Новости города БезФормата.Ru
Саранск
Главные новости
 
Задать вопрос?

О БЛАГОДАРНОСТИ БОГУ В УТРЕННИХ И ВЕЧЕРНИХ МОЛИТВАХ

Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь.  За все благодарите:
ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе
.

(1 Сол. 5: 16–18)

Слова апостольского послания к Фессалоникийцам, а также близкое к ним по содержанию обращение к Колоссянам:  Будьте постоянны в  молитве , бодрствуя в ней с  благодарением   (Кол. 4: 2), – являются, по мысли  святителя Феофана Затворника , указанием апостола Павла на «характеристические черты истинно христианской жизни в каждом христианине» [1] . При этом, как указывает святитель Иоанн Златоуст, благодарность является тем важным качеством, которое приближает нас к Богу [2] .

Потому-то святая Церковь словами Священного Писания, словами молитв и песнопений учит нас этой добродетели, говорит о необходимости возрастать в ней, показывает примеры настоящего и искреннего благодарения Богу.

«От сна востав, благодарю Тя…»

Уже самый свой день, по примеру пророка и псалмопевца Давида, христианин должен начинать с благодарственного обращения к Богу. И действительно, в утреннее молитвенное правило входит именно благодарственная по своей сути молитва ко Пресвятой Троице:

«От сна воста́в,  благодарю́   Тя, Свята́я Тро́ице,  я́ко   (слав. «ибо, поскольку») мно́гия ра́ди Твоея́ бла́гости и долготерпе́ния  не прогне́вался еси́   на мя, лени́ваго и гре́шнаго,  ниже́ погуби́л мя   еси́ со беззако́ньми мои́ми; но  человеколю́бствовал еси́   обы́чно и в неча́янии лежа́щаго  воздви́гл мя еси́ , во е́же у́треневати и славосло́вити держа́ву Твою́».

В этой молитве соединяется радость славословия, возносимого человеколюбивому Богу («ра́ди Твоея́ бла́гости и долготерпе́ния»), и благодарность за милосердие Его к молящемуся – ленивому (то есть не радеющему о совершении добрых дел) и грешному, преступившему установленные заповеди. Эти снисхождение и любовь Божии к человеку закономерно приводят его к необходимости отблагодарить благодетеля – проявить свою признательность Ему, воздать Ему хвалу, прославить.

В этой молитве можно видеть и отмеченное промышление Божие о человеке, которого Он, «в нечаянии (слав. «отчаяние, растерянность; неожиданность» [3] ) лежащего воздвигл еси». Восставил для того, чтобы (слав. «во еже») тот имел возможность «у́треневати и славосло́вити держа́ву Твою́».

«Благодарением укрепляется вера…»

Возносимое славословие и утреннее припадание к Богу необходимо нам, поскольку таково удивительное качество добродетели благодарения: она служит помощью нам в нашем пути ко спасению: « Благодарением   укрепляется вера, открываются глубокие таинства христианства, вводится в душу обширное и ясное  богопознание   действием  благодатного мира   и  духовного утешения , которые бывают непременным последствием благодарения» [4] .

Святитель Иоанн Златоуст   также отмечает: «Если мы, вспоминая о благодеянии людей, загораемся к ним большей любовью, то тем более,  непрестанно вспоминая о благодеяниях к нам Господа, будем усердны к заповедям Его . Потому и апостол Павел говорит:  всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца   (Кол. 3: 15).  Память о благодеянии Божием и непрестанное благодарение – самое лучшее средство сохранить доброе расположение к себе » [5] . Подтверждением тому служат слова молитвы:

«И ны́не  просвети́   мои́ о́чи мы́сленныя,  отве́рзи   моя́ уста́  поуча́тися словесе́м   Твои́м, и  разуме́ти за́поведи   Твоя́, и  твори́ти во́лю   Твою́, и  пе́ти Тя   во исповеда́нии серде́чнем, и  воспева́ти всесвято́е  и́мя   Твое́».

