ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе .
(1 Сол. 5: 16–18)
Слова апостольского послания к Фессалоникийцам, а также близкое к ним по содержанию обращение к Колоссянам: Будьте постоянны в молитве , бодрствуя в ней с благодарением (Кол. 4: 2), – являются, по мысли святителя Феофана Затворника , указанием апостола Павла на «характеристические черты истинно христианской жизни в каждом христианине» [1] . При этом, как указывает святитель Иоанн Златоуст, благодарность является тем важным качеством, которое приближает нас к Богу [2] .
Потому-то святая Церковь словами Священного Писания, словами молитв и песнопений учит нас этой добродетели, говорит о необходимости возрастать в ней, показывает примеры настоящего и искреннего благодарения Богу.
«От сна востав, благодарю Тя…»
Уже самый свой день, по примеру пророка и псалмопевца Давида, христианин должен начинать с благодарственного обращения к Богу. И действительно, в утреннее молитвенное правило входит именно благодарственная по своей сути молитва ко Пресвятой Троице:
«От сна воста́в, благодарю́ Тя, Свята́я Тро́ице, я́ко (слав. «ибо, поскольку») мно́гия ра́ди Твоея́ бла́гости и долготерпе́ния не прогне́вался еси́ на мя, лени́ваго и гре́шнаго, ниже́ погуби́л мя еси́ со беззако́ньми мои́ми; но человеколю́бствовал еси́ обы́чно и в неча́янии лежа́щаго воздви́гл мя еси́ , во е́же у́треневати и славосло́вити держа́ву Твою́».
В этой молитве соединяется радость славословия, возносимого человеколюбивому Богу («ра́ди Твоея́ бла́гости и долготерпе́ния»), и благодарность за милосердие Его к молящемуся – ленивому (то есть не радеющему о совершении добрых дел) и грешному, преступившему установленные заповеди. Эти снисхождение и любовь Божии к человеку закономерно приводят его к необходимости отблагодарить благодетеля – проявить свою признательность Ему, воздать Ему хвалу, прославить.
В этой молитве можно видеть и отмеченное промышление Божие о человеке, которого Он, «в нечаянии (слав. «отчаяние, растерянность; неожиданность» [3] ) лежащего воздвигл еси». Восставил для того, чтобы (слав. «во еже») тот имел возможность «у́треневати и славосло́вити держа́ву Твою́».
«Благодарением укрепляется вера…»
Возносимое славословие и утреннее припадание к Богу необходимо нам, поскольку таково удивительное качество добродетели благодарения: она служит помощью нам в нашем пути ко спасению: « Благодарением укрепляется вера, открываются глубокие таинства христианства, вводится в душу обширное и ясное богопознание действием благодатного мира и духовного утешения , которые бывают непременным последствием благодарения» [4] .
Святитель Иоанн Златоуст также отмечает: «Если мы, вспоминая о благодеянии людей, загораемся к ним большей любовью, то тем более, непрестанно вспоминая о благодеяниях к нам Господа, будем усердны к заповедям Его . Потому и апостол Павел говорит: всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца (Кол. 3: 15). Память о благодеянии Божием и непрестанное благодарение – самое лучшее средство сохранить доброе расположение к себе » [5] . Подтверждением тому служат слова молитвы:
«И ны́не просвети́ мои́ о́чи мы́сленныя, отве́рзи моя́ уста́ поуча́тися словесе́м Твои́м, и разуме́ти за́поведи Твоя́, и твори́ти во́лю Твою́, и пе́ти Тя во исповеда́нии серде́чнем, и воспева́ти всесвято́е и́мя Твое́».
«Славяще Тя, хвалим, благословим, благодарим, поем
и величаем Твое благосердие…»
Затем уже не от имени одного молящегося, но от лица многих прибегающих к Господу и благодарящих Его за многие милости говорится о благодарности Богу в молитве утреннего правила, составленной святителем Василием Великим:
« Благодари́м Тя, якo не погуби́л еси́ нас со беззако́ньми на́шими , но человеколю́бствовал еси́ обы́чно , и в неча́янии лежа́щия ны воздви́гл еси́ , во е́же славосло́вити держа́ву Твою́».
С благодарением вновь оказывается связана хвала и благословение-славословие, приносимые Богу:
«Отве́рзи на́ша уста́, и испо́лни я Твое́го хвале́ния , я́ко да возмо́жем непоколе́блемо пе́ти же и испове́датися (слав. «славить, возвещать славу») Тебе́, во всех, и от всех сла́вимому Бо́гу» [6] .
