О БЛАГОДАРНОСТИ БОГУ В УТРЕННИХ И ВЕЧЕРНИХ МОЛИТВАХ

О БЛАГОДАРНОСТИ БОГУ В УТРЕННИХ И ВЕЧЕРНИХ МОЛИТВАХ
О БЛАГОДАРНОСТИ БОГУ В УТРЕННИХ И ВЕЧЕРНИХ МОЛИТВАХ
О БЛАГОДАРНОСТИ БОГУ В УТРЕННИХ И ВЕЧЕРНИХ МОЛИТВАХ
Фото: www.pravoslavie.ru
Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь.  За все благодарите:
ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе
.

(1 Сол. 5: 16–18)

Слова апостольского послания к Фессалоникийцам, а также близкое к ним по содержанию обращение к Колоссянам:  Будьте постоянны в  молитве , бодрствуя в ней с  благодарением   (Кол. 4: 2), – являются, по мысли  святителя Феофана Затворника , указанием апостола Павла на «характеристические черты истинно христианской жизни в каждом христианине» [1] . При этом, как указывает святитель Иоанн Златоуст, благодарность является тем важным качеством, которое приближает нас к Богу [2] .

Потому-то святая Церковь словами Священного Писания, словами молитв и песнопений учит нас этой добродетели, говорит о необходимости возрастать в ней, показывает примеры настоящего и искреннего благодарения Богу.

«От сна востав, благодарю Тя…»

Уже самый свой день, по примеру пророка и псалмопевца Давида, христианин должен начинать с благодарственного обращения к Богу. И действительно, в утреннее молитвенное правило входит именно благодарственная по своей сути молитва ко Пресвятой Троице:

«От сна воста́в,  благодарю́   Тя, Свята́я Тро́ице,  я́ко   (слав. «ибо, поскольку») мно́гия ра́ди Твоея́ бла́гости и долготерпе́ния  не прогне́вался еси́   на мя, лени́ваго и гре́шнаго,  ниже́ погуби́л мя   еси́ со беззако́ньми мои́ми; но  человеколю́бствовал еси́   обы́чно и в неча́янии лежа́щаго  воздви́гл мя еси́ , во е́же у́треневати и славосло́вити держа́ву Твою́».

В этой молитве соединяется радость славословия, возносимого человеколюбивому Богу («ра́ди Твоея́ бла́гости и долготерпе́ния»), и благодарность за милосердие Его к молящемуся – ленивому (то есть не радеющему о совершении добрых дел) и грешному, преступившему установленные заповеди. Эти снисхождение и любовь Божии к человеку закономерно приводят его к необходимости отблагодарить благодетеля – проявить свою признательность Ему, воздать Ему хвалу, прославить.

В этой молитве можно видеть и отмеченное промышление Божие о человеке, которого Он, «в нечаянии (слав. «отчаяние, растерянность; неожиданность» [3] ) лежащего воздвигл еси». Восставил для того, чтобы (слав. «во еже») тот имел возможность «у́треневати и славосло́вити держа́ву Твою́».

«Благодарением укрепляется вера…»

Возносимое славословие и утреннее припадание к Богу необходимо нам, поскольку таково удивительное качество добродетели благодарения: она служит помощью нам в нашем пути ко спасению: « Благодарением   укрепляется вера, открываются глубокие таинства христианства, вводится в душу обширное и ясное  богопознание   действием  благодатного мира   и  духовного утешения , которые бывают непременным последствием благодарения» [4] .

Святитель Иоанн Златоуст   также отмечает: «Если мы, вспоминая о благодеянии людей, загораемся к ним большей любовью, то тем более,  непрестанно вспоминая о благодеяниях к нам Господа, будем усердны к заповедям Его . Потому и апостол Павел говорит:  всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца   (Кол. 3: 15).  Память о благодеянии Божием и непрестанное благодарение – самое лучшее средство сохранить доброе расположение к себе » [5] . Подтверждением тому служат слова молитвы:

«И ны́не  просвети́   мои́ о́чи мы́сленныя,  отве́рзи   моя́ уста́  поуча́тися словесе́м   Твои́м, и  разуме́ти за́поведи   Твоя́, и  твори́ти во́лю   Твою́, и  пе́ти Тя   во исповеда́нии серде́чнем, и  воспева́ти всесвято́е  и́мя   Твое́».

