Новости города БезФормата.Ru
Саранск
Главные новости
 
Задать вопрос?

«БОГ ГОРДЫМ ПРОТИВИТСЯ»: О ГОРДОСТИ ПО ТЕКСТАМ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ

 

«БОГ ГОРДЫМ ПРОТИВИТСЯ»: О ГОРДОСТИ ПО ТЕКСТАМ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ

Монах Кирилл (Попов)



Прежде чем начать разговор о гордости, стоит обратиться к Священному Писанию. Несмотря на то, что в его текстах нельзя найти точное определение этого слова, в них ясно говорится, насколько страшна эта страсть, каков гордый человек и на что он обрекает себя пред Богом и перед людьми. Изгнание из рая Адама и Евы СТРАСТЬ ГОРДОСТИ: НЕ КРАТКО, НО О САМОМ ГЛАВНОМ. ЧАСТЬ 1.

В Священном Писании страсть гордости (греч.  ὑπερηφανία) обозначается при помощи различных понятий, передающихся в русском переводе такими словами, как «надменность», «наглость», «высокомерие», «пустая слава», «напыщенность», «кичливость». Все они являют собой разные виды одного основного явления — гордыни.

·                      Высокомерие:

Страх Господень ненавидит неправду, гордость, высокомерие  (ὕβριν) [1]   и пути лукавых; возненавидела я и развращенные пути злых  (Притч. 8:13).

Злой от высокомерия  (ὕβρεως) [2]   делает зло, а знающие себя самих  — мудры.  (Притч. 13:10).

Что принесло нам пользу высокомерие  (ὑπερηφανία) [3] , и что богатство среди гордости доставило нам?  (Прем. 5:8).

Ибо поклялся Господь Собою, говорит Господь Бог сил: ибо Я гнушаюсь всем высокомерием  (ὕβριν) [4] Иакова, и возненавидел его селения и отвергну город со всеми жителями его  (Ам. 6:8).

·                      Надменность:

И Я накажу всю вселенную за зло (Ἐντελοῦμαι τῇ οἰκουμένῃ  ὅλῃ κακὰ  —  букв. определю (слав.  заповем) всей вселенной зло),  а нечестивых за грехи их, и погублю надменность (ὕβριν)  беззаконных и смирю надменность  (ὕβριν) [5]   гордых (ὑπερηφάνων).  (Ис. 13:11).

Это им за надменность  (ὕβρεως) [6]   их, за то, что они поносили и величались над народом Господа Вседержителя  (Соф. 2:10).

Господь Саваоф постановил отнять всякую надменность  (ὕβριν) [7]   славных и унизить все славное на земле  (Ис. 23:9).

Я приведу злейших из народов, и завладеют домами их. И положу конец надменности  (φρύαγμα) [8] сильных, и будут осквернены святыни их  (Иез. 7:24).

Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», — вы, по своей надменности  (ἀλαζονείαις) [9] ,  тщеславитесь  (καυχᾶσθε) [10] : всякое такое тщеславие  (καύχησις) [11]   есть зло  (Иак. 4:15-16).

·                      Напыщенность (напыщенный):

Ибо люди будут самолюбивы (φίλαυτοι) [12] , сребролюбивы, горды, надменны, наглы, напыщенны  (τετυφωμένοι) [13] (2 Тим. 3:2-5).

·                      Кичливость:

Слышали мы о гордости (ὕβριν) [14]   Моава, — весьма горд (ὕβρισεν) [15]   Он, о надменности (ὕβριν) [16] его и кичливости (ὑπερηφανίαν) [17]   его, о превозношении (ὑψώθη) [18]   и спеси сердца его (Иер. 48:29).

Эта страсть совершенно инородна по отношению к Богу, Его замыслу о мире и человеке, созданном по образу и подобию Творца.

При этом в тексте Священного Писания гордость представлена описательно — четкого определения этой страсти нет. Для того чтобы выделить целостное определение, важно рассмотреть те качества и отличительные особенности гордости, которые выделяет Священное Писание. В его текстах отмечается, что эта страсть  совершенно инородна по отношению к Богу, Его замыслу о мире и человеке,  созданном  по образу и подобию  Творца (см. Быт. 1:26). Таким образом, она не свойственна ни Богу, ни первозданному человеку, ни ангелам.

В книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, говорится:  Гордость  (ὑπερηφανί) [19]   не сотворена для людей  (Сир.10:21), а также:  Никому не заповедал Он поступать нечестиво и никому не дал позволения грешить  (Сир. 15:20), поэтому гордость не происходит от Бога:  всё, что в мире — похоть плоти, похоть очей и гордость    (ἀλαζονεία) [20]   житейская, — не есть от Отца  (1 Ин. 2:16). По этой причине гордость становится главным признаком противления Богу и отличительной чертой нечестивых:  Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, — грех  (Притч. 21:4).