« Богоблагодарение есть вид молитвы; оно возбуждается… сознанием и чувством Божиих благодеяний нам и всем»
При этом святитель Феофан Затворник замечает: «Благословлять Господа – значит благое о Нем изрекать слово. В сем смысле это то же, что и хвалить Господа. Но обычно благословлять есть благодарить . Богоблагодарение есть вид молитвы, отличный от богохваления. Сие последнее возбуждается созерцанием Божественных совершенств и великих дел Божиих, а первое – сознанием и чувством Божиих благодеяний нам и всем » [7] .
Чувство благодарности, то самое сознание Божиих благодеяний, упомянутых святителем Феофаном, с которыми обращается молящийся к Богу, пронизывает каждую молитву.
За что же мы призываемся благодарить Бога?
В этом, по слову святителя Феофана Затворника, проявляется «существо утренней молитвы – благодарить Бога за сон и укрепление и молить Его, чтобы помог весь день делать дела во славу Его» [8] .
«Тебе, Бога, хвалим, Тебе, Господа, исповедуем…»
Вечерние молитвы, основное содержание которых посвящено исповеданию совершенного в предстоящий день, также, указывая на благодеяния Божии, подводят молящегося к необходимому для него благодарению Создателя: «Существо вечерней молитвы есть благодарить Бога за день и за все, что встречено в продолжение его и приятного, и неприятного » [9] .
Молящийся благодарит Господа за то, что Он во все минуты прошедшего дня был для него Промыслителем и Попечителем («Бо́же ве́чный и Царю́ вся́каго созда́ния»), по милости Которого благополучно завершился день (« сподо́бивый мя да́же в час сей доспе́ти », то есть сподобивший, удостоивший меня дожить до этого часа).
В одной из вечерних молитв молящийся с благодарностью и надеждой на помощь призывается обратиться ко Христу, евангельскому Доброму Пастырю, неотлучно пребывающему со Своей паствой:
«Вседержи́телю, Сло́во О́тчее, Сам соверше́н сый, Иису́се Христе́, мно́гаго ра́ди милосе́рдия Твоего́ никогда́же отлуча́йся мене́, раба́ Твоего́, но всегда́ во мне почива́й. Иису́се, до́брый Па́стырю Твои́х ове́ц , не преда́ждь мене́ крамоле́ змии́не, и жела́нию сатанину́ не оста́ви мене́, я́ко се́мя тли во мне есть».
При этом прошение о сохранении от всякого зла в предстоящую ночь завершается обращением с просьбой затем принести о том благодарение:
«мысль мою́ Твои́м смире́нием сохра́ни, и воздви́гни мя во вре́мя подо́бно (то есть в подобающее, подходящее [10] на то время) на Твое́ славосло́вие ».
Переходя от молитвы к молитве, можно видеть, что всякая просьба о помиловании, снисхождении, прощении завершается указанием на необходимость затем отблагодарить Бога, основанную на твердой вере в Его милосердие:
«да с ми́ром ля́гу, усну́ и почи́ю, блу́дный, гре́шный и окая́нный аз, и поклоню́ся, и воспою́, и просла́влю пречестно́е и́мя Твое́ , со Отце́м, и Единоро́дным Его́ Сы́ном, ны́не и при́сно и во ве́ки».
Благодарность и необходимость «познать свою бедность»
Понимание величия милости Божией заставляет человека усомниться в возможности хотя бы в малой степени выразить благодарность, достойную ниспосланных щедрот, равноценную им:
« Что́ Ти принесу́, или́ что́ Ти возда́м , великодарови́тый (слав. «щедро, обильно ниспосылающий дары») Безсме́ртный Царю́, ще́дре (слав. «милостивый») и Человеколю́бче Го́споди, я́ко (здесь слав. «за то, что») леня́щася мене́ на Твое́ угожде́ние, и ничто́же бла́го сотво́рша, приве́л еси́ на коне́ц мимоше́дшаго дне сего́, обраще́ние и спасе́ние души́ мое́й стро́я ?»
В этих словах как раз и проявляется понимаемое и переживаемое человеком, в душевной расслабленности не стремящимся в полной мере потрудиться об угождении Богу совершением добрых дел, его недостоинство принять оказанные ему милости.
Даже для славословия Господа должна быть испрошена Его на то помощь
Укрепление же в этом чувстве избавляет человека от одной из самых опасных страстей – гордости, неоправданной уверенности в своих силах и возможности самому, без Бога, обрести всё необходимое. Так, на деле оказывается, что даже для славословия Господа должна быть испрошена Его на то помощь. Потому в кратком прошении вечерней молитвы Иоанна Златоустаго говорится: «Го́споди, посли́ благода́ть Твою́ в по́мощь мне, да просла́влю и́мя Твое́ свято́е ».
Благодарность научает также любви Божией и готовности всегда поступать по воле Его:
«Го́споди, сподо́би мя люби́ти Тя от всея́ души́ моея́ и помышле́ния и твори́ти во всем во́лю Твою́ ».