«Славяще Тя, хвалим, благословим, благодарим, поем
и величаем Твое благосердие…»

Затем уже не от имени одного молящегося, но от лица многих прибегающих к Господу и благодарящих Его за многие милости говорится о благодарности Богу в молитве утреннего правила, составленной святителем Василием Великим:

« Благодари́м   Тя,  якo не погуби́л еси́ нас со беззако́ньми на́шими , но  человеколю́бствовал еси́ обы́чно , и  в неча́янии лежа́щия ны воздви́гл еси́ , во е́же славосло́вити держа́ву Твою́».

С благодарением вновь оказывается связана хвала и благословение-славословие, приносимые Богу:

«Отве́рзи на́ша уста́, и  испо́лни я Твое́го хвале́ния , я́ко да возмо́жем непоколе́блемо  пе́ти   же и испове́датися   (слав. «славить, возвещать славу») Тебе́, во всех, и от всех сла́вимому Бо́гу» [6] .

« Богоблагодарение есть вид молитвы; оно возбуждается… сознанием и чувством Божиих благодеяний нам и всем»

При этом святитель Феофан Затворник замечает: «Благословлять Господа – значит благое о Нем изрекать слово. В сем смысле это то же, что и хвалить Господа. Но обычно благословлять есть  благодарить . Богоблагодарение   есть вид молитвы, отличный от богохваления. Сие последнее возбуждается созерцанием Божественных совершенств и великих дел Божиих, а первое –  сознанием и чувством Божиих благодеяний нам и всем » [7] .

Чувство благодарности, то самое сознание Божиих благодеяний, упомянутых святителем Феофаном, с которыми обращается молящийся к Богу, пронизывает каждую молитву.

За что же мы призываемся благодарить Бога?

  • За принесенные за нас искупительные страдания («но уще́дри мя,  распны́йся во́лею »; «Многоми́лостиве и Всеми́лостиве Бо́же мой, Го́споди Иису́се Христе́,  мно́гия ра́ди любве́ сшел и воплоти́лся еси́, я́ко да спасе́ши всех »).
  • За промышление о нас («Ты бо еси́  мой Сотвори́тель и вся́кому бла́гу Промы́сленник и Пода́тель , о Тебе́ же все упова́ние мое́, и Тебе́ сла́ву возсыла́ю»).
  • За милосердие, долготерпение, благодеяния – сохранение от всякого зла («мно́гою Твое́ю бла́гостию и вели́кими щедро́тами Твои́ми дал еси́ мне, рабу́ Твоему́, мимоше́дшее вре́мя но́щи сея́ без напа́сти прейти́ от вся́каго зла проти́вна»; «мно́гий в щедро́тах и неизрече́нный в ми́лости», то есть несказанно щедро подающий милости).
  • В этом, по слову святителя Феофана Затворника, проявляется «существо утренней молитвы – благодарить Бога за сон и укрепление   и молить Его, чтобы помог весь день делать дела во славу Его» [8] .

    «Тебе, Бога, хвалим, Тебе, Господа, исповедуем…»

    Вечерние молитвы, основное содержание которых посвящено исповеданию совершенного в предстоящий день, также, указывая на благодеяния Божии, подводят молящегося к необходимому для него благодарению Создателя: «Существо вечерней молитвы есть  благодарить Бога за день и за все, что встречено в продолжение его и приятного, и неприятного » [9] .

    Молящийся благодарит Господа за то, что Он во все минуты прошедшего дня был для него Промыслителем и Попечителем («Бо́же ве́чный и Царю́ вся́каго созда́ния»), по милости Которого благополучно завершился день (« сподо́бивый мя да́же в час сей доспе́ти », то есть сподобивший, удостоивший меня дожить до этого часа).

    В одной из вечерних молитв молящийся с благодарностью и надеждой на помощь призывается обратиться ко Христу, евангельскому Доброму Пастырю, неотлучно пребывающему со Своей паствой:

    «Вседержи́телю, Сло́во О́тчее, Сам соверше́н сый, Иису́се Христе́,  мно́гаго ра́ди милосе́рдия Твоего́   никогда́же отлуча́йся мене́, раба́ Твоего́, но всегда́ во мне почива́й. Иису́се,  до́брый Па́стырю Твои́х ове́ц , не преда́ждь мене́ крамоле́ змии́не, и жела́нию сатанину́ не оста́ви мене́, я́ко се́мя тли во мне есть».

