Новости города БезФормата.Ru
Саранск
Главные новости
 
Задать вопрос?

«БОГ ГОРДЫМ ПРОТИВИТСЯ»: О ГОРДОСТИ ПО ТЕКСТАМ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ

 

«БОГ ГОРДЫМ ПРОТИВИТСЯ»: О ГОРДОСТИ ПО ТЕКСТАМ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ

Монах Кирилл (Попов)



Прежде чем начать разговор о гордости, стоит обратиться к Священному Писанию. Несмотря на то, что в его текстах нельзя найти точное определение этого слова, в них ясно говорится, насколько страшна эта страсть, каков гордый человек и на что он обрекает себя пред Богом и перед людьми. Изгнание из рая Адама и Евы СТРАСТЬ ГОРДОСТИ: НЕ КРАТКО, НО О САМОМ ГЛАВНОМ. ЧАСТЬ 1.

В Священном Писании страсть гордости (греч.  ὑπερηφανία) обозначается при помощи различных понятий, передающихся в русском переводе такими словами, как «надменность», «наглость», «высокомерие», «пустая слава», «напыщенность», «кичливость». Все они являют собой разные виды одного основного явления — гордыни.

·                      Высокомерие:

Страх Господень ненавидит неправду, гордость, высокомерие  (ὕβριν) [1]   и пути лукавых; возненавидела я и развращенные пути злых  (Притч. 8:13).

Злой от высокомерия  (ὕβρεως) [2]   делает зло, а знающие себя самих  — мудры.  (Притч. 13:10).

Что принесло нам пользу высокомерие  (ὑπερηφανία) [3] , и что богатство среди гордости доставило нам?  (Прем. 5:8).

Ибо поклялся Господь Собою, говорит Господь Бог сил: ибо Я гнушаюсь всем высокомерием  (ὕβριν) [4] Иакова, и возненавидел его селения и отвергну город со всеми жителями его  (Ам. 6:8).

·                      Надменность:

И Я накажу всю вселенную за зло (Ἐντελοῦμαι τῇ οἰκουμένῃ  ὅλῃ κακὰ  —  букв. определю (слав.  заповем) всей вселенной зло),  а нечестивых за грехи их, и погублю надменность (ὕβριν)  беззаконных и смирю надменность  (ὕβριν) [5]   гордых (ὑπερηφάνων).  (Ис. 13:11).

Это им за надменность  (ὕβρεως) [6]   их, за то, что они поносили и величались над народом Господа Вседержителя  (Соф. 2:10).

Господь Саваоф постановил отнять всякую надменность  (ὕβριν) [7]   славных и унизить все славное на земле  (Ис. 23:9).

Я приведу злейших из народов, и завладеют домами их. И положу конец надменности  (φρύαγμα) [8] сильных, и будут осквернены святыни их  (Иез. 7:24).

Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», — вы, по своей надменности  (ἀλαζονείαις) [9] ,  тщеславитесь  (καυχᾶσθε) [10] : всякое такое тщеславие  (καύχησις) [11]   есть зло  (Иак. 4:15-16).

·                      Напыщенность (напыщенный):

Ибо люди будут самолюбивы (φίλαυτοι) [12] , сребролюбивы, горды, надменны, наглы, напыщенны  (τετυφωμένοι) [13] (2 Тим. 3:2-5).

·                      Кичливость:

Слышали мы о гордости (ὕβριν) [14]   Моава, — весьма горд (ὕβρισεν) [15]   Он, о надменности (ὕβριν) [16] его и кичливости (ὑπερηφανίαν) [17]   его, о превозношении (ὑψώθη) [18]   и спеси сердца его (Иер. 48:29).

Эта страсть совершенно инородна по отношению к Богу, Его замыслу о мире и человеке, созданном по образу и подобию Творца.

При этом в тексте Священного Писания гордость представлена описательно — четкого определения этой страсти нет. Для того чтобы выделить целостное определение, важно рассмотреть те качества и отличительные особенности гордости, которые выделяет Священное Писание. В его текстах отмечается, что эта страсть  совершенно инородна по отношению к Богу, Его замыслу о мире и человеке,  созданном  по образу и подобию  Творца (см. Быт. 1:26). Таким образом, она не свойственна ни Богу, ни первозданному человеку, ни ангелам.

В книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, говорится:  Гордость  (ὑπερηφανί) [19]   не сотворена для людей  (Сир.10:21), а также:  Никому не заповедал Он поступать нечестиво и никому не дал позволения грешить  (Сир. 15:20), поэтому гордость не происходит от Бога:  всё, что в мире — похоть плоти, похоть очей и гордость    (ἀλαζονεία) [20]   житейская, — не есть от Отца  (1 Ин. 2:16). По этой причине гордость становится главным признаком противления Богу и отличительной чертой нечестивых:  Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, — грех  (Притч. 21:4).