«Славяще Тя, хвалим, благословим, благодарим, поем
и величаем Твое благосердие…»

Затем уже не от имени одного молящегося, но от лица многих прибегающих к Господу и благодарящих Его за многие милости говорится о благодарности Богу в молитве утреннего правила, составленной святителем Василием Великим:

« Благодари́м   Тя,  якo не погуби́л еси́ нас со беззако́ньми на́шими , но  человеколю́бствовал еси́ обы́чно , и  в неча́янии лежа́щия ны воздви́гл еси́ , во е́же славосло́вити держа́ву Твою́».

С благодарением вновь оказывается связана хвала и благословение-славословие, приносимые Богу:

«Отве́рзи на́ша уста́, и  испо́лни я Твое́го хвале́ния , я́ко да возмо́жем непоколе́блемо  пе́ти   же и испове́датися   (слав. «славить, возвещать славу») Тебе́, во всех, и от всех сла́вимому Бо́гу» [6] .

« Богоблагодарение есть вид молитвы; оно возбуждается… сознанием и чувством Божиих благодеяний нам и всем»

При этом святитель Феофан Затворник замечает: «Благословлять Господа – значит благое о Нем изрекать слово. В сем смысле это то же, что и хвалить Господа. Но обычно благословлять есть  благодарить . Богоблагодарение   есть вид молитвы, отличный от богохваления. Сие последнее возбуждается созерцанием Божественных совершенств и великих дел Божиих, а первое –  сознанием и чувством Божиих благодеяний нам и всем » [7] .

Чувство благодарности, то самое сознание Божиих благодеяний, упомянутых святителем Феофаном, с которыми обращается молящийся к Богу, пронизывает каждую молитву.

За что же мы призываемся благодарить Бога?

  • За принесенные за нас искупительные страдания («но уще́дри мя,  распны́йся во́лею »; «Многоми́лостиве и Всеми́лостиве Бо́же мой, Го́споди Иису́се Христе́,  мно́гия ра́ди любве́ сшел и воплоти́лся еси́, я́ко да спасе́ши всех »).
  • За промышление о нас («Ты бо еси́  мой Сотвори́тель и вся́кому бла́гу Промы́сленник и Пода́тель , о Тебе́ же все упова́ние мое́, и Тебе́ сла́ву возсыла́ю»).
  • За милосердие, долготерпение, благодеяния – сохранение от всякого зла («мно́гою Твое́ю бла́гостию и вели́кими щедро́тами Твои́ми дал еси́ мне, рабу́ Твоему́, мимоше́дшее вре́мя но́щи сея́ без напа́сти прейти́ от вся́каго зла проти́вна»; «мно́гий в щедро́тах и неизрече́нный в ми́лости», то есть несказанно щедро подающий милости).
  • В этом, по слову святителя Феофана Затворника, проявляется «существо утренней молитвы – благодарить Бога за сон и укрепление   и молить Его, чтобы помог весь день делать дела во славу Его» [8] .

    «Тебе, Бога, хвалим, Тебе, Господа, исповедуем…»

    Вечерние молитвы, основное содержание которых посвящено исповеданию совершенного в предстоящий день, также, указывая на благодеяния Божии, подводят молящегося к необходимому для него благодарению Создателя: «Существо вечерней молитвы есть  благодарить Бога за день и за все, что встречено в продолжение его и приятного, и неприятного » [9] .

    Молящийся благодарит Господа за то, что Он во все минуты прошедшего дня был для него Промыслителем и Попечителем («Бо́же ве́чный и Царю́ вся́каго созда́ния»), по милости Которого благополучно завершился день (« сподо́бивый мя да́же в час сей доспе́ти », то есть сподобивший, удостоивший меня дожить до этого часа).

    В одной из вечерних молитв молящийся с благодарностью и надеждой на помощь призывается обратиться ко Христу, евангельскому Доброму Пастырю, неотлучно пребывающему со Своей паствой:

    «Вседержи́телю, Сло́во О́тчее, Сам соверше́н сый, Иису́се Христе́,  мно́гаго ра́ди милосе́рдия Твоего́   никогда́же отлуча́йся мене́, раба́ Твоего́, но всегда́ во мне почива́й. Иису́се,  до́брый Па́стырю Твои́х ове́ц , не преда́ждь мене́ крамоле́ змии́не, и жела́нию сатанину́ не оста́ви мене́, я́ко се́мя тли во мне есть».

    При этом прошение о сохранении от всякого зла в предстоящую ночь завершается обращением с просьбой затем принести о том благодарение:

    «мысль мою́ Твои́м смире́нием сохра́ни, и  воздви́гни мя во вре́мя подо́бно   (то есть в подобающее, подходящее [10]   на то время)  на Твое́ славосло́вие ».

