.  Рим , катакомбы св. Присциллы   Древнеегипетская статуэтка богини Исиды   и ее сына ГораЛуврПариж Возникновение и происхождение культа[ править   |  править вики-текст ]

Культ  Богородицы   «Млекопитательницы», пожалуй, самый старый из культов  Пресвятой Девы   в христианстве . Древнейшее изображение с этим сюжетом представляет собой фреску в римских катакомбах св. Присциллы (вторая половина II в. н. э.). Это одновременно является древнейшим известным на сегодня изображением  Девы Марии .

Более древнее –  фреску   с сюжетом « Поклонение волхвов », которая, по сообщению известного иконоведа и византиста  Никодима Кондакова , находилась в тех же катакомбах и датировалось специалистами началом II в. н. э. - сохранить не удалось. Однако еще в начале ХХ в. она существовала.

Особенно развился культ  Богородицы   «Млекопитательницы» в  Египте , где существовала и сейчас существует  Коптская церковьФреска   Богоматери , кормящей маленького  Иисуса молоком из груди, сохранилась на уцелевших стенах коптского монастыря Святого Иеремии в Саккаре   (V -Х вв.). Она датирована V-VII вв. - по крайней мере, появилась до арабского завоевания  Египта   (640-641). Другая фреска примерно того же периода – на руинах монастыря преподобного  Аполлония Египетского   (или Фиваидского) в Бауити (IV-XI вв.).

Считается, что египетские фрески  Девы Марии   «Млекопитательницы» фактически являются «отражением» мотива  древнеегипетской богини  Исиды . Древние египтяне изображали богиню на троне с маленьким сыном - богом  Гором, которого она так же кормила грудью. Копты   – прямые потомки древних египтян, поэтому неудивительно, что  Деву Марию   они изображали в похожей манере. И хотя, как уже упоминалось, древнейшее изображение  Девы Марии   «Млекопитательницы» находится в  Риме , однако, считает  Н. Кондаков , именно коптские изображения стали источником заимствований мотива  Богородицы   «Млекопитательницы» на Западе. Главным образом – через южные  Францию   и  Италию   в эпоху  Каролингов .

Западная традиция
  Барнаба да Модена . "Пресвята Дева з Младенцем". Между 1370 и 1375 гг.  ЛуврПариж   Леонардо да Винчи . " Мадонна Литта ". Бл. 1490 р.  ЭрмитажСанкт-Петербург

Результатом такого заимствования можно считать изображение «Млекопитательницы» на  троне   в окружении двух фигур, вырезанное на обложке из слоновой кости известного Евангелия из Меца, датированного IX в.

Культ  Богородицы   «Млекопитательницы» был распространен в Италии. В левом нефе базилики  Сан-Джованни-Эванджелиста  Равенне   сохранилось мозаичное изображение  Девы Марии   «Млекопитательницы» начала XIII века. В начале – в первой половине XIV века изображение  Пресвятой Девы , кормящей грудью младенца  Иисуса , можно было видеть в храмах  Тосканы   и  Флоренции .

В первой половине 1370-х годов мастер раннего  Возрождения   Барнаба да Модена   создал икону  Богородицы   «Млекопитательницы» - именно с нее, кстати, широко заимствовалась манера изображать маленького  Иисуса , держащего рукой свою ножку.

Но наиболее известным в мире изображением  Девы Марии , кормящей грудью младенца  Иисуса , является картина « Мадонна Литта » великого итальянского художника и ученого  Леонардо да Винчи   (1452-1519). В 1490-1491 годах он написал ее для мэрии  Милана .

Интересно однако, что уже в VII веке на Западе существовал культ молока  Пресвятой Девы . Древней католической святыней является  Молочная Пещера   (Milk Grotto) в  Вифлееме . По преданию, здесь останавливалось  Святое Семейство   во время  бегства в Египет , в этом же месте  Дева Мария   кормила грудью маленького  Христа . В V веке здесь существовал храм, на остатках которого сейчас стоит церковь  ордена францисканцев .

После принятия  Тридентским собором   (1545-1563) католической церкви указа о запрете изображения обнаженного тела, случаи создания изображений Богородицы , кормящей Младенца, постепенно уменьшалась, пока почти не прекратились. Поэтому культ  Девы Марии   «Млекопитательницы» на Западе, в отличие от православного Востока, далее не развился.

Восточная традиция
  Богородица "Млекопитательница". Конец ХІХ - начало ХХ ст.  УкраинаМузей украинской домашней иконы , " Замок Радомысль "

В  византийском   сакральном искусстве сюжет «Млекопитательницы» появился лишь в XIV веке в результате заимствования с Запада. Рапространился в основном в  Греции   и в балканских странах.

Существует однако и чисто православная версия происхождения иконы  Богородицы   «Млекопитательницы». Правда, она не объясняет появления оригинала иконы и основывается преимущественно на преданиях. Согласно этой версии, икона  Богородица   «Млекопитательница», признанная чудотворной, находилась уже в V веке н. э. в  Афоне   и была передана преподобному  Савве Освященному   (439-532). Он создал лавру под  Иерусалимом , названную позже его именем. По преданию,  Савва Освященный   перед смертью завещал передать икону паломнику царского происхождения одного с ним имени, который посетит основанную им Лавру. Это произошло только в XIII веке. Паломником оказался епископ  Савва Сербский   (1169-1236) – православный святой, сын сербского великого князя Стефана Немани , известный просветитель. Вместе с «Млекопитательницей» ему была передана  икона Богородицы «Троеручица» .

На  горе Афон   святой Савва основал  Хиландарский монастырь . Именно там хранился тот самый образ  Богородицы «Млекопитательницы», принадлежавший  Савве Освященному , пока ее не пернесли в сербскую Постницу (сербский скит) на  Афоне .

В  1860 году   список иконы был привезён в  Курскую губернию .

На  Украине   почитаемые списки чудотворной иконы находятся в Свято-Успенском Патриаршем и Свято-Ильинском монастырях города  Одессы . Однако эта икона не была распространена в украинских церквях, хотя и была весьма популярна как домашняя.

В Туле в 1859 году был создан единственный в  России  монастырь в честь  иконы Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» Богородичный Пантелеимонов Щегловский мужской монастырь.

Почитание

К «Млекопитательнице» матери обращаются с просьбой послать им побольше молока, а также когда ребенка пора было отлучать от груди.

Молились «Млекопитательнице» также за здоровье младенцев.

Празднование иконе Богородицы «Млекопитательницы» в  Православной церкви   совершается 12 января (по  юлианскому календарю ), по  грегорианскому   - 25 января.

 

 
По теме
 В  Мордовии православные христиане начали готовиться к празднованию Пасхи.
 В  Мордовии православные христиане начали готовиться к празднованию Пасхи.
Газета Мордовия
JPG Файл - ОМВД Республики Мордовия ММО МВД России «Темниковский» устанавливается местонахождение Киселева Эдуарда Алексеевича, 1970 года рождения, который с 1 марта текущего года не выходит на связь с родственниками.
ОМВД Республики Мордовия
В Мордовии отметили День кукольника Артисты Театра кукол Мордовии отметили свой профессиональный праздник – Международный день кукольника.
Газета Мордовия