Среди шести пороков, которые настолько неугодны Богу, что премудрый Соломон для выражения отношения к ним Творца использует слово «ненависть», гордость занимает первое место:  Вот шесть, что  ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его:  глаза  гордые  (ὀφθαλμὸς  ὑβριστοῦ) [21] ,  язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями  (Притч. 6:17-18). В Псалтири пророк и псалмопевец Давид говорит:  гордого(ὑπερηφάνῳ) [22]   очами и надменного сердцем не потерплю  (Пс. 100:5).

Апостол Павел уточняет, что опасность гордости заключена в том, что в форме превозношения она закрывает возможность познания Бога — в противоположность смирению, разрушающему гордость:  Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение  (ὕψωμα) [23] ,  восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу  (2 Кор. 10:4-5).

В ожесточении сердца гордецы пренебрегают Богом, доходя до Его отвержения:  В надмении [24] своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!»  (Пс. 9:25). Они не опасаются гнева Божия, будучи уверенны в своей безнаказанности —  говорит в сердце своем: «не поколеблюсь; в род и род не приключится  мне  зла», «забыл Бог, закрыл лице Свое, не увидит никогда»  (Пс. 9:27, 32).

Страсть гордости ведет к полному отвержению Бога, вследствие чего Он, как неоднократно отмечает Священное Писание, противится гордым.

Страсть гордости ведет к полному отвержению Бога, вследствие чего Он, как неоднократно отмечает Священное Писание, противится гордым:  Бог гордым (ὑπερηφάνοις) [25]   противится  (Иак. 4:6, также: Притч. 3:34, 1 Петр. 5:5). Пребывающий в состоянии надменности сердца настолько отвратителен в нравственном отношении перед лицом Божественного милосердия, что Писание именует его мерзким:  Мерзость  (ἀκάθαρτος) [26]   пред Господом всякий надменный  (ὑψηλοκάρδιος) сердцем [27]   (Притч. 16:5) — эти слова указывают на то, что гордость и надменность являются отступлением от Богом указанного человеку пути [28] . Священное Писание говорит, что гордость приводит к тому, что люди теряют Божью милость, отпадают от Него (Рим. 11:18-20).

По этой причине этот грех противен не только в очах Бога, но и ненавистен людям, поскольку неправильно поступает тот, кто совершает дела с высокомерием:  Гордость  (ὑπερηφανί) [29] ненавистна и Господу и людям, и преступна против обоих…  (Сир. 10:7).

Противоположностью высокомерию, надменности и гордости Ветхий Завет считал страх Божий.

Противоположностью высокомерию, надменности и гордости Ветхий Завет считал страх Божий:  Страх Господень ненавидит неправду, гордость, высокомерие  (ὕβριν) [30]   и пути лукавых; возненавидела и я развращенные пути злых  (Притч. 8:13).

Потому Священное Писание определяет, что гордость непременно подвергается суду Божию и влечет отвратительное наказание [31] .

Особенно часто об этом говорится в книгах пророческих:  Поникнут гордые  (ὕψος) [32]   взгляды человека, и  высокое людское унизится;  и один Господь будет высок в тот день. Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое  (ὑβριστὴ) [33]   и высокомерное  (ὑπερήφανον) [34]   и на все превознесенное  (ὑψηλὸν) [35] , — и оно будет унижено…  (Ис. 2:11-12),  Я накажу мир за зло, и нечестивых — за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых  (ἀνόμων) [36] ,  и уничижу надменность  (ὕβριν)  притеснителей [37]   (Ис. 13:11).

В некоторых текстах Священного Писания прямо указывается, какие конкретно наказания посылает Бог превозносящимся:  Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей. Ибо она говорит в сердце своем: «сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!» За то в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее  (Откр. 18:7-8).

В Священном Писании говорится не только о том, что гордецов ожидает праведный суд Божий, но и о том, что Сам Господь выступает Судией над нечестивыми, преступающими заповеданное им:  Братья наши, претерпев ныне краткое мучение, по завету Божию получили жизнь вечную, а ты по суду Божию понесешь праведное наказание за превозношение  (τῆς  ὑπερηφανίας) [38]   (2 Мак. 7:36);  Ты, все создавший и всем управляющий, праведный Владыка: Ты судишь тех, которые делают что-либо с дерзостью и превозношением  (τοὺς  ὕβρει καὶ  ἀγερωχίᾳ) [39]   (3 Мак. 2:3).

Также отмечается, что иногда Бог ради вразумления гордецов не наказывает грешников за другие грехи, чтобы праведное наказание тщеславные и надменные не рассматривали как повод для своего превозношения и не коснели в гордости:  Не отмщай нам за нечистоту их, и не накажи нас за осквернение, чтобы не тщеславились беззаконники в мыслях своих и не торжествовали в превозношении  (ὑπερηφανίᾳ) [40]   языка своего, говоря: мы попрали дом святыни, как попираются домы скверны  (3 Мак. 3:14).