    Переходя от молитвы к молитве, можно видеть, что всякая просьба о помиловании, снисхождении, прощении завершается указанием на необходимость затем отблагодарить Бога, основанную на твердой вере в Его милосердие:

    «да с ми́ром ля́гу, усну́ и почи́ю, блу́дный, гре́шный и окая́нный аз, и  поклоню́ся, и воспою́, и просла́влю пречестно́е и́мя Твое́ , со Отце́м, и Единоро́дным Его́ Сы́ном, ны́не и при́сно и во ве́ки».

    Благодарность и необходимость «познать свою бедность»

    Понимание величия  милости Божией   заставляет человека усомниться в возможности хотя бы в малой степени выразить благодарность, достойную ниспосланных щедрот, равноценную им:

    « Что́ Ти принесу́, или́ что́ Ти возда́м , великодарови́тый (слав. «щедро, обильно ниспосылающий дары») Безсме́ртный Царю́, ще́дре (слав. «милостивый») и Человеколю́бче Го́споди, я́ко (здесь слав. «за то, что») леня́щася мене́ на Твое́ угожде́ние, и ничто́же бла́го сотво́рша,  приве́л еси́ на коне́ц мимоше́дшаго дне сего́, обраще́ние и спасе́ние души́ мое́й стро́я

    В этих словах как раз и проявляется понимаемое и переживаемое человеком, в душевной расслабленности не стремящимся в полной мере потрудиться об угождении Богу совершением добрых дел, его недостоинство принять оказанные ему милости.

    Даже для славословия Господа должна быть испрошена Его на то помощь

    Укрепление же в этом чувстве избавляет человека от одной из самых опасных страстей – гордости, неоправданной уверенности в своих силах и возможности самому, без Бога, обрести всё необходимое. Так, на деле оказывается, что даже для славословия Господа должна быть испрошена Его на то помощь. Потому в кратком прошении вечерней молитвы Иоанна Златоустаго говорится: «Го́споди, посли́ благода́ть Твою́ в по́мощь мне,  да просла́влю и́мя Твое́ свято́е ».

    Благодарность научает также любви Божией и готовности всегда поступать по воле Его:

    «Го́споди,  сподо́би мя люби́ти Тя   от всея́ души́ моея́ и помышле́ния и  твори́ти во всем во́лю Твою́ ».

    На это обращает внимание святитель Феофан Затворник: «Итак, развивай в мыслях  обилие милостей Божиих, явленных в творении, промышлении и особенно в искуплении доведи до сознания, что ты милостями этими всесторонне объят : что ни движение, то милость; что меньше дышишь, нежели получаешь милостей, что миг больше, нежели расстояние милости от милости, или что ты стоишь в них неисходно. Когда потом  приведешь на мысль , что все это  незаслуженно , что  не только малой какой не достоин ты милости, но что, напротив, не милости, а постоянных казней стоишь одних, тогда дух не может остаться бесчувственным, не согреться теплотою любви Божией и не отозваться благодарностью » [11] .

    За эти обильные милости Божии и учит человека благодарить Бога Святая Церковь в своих молитвах. Оглядываясь на обстоятельства прошедшего дня, молящийся призывается с благодарностью увидеть милости Божии:

    – в благополучном завершении дня;

    – в проявляющемся во всем попечении Божием о Своем творении – устроении Им спасения души Своего создания, наставлении (слав. «обращение») его на путь добродетельной жизни: «Ей,  Го́споди мой и Тво́рче не хотя́й сме́рти гре́шнаго, но я́коже обрати́тися и жи́ву бы́ти ему́   (слав. «не хотяй» – особая форма причастия: не хотящий, не желающий смерти грешного, но имеющий попечение о том, чтобы обратиться, то есть исполниться добрых чувств и остаться живым)»;

    – в добровольно понесенных за человеческий род страданиях. Вочеловечение Спасителя и последующее за ним искупление грехов является венцом любви Божией к человеку, справедливо именующему себя окаянным, то есть «несчастным, жалким» [12] , бедствующим: « И́же мене́ ра́ди окая́ннаго в тле́нную плоть оболки́йся », « во ад сше́дшаго   и  попра́вшего си́лу диа́волю , и д арова́вшаго нам тебе́ Крест Свой Честны́й на прогна́ние вся́каго супоста́та ».