Среди шести пороков, которые настолько неугодны Богу, что премудрый Соломон для выражения отношения к ним Творца использует слово «ненависть», гордость занимает первое место:  Вот шесть, что  ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его:  глаза  гордые  (ὀφθαλμὸς  ὑβριστοῦ) [21] ,  язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями  (Притч. 6:17-18). В Псалтири пророк и псалмопевец Давид говорит:  гордого(ὑπερηφάνῳ) [22]   очами и надменного сердцем не потерплю  (Пс. 100:5).

Апостол Павел уточняет, что опасность гордости заключена в том, что в форме превозношения она закрывает возможность познания Бога — в противоположность смирению, разрушающему гордость:  Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение  (ὕψωμα) [23] ,  восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу  (2 Кор. 10:4-5).

В ожесточении сердца гордецы пренебрегают Богом, доходя до Его отвержения:  В надмении [24] своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!»  (Пс. 9:25). Они не опасаются гнева Божия, будучи уверенны в своей безнаказанности —  говорит в сердце своем: «не поколеблюсь; в род и род не приключится  мне  зла», «забыл Бог, закрыл лице Свое, не увидит никогда»  (Пс. 9:27, 32).

Страсть гордости ведет к полному отвержению Бога, вследствие чего Он, как неоднократно отмечает Священное Писание, противится гордым.

Страсть гордости ведет к полному отвержению Бога, вследствие чего Он, как неоднократно отмечает Священное Писание, противится гордым:  Бог гордым (ὑπερηφάνοις) [25]   противится  (Иак. 4:6, также: Притч. 3:34, 1 Петр. 5:5). Пребывающий в состоянии надменности сердца настолько отвратителен в нравственном отношении перед лицом Божественного милосердия, что Писание именует его мерзким:  Мерзость  (ἀκάθαρτος) [26]   пред Господом всякий надменный  (ὑψηλοκάρδιος) сердцем [27]   (Притч. 16:5) — эти слова указывают на то, что гордость и надменность являются отступлением от Богом указанного человеку пути [28] . Священное Писание говорит, что гордость приводит к тому, что люди теряют Божью милость, отпадают от Него (Рим. 11:18-20).

По этой причине этот грех противен не только в очах Бога, но и ненавистен людям, поскольку неправильно поступает тот, кто совершает дела с высокомерием:  Гордость  (ὑπερηφανί) [29] ненавистна и Господу и людям, и преступна против обоих…  (Сир. 10:7).

Противоположностью высокомерию, надменности и гордости Ветхий Завет считал страх Божий.

Противоположностью высокомерию, надменности и гордости Ветхий Завет считал страх Божий:  Страх Господень ненавидит неправду, гордость, высокомерие  (ὕβριν) [30]   и пути лукавых; возненавидела и я развращенные пути злых  (Притч. 8:13).

Потому Священное Писание определяет, что гордость непременно подвергается суду Божию и влечет отвратительное наказание [31] .

Особенно часто об этом говорится в книгах пророческих:  Поникнут гордые  (ὕψος) [32]   взгляды человека, и  высокое людское унизится;  и один Господь будет высок в тот день. Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое  (ὑβριστὴ) [33]   и высокомерное  (ὑπερήφανον) [34]   и на все превознесенное  (ὑψηλὸν) [35] , — и оно будет унижено…  (Ис. 2:11-12),  Я накажу мир за зло, и нечестивых — за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых  (ἀνόμων) [36] ,  и уничижу надменность  (ὕβριν)  притеснителей [37]   (Ис. 13:11).

В некоторых текстах Священного Писания прямо указывается, какие конкретно наказания посылает Бог превозносящимся:  Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей. Ибо она говорит в сердце своем: «сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!» За то в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее  (Откр. 18:7-8).

В Священном Писании говорится не только о том, что гордецов ожидает праведный суд Божий, но и о том, что Сам Господь выступает Судией над нечестивыми, преступающими заповеданное им:  Братья наши, претерпев ныне краткое мучение, по завету Божию получили жизнь вечную, а ты по суду Божию понесешь праведное наказание за превозношение  (τῆς  ὑπερηφανίας) [38]   (2 Мак. 7:36);  Ты, все создавший и всем управляющий, праведный Владыка: Ты судишь тех, которые делают что-либо с дерзостью и превозношением  (τοὺς  ὕβρει καὶ  ἀγερωχίᾳ) [39]   (3 Мак. 2:3).

