Клиенты платных клиник жалуются на некомпетентность и порой навязчивость пластических хирургов и косметологов. У некоторых пациентов после процедур наблюдаются аллергические реакции. Также многие оказываются неудовлетворенными услугами стоматологов. При этом далеко не все коммерческие медицинские организации идут навстречу гражданам и не спешат возмещать причиненный ущерб или проводить перерасчет платы. К тому же, часть медцентров вовсе не предоставляют полную информацию о своей деятельности.
Медицинские организации вправе предоставлять на платной основе такие виды медицинских услуг, как индивидуальный пост в стационаре; применение для лечения лекарств, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; применение медицинских изделий и лечебного питания, не предусмотренных стандартами медпомощи; анонимное оказание медицинских услуг. Платно оказываются медицинские услуги иностранным гражданам. Также взимается плата при самостоятельном обращении за получением (кроме случаев оказания скорой медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в неотложной или экстренной форме). Каждая коммерческая клиника должна иметь лицензию. Исполнитель обязан разместить на официальном сайте компании и на стойках следующую информацию:
— наименование и фирменное наименование (для индивидуального предпринимателя — фамилия, имя и отчество);— адрес организации, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;
— адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;
— сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности;
— перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты;
— порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой;
— сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации;
— режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг;
— адреса и телефоны органов исполнительной власти.
Потребитель вправе потребовать для ознакомления копии учредительного документа медицинской организации, свидетельства о государственной регистрации (для индивидуального предпринимателя), лицензии на осуществление медицинской деятельности с приложением перечня работ. Договор заключается потребителем и исполнителем в письменной форме и должен содержать сведения об исполнителе и потребителе, информацию о перечне платных медицинских услуг, их стоимости, сроках и порядке оплаты, условиях и сроках предоставления услуг, ответственности сторон за невыполнение условий, порядке изменения и расторжения документа. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств владелец клиники несет ответственность, предусмотренную законодательством РФ. Потребитель вправе по своему выбору предъявить одно из требований, а также отказаться от исполнения договора, если им обнаружены существенные нарушения.
Вред, причиненный жизни или здоровью потребителя в результате предоставления некачественной услуги, подлежит возмещению исполнителем в полном объеме. Если имущественные требования потребителя не удовлетворены в добровольном порядке, спор подлежит разрешению в рамках гражданского судопроизводства. При обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав (в случае, если цена иска не превышает 1 миллиона рублей). Кроме того, клиент вправе потребовать компенсацию морального вреда.