    При этом прошение о сохранении от всякого зла в предстоящую ночь завершается обращением с просьбой затем принести о том благодарение:

    «мысль мою́ Твои́м смире́нием сохра́ни, и  воздви́гни мя во вре́мя подо́бно   (то есть в подобающее, подходящее [10]   на то время)  на Твое́ славосло́вие ».

    Переходя от молитвы к молитве, можно видеть, что всякая просьба о помиловании, снисхождении, прощении завершается указанием на необходимость затем отблагодарить Бога, основанную на твердой вере в Его милосердие:

    «да с ми́ром ля́гу, усну́ и почи́ю, блу́дный, гре́шный и окая́нный аз, и  поклоню́ся, и воспою́, и просла́влю пречестно́е и́мя Твое́ , со Отце́м, и Единоро́дным Его́ Сы́ном, ны́не и при́сно и во ве́ки».

    Благодарность и необходимость «познать свою бедность»

    Понимание величия  милости Божией   заставляет человека усомниться в возможности хотя бы в малой степени выразить благодарность, достойную ниспосланных щедрот, равноценную им:

    « Что́ Ти принесу́, или́ что́ Ти возда́м , великодарови́тый (слав. «щедро, обильно ниспосылающий дары») Безсме́ртный Царю́, ще́дре (слав. «милостивый») и Человеколю́бче Го́споди, я́ко (здесь слав. «за то, что») леня́щася мене́ на Твое́ угожде́ние, и ничто́же бла́го сотво́рша,  приве́л еси́ на коне́ц мимоше́дшаго дне сего́, обраще́ние и спасе́ние души́ мое́й стро́я

    В этих словах как раз и проявляется понимаемое и переживаемое человеком, в душевной расслабленности не стремящимся в полной мере потрудиться об угождении Богу совершением добрых дел, его недостоинство принять оказанные ему милости.

    Даже для славословия Господа должна быть испрошена Его на то помощь

    Укрепление же в этом чувстве избавляет человека от одной из самых опасных страстей – гордости, неоправданной уверенности в своих силах и возможности самому, без Бога, обрести всё необходимое. Так, на деле оказывается, что даже для славословия Господа должна быть испрошена Его на то помощь. Потому в кратком прошении вечерней молитвы Иоанна Златоустаго говорится: «Го́споди, посли́ благода́ть Твою́ в по́мощь мне,  да просла́влю и́мя Твое́ свято́е ».

    Благодарность научает также любви Божией и готовности всегда поступать по воле Его:

    «Го́споди,  сподо́би мя люби́ти Тя   от всея́ души́ моея́ и помышле́ния и  твори́ти во всем во́лю Твою́ ».

    На это обращает внимание святитель Феофан Затворник: «Итак, развивай в мыслях  обилие милостей Божиих, явленных в творении, промышлении и особенно в искуплении доведи до сознания, что ты милостями этими всесторонне объят : что ни движение, то милость; что меньше дышишь, нежели получаешь милостей, что миг больше, нежели расстояние милости от милости, или что ты стоишь в них неисходно. Когда потом  приведешь на мысль , что все это  незаслуженно , что  не только малой какой не достоин ты милости, но что, напротив, не милости, а постоянных казней стоишь одних, тогда дух не может остаться бесчувственным, не согреться теплотою любви Божией и не отозваться благодарностью » [11] .

    За эти обильные милости Божии и учит человека благодарить Бога Святая Церковь в своих молитвах. Оглядываясь на обстоятельства прошедшего дня, молящийся призывается с благодарностью увидеть милости Божии:

    – в благополучном завершении дня;

    – в проявляющемся во всем попечении Божием о Своем творении – устроении Им спасения души Своего создания, наставлении (слав. «обращение») его на путь добродетельной жизни: «Ей,  Го́споди мой и Тво́рче не хотя́й сме́рти гре́шнаго, но я́коже обрати́тися и жи́ву бы́ти ему́   (слав. «не хотяй» – особая форма причастия: не хотящий, не желающий смерти грешного, но имеющий попечение о том, чтобы обратиться, то есть исполниться добрых чувств и остаться живым)»;

    – в добровольно понесенных за человеческий род страданиях. Вочеловечение Спасителя и последующее за ним искупление грехов является венцом любви Божией к человеку, справедливо именующему себя окаянным, то есть «несчастным, жалким» [12] , бедствующим: « И́же мене́ ра́ди окая́ннаго в тле́нную плоть оболки́йся », « во ад сше́дшаго   и  попра́вшего си́лу диа́волю , и д арова́вшаго нам тебе́ Крест Свой Честны́й на прогна́ние вся́каго супоста́та ».

