«ДА ИСПРАВИТСЯ МОЛИТВА МОЯ»

Фото: www.pravoslavie.ru
 

«ДА ИСПРАВИТСЯ МОЛИТВА МОЯ»

Священник Димитрий Выдумкин

Давид же пребывал в пустыне в неприступных местах и потом на горе в пустыне Зиф. Саул искал его всякий день; но Бог не предал Давида в руки его!
(1 Цар. 23: 14)

Всякое истинное открытие, достающееся открывателю, как правило, весьма непросто, становится затем легкодоступным достоянием всех последующих эпох. Когда-то очень давно поняли, что огонь можно извлекать из соприкосновения двух камней, хотя для этого надо было потрудиться. Сегодня мы получаем огонь легким движением спички. Когда-то изобретение электрического света родилось после непростых научных опытов Яблочкова и Эдисона. Сегодня мы включаем этот свет элементарным щелчком клавиши. Меняются формы – от примитивных к более совершенным, но суть остается той же.

То же самое происходит и в духовной жизни человечества. Духовный опыт одного человека, когда этот человек свят, опыт, дающийся трудами и скорбями, становится достоянием многих поколений и эпох, источником великого блага для бесчисленного количества людей. Как достижение тех ученых мужей, что открыли электричество, одарило нас светом в любое время суток и всеми сопутствующими благами, так духовный опыт великих духоносных мужей становится источником благодатного света и спасения для всех тех, кто приобщается ему.

Посмотрите на Царя и Псалмопевца Давида. Его псалмы – опыт его духовной жизни, осоленной скорбями и напастями. Немало из них написано во время разнообразных жизненных испытаний и даже после случавшихся в его жизни грехопадений, осмысленных потом и раскаянных. Многие из псалмов Давида начертаны после избавления от напастей, а иные и вовсе писаны в изгнании. Но именно потому, что родились они в исстрадавшемся верующем сердце, сохранившем при всех испытаниях праведность и преданность Богу, Давидовы псалмы удостоились наития Святого Духа. И, будучи Боговдохновенными, имеют силу напоевать благодатью и наши сердца. Надо лишь приложить малый труд по прочтению этих псалмов.

И об одном из таких псалмов – псалме 140 – мы и поговорим сегодня. А точнее сказать, мы, используя своевременный повод – время Великого поста, попытаемся осмыслить богослужебное употребление этого псалма на Литургии Преждеосвященных Даров в виде песнопения «Да исправится молитва моя».

Давид понимал: он не виновен в том, в чем его обвиняют, но достаточно и прочих его грехов, чтобы понести от Господа наказание

По мнению толкователей, 140-й псалом написан Давидом в тот период, когда царь Саул, опасаясь потери власти, замыслил убить Давида (см.: гл. 19–24 1 Цар.). Потрясенный до глубины души замыслом тестя – Давид был женат на дочери Саула Мелхоле, – он вынужден был спасаться бегством, хотя и был невиновен, ибо не имел никакого помысла свергать царя. Соответствующими мыслями и ощущениями и наполнен весь псалом. Давид просит Господа услышать его молитву. Осознавая свою невиновность, он просит избавить его от сети, которую ему приготовили; просит, чтобы в эту сеть попали сами устроившие ее, а он был избавлен. С другой стороны, Давид признает свою греховность, просит Господа положить хранение его устам, дабы не озлобляться на противника, просит не позволить его сердцу уклониться к самооправданию. Давид понимает, что хоть и не виновен в том, в чем его обвиняют, но достаточно и прочих его грехов, чтобы понести от Господа наказание.

Такова общая смысловая композиция этого псалма. Если мы обратимся теперь к песнопению «Да исправится молитва моя», то заметим, что в нем использована лишь первая часть 140-го псалма. Структура расположения стихов псалма в этом песнопении и его место в Литургии Преждеосвященных Даров позволяет нам увидеть некоторые новые смысловые аспекты псалма применительно уже к нашей духовной жизни, что мы и попробуем сейчас сделать.

Во-первых, обращает на себя внимание тот момент, что песнопение «Да исправится молитва моя» построено в виде прокимна, то есть сначала исполняется основной стих – собственно «Да исправится молитва моя», а затем он чередуется с другими тремя стихами. В конце вновь пропевается основной стих. Обратившись к литургическим источникам, мы действительно находим данные о том, что ранее в константинопольской соборной традиции это песнопение было прокимном, чтец пел его с амвона, а духовенство сидело в алтаре. И уже значительно позже «в студийской монашеской традиции, вытеснившей к концу XII века соборную константинопольскую, “Да исправится молитва моя” перестало быть обычным прокимном, во время его исполнения постепенно утвердился обычай народного коленопреклонения и священнического каждения».