Священное Писание показывает, что гордость становится источником всякого нечестия и зла.

Священное Писание показывает, что гордость  становится источником всякого нечестия и зла.  Например,  от высокомерия  (ὕβρεως) [41] происходит раздор  (Притч. 13:10);  по гордости  (ὑπερηφανεύεσθαι) [42]   своей нечестивый преследует бедного  (Пс. 9:23);  уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком — его мучение и пагуба; сидит в засаде за двором, в потаенных местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным; подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои; сгибается, прилегает,  — и бедные падают в сильные когти его  (Пс. 9:28-31). 

И в то же время гордый обкрадывает и наказывает сам себя. Гордость губительна для человека, поскольку страсть помрачает ум, лишает его мудрости. Так, пророк Иезекииль, возглашая слово Божие к начальствующему в Тире, свидетельствует о том, что гордость становится причиной утраты гордецом мудрости:  От красоты твоей возгордилось  (ὑψώθη) [43]   сердце твое, от красоты твоей ты погубил мудрость твою  (Иез. 28:17).

Потеря мудрости свидетельствует о том, что человека поражает глупость.  Кто надеется на себя, тот глуп  (Притч. 28:26), и слова гордеца бичом обрушатся на него же: в  устах глупого  —  бич  гордости  (ὕβρεως) [44] ; уста же мудрых охраняют их  (Притч. 14:3).

Страсть гордости имеет настолько разрушающее воздействие, что овладевает всем человеческим составом, парализует его волю и подавляет свободу мысли.

Страсть гордости имеет настолько разрушающее воздействие, что овладевает всем человеческим составом, парализует его волю и подавляет свободу мысли. Гордость, проникая во все естество человека, поражая его, как показывает царь и пророк Давид, проявляется и во внешнем облике его, его словах и поступках:  Оттого гордость  (ὑπερηφανία) [45] , как ожерелье, обложила их, и дерзость,  как  наряд, одевает их; выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце; над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока;  поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле  (Пс. 72:6-9). Гордость не стыдится саму себя, но, напротив, гордящиеся обнаруживают свое нечестие и неправду, как выказывает кто-либо носимую им одежду [46] .

Гордость приводит человека к ложному представлению о самом себе — к обольщению:  Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя  (Гал. 6:3) и, как результат, к поражению своим «мнением» [47]   и обману самим собою:  Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг  (Откр. 3:17).

Существенным качеством гордости является ее ненасытность. Не довольствующаяся никакими успехами, она, напротив, все более и более ищет похвалы и возвеличивания.

Своей первопричиной гордость имеет падшего верховного ангела, отвергшего Бога и ставшего Его противником.

«Первый грех, по Писанию, — говорит св. Исихий Иерусалимский — есть гордыня» [48] . Своей первопричиной гордость имеет падшего верховного ангела, отвергшего Бога и ставшего Его противником, — Денницу, который увлек и многих других ангелов, подчиненных ему и последовавших за ним. Об этом свидетельствует пророк Исаия:  А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе́ в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему»  (Ис. 14:12-13). Толкуя этот отрывок из Священного Писания, многие святые отцы соотносили его с диаволом, но были и те, которые считали, что речь в данном случае идет о вавилонском царе.

Падение денницы Так свт. Амвросий Медиоланский под гордыней понимал диавола [49] , преп. Иоанн Кассиан данную цитату тоже соотносил с ним [50] , а свт. Иоанн Златоуст особо отмечает, что некоторые толковники, его современники, этот отрывок приводят в отношении как диавола, так и вавилонского царя. При этом сам свт. Иоанн придерживается толкования, которое употребляется «относительно враждебных сил, потому что и Христос говорит:  Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию  (Лк.10:18)» [51] . Так он пишет: «Удивительно, что сатана, хотя был бестелесной силой, светил утром и был посылаем ко всем языкам, ниспал с неба. Видишь ли, когда в нем возбуждается горделивая память? Смотри, как это злейшее семя, посеянное вначале сатаной, произросло и выросло» [52] . Блаж. Иероним Стридонский прямо приписывает эти слова в книге пророка Исаии Люциферу [53] .

Блж. Августин настаивает на том, что этот библейский отрывок нужно применять исключительно к диаволу, а не к вавилонскому царю [54] . И римский толкователь Кассидор так же соотносит эти слова с сатаной [55] . И этот ряд святых отцов и толкователей можно было бы продолжать. Хотя есть и другая точка зрения, трактующая это место из Писания не в иносказательном, а в историческом смысле, относя эти слова к Вавилонскому Царю (Например, преп. Ефрем Сирин [56] , А.П. Лопухин [57] ).

В этом кратком повествовании отпадения денницы от Бога не встречается детальное объяснения «механизма» зарождения злого намерения в сознании Ангела, а описывается лишь его побудительный мотив.