Также отмечается, что иногда Бог ради вразумления гордецов не наказывает грешников за другие грехи, чтобы праведное наказание тщеславные и надменные не рассматривали как повод для своего превозношения и не коснели в гордости:  Не отмщай нам за нечистоту их, и не накажи нас за осквернение, чтобы не тщеславились беззаконники в мыслях своих и не торжествовали в превозношении  (ὑπερηφανίᾳ) [40]   языка своего, говоря: мы попрали дом святыни, как попираются домы скверны  (3 Мак. 3:14).

Священное Писание показывает, что гордость становится источником всякого нечестия и зла.

Священное Писание показывает, что гордость  становится источником всякого нечестия и зла.  Например,  от высокомерия  (ὕβρεως) [41] происходит раздор  (Притч. 13:10);  по гордости  (ὑπερηφανεύεσθαι) [42]   своей нечестивый преследует бедного  (Пс. 9:23);  уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком — его мучение и пагуба; сидит в засаде за двором, в потаенных местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным; подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои; сгибается, прилегает,  — и бедные падают в сильные когти его  (Пс. 9:28-31). 

И в то же время гордый обкрадывает и наказывает сам себя. Гордость губительна для человека, поскольку страсть помрачает ум, лишает его мудрости. Так, пророк Иезекииль, возглашая слово Божие к начальствующему в Тире, свидетельствует о том, что гордость становится причиной утраты гордецом мудрости:  От красоты твоей возгордилось  (ὑψώθη) [43]   сердце твое, от красоты твоей ты погубил мудрость твою  (Иез. 28:17).

Потеря мудрости свидетельствует о том, что человека поражает глупость.  Кто надеется на себя, тот глуп  (Притч. 28:26), и слова гордеца бичом обрушатся на него же: в  устах глупого  —  бич  гордости  (ὕβρεως) [44] ; уста же мудрых охраняют их  (Притч. 14:3).

Страсть гордости имеет настолько разрушающее воздействие, что овладевает всем человеческим составом, парализует его волю и подавляет свободу мысли.

Страсть гордости имеет настолько разрушающее воздействие, что овладевает всем человеческим составом, парализует его волю и подавляет свободу мысли. Гордость, проникая во все естество человека, поражая его, как показывает царь и пророк Давид, проявляется и во внешнем облике его, его словах и поступках:  Оттого гордость  (ὑπερηφανία) [45] , как ожерелье, обложила их, и дерзость,  как  наряд, одевает их; выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце; над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока;  поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле  (Пс. 72:6-9). Гордость не стыдится саму себя, но, напротив, гордящиеся обнаруживают свое нечестие и неправду, как выказывает кто-либо носимую им одежду [46] .

Гордость приводит человека к ложному представлению о самом себе — к обольщению:  Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя  (Гал. 6:3) и, как результат, к поражению своим «мнением» [47]   и обману самим собою:  Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг  (Откр. 3:17).

Существенным качеством гордости является ее ненасытность. Не довольствующаяся никакими успехами, она, напротив, все более и более ищет похвалы и возвеличивания.

Своей первопричиной гордость имеет падшего верховного ангела, отвергшего Бога и ставшего Его противником.

«Первый грех, по Писанию, — говорит св. Исихий Иерусалимский — есть гордыня» [48] . Своей первопричиной гордость имеет падшего верховного ангела, отвергшего Бога и ставшего Его противником, — Денницу, который увлек и многих других ангелов, подчиненных ему и последовавших за ним. Об этом свидетельствует пророк Исаия:  А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе́ в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему»  (Ис. 14:12-13). Толкуя этот отрывок из Священного Писания, многие святые отцы соотносили его с диаволом, но были и те, которые считали, что речь в данном случае идет о вавилонском царе.

Падение денницы Так свт. Амвросий Медиоланский под гордыней понимал диавола [49] , преп. Иоанн Кассиан данную цитату тоже соотносил с ним [50] , а свт. Иоанн Златоуст особо отмечает, что некоторые толковники, его современники, этот отрывок приводят в отношении как диавола, так и вавилонского царя. При этом сам свт. Иоанн придерживается толкования, которое употребляется «относительно враждебных сил, потому что и Христос говорит:  Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию  (Лк.10:18)» [51] . Так он пишет: «Удивительно, что сатана, хотя был бестелесной силой, светил утром и был посылаем ко всем языкам, ниспал с неба. Видишь ли, когда в нем возбуждается горделивая память? Смотри, как это злейшее семя, посеянное вначале сатаной, произросло и выросло» [52] . Блаж. Иероним Стридонский прямо приписывает эти слова в книге пророка Исаии Люциферу [53] .

Блж. Августин настаивает на том, что этот библейский отрывок нужно применять исключительно к диаволу, а не к вавилонскому царю [54] . И римский толкователь Кассидор так же соотносит эти слова с сатаной [55] . И этот ряд святых отцов и толкователей можно было бы продолжать. Хотя есть и другая точка зрения, трактующая это место из Писания не в иносказательном, а в историческом смысле, относя эти слова к Вавилонскому Царю (Например, преп. Ефрем Сирин [56] , А.П. Лопухин [57] ).