    И снова, испрашивая милости, молящийся обещает употребить их во благо – вознести необходимую для себя хвалу Богу и тем самым укрепиться в добродетели:

    «И посли́ ми А́нгела ми́рна, храни́теля и наста́вника души́ и те́лу моему́, да изба́вит мя от враг мои́х;  да воста́в со одра́ моего́, принесу́ Ти благода́рственныя мольбы́ . Ей, Го́споди, услы́ши мя гре́шнаго и убо́гаго раба́ Твоего́, изволе́нием и со́вестию;  да́руй ми воста́вшу словесе́м Твои́м поучи́тися , и уны́ние бесо́вское дале́че от мене́ отгна́но бы́ти сотвори́ Твои́ми А́нгелы;  да благословлю́ и́мя Твое́ свято́е, и просла́влю, и сла́влю Пречи́стую Богоро́дицу Мари́ю ».

    Можно видеть, что всякая молитва учит нас не только благодарить Бога, но и понимать само существо благодарения, которое, по слову святителя Феофана Затворника, «есть радостное чувство величия милости Божией к нам недостойным», «чувство милости незаслуженной» [13] .

    От осознания своего недостоинства («Вем (слав. «знаю», от ведати – «знать») у́бо, Го́споди, я́ко недосто́ин есмь человеколю́бия Твоего́, но досто́ин есмь вся́каго осужде́ния и му́ки »), чувства «беды вокруг себя» [14]   рождается упование и предание человеком себя в руки Божии:

    «да́ждь и мне  обраще́ние окая́нному и недосто́йному изми́ мя от уст па́губнаго зми́я, зия́ющаго пожре́ти мя и свести́ во ад жи́ва . Ей, Го́споди мой, утеше́ние мое́, <…>  исто́ргни мя от окая́нства , и  утеше́ние пода́ждь души́ мое́й   окая́нней.  Всади́ в се́рдце мое́ твори́ти Твоя́ повеле́ния , и  оста́вити лука́вая дея́ния , и  получи́ти блаже́нства Твоя́ : на  Тя бо, Го́споди, упова́х , спаси́ мя».

    «Многи раны грешному: уповающаго же на Господа милость обыдет» (Пс. 31: 10)

    Действительное упование на Бога происходит, по слову святителя Феофана Затворника, именно от благодарности. Как апостол Павел неслучайно поставляет рядом чувство радости и благодарности, так и святитель подчеркивает радостное существо благодарности. Более того, сохранение этого радостного чувства и в скорбях, принятие с равной благодарностью и приятного, и неприятного из того, что происходит в нашей жизни, или даже принятие самих скорбей как блага приводит человека в особое состояние, называемое святителем  благодушием , которое есть «радостное или благодарное приятие скорбей и бед всякого рода» [15] .

    Это чувство оказывается связанным также со смирением и действительным осознанием своей греховности и происходящей из этого чувства благодарности: «к сим возникающим чувствам должно приложить еще ясное сознание того, что  мы ст о им не только таких, но и несравненно больших бед , что и жизнь следовало бы отнять, а не только какое-нибудь благо. И  то убеждение уже значительно умалит болезнь сердца, что мы заслужили несравненно больше, а посылается нам меньше ; когда же еще увидим и благо от скорбей, то примем их с распростертыми объятиями. А это и есть благодушие» [16] .

    Совершенствуясь в добродетели благодарения, человек приобретает христианское терпение

    Совершенствуясь в добродетели благодарения, человек приобретает христианское  терпение   – «постоянное благодушие при продолжающихся скорбных обстоятельствах», «продолжающееся благодушие», «непрестанное благодушие» [17] . В свою очередь такое несение скорбей «с радостью и веселием духа» приводит к  довольству   своим состоянием и всем своим – «последнему пределу богоугодных расположений в отношении к своей участи, устрояемой Богом» [18] . При этом, как отмечает святитель Феофан Затворник, и это чувство оказывается основанным на благодарности: «Оно имеет непосредственное отношение к подающей руке при том же чувстве незаслужения блага и заслужения всякого наказания» [19] .