Можно отметить, что достоинства, какими денница был украшен от своего Творца, внушили ему горделивое помышление, будто он не ниже самого Бога и может существовать независимо от Него:  «В преисподнюю низвержена гордыня (δόξα) [58]   твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви  —  покров твой. Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы»  (Ис. 14:11-12). В данном случае для обозначения гордыни используется слово «δόξα».  И это может современного человека смутить, поскольку «δόξα»  используется в положительном смысле, однако в древнегреческом языке слово«δόξα»  рассматривается и в смысле, как небольшая или пустая слава или «воображать себя лучше чем» [59] .

Причина падения диавола заключается в его свободном произволении уподобиться Богу.

Толковники и святые отцы соотносят эти слова пророка исключительно с диаволом. Так известный экзегет Ориген пишет: «То, что говорится во многих местах, и особенно у Исайи, о Навуходоносоре, тоже нельзя понимать в отношении к этому человеку; потому что Навуходоносор-человек не падал с неба, не был денницею и не восходил утром над землею» [60] . Причина падения диавола заключается в его свободном произволении уподобиться Богу. Видя свое исключительное положение среди прочих ангелов, могущество и сила, данная Деннице, стерла между ним и Богом все «границы»

Толкователь Священного Писания Ориген  писал: «Это пророчество весьма ясно показывает, что с неба ниспал тот, кто прежде был денницею и восходил утром. Если же он был существом мрака, как думают некоторые, то как же тогда говорится, что он был денницею? Или каким образом мог восходить утром, не имея в себе ничего светоносного... Следовательно, дьявол был некогда светом... И только потом совершил измену и ниспал, и слава его обратилась в прах». [61] Следовательно, мотивация диавола, до его выпадения из духовного мира, должна была быть благостной, а после превратилась в свою противоположность.

Святой преподобный Иоанн Дамаскин в книге «Точное изложение православной веры» пишет следующее: «Из этих ангельских сил тот ангел, который стоял во главе надземного чина и которому Бог вверил охранение земли, не был создан злым по природе, но был добрым и создан для добра, и не получил в себя от Создателя и следа зла… Им увлечено, ему последовало и с ним ниспало бесчисленное множество подчиненных ему ангелов. Таким образом, они, имея одинаковое с ангелами естество, сделались злыми по произволению, самовольно уклонившись от блага ко злу» [62] . Слова: «от блага ко злу» и указывают на то, что, имея сначала благостную мотивацию  по любви  приближаться к Богу, он, потеряв ощущение дистанции между Творцом и творением, впал в  гордыню.

Диавол из-за гордости первым согрешил среди бестелесных разумных существ —ангелов, до появления человека. Он же первым согрешил и среди всех разумных существ, после появления человека, так как из-за зависти к блаженству человека способствовал его падению своими лживыми речами [63] .  Откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло  (Быт. 3:5).

Поверив ложному обещанию у прародителей, как прежде у самого Денницы возникло гордостное решение, противное воле Божией, и в этом проявилось «явное отступление от Бога и враждебное восстание против Него» [64] .

Священное Писание называет гордость грехом, который влечет за собой осуждение виновного в нем вместе с дьяволом.

Так, гордость сделала первого ангела врагом Богу и низринула его с неба. Потому Священное Писание называет гордость грехом, который влечет за собой осуждение виновного в нем вместе с дьяволом, и предупреждает словами апостола:  чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом  (1Тим. 3:6).

О том, что гордости не было в первозданном мире, что она возникла, как показывает Священное Писание, в результате отвержения Бога падшими ангелами и человеком, повторившим этот грех и выбравшим жизнь вне Бога, и определяется одно из основных свойств гордости —  отвержение Бога.

Священное Писание при изображении людей, обладаемых страстью гордости, описывает различные проявления этого состояния, которое отражается во всем существе человека.

Описывая внешний вид такого человека, Священное Писание указывает физиолого-психические особенности. Описывая его глаза (очи, взор), Писание отмечает:  очи надменные  (Пс.17:28),  глаза гордые  (Притч 6:17),  о, как высокомерны глаза его, и как подняты ресницы его!  (Прит.30:13),  мерзость пред Господом дерзко поднимающий глаза  (Прит.27:20),  нет страха Божия пред глазами его  (Пс.35:2),  перемигиваются глазами при замышлении зла  (Пс.34:19),  прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство  (Прит.16:30),  глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери  (Прит.30:17),  глаза его подсматривают за бедным  (Пс.9:21),  закрывает глаза свои от нищего  (Прит.28:27),  ненасытимы и глаза человеческие  (Прит.27:20).