В этом кратком повествовании отпадения денницы от Бога не встречается детальное объяснения «механизма» зарождения злого намерения в сознании Ангела, а описывается лишь его побудительный мотив.

Можно отметить, что достоинства, какими денница был украшен от своего Творца, внушили ему горделивое помышление, будто он не ниже самого Бога и может существовать независимо от Него:  «В преисподнюю низвержена гордыня (δόξα) [58]   твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви  —  покров твой. Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы»  (Ис. 14:11-12). В данном случае для обозначения гордыни используется слово «δόξα».  И это может современного человека смутить, поскольку «δόξα»  используется в положительном смысле, однако в древнегреческом языке слово«δόξα»  рассматривается и в смысле, как небольшая или пустая слава или «воображать себя лучше чем» [59] .

Причина падения диавола заключается в его свободном произволении уподобиться Богу.

Толковники и святые отцы соотносят эти слова пророка исключительно с диаволом. Так известный экзегет Ориген пишет: «То, что говорится во многих местах, и особенно у Исайи, о Навуходоносоре, тоже нельзя понимать в отношении к этому человеку; потому что Навуходоносор-человек не падал с неба, не был денницею и не восходил утром над землею» [60] . Причина падения диавола заключается в его свободном произволении уподобиться Богу. Видя свое исключительное положение среди прочих ангелов, могущество и сила, данная Деннице, стерла между ним и Богом все «границы»

Толкователь Священного Писания Ориген  писал: «Это пророчество весьма ясно показывает, что с неба ниспал тот, кто прежде был денницею и восходил утром. Если же он был существом мрака, как думают некоторые, то как же тогда говорится, что он был денницею? Или каким образом мог восходить утром, не имея в себе ничего светоносного... Следовательно, дьявол был некогда светом... И только потом совершил измену и ниспал, и слава его обратилась в прах». [61] Следовательно, мотивация диавола, до его выпадения из духовного мира, должна была быть благостной, а после превратилась в свою противоположность.

Святой преподобный Иоанн Дамаскин в книге «Точное изложение православной веры» пишет следующее: «Из этих ангельских сил тот ангел, который стоял во главе надземного чина и которому Бог вверил охранение земли, не был создан злым по природе, но был добрым и создан для добра, и не получил в себя от Создателя и следа зла… Им увлечено, ему последовало и с ним ниспало бесчисленное множество подчиненных ему ангелов. Таким образом, они, имея одинаковое с ангелами естество, сделались злыми по произволению, самовольно уклонившись от блага ко злу» [62] . Слова: «от блага ко злу» и указывают на то, что, имея сначала благостную мотивацию  по любви  приближаться к Богу, он, потеряв ощущение дистанции между Творцом и творением, впал в  гордыню.

Диавол из-за гордости первым согрешил среди бестелесных разумных существ —ангелов, до появления человека. Он же первым согрешил и среди всех разумных существ, после появления человека, так как из-за зависти к блаженству человека способствовал его падению своими лживыми речами [63] .  Откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло  (Быт. 3:5).

Поверив ложному обещанию у прародителей, как прежде у самого Денницы возникло гордостное решение, противное воле Божией, и в этом проявилось «явное отступление от Бога и враждебное восстание против Него» [64] .

Священное Писание называет гордость грехом, который влечет за собой осуждение виновного в нем вместе с дьяволом.

Так, гордость сделала первого ангела врагом Богу и низринула его с неба. Потому Священное Писание называет гордость грехом, который влечет за собой осуждение виновного в нем вместе с дьяволом, и предупреждает словами апостола:  чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом  (1Тим. 3:6).

О том, что гордости не было в первозданном мире, что она возникла, как показывает Священное Писание, в результате отвержения Бога падшими ангелами и человеком, повторившим этот грех и выбравшим жизнь вне Бога, и определяется одно из основных свойств гордости —  отвержение Бога.

Священное Писание при изображении людей, обладаемых страстью гордости, описывает различные проявления этого состояния, которое отражается во всем существе человека.

Описывая внешний вид такого человека, Священное Писание указывает физиолого-психические особенности. Описывая его глаза (очи, взор), Писание отмечает:  очи надменные  (Пс.17:28),  глаза гордые  (Притч 6:17),  о, как высокомерны глаза его, и как подняты ресницы его!  (Прит.30:13),  мерзость пред Господом дерзко поднимающий глаза  (Прит.27:20),  нет страха Божия пред глазами его  (Пс.35:2),  перемигиваются глазами при замышлении зла  (Пс.34:19),  прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство  (Прит.16:30),  глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери  (Прит.30:17),  глаза его подсматривают за бедным  (Пс.9:21),  закрывает глаза свои от нищего  (Прит.28:27),  ненасытимы и глаза человеческие  (Прит.27:20).