Во время пения «Да исправится…» следует преклонить колени. Обратим внимание на то, что это коленопреклонение в литургийном ряду находится между двумя другими подобными моментами. Коленопреклонение совершается перед «Да исправится…» – при возгласе «Свет Христов просвещает всех» – и вскоре после «Да исправится…» – на важнейшем «Ныне силы небесные». Случайно ли это? Не думаю. Здесь указание на важнейший смысловой ряд в литургийном пространстве. В этом ряду первое коленопреклонение связано с обращением к оглашенным, готовящимся принять святое крещение. Это обращение, имеющее значительный вероучительный смысл. Последнее коленопреклонение связано с важнейшим моментом Литургии, когда переносятся Святые Дары. Ну а с чем связано коленопреклонение во время песнопения «Да исправится молитва моя»?

Структура прокимна, присущая этому песнопению, позволяет нам говорить о его особенном нравоучительном характере. Он состоит в том, что первый и основной стих песнопения указывает на важнейшее дело христианина, дело, сопровождающее всю его жизнь, – на молитву. Стихи, «проложенные» между основным, – указание на моменты, которые способствуют преуспеянию в молитве либо, напротив, препятствуют сему. Это своего рода духовный многослойный «пирог», в котором основной слой обретает свой истинный «вкус» лишь в сочетании с прочими. Хотите убедиться в том, что это так? Тогда пойдем дальше.

1. «Да испра́вится моли́тва моя́, я́ко кади́ло пред Тобо́ю, воздея́ние руку́ мое́ю – же́ртва вече́рняя».

В главном для христианина духовном делании – молитве – основной фактор успеха – внимание. Если есть оно, а вместе с ним есть и благоговение, и покаяние, то молитва будет возноситься к Богу, как дым кадильный, благоухающий и стремящийся непрестанно ввысь. Если внимания нет, то молитва «стелется» по земле, подобно дыму Каиновой жертвы, и такая жертва, как мы помним, не была угодна Богу. При этом, как это ни парадоксально и ни печально, подобная «Каинова» жертва – неизбежный временный удел всякого христианина, ибо нерассеянная молитва – «жертва вечерняя», то есть является плодом многолетних и усиленных трудов. И получаем мы этот плод нередко лишь к «вечеру», то есть ближе к закату жизни.

Это основной лейтмотив песнопения. В нем – указание цели. Далее следуют вышеупомянутые моменты в «проложенных» стихах.

2. «Го́споди, воззва́х к Тебе́, услы́ши мя: вонми́ гла́су моле́ния моего́, внегда́ воззва́ти ми к Тебе́».

Здесь указание на качества, которыми обладает настоящая молитва и которые мы должны для своей молитвы приобретать. И во-первых, речь об искренности и покаянном характере молитвы. Вот как говорит об этом великий Златоуст: «Что же выражает Псалмопевец словами: “Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня”? Он разумеет здесь внутреннее воззвание, которое произносит сердце воспламененное и дух сокрушенный, которое произнося и Моисей был услышан. Как человек, взывающий голосом, напрягает всю свою силу, так и взывающий сердцем напрягает весь ум свой. Такого воззвания требует Бог, воззвания, которое происходит от сердца и не дозволяет поющему зевать и развлекаться» [1] .

Кто хочет достичь нерассеянной молитвы, должен молиться постоянно

Во-вторых, нельзя не заметить: во второй части стиха – та же мысль, что и в первой, только изложенная другими словами. И это не в последнюю очередь говорит нам о необходимости в молитве постоянства. Кто хочет достичь нерассеянной молитвы, должен молиться постоянно. Неслучайно призывает апостол: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17). Постоянство в молитве – то же, что капля, которая точит камень. Подобно маленькой ничтожной капле, которая со временем разрушает даже твердыню камня, наши немощные, но постоянные молитвенные потуги способны разрушить греховную сердечную коросту и ввести молитву в сердце, где она становится по- настоящему сильной и действенной.

3. «Положи́, Го́споди, хране́ние усто́м мои́м, и дверь огражде́ния о устна́х мои́х».

Ничто так не расхищает из сердца молитвенный плод, как постоянно открытые уста. Потому и Премудрый призывает: «Для слов твоих сделай вес и меру, и для уст твоих – дверь и запор» (Сир. 28: 29). «Дверь ограждения» и «хранение» своим устам мы должны просить у Бога, поскольку привыкли держать свои уста открытыми и говорим много лишнего. Никакой иной грех так не «легок» и не «приятен», как пустословие. Он способен быстро «сгладить» плохое настроение, аккуратно «прикрыть» лень. Он, как ничто иное, доставляет нам много «приятных минут», но при этом отнимает нечто очень важное – пусть небольшой, но все же благодатный плод, который обретает наше сердце после нашей немощной, но все же молитвы. А потому христианину, искренне молящемуся об исправлении молитвы, «яко кадило», также искренне следует бороться с пустословием, многословием и, разумеется, сквернословием. «Тогда только следует говорить, когда слова полезнее молчания» [2] , а это, согласимся, нечасто случается.