    Внимательное чтение молитв, размышление о сказанном в них дает возможность душе приблизиться к пониманию евангельских слов Спасителя и учения святых апостолов. Исполнение апостольского заповедания: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь.  За все благодарите : ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Сол. 5: 16–18) – приводит к великому приобретению – « быть благочестивым и довольным » (1 Тим. 6: 6).

    В благодарении Богу, Им заповеданном нам в словах апостола, заключена, по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), «существенная душевная польза». Святитель также называет благодарение «невидимым подвигом»: «Подвиг этот напомнит нам забытого нами Бога; подвиг этот откроет нам сокрывшееся от нас величие Бога, откроет неизреченные и неисчислимые благодеяния Его к человекам вообще и к каждому человеку в частности; подвиг этот насадит в нас живую веру в Бога, подвиг этот даст нам Бога, Которого нет у нас, Которого отняли у нас наша холодность к Нему, наше невнимание» [20] .

     

    Маргарита Родина

     

    19  июля  2017  г.

    Рейтинг:  10  Голосов:  469  Оценка:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10

    [1]   Феофан Затворник , святитель. Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам. Часть вторая, нравственно-догматическая (Гл. 4 и 5) //  https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/tolkovanie-na-pervoe-poslanie-k-solunjanam/4_3_2 .

    [2]   Иоанн Златоуст , святитель. О благодарности Богу //  Иоанн Златоуст , святитель. О путях покаяния //  http://www.wco.ru/biblio/books/ioannz-o_pok/H11-T.htm .

    [3]   Дьяченко Г. , протоиерей. Полный церковнославянский словарь. М.: Отчий дом, 2001. С. 353;  Седакова О.А.   Словарь трудных слов из богослужения: церковнославяно-русские паронимы. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2008. С. 205.

    [4]   Игнатий (Брянчанинов) , святитель. Поучение в двадцать девятую неделю. О благодарении и славословии Бога //  Игнатий (Брянчанинов) , святитель. Аскетическая проповедь. Гл. 44 //  https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/asketicheskaya_propoved/44 .

    [5]   Иоанн Златоуст , святитель. О благодарности Богу.

    [6]   См. также слова молитвы 5-й, святителя Василия Великого: «Ты бо еси́ и́стинный Свет, просвеща́яй и освяща́яй вся́ческая, и  Тя пое́т вся тварь   во ве́ки веко́в».

    [7]   Псалом тридцать третий, истолкованный святителем Феофаном Затворником // Избранные псалмы, истолкованные святителем Феофаном Затворником //  https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/izbrannye-psalmy/2 .

    [8]   Феофан Затворник , святитель. Что есть духовная жизнь, и как на нее настроиться? М.: Данилов мужской монастырь, 2014. С. 159. Письмо 31.

    [9]   Там же.

    [10]   Седакова О.А.   Словарь трудных слов из богослужения: церковнославяно-русские паронимы. С. 248.

    [11]   Феофан Затворник , святитель. Начертание христианского нравоучения. М.: Отчий дом, 2010. С. 475.

    [12]   Седакова О.А.   Словарь трудных слов из богослужения: церковнославяно-русские паронимы. С. 225.

    [13]   Феофан Затворник , святитель. Начертание христианского нравоучения. С. 474–475.

    [14]   См.:  Феофан Затворник , святитель. Письма о христианской жизни. Поучения. М.: Правило веры, 2013. Письма 3–4. С. 14, 16.

    [15]   Феофан Затворник , святитель. Начертание христианского нравоучения. С. 475–476.

    [16]   Там же. С. 476.

    [17]   Там же. С. 474, 476.

    [18]   Там же. С. 474.

    [19]   Там же. С. 477.

    [20]   Игнатий (Брянчанинов) , святитель. Поучение в двадцать девятую неделю. О благодарении и славословии Бога.