На это обращает внимание святитель Феофан Затворник: «Итак, развивай в мыслях обилие милостей Божиих, явленных в творении, промышлении и особенно в искуплении , доведи до сознания, что ты милостями этими всесторонне объят : что ни движение, то милость; что меньше дышишь, нежели получаешь милостей, что миг больше, нежели расстояние милости от милости, или что ты стоишь в них неисходно. Когда потом приведешь на мысль , что все это незаслуженно , что не только малой какой не достоин ты милости, но что, напротив, не милости, а постоянных казней стоишь одних, тогда дух не может остаться бесчувственным, не согреться теплотою любви Божией и не отозваться благодарностью » [11] .
За эти обильные милости Божии и учит человека благодарить Бога Святая Церковь в своих молитвах. Оглядываясь на обстоятельства прошедшего дня, молящийся призывается с благодарностью увидеть милости Божии:
– в благополучном завершении дня;
– в проявляющемся во всем попечении Божием о Своем творении – устроении Им спасения души Своего создания, наставлении (слав. «обращение») его на путь добродетельной жизни: «Ей, Го́споди мой и Тво́рче , не хотя́й сме́рти гре́шнаго, но я́коже обрати́тися и жи́ву бы́ти ему́ (слав. «не хотяй» – особая форма причастия: не хотящий, не желающий смерти грешного, но имеющий попечение о том, чтобы обратиться, то есть исполниться добрых чувств и остаться живым)»;
– в добровольно понесенных за человеческий род страданиях. Вочеловечение Спасителя и последующее за ним искупление грехов является венцом любви Божией к человеку, справедливо именующему себя окаянным, то есть «несчастным, жалким» [12] , бедствующим: « И́же мене́ ра́ди окая́ннаго в тле́нную плоть оболки́йся », « во ад сше́дшаго и попра́вшего си́лу диа́волю , и д арова́вшаго нам тебе́ Крест Свой Честны́й на прогна́ние вся́каго супоста́та ».
И снова, испрашивая милости, молящийся обещает употребить их во благо – вознести необходимую для себя хвалу Богу и тем самым укрепиться в добродетели:
«И посли́ ми А́нгела ми́рна, храни́теля и наста́вника души́ и те́лу моему́, да изба́вит мя от враг мои́х; да воста́в со одра́ моего́, принесу́ Ти благода́рственныя мольбы́ . Ей, Го́споди, услы́ши мя гре́шнаго и убо́гаго раба́ Твоего́, изволе́нием и со́вестию; да́руй ми воста́вшу словесе́м Твои́м поучи́тися , и уны́ние бесо́вское дале́че от мене́ отгна́но бы́ти сотвори́ Твои́ми А́нгелы; да благословлю́ и́мя Твое́ свято́е, и просла́влю, и сла́влю Пречи́стую Богоро́дицу Мари́ю ».
Можно видеть, что всякая молитва учит нас не только благодарить Бога, но и понимать само существо благодарения, которое, по слову святителя Феофана Затворника, «есть радостное чувство величия милости Божией к нам недостойным», «чувство милости незаслуженной» [13] .
От осознания своего недостоинства («Вем (слав. «знаю», от ведати – «знать») у́бо, Го́споди, я́ко недосто́ин есмь человеколю́бия Твоего́, но досто́ин есмь вся́каго осужде́ния и му́ки »), чувства «беды вокруг себя» [14] рождается упование и предание человеком себя в руки Божии:
«да́ждь и мне обраще́ние окая́нному и недосто́йному ; изми́ мя от уст па́губнаго зми́я, зия́ющаго пожре́ти мя и свести́ во ад жи́ва . Ей, Го́споди мой, утеше́ние мое́, <…> исто́ргни мя от окая́нства , и утеше́ние пода́ждь души́ мое́й окая́нней. Всади́ в се́рдце мое́ твори́ти Твоя́ повеле́ния , и оста́вити лука́вая дея́ния , и получи́ти блаже́нства Твоя́ : на Тя бо, Го́споди, упова́х , спаси́ мя».
«Многи раны грешному: уповающаго же на Господа милость обыдет» (Пс. 31: 10)
Действительное упование на Бога происходит, по слову святителя Феофана Затворника, именно от благодарности. Как апостол Павел неслучайно поставляет рядом чувство радости и благодарности, так и святитель подчеркивает радостное существо благодарности. Более того, сохранение этого радостного чувства и в скорбях, принятие с равной благодарностью и приятного, и неприятного из того, что происходит в нашей жизни, или даже принятие самих скорбей как блага приводит человека в особое состояние, называемое святителем благодушием , которое есть «радостное или благодарное приятие скорбей и бед всякого рода» [15] .
