Данила Серганин: «Я - счастливый человек»

Данила Серганин:  «Я - счастливый человек»
Фото: www.vsar.ru

Есть такая профессия - музыкой управлять. Овладевают ею всю жизнь. Дирижер музыкального театра имени И.М. Яушева Данила Серганин пока в самом начале профессионального пути, ему нет еще и тридцати, но самый важный выбор он уже сделал. Сейчас он проходит ассистентуру в родной Нижегородской консерватории и руководит симфоническим оркестром музыкального театра. Между тем первая специальность Данила Серганина - инженер-атомщик. Как ему удалось дойти до дирижерского пульта, музыкант рассказал в интервью журналисту «ВС».
Данила вырос в многодетной рабочей семье в городе Бор, что в окрестностях Нижнего Новгорода, и в детстве о музыке не помышлял. Учился в лицее с физико-математическим уклоном, родители видели в нем будущего инженера. Но пути Господни, как известно, неисповедимы...
- Музыкой я начал заниматься поздно и совершенно случайно. В 5 классе нас тестировали педагоги музыкальной школы, и мне выдали бумажку, где было написано, что я могу заниматься в музыкальной школе. Тогда, видимо, был недобор на народное отделение, и меня взяли на аккордеон. В процессе учебы понял, что больше привлекает фортепиано, перевелся, окончил фортепианное отделение. В это же время я оканчивал и общеобразовательную школу. Надо было делать выбор - заниматься дальше музыкой или поступать в другой вуз.
Родители были категорически против музыкального училища. Поэтому, окончив лицей, я без экзаменов поступил в Нижегородский технический университет на специальность «Атомные электростанции, энергетические установки». Во время учебы в политехе мне не хватало музыки, поэтому пел в церковном хоре, приходилось даже подменять регента. Это меня все больше и больше захватывало, и я поступил на заочное отделение Московского института духовной музыки, на дирижерско-хоровой факультет. Совмещал учебу в двух вузах, ездил на сессии. Окончил бакалавриат технического университета с отличием, прошел практику на закрытом предприятии: зарплата хорошая, перспективы отличные. Но работа от звонка до звонка в полной изоляции меня не очень привлекала, и опять я встал перед выбором - заниматься наукой или полностью посвятить себя музыке.
Победила музыка. Я ушел с пятого курса университета поступать на дирижерско-хоровое отделение в Нижегородскую консерваторию. Вступительные экзамены стали шоком и для меня, и для комиссии. От меня не ждали таких знаний предмета, один из педагогов даже спросил: «Чем же вы тогда занимались 4 года в политехе?». Фактически я был на уровне выпускников музыкальных училищ, которые вместе со мной поступали. В Москве я учился у очень хорошего педагога, он заложил в меня азы дирижерской школы, поэтому на вступительных экзаменах я дирижировал более сложной программой, чем выпускники училищ. Через два года учебы в консерватории перевелся на оперно-симфоническое отделение, которое потом и окончил.
Занимаюсь любимым делом и с уверенностью могу сказать: я - счастливый человек. Я сделал для себя вывод, что лучше пожертвовать достатком, уверенностью в завтрашнем дне, чем заниматься не своим делом. В 18 лет я не решился на такой выбор, а в 22 принес диплом инженера родителям (смеется) и последовал зову души. Сейчас родители полностью приняли мой выбор, радуются моим успехам. Я - четвертый ребенок в семье, самый младший, старшие уже состоялись в профессии.
Еще обучаясь в консерватории, я начал работать. Волгоградскому театру нужен был хоровик, умеющий дирижировать. Консерватория рекомендовала меня. Я проработал там год, постоянно возвращаясь в альма-матер (я умудрился в тот год еще экстерном сдать сессии за два курса). Было тяжело, но это был опыт работы по профессии, который консерватория дать мне не могла.