Описывая уста, язык, и речь:  уста, говорящие высокомерно  (Дан.7:8),  уста льстивые, язык велеречивый, тех, которые говорят: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»?  (Пс. 11:4-5),  уста лживые, которые против праведника говорят злое с гордостью и презреньем  (Пс. 30:19),  злобно разглашают клевету, говорят свысока  (Пс. 72:8),  слово языка их есть грех уст их, да уловятся они в гордости своей за клятву и ложь, которую произносят  (Пс. 58:13),  слова уст его — неправда и лукавство; не хочет он вразумиться, чтобы делать добро  (Пс. 35:4);  речи надменные, дерзкие слова  (1 Цар. 2:3),  царь Давид писал «гордые скрыли силки для меня» «изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их»  (Пс.139:4),  они изрыгают дерзкие речи; величаются все делающие беззаконие  (Пс. 93:4),  надменно говорят устами своими  (Пс. 16:10),  скрежещет на него зубами своими  (Пс. 36:12).

Говоря о сердце, Священное Писание отмечает: надменность сердца  (Притч 21:4),  сердце, кующее злые замыслы  (Притч. 6:18),  они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань  (Пс. 139:3),  огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их  (Ис. 6:10, Матф. 13:15, Деян. 28:27),  и гордость Израиля унижена в глазах их и при всем том они не обратились к Господу Богу своему и не взыскали Его  (Ос. 7:10); говорят от сердца притворного  (Пс. 11:3),  оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам  (Пс. 80:13),  ходили каждый по мыслям злого сердца своего, служа иным богам, совершая злые дела пред очами Господа Бога нашего  (Вар. 1:22).

Священное Писание также достаточно подробно описывает портрет гордого человека.

Священное Писание также достаточно подробно описывает портрет гордого человека. Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры.  (Прит.6:12-14).  Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их. Выкатились от тука очи их, и бродят помыслы в сердце их!  (Пс. 73:6-7).

Священное Писание указывает характерные особенности проявления гордости в отношении с ближними, выражающееся в презрении. Когда Саула избрали на царство, Священное Писание отмечает презрение, с которым отнеслись некоторые люди к этому выбору:  А негодные люди говорили: ему ли спасать нас? И презрели его и не поднесли ему даров; но он как бы не замечал того(1 Цар. 10:27).

Гордые радуются преткновениям других:  А когда я претыкался, они радовались и собирались; собирались ругатели против меня, не знаю за что, поносили и не переставали; с лицемерными насмешниками скрежетали на меня зубами своими  (Пс. 34:15, 16).

Царь Давид говорит о превозношении нечестивых, что в сердце у них:  Хорошо! [хорошо!] по душе нашей! … мы поглотили его  (Пс.34:25).  Враги мои говорят обо мне злое: когда он умрет и погибнет имя его? И если приходит кто видеть меня, говорит ложь; сердце его слагает в себе неправду, и он, выйдя вон, толкует. Все ненавидящие меня шепчут между собою против меня, замышляют на меня зло: слово велиала пришло на него; он слег; не встать ему более. Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту. Ты же, Господи, помилуй меня и восставь меня, и я воздам им.  (Пс. 40:6-11).

Гордость проявляется в ссорах, распрях и раздорах.  От высокомерия происходит раздор  (Притч. 13:10);  Надменный разжигает ссору,  (Притч. 28:25),  коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры  (Притч. 6:14),  ссора надменных — кровопролитие, и брань их несносна для слуха  (Сир. 27:15) и др.

Признаком гордости является и упрямство, упорство.

Признаком гордости является и упрямство, упорство.  И не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим  (Пс. 77:8).

Проявлением гордости является надменность.  И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы  (Мал. 3:15).  Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи  (Пс. 39:5) Также и преследование других людей — одно из ее проявлений.  По гордости своей нечестивый преследует бедного: да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют  (Пс. 9:23);  да не наступит на меня нога гордыни, и рука грешника да не изгонит меня  (Пс. 35:12),  Нечестивый подсматривает за праведником и ищет умертвить его  (Пс. 36:32).

В Священном Писании страсть гордости рассматривается, как отрицательное качество в человеке, влекущее его к погибели.

Таким образом, на основании отмеченных Священным Писанием качеств и отличительных особенностей гордости, можно заключить, что гордость — это греховная страсть, не присущая человеческой природе по естеству, возникшая под влиянием диавола, через грехопадение и соблазны мира, проявляющаяся в пренебрежении, забвении и потере страха Божия, удалении от Него, выражающаяся во все большем превозношении себя над другими, обусловленная неимоверной ненасытностью, которая не остается без наказания от Бога. В Священном Писании страсть гордости рассматривается, как отрицательное качество в человеке, влекущее его к погибели.