Это чувство оказывается связанным также со смирением и действительным осознанием своей греховности и происходящей из этого чувства благодарности: «к сим возникающим чувствам должно приложить еще ясное сознание того, что мы ст о им не только таких, но и несравненно больших бед , что и жизнь следовало бы отнять, а не только какое-нибудь благо. И то убеждение уже значительно умалит болезнь сердца, что мы заслужили несравненно больше, а посылается нам меньше ; когда же еще увидим и благо от скорбей, то примем их с распростертыми объятиями. А это и есть благодушие» [16] .
Совершенствуясь в добродетели благодарения, человек приобретает христианское терпение
Совершенствуясь в добродетели благодарения, человек приобретает христианское терпение – «постоянное благодушие при продолжающихся скорбных обстоятельствах», «продолжающееся благодушие», «непрестанное благодушие» [17] . В свою очередь такое несение скорбей «с радостью и веселием духа» приводит к довольству своим состоянием и всем своим – «последнему пределу богоугодных расположений в отношении к своей участи, устрояемой Богом» [18] . При этом, как отмечает святитель Феофан Затворник, и это чувство оказывается основанным на благодарности: «Оно имеет непосредственное отношение к подающей руке при том же чувстве незаслужения блага и заслужения всякого наказания» [19] .
Внимательное чтение молитв, размышление о сказанном в них дает возможность душе приблизиться к пониманию евангельских слов Спасителя и учения святых апостолов. Исполнение апостольского заповедания: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите : ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Сол. 5: 16–18) – приводит к великому приобретению – « быть благочестивым и довольным » (1 Тим. 6: 6).
В благодарении Богу, Им заповеданном нам в словах апостола, заключена, по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), «существенная душевная польза». Святитель также называет благодарение «невидимым подвигом»: «Подвиг этот напомнит нам забытого нами Бога; подвиг этот откроет нам сокрывшееся от нас величие Бога, откроет неизреченные и неисчислимые благодеяния Его к человекам вообще и к каждому человеку в частности; подвиг этот насадит в нас живую веру в Бога, подвиг этот даст нам Бога, Которого нет у нас, Которого отняли у нас наша холодность к Нему, наше невнимание» [20] .
19 июля 2017 г.
Рейтинг: 10 Голосов: 469 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10[1] Феофан Затворник , святитель. Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам. Часть вторая, нравственно-догматическая (Гл. 4 и 5) // https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/tolkovanie-na-pervoe-poslanie-k-solunjanam/4_3_2 .
[2] Иоанн Златоуст , святитель. О благодарности Богу // Иоанн Златоуст , святитель. О путях покаяния // http://www.wco.ru/biblio/books/ioannz-o_pok/H11-T.htm .
[3] Дьяченко Г. , протоиерей. Полный церковнославянский словарь. М.: Отчий дом, 2001. С. 353; Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения: церковнославяно-русские паронимы. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2008. С. 205.
[4] Игнатий (Брянчанинов) , святитель. Поучение в двадцать девятую неделю. О благодарении и славословии Бога // Игнатий (Брянчанинов) , святитель. Аскетическая проповедь. Гл. 44 // https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/asketicheskaya_propoved/44 .
[5] Иоанн Златоуст , святитель. О благодарности Богу.
[6] См. также слова молитвы 5-й, святителя Василия Великого: «Ты бо еси́ и́стинный Свет, просвеща́яй и освяща́яй вся́ческая, и Тя пое́т вся тварь во ве́ки веко́в».
[7] Псалом тридцать третий, истолкованный святителем Феофаном Затворником // Избранные псалмы, истолкованные святителем Феофаном Затворником // https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/izbrannye-psalmy/2 .
[8] Феофан Затворник , святитель. Что есть духовная жизнь, и как на нее настроиться? М.: Данилов мужской монастырь, 2014. С. 159. Письмо 31.
[9] Там же.
[10] Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения: церковнославяно-русские паронимы. С. 248.
[11] Феофан Затворник , святитель. Начертание христианского нравоучения. М.: Отчий дом, 2010. С. 475.
[12] Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения: церковнославяно-русские паронимы. С. 225.
[13] Феофан Затворник , святитель. Начертание христианского нравоучения. С. 474–475.
[14] См.: Феофан Затворник , святитель. Письма о христианской жизни. Поучения. М.: Правило веры, 2013. Письма 3–4. С. 14, 16.
[15] Феофан Затворник , святитель. Начертание христианского нравоучения. С. 475–476.
[16] Там же. С. 476.
[17] Там же. С. 474, 476.
[18] Там же. С. 474.
[19] Там же. С. 477.
[20] Игнатий (Брянчанинов) , святитель. Поучение в двадцать девятую неделю. О благодарении и славословии Бога.