Описывая уста, язык, и речь:  уста, говорящие высокомерно  (Дан.7:8),  уста льстивые, язык велеречивый, тех, которые говорят: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»?  (Пс. 11:4-5),  уста лживые, которые против праведника говорят злое с гордостью и презреньем  (Пс. 30:19),  злобно разглашают клевету, говорят свысока  (Пс. 72:8),  слово языка их есть грех уст их, да уловятся они в гордости своей за клятву и ложь, которую произносят  (Пс. 58:13),  слова уст его — неправда и лукавство; не хочет он вразумиться, чтобы делать добро  (Пс. 35:4);  речи надменные, дерзкие слова  (1 Цар. 2:3),  царь Давид писал «гордые скрыли силки для меня» «изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их»  (Пс.139:4),  они изрыгают дерзкие речи; величаются все делающие беззаконие  (Пс. 93:4),  надменно говорят устами своими  (Пс. 16:10),  скрежещет на него зубами своими  (Пс. 36:12).

Говоря о сердце, Священное Писание отмечает: надменность сердца  (Притч 21:4),  сердце, кующее злые замыслы  (Притч. 6:18),  они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань  (Пс. 139:3),  огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их  (Ис. 6:10, Матф. 13:15, Деян. 28:27),  и гордость Израиля унижена в глазах их и при всем том они не обратились к Господу Богу своему и не взыскали Его  (Ос. 7:10); говорят от сердца притворного  (Пс. 11:3),  оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам  (Пс. 80:13),  ходили каждый по мыслям злого сердца своего, служа иным богам, совершая злые дела пред очами Господа Бога нашего  (Вар. 1:22).

Священное Писание также достаточно подробно описывает портрет гордого человека.

Священное Писание также достаточно подробно описывает портрет гордого человека. Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры.  (Прит.6:12-14).  Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их. Выкатились от тука очи их, и бродят помыслы в сердце их!  (Пс. 73:6-7).

Священное Писание указывает характерные особенности проявления гордости в отношении с ближними, выражающееся в презрении. Когда Саула избрали на царство, Священное Писание отмечает презрение, с которым отнеслись некоторые люди к этому выбору:  А негодные люди говорили: ему ли спасать нас? И презрели его и не поднесли ему даров; но он как бы не замечал того(1 Цар. 10:27).

Гордые радуются преткновениям других:  А когда я претыкался, они радовались и собирались; собирались ругатели против меня, не знаю за что, поносили и не переставали; с лицемерными насмешниками скрежетали на меня зубами своими  (Пс. 34:15, 16).

Царь Давид говорит о превозношении нечестивых, что в сердце у них:  Хорошо! [хорошо!] по душе нашей! … мы поглотили его  (Пс.34:25).  Враги мои говорят обо мне злое: когда он умрет и погибнет имя его? И если приходит кто видеть меня, говорит ложь; сердце его слагает в себе неправду, и он, выйдя вон, толкует. Все ненавидящие меня шепчут между собою против меня, замышляют на меня зло: слово велиала пришло на него; он слег; не встать ему более. Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту. Ты же, Господи, помилуй меня и восставь меня, и я воздам им.  (Пс. 40:6-11).

Гордость проявляется в ссорах, распрях и раздорах.  От высокомерия происходит раздор  (Притч. 13:10);  Надменный разжигает ссору,  (Притч. 28:25),  коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры  (Притч. 6:14),  ссора надменных — кровопролитие, и брань их несносна для слуха  (Сир. 27:15) и др.

Признаком гордости является и упрямство, упорство.

Признаком гордости является и упрямство, упорство.  И не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим  (Пс. 77:8).

Проявлением гордости является надменность.  И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы  (Мал. 3:15).  Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи  (Пс. 39:5) Также и преследование других людей — одно из ее проявлений.  По гордости своей нечестивый преследует бедного: да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют  (Пс. 9:23);  да не наступит на меня нога гордыни, и рука грешника да не изгонит меня  (Пс. 35:12),  Нечестивый подсматривает за праведником и ищет умертвить его  (Пс. 36:32).

В Священном Писании страсть гордости рассматривается, как отрицательное качество в человеке, влекущее его к погибели.