монах Кирилл (Попов)

Схиархимандрит Зосима (Сокур) - Ведомости Краснослободской ЕпархииСкачать  (MP3 файл. Продолжительность 34:44 мин. Размер 16.7 Mb) Схиархимандрит Зосима (Сокур) Всех вас, возлюбленная паства моя, приветствую с воскресным, праздничным днем сегодняшним.
10.06.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
РАЗГОВОР С САМАРЯНКОЙ - Ведомости Краснослободской ЕпархииПатриарх Сербский Павел (Стойчевич)      Из книги проповедей и бесед с Сербским Патриархом Павлом  «Пешком в вечность.
13.05.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
Начало Великого поста — уставное богослужение в Никольском кафедральном соборе г.Ардатова - Ардатовская Епархия19 февраля 2017 года, Седмица 1-я Великого поста, Преосвященнейший Вениамин, епископ Ардатовский и Атяшевский молился за уставным великопостным богослужением в Никольском кафедральном соборе г.Ардатова.
19.02.2018 Ардатовская Епархия
По сложившейся великопостной традиции Архипастырь совершил чтение покаянного канона Андрея Критского в двух храмах Ардатовской епархии - Ардатовская Епархия19 февраля 2017 года, Преосвященнейший Вениамин, епископ Ардатовский и Атяшевский совершил чтение покаянного канона Андрея Критского в двух храмах Ардатовского благочиния.
19.02.2018 Ардатовская Епархия
  В первый день Великого поста Митрополит Саранский и Мордовский Зиновий после утреннего богослужения в Свято-Феодоровском кафедральном соборе на литии вознес молитвы об усопших христианах,
19.02.2018 Вестник Мордовии
Митрополит Саранский и Мордовский Зиновий вознес молитвы о душах убитых в Кизляре христианках - 113Rus.RuМитрополит Саранский и Мордовский Зиновий в понедельник совершил утреннее богослужение в Свято-Феодоровском кафедральном соборе.
19.02.2018 113Rus.Ru
Православные Мордовии вступили в Великий пост - Info-rm.ComС 19 февраля жители Мордовии вместе со всем православным миром вступили в Великий пост - самый длинный и значимый в году.
19.02.2018 Info-rm.Com
Православные Мордовии вступили в Великий пост - 113Rus.RuС 19 февраля жители Мордовии вместе со всем православным миром вступили в Великий пост - самый длинный и значимый в году.
19.02.2018 113Rus.Ru
Рамзан Кадыров: «Стрелявший в кизлярском православном храме не является мусульманином или христианином»  - Столица СТеррористическая группировка «Исламское государство» (террористическая организация запрещенная в России) взяла на себя ответственность за убийство прихожан храма в дагестанском Кизляре.
19.02.2018 Столица С
Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания, Прощеное воскресенье в Никольском кафедральном соборе г.Ардатова - Ардатовская Епархия19 февраля 2018 года, Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье), Преосвященнейший Вениамин, епископ Ардатовский и Атяшевский совершил Божественную литургию в Никольском кафедральном соборе г.Ардатова.
18.02.2018 Ардатовская Епархия
18 февраля 2018 года, в Неделю сыропустную. Воспоминание Адамова изгнания Преосвященный Климент, Епископ Краснослободский и Темниковский, совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Воскресения Христова города Краснослободска.
19.02.2018 Ведомости Краснослободской Епархии
ЦЕРКОВЬ, ВСТУПИВШАЯ В ПОДВИГ ПОСТА - Ведомости Краснослободской Епархии  ЦЕРКОВЬ, ВСТУПИВШАЯ В ПОДВИГ ПОСТА Протоиерей Андрей Ткачев Отношение к посту – один из критериев оценки веры.
19.02.2018 Ведомости Краснослободской Епархии
Накануне Великого поста, 18 февраля 2018 года, Преосвященный Климент, Епископ  Краснослободский и Темниковский совершил вечерню с чином прощения в Воскресенском кафедральном соборе города Краснослободска.
19.02.2018 Ведомости Краснослободской Епархии
a9jhHIUOOio - Ведомости Краснослободской Епархии17 февраля в селе Шувары Старошайговского района состоялось открытие молитвенного дома в честь святых апостолов Петра и Павла.
19.02.2018 Ведомости Краснослободской Епархии
Открытый урок ОПК в Лобаскинской СОШ Атяшевского района - Ардатовская Епархия15 февраля настоятель Свято-Введенского прихода протоиерей Виктор Вильдяев посетил учащихся Лобаскинской школы.
18.02.2018 Ардатовская Епархия
В Доме для престарелых и инвалидов Большого Игнатова был отслужен чин прощения - Ардатовская Епархия18 февраля 2018 года в Доме для престарелых и инвалидов Большого Игнатова был отслужен чин прощения, после чего верующие могли испросить прощение друг у друга.
18.02.2018 Ардатовская Епархия
QfgOBdFU2M - Ведомости Краснослободской ЕпархииНедавно у нас в посёлке Торбеево открыли воскресную школу, и я, узнав об этом, начала ходить в неё.