      «БУДУ ПОДОБЕН ВСЕВЫШНЕМУ»: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГОРДОСТИ ОТ САМОЛЮБИЯ К КОЩУНСТВУ Иеродиакон Кирилл (Попов) Подобно всякой другой страсти, гордость, как сорняк, укореняется в человеке постепенно.
    29.07.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
    На кануне дня памяти Ефесских отроков, предлагаем вашему вниманию видеолекцию на тему О семи ефесских отроках.
    16.08.2017 Ведомости Краснослободской Епархии

    16.08.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
    Вежливые люди - Ведомости Краснослободской ЕпархииО том, какой бывала святая учтивость, — в новом материале «Фомы» из серии публикаций  Как жили святые .
    16.08.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
    SSC 0006 - Ведомости Краснослободской ЕпархииСейчас многие российские семьи предпочитают рожать одного-двух детей, мотивируя ограничение социально-экономическими аспектами.
    16.08.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
    Паломники Ардатовской епархии приняли участие в Крестном ходе в день памяти Преподобного Филарета Ичалковского - Ардатовская ЕпархияЕжегодно в день  памяти преподобного Филарета, Ичалковского чудотворца от храма Михаила Архангела в Ичалках к месту духовного подвига преподобного совершается Крестный ход.
    16.08.2017 Ардатовская Епархия
    В Атюрьевском районе Мордовии освятили водный источник - Gazeta13.RuПо благословению епископа Краснослободского и Темниковского Климента в селе Печипалонга Атюрьевского района был освящен источник.
    16.08.2017 Gazeta13.Ru
    Правовые основы противодействия экстремистской деятельности, ответственность за осуществление экстремистской деятельности определены Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
    16.08.2017 Ковылкинский район
    DSC02784 - Ведомости Краснослободской ЕпархииПо благословению Преосвященного Климена, Епископа Краснослободского и Темниковского священнослужители окормляют отдаленные приходы Епархии.
    15.08.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
    Приступая к работе, у меня возникло много сомнений и вопросов, как будет правильнее осветить эту тему.
    15.08.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
    Гемма из Констанцы. Происходит из румынского города Констанца, где была найдена вместе с несколькими десятками других античных гемм 1-3 вв. РХ. Обнаженная фигура Христа, распятого на Т-кресте. Руки распростерты, положение кистей указывает на то, что они могут быть привязаны к кресту, также как на гемме из Газы, хотя это и не очевидно. С каждой стороны от распятия по шесть маленьких задрапированных в паллиумы фигур, изображающих 12 апостолов (?).Обращает на себя внимание, что ноги Христа находятся на том же уровне, что ноги апостолов. Сверху греческая надпись ΙΧΘΥΣ. Датировка на сайте Британского музея 3-4 вв. РХ, хотя есть аргументы пользу более ранней даты 2-3 вв. Местонахождение - Британский музей. - Ведомости Краснослободской ЕпархииНи для кого не секрет, что, во-первых, крест был мистическим символом множества народов задолго до появления христианства.
    15.08.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
    P1090608 - Ведомости Краснослободской Епархии14 (1) августа Православная Церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
    15.08.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
    Юная паства Кечушевского прихода активно проводит время летних каникул - Ардатовская ЕпархияМолодые прихожане Космодамианской церкви с.Кечушева посетили музей им.С.Д Эрьзи в селе Баево.
    15.08.2017 Ардатовская Епархия
    Поисковики из Лямбирской школы помогли расчистить площадку под строительство храма и нашли экспонаты для музея - Вестник Мордовии    В с.Саловка Лямбирского района Мордовии представители поисково-патриотической дружины "Казачок" МОУ "Лямбирская СОШ N2" помогли провести расчистку территории под строительство храма,
    15.08.2017 Вестник Мордовии
    DSC02650 - Ведомости Краснослободской ЕпархииЦерковь освящает землю, испрашивая ей у Бога благословение плодородия, освящает хлеб, служащий нам пищей, и воду, утоляющую нашу жажду.