Таким образом, на основании отмеченных Священным Писанием качеств и отличительных особенностей гордости, можно заключить, что гордость — это греховная страсть, не присущая человеческой природе по естеству, возникшая под влиянием диавола, через грехопадение и соблазны мира, проявляющаяся в пренебрежении, забвении и потере страха Божия, удалении от Него, выражающаяся во все большем превозношении себя над другими, обусловленная неимоверной ненасытностью, которая не остается без наказания от Бога. В Священном Писании страсть гордости рассматривается, как отрицательное качество в человеке, влекущее его к погибели.

монах Кирилл (Попов)

Схиархимандрит Зосима (Сокур) - Ведомости Краснослободской ЕпархииСкачать  (MP3 файл. Продолжительность 34:44 мин. Размер 16.7 Mb) Схиархимандрит Зосима (Сокур) Всех вас, возлюбленная паства моя, приветствую с воскресным, праздничным днем сегодняшним.
10.06.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
РАЗГОВОР С САМАРЯНКОЙ - Ведомости Краснослободской ЕпархииПатриарх Сербский Павел (Стойчевич)      Из книги проповедей и бесед с Сербским Патриархом Павлом  «Пешком в вечность.
13.05.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
Сотрудники УИИ УФСИН России по Республике Мордовия смогли приложиться к великой святыне христианского мира - УФСИН Сотрудники уголовно-исполнительной инспекции Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия смогли приложиться к распятию с частицей Креста Господня,
18.10.2017 УФСИН
В Мордовии осужденный обвенчался с возлюбленной  - Столица С© УФСИН РФ по РМ © УФСИН РФ по РМ © УФСИН РФ по РМ Таинство венчания осужденного исправительной колонии № 10 и его избранницы прошло в надомной церкви в честь иконы Божьей Матери «Скоропослушница»,
17.10.2017 Столица С
IMG 3229 - Ведомости Краснослободской ЕпархииВ рамках Всероссийских испытаний на право ношения крапового берета среди сотрудников отделов специального назначания ФСИН РОССИИ прошли торжественные мероприятия с участием президента благотворительного фонда св.
17.10.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
DSCN0513 - Ведомости Краснослободской ЕпархииХрам Успения Пресвятой Богородицы — старейшее сохранившееся каменное здание Торбеевского благочиния с. Никольское.
17.10.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
ЗАПОЙ ГЛАСОМ РАДОСТИ - Ведомости Краснослободской Епархии  ЗАПОЙ ГЛАСОМ РАДОСТИ Архимандрит Андрей (Конанос) Какой сегодня прекрасный день!
17.10.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
17 октября 2017 года, Преосвященный Климент, Епископ Краснослободский и Темниковский совершил Божественную литургию в день памяти Обре́тения мощей святителей Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия,
17.10.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
Саранских школьников попросили не участвовать в Хэллоуине  - Столица СНастоятель храма святого благоверного князя Александра Невского лямбирского села Александровка Дионисий Шалин встретился с учащимися 5-6 классов школы № 33 Саранска.
17.10.2017 Столица С
НЕЗАБЫВАЕМАЯ ПОЕЗДКА В ИНТЕРАКТИВНЫЙ МУЗЕЙ - Ruzaevka-rm.RuРабота по профилактике правонарушений, безнадзорности среди подростков - одно из главных направлений госструктур, ряда общественных организаций.
17.10.2017 Ruzaevka-rm.Ru
НЕМЦЫ В ГОРОДЕ - Ведомости Краснослободской Епархии  НЕМЦЫ В ГОРОДЕ Протоиерей Андрей Ткачев Когда в разгар Первой мировой враги искали смерти монаршей семьи и разрушения государственности,
16.10.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
Состоялась Передача фондом св мученика Вонифатия юбилейного колокола к 200 летию св Феодора Ушакова в Санаксарский Монастырь где находятся св Мощи нашего великого св Флотоводца св Феодора Ушакова.
16.10.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
htmlimage - Ведомости Краснослободской Епархии14 октября в с. Дракино престольный праздник. В храме в честь Покрова Божией матери Покровского мужского монастыря собрались в этот день не только жители села.
16.10.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
В Троице-Скановом женском монастыре прошло чествование «Трубчевской» иконы Божией Матери - Ардатовская Епархия16 октября 2017 года, в день чествования Трубчевской иконы Божией Матери, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим, епископ Сердобский и Спасский Митрофан,
16.10.2017 Ардатовская Епархия
В Мордовии осужденный обвенчался с супругой (ФОТО) - 113Rus.RuВ надомной церкви в честь иконы Божьей Матери «Скоропослушница», находящейся на территории исправительной колонии № 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия,