18.02.2018 Ведомости Краснослободской Епархии
IMG 0806m - Ведомости Краснослободской ЕпархииВ преддверии Великого поста с благословения наместника Рождества-Богородичного Санаксарского мужского монастыря архимандрита Иннокентия (Руденко), стараниями иеродиакона Амвросия (Черничука) и группой мастеров из г. Пензы,
18.02.2018 Ведомости Краснослободской Епархии
ПОГОВОРИМ О МАСЛЕНИЦЕ - Ведомости Краснослободской Епархии  ПОГОВОРИМ О МАСЛЕНИЦЕ   Борис Кустодиев. Масленица Сейчас повсюду проходят масличные гуляния.
18.02.2018 Ведомости Краснослободской Епархии
MG 0613 - Ведомости Краснослободской Епархии17 февраля 2018 года, в канун недели сыропустной. Воспоминание Адамова изгнания, Преосвященный Климент, Епископ Краснослободский и Темниковский совершил всенощное бдение в кафедральном соборе Воскресения Христова города Краснослободска.
18.02.2018 Ведомости Краснослободской Епархии
Широкая масленица в селе Кечушево Ардатовского района - Ардатовская Епархия18 февраля 2018 года в селе Кечушево Ардатовского района состоялся праздник, посвященный Прощеному воскресенью и Масленице.
18.02.2018 Ардатовская Епархия
Владимир Боткин добился справедливости после того, как его история стала достоянием общественности - Столица СВладимир Боткин добился справедливости после того, как его история стала достоянием общественности © Столица С I Жанна Ларцева История 62-летнего Владимира Боткина из ковылкинского поселка Примокшанский получила сч
20.02.2018 Столица С
Два жителя Мордовии, избившие парня и изнасиловавшие его сестру, пойдут под суд - 113Rus.RuВ столице Мордовии завершено расследование уголовного дела в отношении двух ранее судимых молодых людей - 23 и 25 лет.
19.02.2018 113Rus.Ru
В Лямбирском районе столкнулись две "Лады", есть пострадавший - Gazeta13.RuВ Лямбирском районе Мордовии произошло столкновение двух отечественных автомобилей, в результате которого пострадал 1 человек.
19.02.2018 Gazeta13.Ru
Морг тут не уместен? - Столица С
Морг тут не уместен?
Внук бывшего первого секретаря Темниковского райкома партии Александр Алукаев обвиняется в изнасиловании погибшей красавицы из «Дома‑2» Оксаны Аплекаевой.
Столица С
В Саранске молодчики ответят за групповое изнасилование - Столица С
В Саранске молодчики ответят за групповое изнасилование
© vk.com На скамью подсудимых в храме Фемиды Октябрьского района готовятся сесть 23-летний житель Ичалковского района Михаил Ермошин и 25-летний обитатель Саранска Алексей Шатров.
Столица С
В Мордовии за сутки случилось три похожих ДТП  - Столица С
В Мордовии за сутки случилось три похожих ДТП 
17 февраля в Больших Березниках столкнулись три авто© УГИБДД МВД по РМ 17 февраля возле Рузаевки "Гранта" "догнала" "Приору"© УГИБДД МВД по РМ 16 февраля в 19.25 на 9-м км трассы,
Столица С
Во время Великого поста православным Мордовии не должны выходить за рамки дозволенного - Столица СВо время Великого поста православным Мордовии не должны выходить за рамки дозволенного © Столица С I Артем Артамонов Даты начала и окончания Великого поста каждый год разные и зависят от того,
20.02.2018 Столица С
Рамзан Кадыров: «Стрелявший в кизлярском православном храме не является мусульманином или христианином»  - Столица СТеррористическая группировка «Исламское государство» (террористическая организация запрещенная в России) взяла на себя ответственность за убийство прихожан храма в дагестанском Кизляре.
19.02.2018 Столица С
a9jhHIUOOio - Ведомости Краснослободской Епархии17 февраля в селе Шувары Старошайговского района состоялось открытие молитвенного дома в честь святых апостолов Петра и Павла.
19.02.2018 Ведомости Краснослободской Епархии
Казаки из Мордовии примут участие в Первом Большом круге  - Столица С
Казаки из Мордовии примут участие в Первом Большом круге 
15 февраля храм Христа Спасителя станет местом встречи казаков со всей России.
Столица С
Поможет ли минкульт РФ сохранить в Саранске Иоанно-Богословский собор?! - Столица С
Поможет ли минкульт РФ сохранить в Саранске Иоанно-Богословский собор?!
Глава Мордовии Владимир Волков 6 февраля обсудил с митрополитом Саранским и Мордовским Зиновием вопросы укрепления духовных начал в обществе, сохранения межнационального и межконфессионального согласия в республике,
Столица С
«Он хотел просветить каждого Крестьянина!» - Столица С
«Он хотел просветить каждого Крестьянина!»
На территории нынешнего Саранска жил прогрессивный помещик Алексей Желтухин, боровшийся за отмену крепостного права… В селе Зыково, расположенном недалеко от Саранска,