Вернувшись через год в Нижний Новгород, стал руководителем хора старых нижегородцев, получил бесценный опыт. Потом получил приглашение в Саранск. Полгода работал с Сергеем Киссом, а потом все музыкальное хозяйство театра имени Яушева досталось мне.
Суметь завоевать авторитет, убедить  в своей правоте, конечно, нелегко, но я не стесняюсь просить совета у учителей, благо есть у кого. За этот год я заметно изменился. Когда ты второй дирижер и знаешь, за какой спектакль отвечаешь, сколько у тебя спектаклей, ты можешь заранее подготовиться и более детально разобрать с коллективом очередную задачу. Когда у тебя в руках весь репертуар и нет времени на детальное изучение программы, приходится другими методами вызывать интерес. В моем характере появились более настойчивые интонации, которые требует сама профессия.
Дирижер - профессия деспотичная, жесткость некоторых великих ее представителей стала легендарной. Для меня же примером являются дирижеры, сумевшие расположить к себе коллектив. Одним из таких великих примеров является Юрий Темирканов, которого оркестр пригласил стать художественным руководителем, между прочим, впервые в мировой практике. Или менее известный в России Карлос Кляйбер, сын дирижера Эриха Кляйбера, он для меня образец в творческом плане. Я, как и он, стараюсь оркестр не заставить, а увлечь. Можно сказать, это мой профессиональный девиз. Я  стараюсь уважительно относиться к музыкантам. Из-под палки тяжелее работать, нужно убедить коллектив в своей правоте, увлечь внутренними ощущениями. Тогда музыканты искреннее и точнее отзываются на то, что ты хочешь. Моя профессия предполагает бесконечное самообразование, стажировки в других коллективах и постоянный творческий рост. Общепризнано, что это профессия второй половины жизни музыканта. Юрий Темирканов о ней сказал так: «Дирижер - это посредник между гением и публикой, как священник в церкви - посредник между Богом и верующими».
Моя любимая музыка не театральная. Это симфонии и кантаты, масштабные сочинения, которые мы с музыкантами оркестра пока только пробуем исполнять. Театр все-таки подразумевает стабильность репертуара. Не скажу, что это скучно, от репетиции к репетиции, от спектакля к спектаклю находишь новые краски в известном материале, которыми хочется поделиться со зрителями.
Филармонический репертуар более широк и разнообразен, и там нет такого синтеза, как в театре. Это связано с чистой музыкой. Тут больше простора для дирижерской мысли. Хотя и на базе театра можно делать что-то новое.  В прошлом году мы с успехом показали программу «Музыка и мысли», исполнили симфонию № 9 Дворжака, «Рапсодию в стиле блюз» Гершвина. Этот репертуар настолько разнообразен и широк, что можно найти произведения, которые подойдут для нашего оркестра и публики. Например, в этом году мы попробовали новый жанр - рассказ под живую музыку. Пушкинскую повесть «Метель» актер Игорь Дьячков читал под сюиту Георгия Свиридова «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель» и Первую симфонию Петра Чайковского.
Сейчас мы работаем над возобновлением балета «Лебединое озеро», хотим возобновить оперу «Паяцы», в разработке находится опера «Царская невеста», на постановку которой нами был выигран грант Главы республики. Мы налаживаем сотрудничество с Нижегородской консерваторией в плане поставки кадров. Надеюсь, что к нам приедут и новые музыканты, и вокалисты. 31 марта, например, Ленского в «Евгении Онегине» будет петь молодой тенор Константин Кириченко, оканчивающий в этом году консерваторию. Это будет своеобразное прослушивание и для него, и для нас.     
P.S. Дирижер Серганин счастливо женат. Супруга Наталья по профессии медик-лаборант, сейчас занимается воспитанием 8-месячного сына Павла. Семья музыканта обживается в Саранске. 

Галина БАЛАШОВА

 

                       

 

 
По теме
«Пряничный домик» документальной программань циклась ёвтни ваныцятненень коень раськень промыслатнеде ды художественной ремёслатнеде.
Национальная библиотека им. А. С. Пушкина вновь стала региональным организатором Всероссийского чемпионата по чтению вслух среди старшеклассников «Страница 24».
   Дети познакомились с творчеством «музыкального сказочника» и его замечательным произведением – оперой «Сказка о царе Салтане» по произведению А. С. Пушкина.
Год колонии-поселения за 2 трупа: поставлена точка в деле бизнесмена Шкавера - Столица С Фото: УГИБДД по РМ Еще летом 2021 года саранский бизнесмен Иван Шкавер устроил смертельное ДТП в Лямбирском районе, и только в конце минувшего года завершилась судебная эпопея, связанная с этим делом,
Столица С
zastavka - Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи 18 марта 2024 – десятый день рождения Крымской весны – юбилейный, праздничный день в новейшей истории России.
Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи
26 апреля пройдет патриотическая акция "Диктант Победы" - Вестник Мордовии 26 апреля 2024 года во всех регионах России и за ее пределами будет проводиться Международная патриотическая акция «Диктант Победы», направленная на повышение исторической грамотности и патриотическое воспитание молодежи,
Вестник Мордовии