16.10.2017 113Rus.Ru
В ИК-10 УФСИН России по Республике Мордовия прошла церемония венчания - УФСИН В надомной церкви в честь иконы Божьей Матери «Скоропослушница», которая находится на территории исправительной колонии № 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия,
16.10.2017 УФСИН
Свято-Феодоровском кафедральном соборе состоялась праздничная Божественная Литургия, которую совершили три Архиерея Мордовской митрополии - Ардатовская Епархия15 октября, в день памяти небесного покровителя Мордовии праведного воина Феодора Ушакова, в Свято-Феодоровском кафедральном соборе состоялась праздничная Божественная Литургия,
16.10.2017 Ардатовская Епархия
15 октября, в день памяти небесного покровителя Мордовии праведного воина Феодора Ушакова, в Свято-Феодоровском кафедральном соборе состоялась праздничная Божественная Литургия,
16.10.2017 Саранская епархия
Фабрика форматов1 - Ведомости Краснослободской ЕпархииУ прихожан Успенского храма кафедрального города Темникова – Покров. В Темниковском благочинии многие храмы и престолы освящены в честь этого Праздника.
15.10.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
IMG 0609mm - Ведомости Краснослободской Епархии15 октября 2017 года в день памяти праведного воина Феодора Ушакова в Рождества-Богородичном Санаксарском мужском монастыре прошло 200 летие со дня кончины святого воина Феодора Ушакова,
15.10.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
20170711 140424 11 - Ведомости Краснослободской Епархии  По благословению Преосвященного Климента, Епископа Краснослободского и Темниковского в светлый праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском храме села Вадовские Селища Зубово-Полянского благочиния настоятелем
15.10.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
Полтонны металла житель Мордовии украл волей случая - MordovMedia.RuСегодня 08:01 В Рузаевском районе сотрудниками правоохранительных органов был задержан 28-летний житель поселка Плодопитомнический.
18.10.2017 MordovMedia.Ru
В Саранске горела шаурмичная на ул. Рабочей  - Столица С© ГУ МЧС России по РМ © ГУ МЧС России по РМ © ГУ МЧС России по РМ Пожар случился утром 17 октября в уличном павильоне, расположенном на ул.
18.10.2017 Столица С
Сенсация: В Мордовии задержан член команды Меркушкина Денис Подсеваткин! - Столица СПо данным "С", Денис Подсеваткин был задержан в родной Мордовии© parkgagarina.info Задержан член самарской команды Николая Меркушкина Денис Подсеваткин,
17.10.2017 Столица С
Хроника ДТП: 9 — 15 октября - Столица С
Хроника ДТП: 9 — 15 октября
Аварийной выдалась минувшая неделя, с 9 по 15 октября, в Мордовии. За этот срок случилось 32 ДТП с двумя погибшими и 42 ранеными.
Столица С
Перевозчик иностранцев может сесть на 2 года из-за лысой покрышки  - Столица С
Перевозчик иностранцев может сесть на 2 года из-за лысой покрышки 
© СУ СК по РМ Ичалковский межрайонный следственный отдел СУ СК по РМ возбудил уголовное дело по части 1 статьи 238 УК РФ «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей».
Столица С
В больнице скончалась 25-летняя участница ДТП в центре Саранска  - Столица С
В больнице скончалась 25-летняя участница ДТП в центре Саранска 
© vk.com «Столице С» стало известно о смерти горожанки Марии Шулубиной, которая утром 14 октября попала в дорожно-транспортное происшествие на перекрестке саранских улиц Старопосадской и Республиканской.
Столица С
Сотрудники УИИ УФСИН России по Республике Мордовия смогли приложиться к великой святыне христианского мира - УФСИН Сотрудники уголовно-исполнительной инспекции Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия смогли приложиться к распятию с частицей Креста Господня,
18.10.2017 УФСИН
ЗАПОЙ ГЛАСОМ РАДОСТИ - Ведомости Краснослободской Епархии  ЗАПОЙ ГЛАСОМ РАДОСТИ Архимандрит Андрей (Конанос) Какой сегодня прекрасный день!
17.10.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
НЕМЦЫ В ГОРОДЕ - Ведомости Краснослободской Епархии  НЕМЦЫ В ГОРОДЕ Протоиерей Андрей Ткачев Когда в разгар Первой мировой враги искали смерти монаршей семьи и разрушения государственности,
16.10.2017 Ведомости Краснослободской Епархии
Саранских школьников попросили не участвовать в Хэллоуине  - Столица С
Саранских школьников попросили не участвовать в Хэллоуине 
Настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского лямбирского села Александровка Дионисий Шалин встретился с учащимися 5-6 классов школы № 33 Саранска.
Столица С