4. «Не уклони́ се́рдце мое́ в словеса́ лука́вствия, непщева́ти вины́ о гресе́х».

Самооправдание – великое зло. Потому, когда согрешишь, признавай: я согрешил

Этот непростой, как кажется, стих содержит достаточно простую мысль: «Не уклони сердце мое к словам лукавым для измышления извинения во грехах». Как самоосуждение для человека – великое благо, так самооправдание – великое зло. Вот как говорит об этом святитель Иоанн Златоуст: «Ты, возлюбленный, когда согрешишь, говори: я согрешил. Нет ничего справедливее такого оправдания. Таким образом ты умилостивишь Бога; таким образом и сам себя сделаешь более медленным на те же грехи. А если станешь отыскивать пустые предлоги и освобождать душу от страха, то усилишь в ней расположение снова предаваться тем же грехам и много прогневаешь Бога» [3] .

Грех естественным образом порождает в душе чувство вины и ощущение неизбежности наказания. Возникает желание куда-то от этого спрятаться. Когда человек не вполне понимает значение покаяния, тогда и возникает самооправдание как попытка спрятаться от ответственности. Самооправдание – то же, что стремление страуса уйти от опасности через погружение головы в песок. Это смешно, но не только. Самооправдание порождает для человека существенное зло: чем более человек сам себя оправдывает, тем более осуждается Богом. А потому тот христианин, кто стремится к нерассеянной и плодотворной молитве, должен избегать самооправдания, ибо просить Бога о милости и одновременно привлекать на себя Его осуждение – то же, что одной рукой что-то строить, а другой все тотчас же разрушать.

Воздевание рук во время молитвы – очень древняя внешняя форма обращения к Богу, хотя в современной богослужебной практике она используется священниками нечасто. Основная мысль этой формы-образа – дать возможность человеку как можно сильнее выразить устремленность его к Богу и Небу. Выразить и затем – по принципу перехода от внешнего к внутреннему – помочь устремиться к Богу его уму, его сердцу и воле. Песнопение «Да исправится молитва моя» именно об этом. Это молитва о том, чтобы наше внешнее благочестие пришло наконец в гармоничное единство с нашим внутренним миром. И, наверное, поэтому оно так полюбилось нашим православным людям.

 

Священник Димитрий Выдумкин

 

16  марта  2018  г.

 
По теме
Исповедь у иеромонаха Арсения (Писарева). 2007 г. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru - Ведомости Краснослободской Епархии ПЯТОК 3-Й СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА О грехах и покаянии   А если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши.
09.03.2018
Преосвященнейший Вениамин, епископ Ардатовский и Атяшевский принял участие в Всенощном бдении в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры - Ардатовская Епархия 17 июля 2018 года, накануне памяти обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, Преосвященнейший Вениамин, епископ Ардатовский и Атяшевский принял участие в Всенощном бдении в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры.
18.07.2018
 
Преосвященнейший Вениамин, епископ Ардатовский и Атяшевский принял участие в Божественной литургии в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры - Ардатовская Епархия 18 июля 2018 года, в день памяти обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, Преосвященнейший Вениамин, епископ Ардатовский и Атяшевский принял участие в Божественной литургии в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры.
18.07.2018
Успенский пост — повод задуматься о душе, а не еде. Фото: Жанна Ларцева (Столица С) - Столица С Успенский пост — повод задуматься о душе, а не еде. Фото: Жанна Ларцева (Столица С) Святые отцы говорят, что жизнь христианина похожа на войну, ежедневно мы должны сражаться с собственными пороками, делаться смиреннее.
18.07.2018
 
Архипастырь совершил Божественную литургию в Никольском кафедральном соборе г.Ардатова - Ардатовская Епархия 15 июля 2018 года, Неделя 7-я по Пятидесятнице, Преосвященнейший Вениамин, епископ Ардатовский и Атяшевский совершил Божественную литургию в Никольском кафедральном соборе г.Ардатова.
18.07.2018
Скорбный юбилей 100-летия со дня гибели Царской семьи торжественно почтила паства Ардатовской епархии. Крестный ход от Кафедрального собора до поклонного Креста, установленного Новомученникам и Исповедникам Российским - Ардатовская Епархия 17 июля 2018 года, в день памяти гибели Царственных страстотерпцев духовенство Ардатовской епархии и многочисленные богомольцы совершили Крестный ход от Кафедрального собора г.Ардатова до поклонного Креста,
18.07.2018
 