    14.08.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
    IMG_20170816_104930 - МЧС  Пожаром с гибелью закончилось злоупотребление спиртным жителем села Трускляй Рузаевского района.
    16.08.2017 МЧС
    Сенсация дня: в Саранске торговцам мертвечиной дали реальные сроки! - Столица САлександр Абрамов© Столица С Людмила Федькина© Столица С Владимир Лобанов© Столица С Денис Канев© Столица С © Столица С © Столица С Ряшид Алтынбаев© Столица С 16 августа Ленинский райсуд вынес приговор пятерым жителям
    16.08.2017 Столица С
    В Мордовии скутер влетел в грузовик: есть пострадавший - Info-rm.ComВ Зубово-Полянском районе Мордовии во вторник в 14 часов 25 минут на 2 километре автодороги "Потьма - Барашево" водитель скутера не справился с управленим и совершил касательное столкновение с грузовым автомобилем.
    15.08.2017 Info-rm.Com
    Хроника ДТП: 7 — 13 августа - Столица С
    Хроника ДТП: 7 — 13 августа
    С 7 по 13 августа в Мордовии зарегистрированы 19 ДТП с одним погибшим и 31 раненым.
    Столица С
    Пьяный житель Мордовии поджог дом и сгорел в нем  - Столица С
    Пьяный житель Мордовии поджог дом и сгорел в нем 
    © МЧС РМ © МЧС РМ © МЧС РМ © МЧС РМ © МЧС РМ Злоупотребление спиртным обернулось пожаром и гибелью 33-летнего жителя рузаевского села Трускляй.
    Столица С
    Бывший милиционер «полез в бутылку» - Столица С
    Бывший милиционер «полез в бутылку»
    По данным следствия, бывший страж порядка избил соседа и выбросил с пятого этажа.
    Столица С
    На кануне дня памяти Ефесских отроков, предлагаем вашему вниманию видеолекцию на тему О семи ефесских отроках.
    16.08.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
    Вежливые люди - Ведомости Краснослободской ЕпархииО том, какой бывала святая учтивость, — в новом материале «Фомы» из серии публикаций  Как жили святые .
    16.08.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
    Гемма из Констанцы. Происходит из румынского города Констанца, где была найдена вместе с несколькими десятками других античных гемм 1-3 вв. РХ. Обнаженная фигура Христа, распятого на Т-кресте. Руки распростерты, положение кистей указывает на то, что они могут быть привязаны к кресту, также как на гемме из Газы, хотя это и не очевидно. С каждой стороны от распятия по шесть маленьких задрапированных в паллиумы фигур, изображающих 12 апостолов (?).Обращает на себя внимание, что ноги Христа находятся на том же уровне, что ноги апостолов. Сверху греческая надпись ΙΧΘΥΣ. Датировка на сайте Британского музея 3-4 вв. РХ, хотя есть аргументы пользу более ранней даты 2-3 вв. Местонахождение - Британский музей. - Ведомости Краснослободской ЕпархииНи для кого не секрет, что, во-первых, крест был мистическим символом множества народов задолго до появления христианства.
    15.08.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
    В Атюрьевском районе Мордовии освятили водный источник - Gazeta13.Ru
    В Атюрьевском районе Мордовии освятили водный источник
    По благословению епископа Краснослободского и Темниковского Климента в селе Печипалонга Атюрьевского района был освящен источник.
    Gazeta13.Ru
    Годовщина канонизации  великого флотоводца - Газета Мордовия
    Годовщина канонизации великого флотоводца
    Прошли мероприятия, приуроченные к 200-летию со дня кончины святого Феодора Ушакова 5 августа временно исполняющий обязанности Главы Мордовии Владимир Волков принял участие в мероприятиях,
    Газета Мордовия
    В республике прошли торжества  в честь святого Феодора Ушакова - Вечерний Саранск
    В республике прошли торжества в честь святого Феодора Ушакова
      Более 5 тысяч человек приняли участие в прошедших торжествах, посвященных годовщине канонизации и приуроченных к 200-летию со дня кончины русского флотоводца, святого праведного воина Феодора Ушакова.
    Вечерний Саранск
    «У меня не было романа с Юрием Гагариным» - Столица СФото: Елена Кпылова Вдова первого Президента России Наина Ельцина — ​о себе и своей «Личной жизни» В Москве вышла книга жены Бориса Ельцина «Личная жизнь».
    16.08.2017 Столица С