В Мордовии осужденные будут молиться целую неделю  - Столица С
В Мордовии осужденные будут молиться целую неделю 
© УФСИН РФ по РМ В учреждениях, подведомственных УФСИН, проходит Неделя Молитвы.
Столица С
В Саранске школьникам рассказали о семейных ценностях  - Столица С
В Саранске школьникам рассказали о семейных ценностях 
Благочинный церквей Северо-Западного округа Саранска протоиерей Николай Бябин посетил школу № 27.
Столица С
«Меня можно назвать лебедем-оторвой!» - Столица САктриса Елена Воробей — о женской дружбе, исключении из правил и юморе На сцене Музыкального театра имени Яушева 18 октября покажут спектакль «Мужчина с доставкой на дом»,
18.10.2017 Столица С
«Отечества славный сын» - Министерство культурыНе отчаивайтесь!
18.10.2017 Министерство культуры
Портрет Героя Советского Союза из Мордовии представлен на новой выставке в Москве - 113Rus.RuПортрет уроженца Мордовии Михаила Девятаева стал одним из знаковых экспонатов на новой художественной выставке в Москве.
18.10.2017 113Rus.Ru
«Российское кино, по сравнению с американским, выглядит как кружок кинолюбителей при саранском доме пионеров…»  - Столица С
«Российское кино, по сравнению с американским, выглядит как кружок кинолюбителей при саранском доме пионеров…» 
Уроженец Мордовии, оператор Сергей Астахов — о новом фильме «Салют-7», космической теме и работе с Алексеем Балабановым На экраны вышла картина «Салют-7», основанная на реальных событиях.
Столица С
«Аритмия» — в этом мире не только «Мы» - Столица С
«Аритмия» — в этом мире не только «Мы»
Николай Кандышев kandyshev@stolica-s.su © kinopoisk.ru О лучшем российском фильме 2017 года в рецензии кинокритик Николай Кандышев Возможно до выхода нашумевшей «Матильды» подзаголовок преждевременный.
Столица С
«Мне нечего делать в государстве, где правит кучка дураков!» - Столица С
«Мне нечего делать в государстве, где правит кучка дураков!»
Актер и телеведущий Оскар Кучера — об украинском инциденте, самой большой удаче,
Столица С
На квалификационном турнире по художественной гимнастике «Золотая осень Черноземья» мордовские гимнастки завоевали 4 медали - ГТРК МордовияВ Воронеже завершился турнир по художественной гимнастике. В нем участвовали более 200 человек из разных уголков страны.
18.10.2017 ГТРК Мордовия
Поздравления призерам спартакиады - Ковылкинский филиал МГУ им. Н.П. Огарёва13 октября в г.Саранске состоялись финальные соревнования Республиканской Спартакиады "Старты надежд".
18.10.2017 Ковылкинский филиал МГУ им. Н.П. Огарёва
    18—21 октября в Саранске пройдет финальный этап Кубка России по велоспорту-BMX в дисциплине «классик».
17.10.2017 Министерство спорта
Уроженец Саранска — чемпион мира по жиму лежа! - Столица С
Уроженец Саранска — чемпион мира по жиму лежа!
© Столица С Титулованный мордовский троеборец Александр Громов, которому исполнилось 36 лет, доказал, что с годами не становится слабее!
Столица С
«Мордовия Арена» проросла травой! - Столица С
«Мордовия Арена» проросла травой!
© Столица С В 2018 году знаменитый, но еще не достроенный стадион примет в своих стенах болельщиков со всего мира!
Столица С
Послу Саранска — 28 лет!  - Столица С
Послу Саранска — 28 лет! 
© Столица С Нападающий «Динамо» и посол Саранска на чемпионате мира по футболу Кирилл Панченко 16 октября отметил 28-летие.
Столица С
Портрет Героя Советского Союза из Мордовии представлен на новой выставке в Москве - 113Rus.RuПортрет уроженца Мордовии Михаила Девятаева стал одним из знаковых экспонатов на новой художественной выставке в Москве.
18.10.2017 113Rus.Ru
Специалисты из Мордовии смогут синтезировать более 20 антибиотиков - Gazeta13.RuГлава Мордовии Владимир Волков провел в Москве рабочую встречу с министром промышленности и торговли России Денисом Мантуровым.
18.10.2017 Gazeta13.Ru
В Мордовии SsangYong Kyron опрокинулся в кювет из-за столкновения с колесом, отвалившимся от ВАЗ-21150 - Вестник Мордовии    В Лямбирском районе Мордовии внедорожник SsangYong Kyron опрокинулся в кювет из-за столкновения на дороге с колесом, которое во время движения отсоединилось от ВАЗ-21150.
18.10.2017 Вестник Мордовии
Ичалковским межрайонным следственным отделом Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия завершено расследование уголовного дела по обвинению 39-летнего жителя села Большое
18.10.2017 Следственный комитет
Мордовия заняла 3 место в ПФО по уровню развития информационного общества - Вестник Мордовии    Мордовия вошла в тройку лидеров в Приволжском федеральном округе по уровню развития информационного общества.
18.10.2017 Вестник Мордовии