В Мордовской митрополии готовятся к масштабным мероприятиям в связи с Днем преставления святого Феодора Ушакова - Вестник Мордовии     В августе в Мордовии пройдут масштабные мероприятия, посвященные дню преставления небесного покровителя Мордовии - святого праведного воина Феодора Ушакова.
17.07.2018
IMG_2310 - МЧС 20 июля 2018 года в 7 часов 54 минуты в пожарно-спасательную службу Саранска поступило сообщение о возгорании в северной промышленной зоне города.
20.07.2018 МЧС
Иван Содов зря поднял руку на соседа. Фото: vk.com - Столица С Иван Содов зря поднял руку на соседа. Фото: vk.com К 9 годам в колонии особого режима приговорил Торбеевский райсуд 38-летнего отца троих детей Ивана Содова.
20.07.2018 Столица С
  Темниковский  межрайонный следственный отдел Следственного управления СК России по РМ завершил расследование уголовного дела в отношении 29-летнего адвоката Краснослободского юридического центра Адвокатской палаты р
20.07.2018 Вечерний Саранск
Глухонемой мотоциклист погиб в аварии. У него остались жена и двое маленьких детей… ДТП с участием мотоцикла «Хонда» и маршрутки «Форд-Транзит», случившееся 22 июня в саранском поселке Ялге,
19.07.2018 Столица С
Успенский пост — повод задуматься о душе, а не еде. Фото: Жанна Ларцева (Столица С) - Столица С Успенский пост — повод задуматься о душе, а не еде. Фото: Жанна Ларцева (Столица С) Святые отцы говорят, что жизнь христианина похожа на войну, ежедневно мы должны сражаться с собственными пороками, делаться смиреннее.
18.07.2018 Столица С
В Иоанно-Богословский кафедральный собор часто доставляются святыни. Осенью прихожане старейшего храма Саранска смогут поклониться одной из главных христианских реликвий — шипу из тернового венца Страстей Господних.
13.07.2018 Столица С
Изольда Высоцкая была первой женой поэта. Но не последней. Фото: ESP - Столица С Изольда Высоцкая была первой женой поэта. Но не последней. Фото: ESP Утром 20 июля в Нижнем Тагиле на 82-м году жизни скончалась первая жена Владимира Высоцкого — народная артистка России,
20.07.2018 Столица С
В сентябре зрители увидят балет "Семь красавиц" - Министерство культуры 11 июля состоялась сдача хореографического материала к новому балетному спектаклю К. Караева «Семь красавиц», премьерой которого коллектив Государственного музыкального театра им.
18.07.2018 Министерство культуры
В государственном музыкальном театр им. И.М. Яушева в Саранске состоялась сдача хореографического материала к новому балетному спектаклю азербайджанского композитора, педагога и общественного деятеля Кара Караева «Семь красавиц».
20.07.2018 Газета Мордовия
28 июля в селе Баево Ардатовского района будет показан спектакль, посвященный жизненному и творческому пути известного мордовского художника и мастера скульптуры из дерева Степана Эрьзи.
17.07.2018 Gazeta13.Ru
Самые-самые на чемпионате мира по футболу - 2018 - Вечерний Саранск Чемпионат мира по футболу завершен, но мы еще долго будем вспоминать этот праздник и благодарить сборную России за сказку, а иностранных болельщиков - за карнавал эмоций   Франция,
20.07.2018 Вечерний Саранск
Болельщики сборных Перу и Дании стали первыми иностранцами, которые почувствовали "оригинальный" запах от птицефабрики Андина. Случилось это 16 июня во время матча на "Мордовия Арене". Фото: Юлия Честнова (Столица С) - Столица С Болельщики сборных Перу и Дании стали первыми иностранцами, которые почувствовали «оригинальный» запах от птицефабрики Андина.
20.07.2018 Столица С
Владимир Волков напутствовал «Мордовию» на новые свершения     12 июля в Доме республики состоялась традиционная встреча Главы Мордовии Владимира Волкова с футболистами,
20.07.2018 Вечерний Саранск
Глава Саранска Петр Тултаев поблагодарил все службы за самоотверженную работу во время чемпионата мира Первая планерка после окончания чемпионата мира по футболу началась в горадминистрации с подведения итогов.
19.07.2018 Вечерний Саранск
  В суд направлено уголовное дело в отношении бывшего руководителя АО Трест "Мордовпромстрой" по фактам уклонения от уплаты налогов в особо крупном размере.
20.07.2018 Вестник Мордовии
Прокурором Зубово-Полянского района утверждено обвинительное заключение по уголовному делу в отношении 34-летней жительницы Московской области А. Ей предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст.
20.07.2018 Прокуратура
Представители Общероссийского народного фронта в Мордовии продолжают мониторинг дворов, которые были благоустроены в 2017 г. в рамках приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды».
20.07.2018 ОНФ в Мордовии
20 июля 2018 года в 7 часов 54 минуты в пожарно-спасательную службу Саранска поступило сообщение о возгорании в северной промышленной зоне города.
20.07.2018 МЧС