    И снова, испрашивая милости, молящийся обещает употребить их во благо – вознести необходимую для себя хвалу Богу и тем самым укрепиться в добродетели:

    «И посли́ ми А́нгела ми́рна, храни́теля и наста́вника души́ и те́лу моему́, да изба́вит мя от враг мои́х;  да воста́в со одра́ моего́, принесу́ Ти благода́рственныя мольбы́ . Ей, Го́споди, услы́ши мя гре́шнаго и убо́гаго раба́ Твоего́, изволе́нием и со́вестию;  да́руй ми воста́вшу словесе́м Твои́м поучи́тися , и уны́ние бесо́вское дале́че от мене́ отгна́но бы́ти сотвори́ Твои́ми А́нгелы;  да благословлю́ и́мя Твое́ свято́е, и просла́влю, и сла́влю Пречи́стую Богоро́дицу Мари́ю ».

    Можно видеть, что всякая молитва учит нас не только благодарить Бога, но и понимать само существо благодарения, которое, по слову святителя Феофана Затворника, «есть радостное чувство величия милости Божией к нам недостойным», «чувство милости незаслуженной» [13] .

    От осознания своего недостоинства («Вем (слав. «знаю», от ведати – «знать») у́бо, Го́споди, я́ко недосто́ин есмь человеколю́бия Твоего́, но досто́ин есмь вся́каго осужде́ния и му́ки »), чувства «беды вокруг себя» [14]   рождается упование и предание человеком себя в руки Божии:

    «да́ждь и мне  обраще́ние окая́нному и недосто́йному изми́ мя от уст па́губнаго зми́я, зия́ющаго пожре́ти мя и свести́ во ад жи́ва . Ей, Го́споди мой, утеше́ние мое́, <…>  исто́ргни мя от окая́нства , и  утеше́ние пода́ждь души́ мое́й   окая́нней.  Всади́ в се́рдце мое́ твори́ти Твоя́ повеле́ния , и  оста́вити лука́вая дея́ния , и  получи́ти блаже́нства Твоя́ : на  Тя бо, Го́споди, упова́х , спаси́ мя».

    «Многи раны грешному: уповающаго же на Господа милость обыдет» (Пс. 31: 10)

    Действительное упование на Бога происходит, по слову святителя Феофана Затворника, именно от благодарности. Как апостол Павел неслучайно поставляет рядом чувство радости и благодарности, так и святитель подчеркивает радостное существо благодарности. Более того, сохранение этого радостного чувства и в скорбях, принятие с равной благодарностью и приятного, и неприятного из того, что происходит в нашей жизни, или даже принятие самих скорбей как блага приводит человека в особое состояние, называемое святителем  благодушием , которое есть «радостное или благодарное приятие скорбей и бед всякого рода» [15] .

    Это чувство оказывается связанным также со смирением и действительным осознанием своей греховности и происходящей из этого чувства благодарности: «к сим возникающим чувствам должно приложить еще ясное сознание того, что  мы ст о им не только таких, но и несравненно больших бед , что и жизнь следовало бы отнять, а не только какое-нибудь благо. И  то убеждение уже значительно умалит болезнь сердца, что мы заслужили несравненно больше, а посылается нам меньше ; когда же еще увидим и благо от скорбей, то примем их с распростертыми объятиями. А это и есть благодушие» [16] .

    Совершенствуясь в добродетели благодарения, человек приобретает христианское терпение

    Совершенствуясь в добродетели благодарения, человек приобретает христианское  терпение   – «постоянное благодушие при продолжающихся скорбных обстоятельствах», «продолжающееся благодушие», «непрестанное благодушие» [17] . В свою очередь такое несение скорбей «с радостью и веселием духа» приводит к  довольству   своим состоянием и всем своим – «последнему пределу богоугодных расположений в отношении к своей участи, устрояемой Богом» [18] . При этом, как отмечает святитель Феофан Затворник, и это чувство оказывается основанным на благодарности: «Оно имеет непосредственное отношение к подающей руке при том же чувстве незаслужения блага и заслужения всякого наказания» [19] .

    Внимательное чтение молитв, размышление о сказанном в них дает возможность душе приблизиться к пониманию евангельских слов Спасителя и учения святых апостолов. Исполнение апостольского заповедания: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь.  За все благодарите : ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Сол. 5: 16–18) – приводит к великому приобретению – « быть благочестивым и довольным » (1 Тим. 6: 6).

    В благодарении Богу, Им заповеданном нам в словах апостола, заключена, по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), «существенная душевная польза». Святитель также называет благодарение «невидимым подвигом»: «Подвиг этот напомнит нам забытого нами Бога; подвиг этот откроет нам сокрывшееся от нас величие Бога, откроет неизреченные и неисчислимые благодеяния Его к человекам вообще и к каждому человеку в частности; подвиг этот насадит в нас живую веру в Бога, подвиг этот даст нам Бога, Которого нет у нас, Которого отняли у нас наша холодность к Нему, наше невнимание» [20] .