    Заместитель Председателя Государственного Собрания Республики Мордовия Иван Москаев принял участие в ежегодном собрании ветеранских организаций - Государственное собрание15 августа в Саранске прошло собрание ветеранских организаций. В зале Государственного русского драматического театра собрались члены Совета и Комитета ветеранов Мордовии,
    16.08.2017 Государственное собрание
    Фестиваль «Венок дружбы» объединил жителей Ичалковского района! Второй год ансамбль «Любава» представляют зрителям богатую культуру.
    16.08.2017 ГТРК Мордовия
    «Валериан и город тысячи планет» — ​«Аватар» а’ля Бессон под соусом «Пятого элемента» - Столица С
    «Валериан и город тысячи планет» — ​«Аватар» а’ля Бессон под соусом «Пятого элемента»
    Николай Кандышев kandyshev@stolica-s.su Кадр: фильм «Валериан и город тысячи планет» Еще рано говорить о том, что мы увидели очередной кассовый провал этого года.
    Столица С
    В Саранске состоится персональная выставка Виктора Сафонкина  - Столица С
    В Саранске состоится персональная выставка Виктора Сафонкина 
    Это стало известно, во время очередного неофициального визита знаменитого живописца в родную столицу Мордовии.
    Столица С
    Музыкальный театр будет давать уроки - Вечерний Саранск
    Музыкальный театр будет давать уроки
      На минувшей неделе на пресс-конференции в Музыкальном театре имени И.М.
    Вечерний Саранск
    «Саранск» – «Дзержинск-ТС» 1:1 (0:1) 16 августа. п. Комсомольский. Стадион «Спартак».
    16.08.2017 Столица С
    Благотворительная акция "Разноцветный мир - здравствуй, школа" - Молодежь РузаевкиВ г. Рузаевка стартовала благотворительная акция «Разноцветный мир – Здравствуй, школа!».
    16.08.2017 Молодежь Рузаевки
    Владимир Волков встретился с победителями и призерами международных соревнований по легкой атлетике - E-mordovia.RuМордовская школа спортивной ходьбы живет и будет жить. Такое заявление сделал руководитель Мордовии Владимир Волков 15 августа на встрече с победителями и призерами международных соревнований по легкой атлетике.
    15.08.2017 E-mordovia.Ru
    «Лучшим вратарем «Мордовии» последних лет я бы назвал Антона Коченкова» - Столица С
    «Лучшим вратарем «Мордовии» последних лет я бы назвал Антона Коченкова»
    © Столица С | Юлия Честнова Голкипер футбольной примы республики Роман Калюжный — «Столице С» Вратарь Роман Калюжный выступает за футбольную «Мордовию» уже семь лет.
    Столица С
    Один из сильнейших барьеристов мира Сергей Шубенков: «Вы не представляете, как я болел за Широбокова!» - Столица С
    Один из сильнейших барьеристов мира Сергей Шубенков: «Вы не представляете, как я болел за Широбокова!»
    Вице-чемпиона мира в беге на 110 метров с барьерами Сергей Шубенков высоко оценил выступление в Лондоне 18-летнего представителя Мордовии Сергея Широбокова,
    Столица С
    Бывшая представительница Мордовии возвращается в большой спорт - Столица С
    Бывшая представительница Мордовии возвращается в большой спорт
    Одна из лучших подопечных республиканской ШВСМ (КШОР РМ) Екатерина Завьялова, завоевавшая на Олимпиаде-2012 бронзовую награду в беге на 800 метров, возвращается на беговую дорожку.
    Столица С
    IMG_20170816_104930 - МЧС  Пожаром с гибелью закончилось злоупотребление спиртным жителем села Трускляй Рузаевского района.
    16.08.2017 МЧС
    2eLWRZkH7Nc - МЧС  С XVII Всемирных игр полицейских и пожарных в США вернулась с четырьмя медалями сотрудница МЧС из Мордовии Людмила Кирдяшова.
    16.08.2017 МЧС
    В Мордовии вынесен приговор в отношении 29-летней жительницы Чамзинского района, обвиняемой в совершении умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, с применением предмета,
    16.08.2017 МВД Республики Мордовия
    Прокуратура Ардатовского района проверила деятельность местного предприятия «Прогресс».
    16.08.2017 Столица С
    Фото: Дмитрий Астахов/пресс-служба правительства РФ/ТАСС - Единая РоссияНа встрече премьер-министра и врио Главы Республики Мордовия обсуждалось строительство школьных и дошкольных учебных заведений Премьер-министр, Председатель Партии  Дмитрий Медведев  и врио главы Республики Мордовия,
    16.08.2017 Единая Россия