Столица С
2018 год – Год российского единства - Министерство культуры15 февраля в Мордовской республиканской детской библиотеке прошел День информации «2018 год – Год российского единства».
19.02.2018 Министерство культуры
«Афганистан – святая память» - Министерство культурыАфганская война… Это словосочетание в жизнь людей, живущих в огромной стране с названием СССР, вошло 25 декабря 1979 года.
19.02.2018 Министерство культуры
Студенты в библиотеке для слепых - Министерство культуры19 февраля 2018 года государственное казенное учреждение культуры Республики Мордовия «Мордовская республиканская специальная библиотека для слепых» посетили студенты 1 курса очного отделения «Кафедры культурологии и биб
19.02.2018 Министерство культуры
В Мордовии осужденная шьет кукол в технике текстильной пластики  - Столица С
В Мордовии осужденная шьет кукол в технике текстильной пластики 
© УФСИН РФ по РМ © УФСИН РФ по РМ © УФСИН РФ по РМ Этим талантом владеет заключенная исправительной колонии № 13 УФСИН Татьяна Янович.
Столица С
В Саранске выбрали мистера и мисс МГУ имени Огарева! - Столица С
В Саранске выбрали мистера и мисс МГУ имени Огарева!
Фото: Артем Артамонов В День всех влюбленных в РДК выбрали Мистера и Мисс МГУ имени Огарева!
Столица С
Саранск вступил  в «Fashion битву» - Вечерний Саранск
Саранск вступил в «Fashion битву»
  Саранск давно и прочно зарекомендовал себя как спортивная столица. Да, спорт - он мир, но все же не им единым жив горожанин.
Вечерний Саранск
«Мы могли победить «Реал» - Столица СМолодой воспитанник мордовского футбола Никита Сергеев сыграл против королевского клуба Форвард Никита Сергеев сыграл в составе «Краснодара» против знаменитого мадридского «Реала» в стыковом матче юношеской лиги УЕФА,
18.02.2018 Столица С
СОРЕВНУЮТСЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ - Ruzaevka-rm.Ru17 февраля в бассейне «Дельфин» города Рузаевка прошли соревнования по плаванию на первенство Пензенского региона Рузаевского направления.
19.02.2018 Ruzaevka-rm.Ru
БЫСТРАЯ ЛЫЖНЯ - Ruzaevka-rm.Ru15-16 февраля около двухсот школьников района вышли на лыжню возле Тат-Пишлинского леса Рузаевского муниципального района для того,
19.02.2018 Ruzaevka-rm.Ru
Офицеры WADA сорвали официальную тренировку российской фигуристки Алины Загитовой - Столица С
Офицеры WADA сорвали официальную тренировку российской фигуристки Алины Загитовой
Российская фигуристка Алина Загитова досрочно покинула официальную тренировку Олимпиады из-за требования офицера WADA сдать допинг-пробу, сообщает «РИА Новости».
Столица С
Хоккеисты «Мордовии» дважды проиграли «Ростову» дома - Столица С
Хоккеисты «Мордовии» дважды проиграли «Ростову» дома
© Столица С I Юлия Честнова © Столица С I Юлия Честнова © Столица С I Юлия Честнова © Столица С I Юлия Честнова © Столица С I Юлия Честнова Вряд ли кто мог подумать,
Столица С
«Мы, разумеется, все смеемся над матчем Панама — ​Тунис! Визитная карточка чемпионата мира!» - Столица С
«Мы, разумеется, все смеемся над матчем Панама — ​Тунис! Визитная карточка чемпионата мира!»
Известный спортивный журналист Алексей Андронов — о подозрениях на сочинской Олимпиаде и дефиците личностей в российском спорте Что должны были сделать чиновники для защиты российских спортсменов от нападок?
Столица С
В Лямбирском районе столкнулись две "Лады", есть пострадавший - Gazeta13.RuВ Лямбирском районе Мордовии произошло столкновение двух отечественных автомобилей, в результате которого пострадал 1 человек.
19.02.2018 Gazeta13.Ru
Два жителя Мордовии, избившие парня и изнасиловавшие его сестру, пойдут под суд - 113Rus.RuВ столице Мордовии завершено расследование уголовного дела в отношении двух ранее судимых молодых людей - 23 и 25 лет.
19.02.2018 113Rus.Ru
На дорогах Мордовии вновь будут ловить нетрезвых водителей - Info-rm.ComВ Мордовии с 22 по 24 февраля 2018 года пройдет республиканская оперативно-профилактическая операция по выявлению и пресечению правонарушений со стороны водителей,
19.02.2018 Info-rm.Com
Библиотечная Масленица - Министерство культуры18 февраля 2018 года Мордовская республиканская детская библиотека пригласила своих читателей на библиотечную Масленицу «Мастянь пачалксеть» («Масленичные блины»).
19.02.2018 Министерство культуры
В Саранске заболеваемость гриппом в пределах допустимого - 113Rus.RuВ столице Мордовии заболеваемость гриппом среди учащихся городских общеобразовательных заведений на прошлой неделе составила 7,7 %. «На карантин по городу было закрыто 29 классов.
19.02.2018 113Rus.Ru