     

    Маргарита Родина

     

    19  июля  2017  г.

    Рейтинг:  10  Голосов:  469  Оценка:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10

    [1]   Феофан Затворник , святитель. Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам. Часть вторая, нравственно-догматическая (Гл. 4 и 5) //  https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/tolkovanie-na-pervoe-poslanie-k-solunjanam/4_3_2 .

    [2]   Иоанн Златоуст , святитель. О благодарности Богу //  Иоанн Златоуст , святитель. О путях покаяния //  http://www.wco.ru/biblio/books/ioannz-o_pok/H11-T.htm .

    [3]   Дьяченко Г. , протоиерей. Полный церковнославянский словарь. М.: Отчий дом, 2001. С. 353;  Седакова О.А.   Словарь трудных слов из богослужения: церковнославяно-русские паронимы. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2008. С. 205.

    [4]   Игнатий (Брянчанинов) , святитель. Поучение в двадцать девятую неделю. О благодарении и славословии Бога //  Игнатий (Брянчанинов) , святитель. Аскетическая проповедь. Гл. 44 //  https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/asketicheskaya_propoved/44 .

    [5]   Иоанн Златоуст , святитель. О благодарности Богу.

    [6]   См. также слова молитвы 5-й, святителя Василия Великого: «Ты бо еси́ и́стинный Свет, просвеща́яй и освяща́яй вся́ческая, и  Тя пое́т вся тварь   во ве́ки веко́в».

    [7]   Псалом тридцать третий, истолкованный святителем Феофаном Затворником // Избранные псалмы, истолкованные святителем Феофаном Затворником //  https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/izbrannye-psalmy/2 .

    [8]   Феофан Затворник , святитель. Что есть духовная жизнь, и как на нее настроиться? М.: Данилов мужской монастырь, 2014. С. 159. Письмо 31.

    [9]   Там же.

    [10]   Седакова О.А.   Словарь трудных слов из богослужения: церковнославяно-русские паронимы. С. 248.

    [11]   Феофан Затворник , святитель. Начертание христианского нравоучения. М.: Отчий дом, 2010. С. 475.

    [12]   Седакова О.А.   Словарь трудных слов из богослужения: церковнославяно-русские паронимы. С. 225.

    [13]   Феофан Затворник , святитель. Начертание христианского нравоучения. С. 474–475.

    [14]   См.:  Феофан Затворник , святитель. Письма о христианской жизни. Поучения. М.: Правило веры, 2013. Письма 3–4. С. 14, 16.

    [15]   Феофан Затворник , святитель. Начертание христианского нравоучения. С. 475–476.

    [16]   Там же. С. 476.

    [17]   Там же. С. 474, 476.

    [18]   Там же. С. 474.

    [19]   Там же. С. 477.

    [20]   Игнатий (Брянчанинов) , святитель. Поучение в двадцать девятую неделю. О благодарении и славословии Бога.

     
    По теме
      «БУДУ ПОДОБЕН ВСЕВЫШНЕМУ»: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГОРДОСТИ ОТ САМОЛЮБИЯ К КОЩУНСТВУ Иеродиакон Кирилл (Попов) Подобно всякой другой страсти, гордость, как сорняк, укореняется в человеке постепенно.
    В библиотеку СИЗО-1 УФСИН России по Республике Мордовия переданы книги - УФСИН В следственном изоляторе № 1 УФСИН России по Республике Мордовия в рамках работы межрелигиозной группы прошла встреча сотрудников учреждения с председателем отдела по тюремному служению Саранской и Мордовской епархии про
    УФСИН
    В Мордовии прошла спецоперация «Анаконда» - ИА Медиа Ток Фото: Пресс-служба МВД по Республике Мордовия 28 марта. /MEDIA-TALK/.Ее цель - предотвращение и пресечение транспортировки наркотиков, оружия, других предметов или веществ, запрещенных к гражданскому обороту.
    ИА Медиа Ток
    В Мордовии подвели итоги специальных рейдовых мероприятий на транспорте - Вечерний Саранск Сотрудниками УФСБ России по Республике Мордовия во взаимодействии с региональными МВД и Росгвардией с 11 по 19 марта проводился внеочередной этап совместной спецоперации «Анаконда»,
    Вечерний Саранск
    Гепатит С - вирусное заболевание, которое может протекать в острой и хронической форме, притом частота хронизации этой инфекции очень высока: до 85% случаев.
    Роспотребнадзор